Музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.
Музыкально‐ритмическая
деятельность как средство развития
межличностного общения старших
дошкольников
Подготовили:
Давыдова Елизавета Алексеевна
Студентка 4 курса
Факультет начальных классов
МичГАУ Социальнопедагогический
Смагина Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук
МичГАУ Социальнопедагогическийг.Мичуринск
2017 г.
На сегодняшний день актуальным вопросом считается межличностное
общение дошкольников. В современном мире дети стали меньше общаться,
большую часть времени они проводят в виртуальном мире. Всеобщая
компьютеризация,
что
технический прогресс привели к тому,
непосредственное общение между людьми постепенно заменяется
опосредованным.
В качестве уникального источника развития сферы общения до‐
школьников можно рассматривать музыкальное искусство, которое
характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия.
Доступность в том что именно в музыкальной деятельности ребенок способен
рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сложных
умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том,
что музыка – единственное искусство, которое человек начинает
воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен
людям разных возрастов и любых национальностей.
Согласно концепции деятельности, выдвинутой А.А. Леонтьевым,
система
общение – это «коммуникативная деятельность»,
т.е.
последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено
на решение определенной задачи.
Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности,
а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности [3, с. 124].
Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и
одновременно составной частью коммуникативной деятельности.Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие
общения дошкольников принадлежит израильским ученым.
Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в
музыкальной, и в коммуникативной деятельностях:
• Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная
категория заключается в самопознании, определении своего места в группе,
становлении позитивного самоощущения и самооценки.
Если в
коммуникативной деятельности этот результат достигается при помощи
специальных техник релаксации, то в музыкальной можно использовать
специальные вокальные и дыхательные упражнения, направленные на
расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.
• Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется,
когда ребенок, внимательно слушая музыку, может определить ее структуру
(части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания
(громко, тихо, быстро или медленно и т.д.), а также выражать свойства
музыки в движении, танцах, пантомиме, в рисунках и графических
изображениях. В коммуникативной деятельности это реализуется при
слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик,
рефлексия).
• Подражание, повторение (музыкальных фраз, стихов, текстов). В
музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении
мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных
инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в
межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и
действий партнера по общению.
• Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности
взаимодействие партнеров проявляется в игре на музыкальных инструментах,
пении или танцах (игры «Вопрос–ответ», «Дополнить музыкальную фразупартнера!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать
точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней.
• Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Проявляется
в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы
под музыку, совместное пение или игра на музыкальных инструментах).
Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности,
рисовании, конструировании.
В ходе исследования музыкально‐ритмической деятельности как
средство развития межличностного общения старших дошкольников дети,
которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам,
магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды
музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии
межличностного общения, чем дети не имевшие таких возможностей.
Общение дошкольников со сверстниками происходит в различных видах
музыкальной деятельности. Однако только в музыкально‐ритмической
деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это
особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так
как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится
пик двигательной активности ребенка.
Еще древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий
музыкант и педагог К.Орфбыл убежден, что музыка для детей неразрывно
связана с речью и движением[4, с. 12].
Отечественные педагоги и музыканты отмечали положительное влияние
музыкально‐ритмической деятельности на развитие общения ребенка. Так,
А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию
позитивного
разных сторон общения:
самоощущения[2, с. 25]. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально‐
динамической,
эмпатии,ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию
именно невербальной коммуникации детей [1, с. 65].
Говоря о полноценном развитии личности,
подразумевается
интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально-
ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, речи
и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную
составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем
смыслов, движение – необходимое условие для физического развития.
Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально‐
ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических
которые целесообразно объединить в две группы –
условий,
общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного
взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально‐педагогические,
обусловленные спецификой музыкального искусства.
К общепедагогическим условиям относятся:
1. Ориентация на психофизиологические, личностные, возрастные
особенности ребенка.
2. Социальное и семейное окружение. Для дошкольника семейное
окружение является особенно значимым условием коммуникативного
развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми
ребенок получает именно в семье.
3. Целенаправленная педагогическая деятельность по развитию
общения.
Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует
возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в
доступных и интересных формах. Исходя из этого, к чисто музыкальным
условиям можно отнести:1. Подбор музыкального материала занятий по принципу единства
музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный
веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается
пение и движение под музыку. Для развития сферы общения необходимо
опираться именно на такие образцы музыкального искусства.
2. Постоянное обогащение слушательского опыта ребенка. Слушание
музыки предваряет различные виды музыкально‐исполнительской и
творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми.
3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие,
доведенное до автоматизма. Посредством таких навыков ребенок способен
осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими
людьми. Развивая музыкально‐ритмические навыки, мы расширяем
возможности общения детей в совместной танцевально‐исполнительской
деятельности, формируем культуру общения.
4. Творческая направленность музыкальных занятий. Постоянное
включение в музыкальную деятельность импровизационно‐игровых моментов
и системы творческих заданий. Это позволяет создать на музыкальных
занятиях атмосферу доверия и ситуацию успеха, что, в свою очередь,
помогает ребенку раскрепоститься, осознать свою индивидуальность,
значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции.
Таким образом можно сделать вывод о том ,что
музыкально‐
ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для
развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и
эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки.
сочетание различных видов музыкально‐ритмической
Кроме того,
деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует
развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать каквербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и
доступных формах.
Список использованной литературы:
1. Бубнова О.Б. Коммуникативные танцы как средство развития
навыков невербального общения младших школьников: Дисс. … канд. пед.
наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009.
2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы‐игры для детей. СПб:
Музыкальная палитра, 2004.
3. Леонтьев А.А. Психология общения.М.: Академия, 2005.
4. Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа // Дошкольное
воспитание. 1998. № 4.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // Российская газета.