Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка
4 кл
06.10.2018
• Үзенең сәләтлеге ярдәмендә бик тиз күренекле була. 15 яшендә аны Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә чакыралар. Аның бик сирәк очраша торган матур тавышы – тулы диапазон альты. Тавышы ярдәмендә ул бик тиз Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленең төп солисткасы була. Альфия Авзалова даны чәчәк аткан вакыты – ул 14 телдә җырлар башкарган концерты. Ансамбльдә эшләгән чакта ул һәрчак искиткәрлек авыр җырларны башкарды.• С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на любительскую видеокамеру материал для своего будущего фильма о певице. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке. Батулла и Авзалова по-соседски беседовали на всевозможные темы. Эти записи легли в основу фильма «Мон патшабикэсе» («Царица песни»). Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов. Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы, дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры Габдрахманова.
Альфия Авзалова родилась в селе.docx
Альфия Авзалова родилась в селе Актаныш, Актанышского
района Республики Татарстан. Рано стала сиротой: мама умерла, когда
Альфие было всего 5 лет. Отец погиб на Великой Отечественной войне.
Альфию воспитывала сестра мамы.
В 1957 г. она стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни и
танца, исполнила сложные произведения С. Габяши, А. Ключарёва, М.
Музафарова, 3. Хабибуллина и многих других композиторов. В её репертуар
вошли старинные и современные народные песни. Вокальному мастерству и
нотной грамоте её обучала Раисы Каримовна Волкова — тогда работавшая
художественным руководителем Татарской Государственной филармонии
им. Г. Тукая.
Через год работы в ансамбле Альфия Авзалова поступила в музыкальное
училище, но через восемь месяцев — сорвала голос. Восстановив голос, она
занялась самообразованием и вернулась обратно в ансамбль. Потом по
рекомендации художественного руководства Татгосфилармонии Альфия
Авзалова создала свою концертную группу, в которую вошёл
аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль «Казан утлары»,
состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора под руководством
Карима Габидуллина, а также танцевальная группа.
Вместе с этим ансамблем Альфия Авзалова гастролировала по Республикам
Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих
городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана,
перед строителями КАМАЗа, перед тружениками села. За каждый выезд,
который мог длиться дватри месяца, она могла дать более 100 концертов.
Первый большой успех певица завоевала на выступлении на Декаде
татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году.
Альфия Авзалова скончалась на 85м году жизни в Казани после тяжёлой и
продолжительной болезни[1].
Творчество[править | править код]
Тембр голоса — альт полного диапазона. Пела на 14 языках мира.
О певице и её творчестве на татарском языке был снят документальный
фильм «Моң патшабикәсе» («Царица песни»), показанный в 2010 г. в Казани
(Автор сценария — Рабит Батулла, писатель, драматург, заслуженный деятель
искусств Татарстана).
Награды[править | править код]
Именная звезда Альфии Авзаловой в Казани
Заслуженный артист Татарской АССР (1962)
Народный артист Татарской АССР (1970)
Два ордена Трудового Красного Знамени (первый раз — в 1976)
Заслуженный артист РСФСР (1983)
Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г.
Тукая (1992)
Почётная грамота Советского комитета защиты мира «За активную
деятельность по укреплению мира между народами» (1960)
Почётный приз — «Легенда татарской эстрады» (2008)
На Казанской аллее звёзд заложена именная звезда
Артист турында:
Альфия Авзалова (Әлфия Әвзәлова) 1933нче елның гыйнварендә
Татарстан Республикасының Актаныш районында туа. Кечкенә
чагыннан дәү әнисе Альфия җырларга өйрәткән, Альфия яратып
җырлаган.
Үзенең сәләтлеге ярдәмендә бик тиз күренекле була. 15 яшендә аны
Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә чакыралар. Аның бик сирәк
очраша торган матур тавышы – тулы диапазон альты. Тавышы
ярдәмендә ул бик тиз Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленең төп
солисткасы була. Альфия Авзалова даны чәчәк аткан вакыты – ул 14
телдә җырлар башкарган концерты. Ансамбльдә эшләгән чакта ул
һәрчак искиткәрлек авыр җырларны башкарды.
Советлар Союзы буенча йөргән гастрольләрдә ул төрле онытылган
җырларны таба иде. Аның башкаруында алар матурая иде.
