Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой

  • Лекции
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Үзенең сәләтлеге ярдәмендә бик тиз күренекле була. 15 яшендә аны Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә чакыралар. Аның бик сирәк очраша торган матур тавышы – тулы диапазон альты. Тавышы ярдәмендә ул бик тиз Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленең төп солисткасы була. Альфия Авзалова даны чәчәк аткан вакыты – ул 14 телдә җырлар башкарган концерты. Ансамбльдә эшләгән чакта ул һәрчак искиткәрлек авыр җырларны башкарды.• С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на любительскую видеокамеру материал для своего будущего фильма о певице. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке. Батулла и Авзалова по-соседски беседовали на всевозможные темы. Эти записи легли в основу фильма «Мон патшабикэсе» («Царица песни»). Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов. Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы, дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры Габдрахманова.
Иконка файла материала Альфия Авзалова родилась в селе.docx
Альфия Авзалова родилась в селе Актаныш, Актанышского  района Республики Татарстан. Рано стала сиротой: мама умерла, когда  Альфие было всего 5 лет. Отец погиб на Великой Отечественной войне.  Альфию воспитывала сестра мамы. В 1957 г. она стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни и  танца, исполнила сложные произведения С. Габяши, А. Ключарёва, М.  Музафарова, 3. Хабибуллина и многих других композиторов. В её репертуар  вошли старинные и современные народные песни. Вокальному мастерству и  нотной грамоте её обучала Раисы Каримовна Волкова — тогда работавшая  художественным руководителем Татарской Государственной филармонии  им. Г.      Тукая. Через год работы в ансамбле Альфия Авзалова поступила в музыкальное  училище, но через восемь месяцев — сорвала голос. Восстановив голос, она  занялась самообразованием и вернулась обратно в ансамбль. Потом по  рекомендации художественного руководства Татгосфилармонии Альфия  Авзалова создала свою концертную группу, в которую вошёл  аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары»,  состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора под руководством  Карима Габидуллина, а также танцевальная группа. Вместе с этим ансамблем Альфия Авзалова гастролировала по Республикам  Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих  городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана,  перед строителями КАМАЗа, перед тружениками села. За каждый выезд,  который мог длиться два­три месяца, она могла дать более 100 концертов. Первый большой успех певица завоевала на выступлении на Декаде  татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году. Альфия Авзалова скончалась на 85­м году жизни в Казани после тяжёлой и  продолжительной болезни[1]. Творчество[править | править код] Тембр голоса — альт полного диапазона. Пела на 14 языках мира. О певице и её творчестве на татарском языке был снят документальный  фильм «Моң патшабикәсе» («Царица песни»), показанный в 2010 г. в Казани  (Автор сценария — Рабит Батулла, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств Татарстана). Награды[править | править код] Именная звезда Альфии Авзаловой в Казани  Заслуженный артист Татарской АССР (1962)       Народный артист Татарской АССР (1970) Два ордена Трудового Красного Знамени (первый раз — в 1976) Заслуженный артист РСФСР (1983) Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г.  Тукая (1992) Почётная грамота Советского комитета защиты мира «За активную  деятельность по укреплению мира между народами» (1960) Почётный приз — «Легенда татарской эстрады» (2008) На Казанской аллее звёзд заложена именная звезда  Артист турында: Альфия Авзалова (Әлфия Әвзәлова) 1933нче елның гыйнварендә  Татарстан Республикасының Актаныш районында туа. Кечкенә  чагыннан дәү әнисе Альфия җырларга өйрәткән, Альфия яратып  җырлаган.  Үзенең сәләтлеге ярдәмендә бик тиз күренекле була. 15 яшендә аны  Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә чакыралар. Аның бик сирәк  очраша торган матур тавышы – тулы диапазон альты. Тавышы  ярдәмендә ул бик тиз Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленең төп  солисткасы була. Альфия Авзалова даны чәчәк аткан вакыты – ул 14  телдә җырлар башкарган концерты. Ансамбльдә эшләгән чакта ул  һәрчак искиткәрлек авыр җырларны башкарды.  