Бард — народный певец ртом у древних кельтов, в средневековой Европе проапгрейдившийся до профессионального. В этой стране — аффтар-исполнитель унылых и не очень песен хриплым голосом, фальшиво и непременно под расстроенную или вообще разбитую гитару, больной в лучшем случае лёгким жизнерадостным долбоебизмом, в худшем же дело доходит до бокланопоцтита. На самом деле, просто бич с гитарой.
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарноесопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде авторы-исполнители (Liedermacher — в ГДР и ФРГ, cantautor — в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète — во Франции, singer-songwriter — в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства
Бард.doc
— народный
ртом у
древних
кельтов, в
средневековой Европе проапгрейдившийся до профессионального. В этой стране —
аффтарисполнитель унылых и не очень песен хриплым голосом, фальшиво и
непременно под расстроенную или вообще разбитую гитару, больной в лучшем случае
лёгким жизнерадостным долбоебизмом, в худшем же дело доходит
до бокланопоцтита. На самом деле, просто бич с гитарой.
Бард
певец
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в
середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями
являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и
исполнителя, гитарноесопровождение, приоритет значимости текста перед
музыкой.
Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это
явление возникло в 1960е годы одновременно в разных странах. Везде авторы
исполнители (Liedermacher — в ГДР и ФРГ, cantautor — в Италии и Латинской
Америке, auteurcompositeurinterprète — во Франции, singersongwriter — в США) пели
песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко
связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику
общества и государства — неважно, социалистического или капиталистического,
представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной
способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные).
Популярность авторской песни была связана с общемировым всплеском молодёжных общественнополитических движений 1960х — начала 1970х годов (см., в частности,
статью Протесты 1968 года), с появлением новых левых на Западе, а
также диссидентского антикоммунистического движения в Центральной Европе.
Родоначальником этого направления считают появившиеся в 1930е
годы зонги Бертольда Брехта и Ханса Эйслера.
Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными
жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская
песня» употребляют как синонимы. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не
любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем»[5]. Также себя к бардам не
причисляет Александр Розенбаум.
Хроники показывают, что в 1950х и начале 1960х годов наиболее
употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» — его, в
частности, применяли и сами авторы.
Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и
песенные миниатюры Александра Вертинского.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни,
отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам)
доминирующей личностной интонацией; а также живым и неформальным подходом к
теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930х годах (сочинённые Павлом
Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала
«Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали
популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957), положившего начало
туристической песне: «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в
дальний Туркестан уеду я…») и другие
Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950х годов,
с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни:
Ю. Визбор,Булат Окуджава,Александр Дулов,Новелла Матвеева.
Позднее, в 1960—1980х годах, классиками жанра стали:
Владимир Высоцкий,Александр Галич,Юрий Кукин,Александр Городницкий,
Вилли Токарев,Вероника Долина,Олег Митяев
Вадим Егоров,
Сеголдня мы послушаем песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы
здесь сегодня собрались.» и песню «Облака»В.Егорова
В 1980—1990х годах к ним добавились:Иван Кучин,Михаил Круг,Александр
Розенбаум,Виктор Третьяков, Среди работ профессиональных композиторов интонации авторской песни
узнаваемо звучат у:
Микаэла Таривердиева,
А. Пахмутовой,
Андрея Петрова.
Повзрослевшие «барды»основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию,
но в ней всё отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств,
стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед
будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся
за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирикоромантическая линия была
продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард
рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков, А. Холкин)
С начала 1990х годов развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число
«поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных
организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже
своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).
«Бардомдесятником» называет себя Семён Слепаков, с 2010 года исполняющий
написанные в бардовской традиции юмористические и сатирические песни.
На пересечении авторской песни и фолкмузыки в конце 1980х — начале 1990х годов
сформировалось движение менестрелей, связанное с поклонниками ролевых
игр и исторической реконструкции. Его представители — Тэм
Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Айрэ и Саруман, Элхэ Ниэннах, Иллет, Лора Бочарова и
другие — исполняют акустические песни собственного сочинения, часто
на средневековую либо фэнтезийную тематику. Традиционная тематика, ставшая
классикой менестрельской песни — произведения Дж. Р.
Р. Толкина).
Бардство (бардовство? бардитерия? бардоптикум?) — по сути не более
чем хобби, безобидная самодеятельность «для души». Но, как известно, ничто так не
портит имярек, как его фанаты. Каждый рано или поздно столкнётся с человеком,
утверждающим, что творчество бардов — это единственное Настоящее Творчество,
содержащее Пищу Для Ума и, конечно же, Житейскую Мудрость. А всё остальное —
коммерция.
Так что если ты чувствуешь в себе тягу к исполнению собственных стихов под
свой же аккомпанемент — ничего страшного. А если ещё и благодарные слушатели
найдутся — замечательно. Но помни, что это всего лишь самодеятельность. Так к ней и
относись. А если вдруг захочешь чегото большего — изволь соответствовать.
Музыкальный калейдоскоп "Бард-народный певец"
Музыкальный калейдоскоп "Бард-народный певец"
Музыкальный калейдоскоп "Бард-народный певец"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.