Музыкальные возрастные изменения
Оценка 4.8

Музыкальные возрастные изменения

Оценка 4.8
Лекции
docx
музыка
3 кл—7 кл
20.04.2020
Музыкальные возрастные изменения
музыкальные возрастные изменения.docx

                                                 Младший возраст.

Младший возраст является периодом, когда закладывается первоначальные основы приобщения ребёнка к различным видам деятельности, каждая из которых не сразу приобретает развёрнутый характер, а начинается с простейших форм, с развития предпосылок.

Уже с первых дней жизни малыш получает разные музыкальные впечатления, базирующиеся на зрительных и слуховых ощущениях. Это прежде всего голос матери, его убаюкивающие или оживлённые интонации, звуки детских музыкальных игрушек.

Во II младшей группе дети имеют определённый круг представлений в связи с окружающей действительностью, владеют определёнными навыками.

Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный звуковой диапазон (ре1- ля1). Пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности.  Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответсвии с частями произведения, различают силу звучания, изменение темпа.

         В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. У детей формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

         Дети учатся воспринимать настроение произведения, внимательно дослушивать его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы. Называют, о чём рассказывает музыка: различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами («медведь идёт», «зайчик прыгает»).  Разучивая песни, дети должны петь естественным голосом, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию.

                                                    Средняя группа.

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка. Он становится достаточно активным, а действия ребёнка – более осознанными, самостоятельными. У детей появляются собственные замыслы – желание разнообразить в играх сюжеты, темы в рисунках. К музыкальной  деятельности на занятиях возрастает интерес, понимание, чем надо заниматься, какие требования выполнять во время пения, игр, танцев.

Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отмечают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваются к её звучанию, чувствуют и различают общий характер.

Певческий голос в этом возрасте ещё хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон – в пределах ре – си первой октавы.

Слушание музыки различных жанров приобщает детей к разнообразным средствам её выражения. Приучает детей заинтересованно, внимательно слушать музыку, чувствовать различный характер произведений, уметь дослушивать их до конца; узнавать пьесы, песни по мелодии, сыгранной или спетой без слов.

Программа обучения пению предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения к песням, желания включаться в общее исполнение путём активного освоения простейших певческих навыков: петь выразительно, естественно, стремясь передать содержание, настроение песни; петь протяжно, брать дыхание между музыкальными фразами, не прерывая их; произносить слова правильно, ясно; вместе начинать и заканчивать песню; правильно передавать мелодию.     Репертуар доступен и близок интересам и запросам ребёнка. Очень любят песни, связанные с сезонными явлениями, с любимыми образами животных.

 

 

 

 

 

                       

                                    Старшая группа.

Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев. Ребёнок в возрасте 5-6 лет способен не только целостно воспринимать различные, например, предметы, природные явления, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними. Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности.

В старшей группе более отчётливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Часто ребёнок по своей инициативе задаёт вопросы: о чём рассказывает пьеса? Кто спел лучше?

Предпочитая тот или иной вид деятельности, он избирательно относится к ним, например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски.

Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как следует исполнять  лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способны даже к некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Наверно это марш».  «А теперь она протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».

Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в интервалах. Они привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно исправлять неточность своего пения. Иногда голос пятилетнего ребёнка приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определённый тембр, укрепляется диапазон  в пределах первой октавы, у некоторых  хорошо звучит даже до второй октавы.

Обучая пению, нужно добиваться (в меру возможности) выразительности, лёгкости, напевности, то есть правильного звукообразования. Другой важный навык – чистое интонирование, точное, нефальшивое пение. Надо постоянно следить, чтобы дети правильно передавали мелодию, и чаще упражнять их в этом. В коллективном пении особенно важно добиваться интонационной стройности общего хорового звучания, а также ансамбля, то есть слитности по динамике (быстро, медленно). Обучение этим навыкам неразрывно связано с развитием певческого слуха, который позволяет не только услышать, но и исправить неточную интонацию.

У детей развивается способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов, инструментов. Они должны вспоминать и петь ранее выученные песни, причём наиболее сложные из них в сопровождении инструмента, а более лёгкие – без сопровождения, самостоятельно, но после разучивания с педагогом и соответствующей настройки, заданной им.

