Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.
Оценка 4.7

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.03.2018
Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.
Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в именах существительных " подготовлен и проведен для учеников 3 класса.. Цель урока: создать условия для знакомства с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в именах существительных и совершенствовать навык применения изученных правил.Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект
Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.docx
Урок русского языка  Тема урока:  Мягкий знак после шипящих в именах существительных.  Класс:  3 класс Цель урока: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после  шипящих в именах существительных  единственного числа женского рода Задачи урока:   воспитывать внимательное отношение к слову;  формировать активное отношение к правописанию мягкого знака после  шипящих;    формировать привычку делового сотрудничества; развивать   универсальное мышление;  создать условия для  знакомства с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в  именах существительных и совершенствовать  навык применения  изученных правил;   Оборудование урока    :        демонстрационное: мини­ таблицы;       каждому учащемуся:    карта успешности,  учебник «Русский язык 3 класс»,   рабочая тетрадь,  лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры;       для групповой работы: интеллект­карта о правописании мягкого знака после  шипящих в именах существительных  Технологии:  критическое мышление, здоровьезберегающие  Ход урока: I. Организационный момент.  Психологическая готовность .На уроке будем  работать в парах, в группах,  индивидуально. Повторение правил работы в группах в стихотворной форме. Думай,  слушай, рассуждай и соседу помогай. “Внимание ­ улыбка – настроение ­ вера в себя – положительный результат.”  Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а  помощниками вам будут внимание, находчивость, старание. II. Вводно­мотивационный этап. План урока.                               Слайд 1 Повторяем!  1. Каллиграфическая минутка. Жж Шш  Щщ   Чч ь ­ Характеристика звуков. Мы будем писать не только букву ь, а буквы, обозначающие шипящие звуки с  мягким знаком и без него. Словарная работа с морфологической и орфографической нагрузкой. Назовите  грамматическую единицу. Прочитайте словосочетание. Подберите схему.  глагол + наречие существительное + прилагательное существительное + существительное Слайд 2 1 2. Шустрая обезьяна, зимнее пальто,  маленькие воробьи, устная речь, неуклюжий  медведь.                                                                     На доске Как взаимосвязаны имена прилагательные с именами существительными? Ученик: Имена прилагательные подчиняются именам существительным и  изменяются по числам, родам и падежам. Прочитайте только имена существительные. Подумайте, что в них общего. (ь) 3. Рубрика «Вспомни…».  Интеллект­карты активизируют знания о  правописании мягкого знака. Ученик выходит к доске и рассказывает о  функциях ь знака. 4. Распределите слова в два столбика.                              На доске и в тетради. 5. Введение в тему урока ­Какую роль выполняет ь в слове речь? (Дети могут сказать – показатель мягкости.)  Зачем, если [ч] и так всегда мягкий? Наблюдаем! III. Актуализация знаний             Проблемная ситуация 1. Прочитайте две пословицы                                                         На доске  Хорошую речь хорошо и слушать.  Ученье – луч света, а неученье – тьма. У. Как вы понимаете эти пословицы? Что общего в этих пословицах? Д. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком. Ученики объясняют  написание слов с ь. Выявляют слова с Ь, написание которых им пока неизвестно. Это  слова: речь и луч. Ставим учебную задачу! 2. Постановка учебной задачи. ­Если в словах речь, луч ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него  есть ещё какая­то роль? 3. Верите ли вы, что самостоятельно сможете справиться с этим заданием на этапе  рефлексии? Что вам поможет? Ночь              рожь           вещь         карандаш            луч       ландыш   Слайд 3 ­ Так какова же наша учебная задача на урок?  Усвоить и применять правило правописания мягкого знака на конце имён  существительных в начальной форме после букв шипящих.                 Слайд 4 IV. Этап объяснения новых знаний.  Исследуем! Исследовательская деятельность в группах. 2 1. Задание: выяснить морфологические признаки слов “речь, луч”, сделать вывод. Алгоритм исследования:                                        Карта успешности (задание 1 1. Прочитайте слово. 2. Определите часть речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слова? 4. Определите грамматические значения слов. 5. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется. 6. Сделайте вывод. 2. Группы детей, закончив работу, приходят к следующему выводу. Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется  в существительных  женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма. ­Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род). У. Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р. У. А как определить род имён существительных? Д. С помощью слов –помощников : ж.р. – она, моя; м.р. – он, мой; с.р. – оно, моё. V. Этап закрепления новых знаний. Развитие умения классифицировать слова. ­ Продолжим сравнение слов в тетради, проведем их анализ и найдем признак по  которым различают слова. 