Казахские
Казахские
музыкальные
музыкальные
инструменты
инструменты
Музыкальное искусство казахского народа
Казахские музыкальные инструменты
Казахские музыкальные инструменты
Духовые
Струнные
Ударные
Музыкальное искусство казахского народа
Кобыз
Кобыз
Кобыз – смычковый музыкальный
инструмент с двумя волосяными струнами.
Он выдалбливался из одного цельного
куска дерева – можжевельника (арша),
клена, сосны, березы. Инструмент состоял
как бы из трех частей: головной (бас),
средней (основание - кеуде) и нижней (аяк).
Основание делается в виде открытой чаши,
вытянутой книзу. Эта нижняя часть
инструмента затягивается кожей (дека). На
ней устанавливается подставка (тиек).
Струны для кобыза до сих пор
изготавливаются из конского хвоста.
Смычок имеет дугообразную форму и
напоминает лук: к двум концам изогнутой
ветки привязывается пучок конского волоса
и скрепляется крепкой нитью из
верблюжьей шерсти. Исполнитель
обхватывает смычок сбоку своей ладонью.
Шаманский инструмент выглядел весьма
необычно: головка венчалась перьями
филина, была обвешена различными
металлическими пластинками в виде
роговых завитков, фигур птиц, которые
звенели в такт музыке; на дне чаши
помещалось зеркало. Все это были не
просто украшения, а шаманские знаки –
символы. Кобыз обладает необыкновенно
богатым и красочным тембром.
Музыкальное искусство казахского народа
Жетыген
Жетыген
Жетыген древний семиструнный
щипковый инструмент, напоминающий
по форме гусли или лежачую арфу.
Наиболее древний тип жетыгена
представлял собой продолговатый
ящик, выдолбленный из куска
древесины. На таком жетыгене не было
ни верхней деки, ни колков. Струны
натягивались рукой с наружной
стороны инструмента. Позднее верхняя
часть жетыгена была накрыта
деревянной декой. Под каждую струну
подставляли с двух сторон асыки.
Передвигая их, можно было
подстраивать струну. Если асыки
сближали, строй повышался, раздвигали
– понижался. Настройка струн
производится колками и
передвижением подставок.
Музыкальное искусство казахского народа
Шертер
Шертер
Шертер - древний струнный
щипковый инструмент. На шертере
играли так же, как и на домбре. Но
шертер был намного меньше домбры,
он имел короткий гриф без ладов,
отличался более сильным звучанием,
чем домбра. Внешне шертер
напоминал кобыз, потому что его
также долбили из цельного куска
дерева, придавали ем у изогнутую
форму, а корпус обтягивали кожей,
натягивая две струны из конского
волоса. Инструмент имел лишь один
колок, поэтому обе струны продевали
сквозь головку, а затем одну из них
закрепляли к колку, а другую – прямо
к головке. Настройка струн была
связана с длинным устройством
инструмента. Струну, закрепленную
на головке шертера, натягивали
рукой, вторую же, прикрепленную к
колку, подстраивал и соответственно
высоте звука первой струны. Шертер
употребляли преимущественно для
сопровождения песен, сказаний,
легенд. Он был распространен среди
пастухов.
Музыкальное искусство казахского народа
Домбра Домбра - самый распространенный казахский
Домбра
взмахами,
а
в
только
в
тонким
обусловлены
левая
рука
в жизни
казахов.
могла
был
особенностями
западных домбр
народный инструмент. Домбру можно было
встретить в каждой юрте; она относилась к
числу самых необходимых и обязательных
предметов
История
возникновения этого инструмента уходит в
глубь веков. Различаются два вида домбры –
западная и восточная. Разные формы домбр
были
двух
исполнительских традиций. Для исполнения
быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было,
свободно
чтобы
перемещаться и скользить по грифу. Поэтому
гриф
и
удлиненным. Эти технические приемы были
неприменимы при исполнении на восточных
домбрах с широким укороченным грифом.
Размеры инструментов и формы корпусов
влияли на силу звучания: чем больше размеры,
тем громче домбры. На характер звучания
влияла и техника правой руки: в токпе-кюях
звук извлекался на обеих струнах сильными
кистевыми
шертпе
использовались мягкие щипковые переборы
струн отдельными пальцами. Таким образом,
между устройством домбр и кюями, которые на
них исполняются, существовала тесная связь.
Домбра могла быть не только двухструнной, но
и трехструнной. В прошлом трехструнные
домбры встречались в различных регионах
Казахстана, в настоящее же время они
сохранились
Семипалатинской
области.
Музыкальное искусство казахского народа
Легенда о домбре
Легенда о домбре
В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У
младшего брата была домбра, очень он любил на ней
играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает.
Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот
однажды захотел он прославиться, а для этого решил
построить мост через бурную и холодную реку. Стал
камни собирать, начал мост строить. А младший брат
всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит
младший брат на помощь старшему, только и знает, что
играет на любимом инструменте. Разозлился старший
брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы
ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент,
смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали
по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка
в молчавших долгое время селениях.
Музыкальное искусство казахского народа
сыбызгы Среди духовых инструментов сыбызгы
сыбызгы
была наиболее любимым
инструментом – она тесно вошла в
музыкальную жизнь народа. Сыбызгы
помогала чабанам в одиночестве на
отдаленных пастбищах, она радовала
людей в вечерние часы отдыха, когда
музыканты рассказывали и играли
прекрасные древние легенды и
предания. Сыбызгисты были
желанными гостями на всех тоях и
праздненствах. Широкое
распространение сыбызгы было
связано с простотой его изготовления.
