Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

  • Научные работы
  • docx
  • 18.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.
Иконка файла материала Статья1.docx
Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников Подготовили: Давыдова Елизавета Алексеевна Студентка 4 курса Факультет начальных классов МичГАУ Социально­педагогический Смагина Наталья Николаевна кандидат педагогических наук МичГАУ Социально­педагогическийг.Мичуринск 2017 г. На сегодняшний день актуальным вопросом  считается межличностное общение дошкольников. В современном мире дети стали меньше общаться, большую   часть   времени   они   проводят   в   виртуальном   мире.   Всеобщая компьютеризация,   что   технический   прогресс   привели   к   тому, непосредственное   общение   между   людьми   постепенно   заменяется опосредованным. В   качестве   уникального   источника   развития   сферы   общения   до‐ школьников   можно   рассматривать   музыкальное   искусство,   которое характеризуется своей доступностью  и силой эмоционального воздействия. Доступность в том  что именно в музыкальной деятельности ребенок способен рано   себя   реализовывать.   Ему   не   нужно   для   этого   иметь   набор   сложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что   музыка   –   единственное   искусство,   которое   человек   начинает воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей. Согласно   концепции   деятельности,   выдвинутой   А.А.   Леонтьевым,   система общение   –   это   «коммуникативная   деятельность»,   т.е. последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а   кроме   того,   может   сопровождать   другие   виды   деятельности   [3,   с.   124]. Таким   образом,   музыкальная   деятельность   может   являться   и   условием,   и одновременно составной частью коммуникативной деятельности.Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Исследователи   выделили   пять   элементов,   которые   проявляются   и   в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях: • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении   позитивного   самоощущения   и   самооценки.   Если   в коммуникативной   деятельности   этот   результат   достигается   при   помощи специальных   техник   релаксации,   то   в   музыкальной   можно   использовать специальные   вокальные   и   дыхательные   упражнения,   направленные   на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребенок, внимательно слушая музыку, может определить ее структуру (части,   повторы),   стиль   музыкального   произведения,   свойства   звучания (громко,   тихо,   быстро   или   медленно   и   т.д.),   а   также   выражать   свойства музыки   в   движении,   танцах,   пантомиме,   в   рисунках   и   графических изображениях.   В   коммуникативной   деятельности   это   реализуется   при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия). •   Подражание,   повторение   (музыкальных   фраз,   стихов,   текстов).   В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических   и   ритмических   рисунков   при   пении   и   игре   на   музыкальных инструментах,   при   повторении   танцевальных   движений   под   музыку,   а   в межличностном   общении   –   при   точном   повторении   стихов,   текстов   и действий партнера по общению. • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнеров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении   или   танцах   (игры   «Вопрос–ответ»,   «Дополнить   музыкальную   фразупартнера!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней. • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под   музыку,   совместное   пение   или   игра   на   музыкальных   инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании. В   ходе   исследования   музыкально‐ритмической   деятельности   как средство   развития   межличностного   общения   старших   дошкольников   дети, которые   получали   свободный   доступ   к   музыкальным   инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной   деятельности,   показали   лучшие   результаты   в   развитии межличностного общения, чем дети не имевшие таких возможностей. Общение дошкольников со сверстниками происходит в различных видах музыкальной   деятельности.   Однако   только   в   музыкально‐ритмической деятельности   реализуется   потребность   в   двигательной   активности.   Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка. Еще древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К.Орфбыл убежден, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением[4, с. 12]. Отечественные педагоги и музыканты отмечали положительное влияние музыкально‐ритмической   деятельности   на   развитие   общения   ребенка.   Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию   позитивного разных   сторон   общения: самоощущения[2, с. 25]. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально‐   динамической,   эмпатии,ритмическая   деятельность   помогает   наиболее   эффективному   развитию именно невербальной коммуникации детей [1, с. 65]. Говоря   о   полноценном   развитии   личности,   подразумевается интеллектуальное,   духовное   и   физическое   развитие.   Система   музыкально- ритмического воспитания, основанная  на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития. Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально‐ ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических   которые   целесообразно   объединить   в   две   группы   – условий, общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально‐педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства. К общепедагогическим условиям относятся: 1.   Ориентация   на   психофизиологические,   личностные,   возрастные особенности ребенка. 2.   Социальное   и   семейное   окружение.   Для   дошкольника   семейное окружение   является   особенно   значимым   условием   коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребенок получает именно в семье. 3.   Целенаправленная   педагогическая   деятельность   по   развитию общения. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных   и   интересных   формах.   Исходя   из   этого,   к   чисто   музыкальным условиям можно отнести:1.   Подбор   музыкального   материала   занятий   по   принципу   единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение   и   движение   под   музыку.   Для   развития   сферы   общения   необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства. 2.  Постоянное   обогащение   слушательского   опыта   ребенка.   Слушание музыки   предваряет   различные   виды   музыкально‐исполнительской   и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми. 3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведенное до автоматизма. Посредством таких навыков ребенок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми.   Развивая   музыкально‐ритмические   навыки,   мы   расширяем возможности   общения   детей   в   совместной   танцевально‐исполнительской деятельности, формируем культуру общения. 4.   Творческая   направленность   музыкальных   занятий.   Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно‐игровых моментов и   системы   творческих   заданий.   Это   позволяет   создать   на   музыкальных занятиях   атмосферу   доверия   и   ситуацию   успеха,   что,   в   свою   очередь, помогает   ребенку   раскрепоститься,   осознать   свою   индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции.  Таким   образом   можно   сделать   вывод   о   том   ,что     музыкально‐ ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития   общения   ребенка,  так   как   обладает   высокой   экспрессивностью   и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки.   сочетание   различных   видов   музыкально‐ритмической Кроме   того, деятельности   и   соблюдение   ряда   педагогических   условий   способствует развитию   разных   сторон   общения,   позволяет   эффективно   развивать   каквербальную   коммуникацию,   так   и   невербальное   общение   в   интересных   и доступных формах. Список использованной литературы: 1.   Бубнова   О.Б.   Коммуникативные   танцы   как   средство   развития навыков невербального общения младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009. 2.   Буренина   А.И.   Коммуникативные   танцы‐игры   для   детей.   СПб: Музыкальная палитра, 2004. 3. Леонтьев А.А. Психология общения.М.: Академия, 2005. 4.   Тютюнникова   Т.   Что   такое   «Шульверк»   К.   Орфа   //   Дошкольное воспитание. 1998. № 4. 5.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного образования // Российская газета.

Посмотрите также