"Мы наказываем детей за то, что они просто люди"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ниже — отрывок из моей книги «Позитивное родительство: путеводитель для начинающих», которая была издана и переведена на многие языки мира. Этот отрывок чаще всего цитируют в статьях и на форумах и, увы, нередко неверно понимают, поскольку интерпретируют вне контекста. Консультация
Иконка файла материала МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ ЗА ТО.docx
МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ПРОСТО ЛЮДИ Ниже — отрывок из моей  книги «Позитивное  родительство:  путеводитель для  начинающих», которая  была издана и переведена на многие языки мира. Этот отрывок чаще всего  цитируют в статьях и на форумах и, увы, нередко неверно понимают,  поскольку интерпретируют вне контекста.  «Детей так часто наказывают за то, что они просто люди. Им не разрешается  быть угрюмыми, переживать плохие дни, говорить в неуважительном тоне или испытывать к кому­то неприязнь. То, что так характерно для нас, взрослых, и  то, что мы так легко себе прощаем. Никто из нас не идеален. Нам нужно  перестать втискивать наших детей в прокрустово ложе стандартов, которым  мы сами не соответствуем». Многие родители верно понимают смысл этой цитаты, который состоит вот в  чем: дети не совершенны, но мы часто ожидаем от них лучшего поведения и  большего самоконтроля, чем даже от самих себя, взрослых людей. Они  согласились с тем, что задают детям более высокую планку, чем самим себе, и выразили сожаление по этому поводу. Однако многие другие родители ошибочно истолковали смысл фразы из моей  книги. Они посчитали, что я предлагаю освободить детей от ответственности  за их поведение и игнорировать все проявления плохого поведения и  неуважения с их стороны. Очевидно, это отнюдь не то, о чем я писала. Ровно после упомянутой фразы в книге я пишу: «Конечно, я не призываю  попустительствовать детям только потому, что они тоже люди. Научите их  вести себя лучше! Научите их, что проецировать свое плохое настроение на  окружающих — это ненормально. Научите их, как справляться с  фрустрацией, гневом, страхом, грустью и разочарованием. Научите их, что  грубить другим — неприемлемо.Задавайте им высокую планку! Но пожалуйста, тогда и сами держитесь этой  планки. Не проецируйте на детей свое плохое настроение. Сами научитесь управлять  своей фрустрацией, гневом, страхом, грустью и разочарованием. Не будьте  грубы с детьми. Нам всем нужна высокая планка, но знаете, что еще нам очень нужно? Немного милосердия. Вы сами отлично знаете, что иногда  переживаете трудные дни, или говорите другим что­то неприятное, или  хлопаете дверьми в гневе, или кричите на своих детей. Мы не роботы. Иногда в жизни бывают трудные периоды, и мы нуждаемся в  отдыхе, а не в нотациях. В объятии, а не в уничижительном взгляде. Мы знаем, что поступили плохо, но у нас тяжелые времена. Нам просто нужно немного  доброты и снисхождения. То же самое справедливо и для наших детей. Вот хорошее упражнение. Попробуйте понаблюдать за собой и другими взрослыми в доме в течение дня, отмечайте все, что говорите или делаете. Обратите внимание на те моменты в  поведении взрослых, за которые вы бы наказали ребенка, веди он себя  похожим образом. Вы пропустили мимо ушей то, что вам сказал ребенок?  Накричали на кого­то? Разговаривали в неуважительном тоне? Вы хлопали дверьми, закатывали глаза или раздражались в ответ на просьбы  других? Или это сделал ваш партнер? Это упражнение помогает увидеть реальность и осознать: большинство из нас  совершают в течение дня по крайней мере один поступок, за который ругали  бы своего ребенка. Конечно, у нас есть на то причины. Мы перегружены работой. Мы недосыпаем из­за маленького ребенка. Мы болеем, у нас случаются гормональные сбои.Мы хорошие люди, которые очень стараются, но иногда все же совершают  ошибки. Мы анализируем причины, которые лежат в основе наших  неблаговидных поступков, и извиняем себя за них, проявляя к себе  снисхождение. Но когда наши дети совершают ошибки, мы не смотрим на причины их  поведения. Мы оцениваем их как грубых и непослушных и сразу переходим к  исправлению. Нормально принимать собственные ошибки, но если мы не  хотим принимать ошибки наших детей, это несправедливо. Если я не всегда и всюду могу владеть собой, то я не жду, что мои дети будут  идеально контролировать свои эмоции. Если я не всегда слежу за своим тоном и не разговариваю добрым и спокойным голосом в любых ситуациях, как я  могу ожидать, что мои малыши справятся с этой задачей? Мы ожидаем, что наши маленькие дети с их пока слаборазвитым мозгом и  ограниченным жизненным опытом будут вести себя лучше, чем взрослые  мужчины и женщины. Я полностью поддерживаю высокие стандарты в воспитании. Я думаю, это  правильно — хотеть видеть своего ребенка добрым, чутким и внимательным.  Но я также думаю, что правильно хотеть этого и от себя.  Конечно, очень важно научить наших детей тому, что вести себя грубо или  неуважительно — нехорошо ни при каких обстоятельствах. Дети, как и все  люди, должны нести ответственность за свои действия. Неспособность  исправить поведение ребенка, когда он нуждается в этом исправлении,  порождает вседозволенность, а это не имеет ничего общего с хорошим  воспитанием (да и с воспитанием в принципе). Дети должны учиться вести  себя лучше, и взрослые должны быть им примером. Именно мы, взрослые,  должны являть собой перед детьми образец качеств, которые хотим в них  воспитать. И еще нам стоит помнить, что иногда лучшим нашим помощником  в деле воспитания является сочувствие. А лучшим учителем — милосердие. Я хороший человек, но я также знаю, что у меня есть недостатки. Я  несовершенный человек, который допускает ошибки невзирая на самые  лучшие намерения, и я знаю, что мои маленькие дети в этом от меня ничем не  отличаются. Это не делает их дурные поступки хорошими, но это помогает  мне понимать их и нам вместе — расти и совершенствоваться. Иногда вповедение ребенка совершенно необходимо вмешаться. А иногда — ему  нужна капелька нашего милосердия.