Советлар Союзы буенча йөргән гастрольләрдә ул төрле онытылган  җырларны таба иде. Аның башкаруында алар матурая иде.  Соңырак Татар Дәүләт Филармониясенең идәрә итүчеләре анарга үз  концерт группасын һәм аккомпонент итә торган инструменталь  ансамбль оештырырга тәкъдим итәләр.  Альфия Авзалова – Россия Федерациясенең атказанган артисткасы,  Татарстан Республикасының халык артисты, Вагапов премиясе  лауреаты, Г. Тукай исемендәге премия лауреаты, “Татарстан алдында  күрсәткән хезмәтләр очен” ордены белән бүләкләнгән.  Заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР, Народная  артистка Татарской АССР, Лауреат премии имени Габдуллы  Тукая, кавалер Ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»  Альфия Авзаловна Авзалова ушла из жизни в ночь с 14 на 15 июня,  в дни священного месяца Рамазан.  Мусульмане верят, что умершие в месяц поста попадают в рай.  Народная любимица обладала уникальным тембром голоса – альтомполного диапазона, а также незаурядным характером и оставила после  себя не только множество песен, но и анекдотов. На Казанской аллее  звёзд заложена её именная звезда.  Альфия Авзалова родилась 15 января 1933 года в селе Актаныш  Актанышского района Республики Татарстан. Рано лишилась  родителей. Мамы не стало, когда Альфие было пять лет. Отец погиб на  фронте в Великую Отечественную войну. Заботу о сестрах Авзаловых  взяла на себя сестра матери. Альфия вспоминает, как они с тетей  «воровали» зерно. Чувство телесной боли от колющихся и царапающих  зерен Альфия ощущала всю свою жизнь. Она считала, что ее «мон»  родом из детства – от нищего сиротства («мон» – это  непереводимое с татарского языка понятие, касающееся пения. В  приблизительном переводе – «дар петь с душой» – прим ред.). «Дочки  мои на всем готовом жили. Пытались петь. Не получилось», –  вспоминала она.  Еще в Актаныше Альфия выступала с песнями. Своими первыми  наставниками Альфия Авзаловна считает баянистов Марзию Юнусову,  Масхута Ахметшина. Именно они научили ее песням, сопутствующим  ей всю жизнь: «Салкын чишмэ», «Гульджамал», «Аллюки»...  Тяга к театру проявилась у Альфии в четвертом классе. Она играла в  школьных спектаклях, мечтая стать актрисой драматического театра.  Театр был для нее сказкой, а песня, с которой она шла по жизни, –  реальностью. Мечта об актерстве привела ее из деревни в Казань.  Первый секретарь Актанышского райкома партии, услышав пение  Альфии, заявил: «Альфия, все, к чему ты стремишься, тебе даст твой  голос».  Слова песни помогали Альфие Авзаловой полностью войти в образ. «В  народной песне важны слова, а не музыка», – считала певица.  Одна из  ее программ названа «Наша родина — земля». В этих словах, выражена  жизненная позиция певицы.  В 1952 году Альфия Авзалова была приглашена на работу в Татарский  ансамбль песни и танца в качестве солистки. Обладая редким покрасоте тембра голосом (альт полного диапазона), она вскоре стала  одной из ведущих солисток Государственного ансамбля песни и танца  Татарии. В годы работы в ансамбле певица мастерски исполняла самые  сложные произведения С.Габаши, А.Ключарёва, М. Музафарова, 3.  Хабибуллина и многих других композиторов, а также старинные и  современные народные песни. Любимым романсом А.Авзаловой в те  годы стал романс Султана Габаши «Кукушка».  Потом по рекомендации художественного руководства  Татгосфилармонии Авзалова создала свою концертную группу, в  которую вошёл аккомпанирующий эстрадный инструментальный  ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и  синтезатора под руководством Карима Габидуллина, а также  танцевальная группа.  Работая в течение многих лет с эстрадной бригадой, певица  гастролировала по республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала  в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед  нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями  КАМАЗа, перед тружениками села. За один выезд по селам и деревням  она могла дать более сотни концертов за два месяца. Выступления  эстрадной бригады Альфии Авзаловой были невероятно популярны.  Певица с уважением относилась к соседним национальным культурам,  поэтому в репертуар включала песню того региона, в котором  выступала. «В Баку пою «Сурею», в Ташкенте — «Яр­яр», после этого  мои родные татарские песни зрители принимают ближе к сердцу», –  делилась секретом успеха артистка.  