Младший возраст.
Младший возраст является периодом, когда закладывается первоначальные основы приобщения ребёнка к различным видам деятельности, каждая из которых не сразу приобретает развёрнутый характер, а начинается с простейших форм, с развития предпосылок.
Уже с первых дней жизни малыш получает разные музыкальные впечатления, базирующиеся на зрительных и слуховых ощущениях. Это прежде всего голос матери, его убаюкивающие или оживлённые интонации, звуки детских музыкальных игрушек.
Во II младшей группе дети имеют определённый круг представлений в связи с окружающей действительностью, владеют определёнными навыками.
Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.
В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный звуковой диапазон (ре1- ля1). Пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.
В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответсвии с частями произведения, различают силу звучания, изменение темпа.
В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. У детей формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.
Дети учатся воспринимать настроение произведения, внимательно дослушивать его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы. Называют, о чём рассказывает музыка: различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами («медведь идёт», «зайчик прыгает»). Разучивая песни, дети должны петь естественным голосом, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию.
Средняя группа.
Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка. Он становится достаточно активным, а действия ребёнка – более осознанными, самостоятельными. У детей появляются собственные замыслы – желание разнообразить в играх сюжеты, темы в рисунках. К музыкальной деятельности на занятиях возрастает интерес, понимание, чем надо заниматься, какие требования выполнять во время пения, игр, танцев.
Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отмечают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваются к её звучанию, чувствуют и различают общий характер.
Певческий голос в этом возрасте ещё хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон – в пределах ре – си первой октавы.
Слушание музыки различных жанров приобщает детей к разнообразным средствам её выражения. Приучает детей заинтересованно, внимательно слушать музыку, чувствовать различный характер произведений, уметь дослушивать их до конца; узнавать пьесы, песни по мелодии, сыгранной или спетой без слов.
Программа обучения пению предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения к песням, желания включаться в общее исполнение путём активного освоения простейших певческих навыков: петь выразительно, естественно, стремясь передать содержание, настроение песни; петь протяжно, брать дыхание между музыкальными фразами, не прерывая их; произносить слова правильно, ясно; вместе начинать и заканчивать песню; правильно передавать мелодию. Репертуар доступен и близок интересам и запросам ребёнка. Очень любят песни, связанные с сезонными явлениями, с любимыми образами животных.
Старшая группа.
Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев. Ребёнок в возрасте 5-6 лет способен не только целостно воспринимать различные, например, предметы, природные явления, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними. Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности.
В старшей группе более отчётливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Часто ребёнок по своей инициативе задаёт вопросы: о чём рассказывает пьеса? Кто спел лучше?
Предпочитая тот или иной вид деятельности, он избирательно относится к ним, например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски.
Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как следует исполнять лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способны даже к некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Наверно это марш». «А теперь она протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».
Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в интервалах. Они привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно исправлять неточность своего пения. Иногда голос пятилетнего ребёнка приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определённый тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы, у некоторых хорошо звучит даже до второй октавы.
Обучая пению, нужно добиваться (в меру возможности) выразительности, лёгкости, напевности, то есть правильного звукообразования. Другой важный навык – чистое интонирование, точное, нефальшивое пение. Надо постоянно следить, чтобы дети правильно передавали мелодию, и чаще упражнять их в этом. В коллективном пении особенно важно добиваться интонационной стройности общего хорового звучания, а также ансамбля, то есть слитности по динамике (быстро, медленно). Обучение этим навыкам неразрывно связано с развитием певческого слуха, который позволяет не только услышать, но и исправить неточную интонацию.
У детей развивается способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов, инструментов. Они должны вспоминать и петь ранее выученные песни, причём наиболее сложные из них в сопровождении инструмента, а более лёгкие – без сопровождения, самостоятельно, но после разучивания с педагогом и соответствующей настройки, заданной им.
Детям предлагаются задания, связанные с певческой деятельностью:
импровизировать звукоподражания голосам птиц, животных («ку-ку», «чик-чирик», «кар-кар», «ку-ка-ре-ку», «мяу», «гав-гав»), инструментам (труба, барабан, колокольчик), изменяя при этом высоту звучания, ритмический рисунок, передавая интонацией радость и возмущение, вопрос и ответ, жалобы и призывы, испуг и задор;
В вокальном жанре особенно существенно сочетание двух начал – музыкального и литературного.
Подготовительная группа.
Подготовка к школе – одна из главных задач воспитания ребёнка шести лет. Она реализуется последовательно и проходит по двум направлениям: в подготовительных группах детских садов и в семье.
На седьмом году жизни завершается период дошкольного детства. Ребёнок психологически готов к предстоящему в его жизни событию – поступлению в школу. У него меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям, элементам музыкальной грамоты. Формируется умение оценить прослушанную пьесу, песню, понять, что и как в них отражено.
Дети пытаются мотивировать свои предпочтения при прослушивании, исполнении или творческих импровизациях. Задают вопросы о музыке, ассоциируют свои переживания с её содержанием.
Исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках детей передать отношение к ним. На общем фоне у отдельных детей выявляются более яркие индивидуальные способности. Голосовой аппарат детей к этому периоду уже достаточно окреп, однако функционировать полноценно ещё не может. Голосообразование происходит за счёт натяжения краёв голосовых связок, поэтому пение должно быть негромким. Певческий диапазон расширяется, но тоже в определённых пределах. Лучше всего звучат голоса от ре1 до до2. октавы.
В голосе детей появляется напевность и звонкость, хотя сохраняется специфическое, несколько открытое звучание. С учётом возрастных особенностей шестилетних детей определены следующие задачи музыкального воспитания:
1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы художественного вкуса, стимулировать коллективное исполнение песен, плясок, потребность радоваться общему успеху, развивать эмоциональную отзывчивость, ладовысотный слух, чувство ритма, совершенствовать способности, музыкальную память.
2. Развивать целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных музыкальных инструментах.
3. Дать первоначальные сведения по музыкальной грамоте: характер музыки, её развитие, изменения, сходные и контрастные построения, выразительные средства, высота и длительность звуков.
4. Развивать творческие способности: приобщать к песенным и инструментальным (шумовые, металлофон) импровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.
При ознакомлении с особенностями музыкальной речи привлекаются произведения с характерными выразительными средствами. Обучение пению отвечает задачам общего и эстетического развития ребёнка. Это песни, побуждающие к добрым чувствам, эмоциональным переживаниям, формирующие склонности и вкус. Литературная основа делает этот жанр доступным и впечатляющим. В пении активно формируются музыкальные способности – эмоциональная отзывчивость, ладовысотный слух, творческие наклонности. Пение способствует физической бодрости, повышению тонуса, укреплению дыхания, голоса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.