Соңырак Татар Дәүләт Филармониясенең идәрә итүчеләре анарга үз
концерт группасын һәм аккомпонент итә торган инструменталь
ансамбль оештырырга тәкъдим итәләр.
Альфия Авзалова – Россия Федерациясенең атказанган артисткасы,
Татарстан Республикасының халык артисты, Вагапов премиясе
лауреаты, Г. Тукай исемендәге премия лауреаты, “Татарстан алдында
күрсәткән хезмәтләр очен” ордены белән бүләкләнгән.
Заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР, Народная
артистка Татарской АССР, Лауреат премии имени Габдуллы
Тукая, кавалер Ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»
Альфия Авзаловна Авзалова ушла из жизни в ночь с 14 на 15 июня,
в дни священного месяца Рамазан.
Мусульмане верят, что умершие в месяц поста попадают в рай.
Народная любимица обладала уникальным тембром голоса – альтом полного диапазона, а также незаурядным характером и оставила после
себя не только множество песен, но и анекдотов. На Казанской аллее
звёзд заложена её именная звезда.
Альфия Авзалова родилась 15 января 1933 года в селе Актаныш
Актанышского района Республики Татарстан. Рано лишилась
родителей. Мамы не стало, когда Альфие было пять лет. Отец погиб на
фронте в Великую Отечественную войну. Заботу о сестрах Авзаловых
взяла на себя сестра матери. Альфия вспоминает, как они с тетей
«воровали» зерно. Чувство телесной боли от колющихся и царапающих
зерен Альфия ощущала всю свою жизнь. Она считала, что ее «мон»
родом из детства – от нищего сиротства («мон» – это
непереводимое с татарского языка понятие, касающееся пения. В
приблизительном переводе – «дар петь с душой» – прим ред.). «Дочки
мои на всем готовом жили. Пытались петь. Не получилось», –
вспоминала она.
Еще в Актаныше Альфия выступала с песнями. Своими первыми
наставниками Альфия Авзаловна считает баянистов Марзию Юнусову,
Масхута Ахметшина. Именно они научили ее песням, сопутствующим
ей всю жизнь: «Салкын чишмэ», «Гульджамал», «Аллюки»...
Тяга к театру проявилась у Альфии в четвертом классе. Она играла в
школьных спектаклях, мечтая стать актрисой драматического театра.
Театр был для нее сказкой, а песня, с которой она шла по жизни, –
реальностью. Мечта об актерстве привела ее из деревни в Казань.
Первый секретарь Актанышского райкома партии, услышав пение
Альфии, заявил: «Альфия, все, к чему ты стремишься, тебе даст твой
голос».
Слова песни помогали Альфие Авзаловой полностью войти в образ. «В
народной песне важны слова, а не музыка», – считала певица. Одна из
ее программ названа «Наша родина — земля». В этих словах, выражена
жизненная позиция певицы.
В 1952 году Альфия Авзалова была приглашена на работу в Татарский
ансамбль песни и танца в качестве солистки. Обладая редким по красоте тембра голосом (альт полного диапазона), она вскоре стала
одной из ведущих солисток Государственного ансамбля песни и танца
Татарии. В годы работы в ансамбле певица мастерски исполняла самые
сложные произведения С.Габаши, А.Ключарёва, М. Музафарова, 3.
Хабибуллина и многих других композиторов, а также старинные и
современные народные песни. Любимым романсом А.Авзаловой в те
годы стал романс Султана Габаши «Кукушка».
Потом по рекомендации художественного руководства
Татгосфилармонии Авзалова создала свою концертную группу, в
которую вошёл аккомпанирующий эстрадный инструментальный
ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и
синтезатора под руководством Карима Габидуллина, а также
танцевальная группа.
Работая в течение многих лет с эстрадной бригадой, певица
гастролировала по республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала
в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед
нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями
КАМАЗа, перед тружениками села. За один выезд по селам и деревням
она могла дать более сотни концертов за два месяца. Выступления
эстрадной бригады Альфии Авзаловой были невероятно популярны.
Певица с уважением относилась к соседним национальным культурам,
поэтому в репертуар включала песню того региона, в котором
выступала. «В Баку пою «Сурею», в Ташкенте — «Яряр», после этого
мои родные татарские песни зрители принимают ближе к сердцу», –
делилась секретом успеха артистка.