Во время гастролей по республикам и городам Советского Союза  А.Авзалова собирала множество забытых неизвестных песен разных  народов, которые в её исполнении обрели новую жизнь, стали  достоянием широкого круга слушателей. Певица всегда была в тесном  творческом контакте с ведущими современными композиторами,  поэтами и другими деятелями искусств. Она брала уроки у всемирно  известной исполнительницы песен мира Ирмы Петровны Яунзем.  Первый большой успех певица завоевала на выступлении на Декаде  татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году. В Москве  Альфия Авзалова научилась петь на тринадцати языках. И в репертуаре  «повелительницы мон» появилась программа «Песни народов мира»:  индийские, арабские, китайские, еврейские, афганские и т.д. С  концертной программой, подготовленной вместе с Ирмой Яунзем,  татарская солистка выступала во многих уголках Советского Союза и за рубежом. За пропаганду песен народов мира ей была вручена Почётная  грамота Советского комитета защиты мира «За активную деятельность  по укреплению мира между народами» (1960 год).  Как вспоминала Альфия Авзалова, однажды во время отдыха на  курорте произошла такая история. На вечере танцев междуАльфией Авзаловой и пригласившим ее на танец мужчиной завязался разговор:  — Какая хорошенькая обезьяночка! Пошли танцевать!  — Пошли, хорошенький медведь! — ответила Альфия.  — Вы чукча? — спросил мужчина.  — Нет! — последовал ответ.  — Тогда вы якутка?!  — Нет!  — Кто же вы, скажите, пожалуйста! — взмолился мужчина.  — Японка! — пошутила Альфия.  — О, хорошенькая японка, тогда скажите что­нибудь по­японски.  — Хи­хи, карт алаша (старый мерин – с татарского – прим.ред.)!  — О, какие красивые слова по­японски, — обрадовался мужчина.   Популярная народная певица была окружена множеством анекдотов и  баек в артистической среде. Она была остра на язык и за словом в  карман не лезла.  В конце 90­х Альфия Авзалова лечилась от онкологии. Лечение дало  хороший результат, но последствия были тяжелыми. У артистки пропал  голос, выпали волосы. Со временем голос вернулся, волосы отросли.  Остались лишь скачки давления и боли в сердце. Но Альфия Авзаловна  была снова в строю и выступала на сцене.  С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на  любительскую видеокамеру материал для своего будущего фильма о  певице. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке.  Батулла и Авзалова по­соседски беседовали на всевозможные темы. Эти записи легли в основу фильма «Мон патшабикэсе» («Царица песни»).  Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов.  Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы,  дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры  Габдрахманова.  2 ноября 2010 года в кинотеатре «Мир» состоялась презентация  документальной кинокартины «Мон патшабикэсе». На презентацию  были приглашены журналисты, деятели культуры и искусства. Для  широкой аудитории премьерный показ состоялся в Актанышском  районе. Первыми зрителями картины стали земляки Альфии Авзаловой  из села Актаныш.  Фильм был снят студией «Тан» при поддержке Государственного  учреждения «Татаркино». Автор сценария и сорежиссер – Рабит  Батулла, писатель, драматург, Заслуженный деятель искусств  Татарстана; режиссеры – Рабит Батулла, режиссер и оператор картины  – Энвер Габдрахманов, член Союза кинематографистов РФ. Роль  молодой Альфии в фильме сыграла Элиза Хайретдинова, режиссер  Актанышского Дома культуры, а в роли ее друзей выступили ученики  Актанышской средней школы. Фильм «Мон патшабикэсе» вышел на  татарском языке длительностью 50 минут.   С благодарностью вспоминала Альфия Авзаловна руководителей  ансамбля: Разию Тимерханову и Зулейху Ахметову. Она не раз  вспоминала о том, что тогдашний руководитель Татгосфилармонии  Раиса Волкова поставила ей голос и научила нотной грамоте.  Проработав в филармонии один год, Альфия Авзалова поступила в  музыкальное училище, где, проучившись восемь месяцев, сорвала голос  –певице с народным голосом небезопасно было заниматься в классе  колоратурного сопрано. Восстановив его, начала заниматься  самообразованием: прослушивала и анализировала песни известных  исполнителей. Сначала пела «горлом», перегружая голосовые связки, от этого уставала. С годами пришло понимание тонкостей вокального  мастерства.

Посмотрите также