1. Учебник – с. 115 упр. 258 ­ Чем похожи слова в этих столбиках? Это употребленные в начальной форме имена существительные которые  оканчиваются на шипящие. ­ Сравните слова первого столбика. Что у них общего? Проанализируйте слова второго  столбика. Что у них общего? Это существительные мужского рода, на конце этих слов Ь не пишется.  ­ Какую роль Ь выполняет в словах первого столбика?  Указывает на женский род имени существительного.                     Слайд 5 3. ­Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена  существительные лень, день, а во второй – рак, зуб! Почему?  Нельзя, так как эти слова не оканчиваются на шипящий ­ Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике. Прочитайте самостоятельно.  Совпали ли наши выводы? Смогли ли вы их уточнить?    4. Запись слов с комментированием в парах. 3 Алгоритм действий Карта успешности (задание 2) ­ На основе полученной схемы постарайтесь составить алгоритм действия, чтобы не  допустить ошибки в записи слов. Для этого расставьте предложение в нужном порядке. Каждая пара работает с карточкой. Если это имя существительное в начальной форме, определи род  Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи  Если слово Ж.Р. – пиши Ь, на конце слов М.Р. не пишется Ь  Пока несколько пар делают проверку устно, одна пара  выполнит  на доске.           Расставить таблички  в нужном порядке.      Интеллект­ карта Продолжим наше исследование на интеллект­карте.   Возьмите лист бумаги формата А 4   цветные карандаши, ручки или фломастеры.  Положите  лист горизонтально и в его центре картинкой или одним­двумя словами обозначьте тему МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В именах сущ.   Обведите  это понятие в рамку или в кружок.  От основной идеи,  которая размещена в центре листа, цветными ручками,  карандашами или фломастерами проведите в разные стороны три линии разного цвета.  Подпишите каждую ветвь, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект­ карту, применяйте, как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки. Смысловые блоки отделяйте линиями, обводите в рамку (помните про цвета,  используйте не менее 3 цветов).  Используйте как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма,  цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, рисунки.   Проверяем умения! 1. Вывод: на конце сущ. после шипящих в  форме ……. пишется мягкий знак     Карта успешности (задание 3) 2.Самостоятельная работа по вариантам.  Карта успешности (задание 4)                    1 вариант 1. Вставь подходящее по смыслу слово. Вставь, где нужно,  мягкий знак Острый ______, холодный ___________, полярная ________, душистый __________,  скорая _____________, резиновый _________, вкусный ________    Слова для справок: мяч.., душ..., ноч.., борщ…, нож.., помощ.., ландыш...        2 вариант 1. Вставь подходящее по смыслу слово. Вставь, где нужно,  мягкий знак Солнечный ______, новая ___________, блестящая  ________, спелая__________, серая _____________, чёрный _________, железный ______    Слова для справок:  мыш...,  брош..,  вещ…, рож.., луч... плащ… ,  ключ…. 4 2.  Взаимопроверка. 3. Составьте предложение с одним из слов, запишите его;   У каких существительных на конце записали Ь? Рефлексия.  ­ Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибки. А теперь те, кто допустил  ошибку, но при проверке нашел и исправил ее. Те, кому помог найти ошибку  товарищ  при взаимопроверке.  Физкультминутка  Поиграем! «Внимательные ушки» Голову положить на парту, слушаем приятную музыку, поднимаем руку с мягким знаком, если в слове его нужно писать. калач_, дочь_, кирпич_, меч_, мелочь , дичь, стереч_, прыщ_, рожь_, брош_,  вещь_, чиж_, камыш_. ­ Кто уверен в своих знаниях? Кому еще нужна помощь? VI. Систематизация и обобщение знаний. Дифференцированные задания.  Перед вами задания  разного уровня сложности. Выполняем      – (высокий уровень мотивации) желтая карточка ( низкий уровень мотивации)  Карта успешности (задан. 5) Напишите имена существительные в единственном числе. Выделите изученную  орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. ^     Красная карточка подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце,  выделите орфограмму и укажите род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. ^     Зелёная карточка ( средний уровень мотивации) образуйте от данных слов имена существительные в ед.ч., выделите орфограмму и  укажите род.  Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. ­ Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны  получиться одинаковые.                       ( правильные ответы – Слайд  7  ) Рефлексия. Справился самостоятельно, не было ошибок в написание слов–  красный цвет. Сомневался, были ошибки в написание слов ­ желтый VII. Итог урока. ­ Какую тему  исследовали?   Что помогло выполнить работу в группах? Самостоятельную работу? Дети: Умение высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, принять  совместное решение, работать с хорошим настроением. VIII. Рефлексия.                                                                                   Слайд 8 ­ Закончите предложение. Мне было интересно исследовать… Мне хотелось узнать… Я выяснил (а)…       5 Раскрась ь знак: отлично усвоил тему – красным, иногда сомневаюсь – желтым, не  понимаю ­ белым  Напиши на карточке с ь знаком на какую форму имен существительных он  указывает. Выбери слово на лучиках солнца и приклей карточку.     На доске Как вы думаете, подарит вам солнышко свою улыбку или будет хмуриться? ­ Я желаю, чтобы свет знаний всегда освещал вашу дорогу! 6

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.

Мягкий знак после шипящих в именах существительных. Конспект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018