Во время гастролей по республикам и городам Советского Союза
А.Авзалова собирала множество забытых неизвестных песен разных
народов, которые в её исполнении обрели новую жизнь, стали
достоянием широкого круга слушателей. Певица всегда была в тесном
творческом контакте с ведущими современными композиторами,
поэтами и другими деятелями искусств. Она брала уроки у всемирно
известной исполнительницы песен мира Ирмы Петровны Яунзем.
Первый большой успех певица завоевала на выступлении на Декаде
татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году. В Москве
Альфия Авзалова научилась петь на тринадцати языках. И в репертуаре
«повелительницы мон» появилась программа «Песни народов мира»:
индийские, арабские, китайские, еврейские, афганские и т.д. С
концертной программой, подготовленной вместе с Ирмой Яунзем,
татарская солистка выступала во многих уголках Советского Союза и за
рубежом. За пропаганду песен народов мира ей была вручена Почётная
грамота Советского комитета защиты мира «За активную деятельность
по укреплению мира между народами» (1960 год).
Как вспоминала Альфия Авзалова, однажды во время отдыха на
курорте произошла такая история. На вечере танцев между Альфией Авзаловой и пригласившим ее на танец мужчиной завязался
разговор:
— Какая хорошенькая обезьяночка! Пошли танцевать!
— Пошли, хорошенький медведь! — ответила Альфия.
— Вы чукча? — спросил мужчина.
— Нет! — последовал ответ.
— Тогда вы якутка?!
— Нет!
— Кто же вы, скажите, пожалуйста! — взмолился мужчина.
— Японка! — пошутила Альфия.
— О, хорошенькая японка, тогда скажите чтонибудь пояпонски.
— Хихи, карт алаша (старый мерин – с татарского – прим.ред.)!
— О, какие красивые слова пояпонски, — обрадовался мужчина.
Популярная народная певица была окружена множеством анекдотов и
баек в артистической среде. Она была остра на язык и за словом в
карман не лезла.
В конце 90х Альфия Авзалова лечилась от онкологии. Лечение дало
хороший результат, но последствия были тяжелыми. У артистки пропал
голос, выпали волосы. Со временем голос вернулся, волосы отросли.
Остались лишь скачки давления и боли в сердце. Но Альфия Авзаловна
была снова в строю и выступала на сцене.
С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на
любительскую видеокамеру материал для своего будущего фильма о
певице. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке.
Батулла и Авзалова пососедски беседовали на всевозможные темы. Эти
записи легли в основу фильма «Мон патшабикэсе» («Царица песни»).
Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов.
Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы,
дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры
Габдрахманова.
2 ноября 2010 года в кинотеатре «Мир» состоялась презентация
документальной кинокартины «Мон патшабикэсе». На презентацию
были приглашены журналисты, деятели культуры и искусства. Для
широкой аудитории премьерный показ состоялся в Актанышском
районе. Первыми зрителями картины стали земляки Альфии Авзаловой
из села Актаныш.
Фильм был снят студией «Тан» при поддержке Государственного
учреждения «Татаркино». Автор сценария и сорежиссер – Рабит
Батулла, писатель, драматург, Заслуженный деятель искусств
Татарстана; режиссеры – Рабит Батулла, режиссер и оператор картины
– Энвер Габдрахманов, член Союза кинематографистов РФ. Роль
молодой Альфии в фильме сыграла Элиза Хайретдинова, режиссер
Актанышского Дома культуры, а в роли ее друзей выступили ученики
Актанышской средней школы. Фильм «Мон патшабикэсе» вышел на
татарском языке длительностью 50 минут.
С благодарностью вспоминала Альфия Авзаловна руководителей
ансамбля: Разию Тимерханову и Зулейху Ахметову. Она не раз
вспоминала о том, что тогдашний руководитель Татгосфилармонии
Раиса Волкова поставила ей голос и научила нотной грамоте.
Проработав в филармонии один год, Альфия Авзалова поступила в
музыкальное училище, где, проучившись восемь месяцев, сорвала голос
–певице с народным голосом небезопасно было заниматься в классе
колоратурного сопрано. Восстановив его, начала заниматься
самообразованием: прослушивала и анализировала песни известных
исполнителей. Сначала пела «горлом», перегружая голосовые связки, от
этого уставала. С годами пришло понимание тонкостей вокального
мастерства.
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Музыкальный вечер посвящённый великой татарской певице Альфие Авзаловой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.