Детям предлагаются задания, связанные с певческой деятельностью:                       

 импровизировать звукоподражания голосам птиц, животных («ку-ку», «чик-чирик», «кар-кар», «ку-ка-ре-ку», «мяу», «гав-гав»), инструментам (труба, барабан, колокольчик), изменяя при этом высоту звучания, ритмический рисунок, передавая интонацией радость и возмущение, вопрос и ответ, жалобы и призывы, испуг и задор;

         В вокальном жанре особенно существенно сочетание двух начал – музыкального и литературного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

                                          Подготовительная группа.

Подготовка к школе – одна из главных задач воспитания ребёнка шести лет. Она реализуется последовательно и проходит по двум направлениям: в подготовительных группах детских садов и в семье.

 На седьмом году жизни завершается период дошкольного детства. Ребёнок психологически готов к предстоящему в его жизни событию – поступлению в школу. У него меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям, элементам музыкальной грамоты. Формируется  умение оценить прослушанную пьесу, песню, понять, что и как в них отражено.

Дети пытаются мотивировать свои предпочтения при прослушивании, исполнении или творческих импровизациях. Задают вопросы о музыке, ассоциируют свои переживания с её содержанием.

Исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках детей передать отношение к ним. На общем фоне у отдельных детей выявляются более яркие индивидуальные способности. Голосовой аппарат детей к этому периоду уже достаточно окреп, однако функционировать полноценно ещё не может. Голосообразование происходит за счёт натяжения краёв голосовых связок, поэтому пение должно быть негромким. Певческий диапазон расширяется, но тоже в определённых пределах. Лучше всего звучат голоса от ре1 до до2. октавы.

В голосе детей появляется напевность и звонкость, хотя сохраняется специфическое, несколько открытое звучание. С учётом возрастных особенностей шестилетних детей определены следующие задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, стимулировать коллективное исполнение песен, плясок, потребность радоваться общему успеху, развивать эмоциональную отзывчивость, ладовысотный слух, чувство ритма, совершенствовать способности, музыкальную память.

2. Развивать целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных музыкальных инструментах.

3. Дать первоначальные сведения по музыкальной грамоте: характер музыки, её развитие, изменения, сходные и контрастные построения, выразительные средства, высота и длительность звуков.

4. Развивать творческие способности: приобщать к песенным и инструментальным (шумовые, металлофон) импровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.

При ознакомлении с особенностями музыкальной речи привлекаются произведения с характерными выразительными средствами. Обучение пению отвечает задачам общего и эстетического развития ребёнка. Это песни, побуждающие к добрым чувствам, эмоциональным переживаниям, формирующие склонности и вкус. Литературная основа делает этот жанр доступным и впечатляющим. В пении активно формируются музыкальные способности – эмоциональная отзывчивость, ладовысотный слух, творческие наклонности. Пение способствует физической бодрости, повышению тонуса, укреплению дыхания, голоса.

 


 

Младший возраст. Младший возраст является периодом, когда закладывается первоначальные основы приобщения ребёнка к различным видам деятельности, каждая из которых не сразу приобретает развёрнутый характер, а…

Младший возраст. Младший возраст является периодом, когда закладывается первоначальные основы приобщения ребёнка к различным видам деятельности, каждая из которых не сразу приобретает развёрнутый характер, а…

Средняя группа. Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка

Средняя группа. Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка

Старшая группа. Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий

Старшая группа. Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий

У детей развивается способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов, инструментов

У детей развивается способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов, инструментов

Подготовительная группа. Подготовка к школе – одна из главных задач воспитания ребёнка шести лет

Подготовительная группа. Подготовка к школе – одна из главных задач воспитания ребёнка шести лет

Дать первоначальные сведения по музыкальной грамоте: характер музыки, её развитие, изменения, сходные и контрастные построения, выразительные средства, высота и длительность звуков

Дать первоначальные сведения по музыкальной грамоте: характер музыки, её развитие, изменения, сходные и контрастные построения, выразительные средства, высота и длительность звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020