«Музыкальное воспитание как развитие личности» Музыкальное воспитание является одной из эффективных форм приобщения детей к миру искусства через музыку . Общение с высокохудожественными образцами песенной музыки способно вызвать у каждого ребенка чувства, переживания, ассоциации и помочь ему раскрыть для себя мир, познать себя.
«Музыкальное воспитание »
Лекция разработанная Данченко С.В.
Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых
мест в системе эстетического воспитания.
Музыкальное воспитание - систематическое целенаправленное
развитие музыкальной культуры и музыкальных способностей
человека, воспитание в нем отзывчивости к музыке, глубокого
целостного понимания и переживания ее содержания, процесс
передачи общественноисторического опыта музыкальной
деятельности новому поколению. .
Музыкальное воспитание в воспитательном процессе –
явление принципиально важное. В эстетическом
воспитании детей особое место принадлежит
кружковой работе в области художественно-
творческого профиля, в частности музыкальному
кружку. Профессионально организованная работа
музыкального кружка создает особую художественно-
эстетическую микросреду.
Замечательный педагог современности В.Сухомлинский
писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он
подчеркивал, что музыка может формировать у детей
способность чувствовать сердцем движения души
другого человека, любит, сострадать, творить добро,
открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм
музыкального воспитания, по мнению
В.А.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через
красивое – к человечному».ЦЕЛЬ: создание условий для формирования
музыкальной культуры детей как важной и
неотъемлемой части всей культуры.
Реализации данной цели способствуют следующие
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать духовные качества личности ребенка,
расширять музыкально художественный кругозор;
Формировать у детей потребность общения с
высокохудожественными образцами
Учить детей быть чуткими слушателями и
исполнителями;
Создавать условия для формирования у детей
творческой инициативы, коммуникативных качеств.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать любовь и интерес к музыке и искусству;
Воспитывать культуру чувств, поведения;
Воспитывать музыкальный и художественный вкус ;
Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить
начатую работу до конца.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать творческие способности детей, вокально-
хоровые навыки; музыкальное мышление,
воображение, изображение.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Музыкальный кружок является одной из эффективных
форм приобщения детей к миру искусства через музыку
. Общение с высокохудожественными образцамипесенной музыки способно вызвать у каждого ребенка
чувства, переживания, ассоциации и помочь ему
раскрыть для себя мир, познать себя.
Таким образом, дифференцированный подход к
ребенку в процессе кружковой работы помогает детям
самостоятельно мыслить, ощущать права на
собственный поиск, индивидуальную трактовку.
Главное, что при таком подходе дети трудятся душой,
сопереживают, удивляются и сомневаются;
воспринимают музыкальные произведения, личностно
проживая их. А это значит – музыка становится для них
добрым другом, собеседником, затрагивает струны
разума и сердца.
В песнях изучаемые на занятиях воплощены темы, на
которые во все времена откликались дети душой:
сказка, игра, фантазия, мечта, образы природы.
Основные критерии отбора песенного репертуара
личностного характера:
- Психолого-педагогические, возрастные,
индивидуальные возможности детей.
- Художественное достоинство песни, ее
педагогическая и воспитательная целесообразность.
- Доступность диапазона, интонационные, ритмические
особенности мелодии.
Методическое направление музыкального
воспитания
Основополагающей методической позицией становится
моделирование процесса творчества от рождения
музыки до создания законченного произведения. Вформировании творческого потенциала детей,
художественно-образного мышления помогают на
занятиях кружка задания творческого характера.
Творческие Игры значительно пополняют музыкальный
багаж детей, развивают воображение, фантазию,
быстроту реакции, инициативу и выдержку. Умение
согласовывать свои действия с партнерами.
Развивая познавательный интерес детей на занятиях
кружка, мы обращаемся к тематическим беседам.
Тематика бесед чрезвычайно разнообразна, например:
«Войдем в мир музыки», «Музыка и ты», «Чьи песни ты
поешь», «По музыкальным меридианам». Важно, чтобы
тематические беседы проходили в форме диалога. Во
время проведения беседы необходим такой способ
постановки вопросов, который рождал бы «диалог-
отношение». Поэтому общение с музыкой дает
возможность детям постоянно включаться в процесс
доказательного решения проблемы, что способствует
активизации работы их чувств и мыслей, накоплению
жизненного опыта.
Таким образом, органичное сочетание различных видов
деятельности в работе музыкального кружка позволяет
приобщить детей к миру музыки, к краскам жизни
вызвать у них потребность к прекрасному.
Сведения общего характера связаны со всеми видами
музыкально-художественной деятельности (пением,
движением, воображение и т.д.):
- музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то
повествует, она различна по своему характеру;- музыка развивается, изменяется в ней можно
отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с
этим различные части, музыкальные фразы, запев,
припев;
- музыка имеет свой «язык»; свои средства, которые
выражают ее содержание, передают настроение;
музыку создают композиторы, народ.
Сведения специального характера связаны с
конкретным видом певческой деятельности.
При обучении пению важно иметь понятие:
- о характере звучания - о
правильной дикции - о
мелодической линии - о
метроритме - о
характере движения в связи с характером музыки
- о форме музыкальных произведений в связи с
ритмическими, темповыми, динамическими оттенками
- об элементах танцевальных движений
РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она
пробуждает в человеке добрые чувства, делает его «выше», чище,
лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает
положительного героя: мыслящего, морального, честного .
Музыкальное воспитание стремится воплотить этикоэстетический
идеал в этом особенность содержания, особенности воздействия на
человека.Музыкальное воспитание это сильнейшее средство формирования
интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры
личности играет музыкальное воспитание, необходимое не только
профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо оно помогает
формировать активное, творческое отношение человека к
окружающему миру, труду, и к жизни вообще..