«Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Оценка 4.8

«Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Оценка 4.8
docx
16.01.2021
«Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
УРОК 7.docx

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Тип урока: Урок -сюрприз

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:  

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,

- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,

- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,

- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, эталоны, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.

 

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

- Проверьте готовность к уроку.

Слайд 2

Организация учебного процесса на этапе:

     Всё знакомо вокруг, тем не менее,

     На земле ещё столько всего,

     Что достойно, поверь, удивления!

- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (Да.)

- Как ученики узнают новое? (Определяют, что не знают, и сами находят способ. (Эталон)

- Что мы закончили изучать на предыдущем уроке? (Мягкие и твердые согласные звуки).

 

II. Актуализация знаний в пробном учебном действии и фиксация затруднения

Проверка дом. задания

- Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня? (Узнавать новое о мягких согласных)

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? (Повторим необходимые знания).

Слайд 3.

Мёд, ряд, рис, люк, мел.

- Что общего во всех этих словах? (Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).

 

Слайд 3(анимация)

- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).

- Послушайте сказку.

Чтение сказки:

Слайд 4

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?»поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю»,сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?»допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных»ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!»воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

Слайд 4 (анимация)

Слайд  5

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).

Чистописание                  

Слайд 6-9

Потренируемся в его написании

ьь   нь   ль   ть   дь   ьт

Пробное действие.

Слайд 10

- Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?

- Запишите это слово и объясните его написание (на планшете)

- Кто выполнил задание?

- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).

- Я увидела, что у вас записаны разные слова.

- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание? Каким эталоном вы воспользовались? (Я не могу объяснить написание слова. У меня нет эталона).

Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.

 

III. Выявление места и причины затруднения

- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?

(Вернемся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не получилось).

- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и объясняли его написание).

- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть

- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласной буквой.

-Не можем обосновать свою запись).

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

(Мы должны поставить перед собой цель).

- Определите цель своей работы.

(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласным).

Слайд 11

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Тема нашего урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»).

Слайд12

- Я вам предлагаю работать по следующему плану.

Слайд 12 (анимация)

1)  Уточняем лексическое значение слова.

2)  Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.

 

V. Реализация построенного проекта

(фронтальная работа)

Слайд-13 (анимация)

шест - шесть

1)    - Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).

- Что обозначает слово шесть? (анимация) (Шесть — это цифра и число).

2)    - Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).

- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).

- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).

 

Слайд 14 (анимация)

пал?то, тен?

- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? ([л'])

- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Аналогично - тень

- Какой вывод можно сделать?

(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается (ь).

- Откройте учебник на стр. 125 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон)  (Да).

Слайд 15

Обобщим наши знания о мягких согласных

-  Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными

 е, ё, ю, я, и и Ь).

Слайд 16

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

физкультминутка

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.

                                                                              

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

 

Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон).

 

- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание с опорой на эталон).

1. Одну меня не съешь никогда,

    А без меня – невкусна еда. (Соль)

 

2. Спит или купается, все не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)  

 

   3. Езжу сразу на обоих!

    Что за кони у меня? (Коньки)

 

4. У двух матерей

    По пять сыновей.

    Одно имя всем. (Пальцы)

Проверка с доски

- На какие две группы можно разделить слова?

(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове).

Работа устно фронтально.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).

Слайд 17.

 карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

карась             яблонька

апрель             альбом

лошадь           пальцы

Поверка.     

 Слайд 18

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).

- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).

- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком).

VIII. Включение в систему знаний.

Запись предложения под диктовку на доске.

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

 (Из народной песни.)

- Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?

- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости согласных. Где она находится?

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (беленький)

Диктант «Плюс-минус»

(выполняют учащиеся в таблице)

Слайд 19

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове нет его,

«Минус» напиши в ответ.

- А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Слайд 20

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка.

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему).

 

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое затруднение было на уроке?

(Не знали о каком слове шла речь (шест - шесть).

(Не знали, как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласной буквой).

(Не могли обосновать свою запись).

 

Слайд 21

- Мы с ним справились? (Да!)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика:

Слайд 22

 


ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ

 


ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ

 


НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ

- Где нам могут пригодиться новые знания?

(При выполнении письменных работ).

- Где мы можем потренироваться?

(При выполнении домашней работы).

Слайд 23

Домашнее задание.

1)    стр. 125 правило; упр. 206;

2)    выписать из орфографического словаря (стр. 123) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости;

3)    придумать и записать предложение с одним из записанных слов (по желанию).

Коротко записать:

стр. 125 прав.; упр. 206; 5 слов из орф. сл.+пред-е

 

 

 

 


 

Класс: 2 Тема: « Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука »

Класс: 2 Тема: « Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука »

Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня ? (Узнавать новое о мягких согласных) -

Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня ? (Узнавать новое о мягких согласных) -

Вернемся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не получилось)

Вернемся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не получилось)

Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021