Сыбызгы делали из полой трубки
тростника, на которой прорезали три
отверстия. Сделать сыбызгы можно
было легко и быстро, но научиться
играть на ней считалось серьезным
делом. Сыбызговые кюи обычно
двухголосные: один голос извлекается
из инструмента, второй представляет
горловой звук самого музыканта-
исполнителя. Нужно было освоить
технику одновременного исполнения
двух голосов. Кроме тростниковых
сыбызгы существовали и деревянные.
Музыкальное искусство казахского народа
Саз сырнай Саз сырнай это древний казахский духовой
Это
музыкальный инструмент. Саз сырнай по форме
напоминает куриное яйцо, размером с кулак.
Иногда имел форму птицы со сложенными
крыльями. Соответственно отсюда и название
этого инструмента: тастауык
( в переводе
означает "каменная курица"), саз сырнай ( саз
глина, а словом сырнай означали все духовые
инструменты у казахов). У саз сырная есть еще
одно название ускурик, что в переводе означает
"трескучий мороз". Такое название он получил
благодаря тому, что голос саз сырная при игре
напоминает завывание ветра. Изготавливали саз
сырнай из глины, для прочности смешанной с
шерстью. В корпусе делались 46 игровых
отверстий.
возможность
воспроизводить несколько песенных мелодий в
среднем регистре. По сути саз сырнай был
детской забавой. Играли на этом инструменте в
основном пастухичабаны. Саз сырнай был
найден при раскопках сожженного войсками
Чингисхана в 1220 году средневекового города
Отрара. Реконструированный исследователем
фольклора Болатом Сарыбаевым в 1971 г., саз
сырнай был введен в состав фольклорно
этнографических ансамблей.
давало
Музыкальное искусство казахского народа
Шанкобыз
Шанкобыз это древний казахский металлический
пластинчатый самозвучащий язычковый музыкальный
инструмент. Шанкобыз состоит из кованой железной дуги
в середине которой прикреплен язычок, в виде стальной
пластинки с крючком на конце. Шанкобыз небольшой по
размеру
всего 57 см. Играли на шанкобызе
преимущественно женщины, баюкая своих младенцев в
колыбели. Иногда на пальцы рук они надевали конырау
кольца с колокольчиками, которые создавали красочный
звуковой фон. Техника игры на шанкобызе достаточно
проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом
служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку
приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота
звука достигается сменой положения языка исполнителя.
Звук шанкобыза отличается большим количеством
обертонов (призвуков), что придает ему сходство с
человеческим голосом, а также дает массу возможностей
в звукоподражании.
В далеком прошлом при совершении шаманских обрядов
баксы при игре на шанкобызе мастерски имитировали
звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна,
стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.
Мастеравиртуозы, исполняющие на шанкобызе кюи,
добавляли еще и горловые звуки, в результате чего
получалось реальное трехголосие.
Музыкальное искусство казахского народа
УранУран
Уран - духовой музыкальный
инструмент, употреблявшийся
воинами. Две различные по
длине трубки имеют по три
игровых отверстия. Изготовлен
по рисунку музыканта,
исследователя А. Эйхгорна,
который встречал этот
инструмент у казахов в 1880-е
годы. Духовые инструменты у
тюркских народов бытовали в
глубокой древности.
Исследователи указывают на
восточное происхождение
духовых инструментов, которые
были обнаружены среди
народов Средней Азии. Древние
духовые инструменты не имели
игровых отверстий и
применялись лишь для подачи
сигналов. С появлением
отверстий на трубке духовые
инструменты значительно
обогащаются техническими
возможностями.
Музыкальное искусство казахского народа
Дабыл
Дабыл
Дабыл - ударный инструмент,
ободок с ручкой с двух
сторон обтянут кожей.
Обычно дабылом
пользовались воины (в
наступлении). Это был
инструмент с очень сильным
громким звуком, служивший
для подачи сигналов. В
древние времена ударные
инструменты (дабыл,
дауылпаз и шындауыл)
имели широкое применение в
жизни казахов. Громкие
звуки ударных инструментов
созывали жителей аула на
охоту, на совершение
религиозных обрядов,
извещали о предстоящих
перекочевках.
Музыкальное искусство казахского народа
Асатая
Асатая
к к
Асатаяк - ударный инструмент.
Он напоминал жезл – трость с
плоской головкой, украшенной
орнаментом и металлическими
кольцами, подвесками, имел
открытый и резкий звук. Чтобы
усилить звучание инструмента,
баксы использовали конырау –
колокольчики, которые
прикрепляли к головке асатаяка.
При встряхивании инструмента
конырау дополняли звучание
металлическим звоном. И
асатаяк, и дангыра (бубен) были
атрибутами шаманских обрядов,
из-за чего они не получили
распространения в музыкальном
быту народа. Уже в прошлом
столетии оба инструмента стали
постепенно забываться, их
заменил кобыз, взявший на себя
роль данных ударных
инструментов.
Музыкальное искусство казахского народа
Дангыра
Дангыра
Дангыра - ударный
музыкальный
инструмент. Она
представляла собой
бубен: ободок,
обтянутый с одной
стороны кожей, внутри
которого были навешаны
металлические цепочки,
колечки и пластинки,
издающие при ударе по
коже и при движении
дополнительный
шумовой эффект.
Дангыра была атрибутом
шаманских обрядов.
Музыкальное искусство казахского народа
Дауылпа
Дауылпа
з з
Дауылпаз — казахский
ударный музыкальный
Имеет котлообразный
народный
инструмент.
(или шлемовидный)
деревянный корпус,
обтянутый кожаной
мембраной.
Дауылпаз —
инструмент без
определённой высоты
звучания и имеет
различные размеры.
использовали во
время военных
действий и охоты.
Дауылпаз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.