Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных спо¬собностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ воображе¬ния, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростка¬ми ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить — и обогатить — их жизнь.
Иконка файла материала Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков.doc
Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных спо­ собностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ воображения,   диапазона   суждений   и   проницательности.   Эти   возросшие возможности   познания   также   способствуют   быстрому   накоплению   знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить — и обогатить — их жизнь. Если   говорить   более   конкретно,   то   когнитивное   развитие   в   этом возрастном   периоде   характеризуется   развитием   абстрактного   мышления   и использованием метакогнитивных навыков. Оба эти фактора оказывают су­ щественное влияние как на широту и содержание мыслей подростка, так и на его способность к моральным рассуждениям. Исследование   когнитивного   развития   в   отрочестве   занимает   скромное место   среди   множества   работ,   посвященных     многочисленным   аспектам интеллектуальной   жизни   в   данном   возрасте.   Относительная   бедность исследований   в   области   когнитивного   развития   объясняется   сложностью подросткового   мышления,     разнообразного   и сложного   методического   инструментария.   Несомненно,   к   этому   следует   требующей   применение   добавить   тот   факт,   что   в   отрочестве   все   труднее   становится   определить эффекты созревания от влияния школьного обучения на развитие мышления. Поставив вопрос о специфике  подросткового мышления и о мышлении как   об   основном   познавательном   процессе   личности   подростка,   нельзя   не упомянуть о возникновении новых отличающихся от свойственных ребенку способов познания окружающей действительности. В этом  вопросе  авторы издавна   едины   и   если   мы     проанализируем   специфику   учебных   программ средней   школы,   переход   в   которую   совпадает   с   началом   отрочества,   тоувидим, что  их содержание претерпевает значительные изменения. Например, в   математических   науках   переходят   к   изучению   алгебры,   что   необходимо предполагать способность оперировать исключительно символами; на уроках литературы   учат   выделять   «замысел   автора»,   что   предлагает   возможность абстрагироваться от текста как от такового. Психологические исследования подтверждают,   что   подобные   изменения   содержания   школьных   программ опираются   на   определенные   качественные   и   количественные новообразования,   характеризующие   мышление   подростка   и   его   способ видения мира. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на  уровне формальных операций. Он  считает, что развитие мышления до стадии  формальных операций не только является основным когнитивным  новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции  психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по  изучению когнитивного развития  исходят из идей Пиаже.  Развитие   формального   мышления   в   отрочестве Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется  единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками  равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом  «формами» его освоения и понимания. По мере развития мышление  постепенно претерпевает все более и более сложные системные и  структурные изменения, и задачей генетического исследования интеллекта  является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В  когнитивном развитии было выделено 4 стадии: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7—8 лет), стадия конкретныхопераций (от 7 ­  8 до 11 – 12 лет), наконец, стадия формальных операций (от  11 ­  12 до 14 ­ 15, лет).  Стадия формальных операций представляет собой, таким образом,  последний этап в развитии интеллекта. От рождения  и до предподросткового  возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода:  моторный период, по окончании которого ребенок достигает первой формы  интеллектуального равновесия, ограниченного тем, что понимание реальности подчиняется императивам восприятия, без собственно представлений или  мысли,  и  период  мышления в преставлениях (дооперациональная стадия и  стадия конкретных операций), в конце которого ребенок осваивает    взаимодействие   со   своим   конкретным   окружением  «а уровне  формальных операций — новый вид интеллектуальной обработки данных  носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от рабского  «здесь и  сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя  размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми  событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то время как  детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными  эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность  относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного.  Мышление на уровне формальных операций требует способности  формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает  манипулирование не только известными элементами, которые можно  проверить, но также вещами, противоречащими фактам («Давайте  предположим,  просто ради обсуждения, что…»). У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. В недавно проведенном исследовании психолог обращался к учащимся 10­х и  12­х классов, а также второкурсникам и выпускникам колледжей с просьбой  описать то, что, по их мнению, может с ними случиться в будущем, и сказать,  каком возрасте с ними произойдут эти события. Испытуемые старшеговозраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые испытуемые,  и рассказы старших испытуемых были более конкретными. Таким   образом,   мышление   на   уровне   формальных   операций   можно охарактеризовать   как  процесс   2­го   порядка.  Мышление   1­го   порядка выявляет   и   исследует   связи   между   объектами.   Мышление   2­го   порядка включает   в   себя   мысли   о   мыслях   поиск   связей   между   отношениями   и маневрирование   между   реальностью   и   возможностью.   Собственно,   тремя существенными свойствами мышления являются: 1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске  решения проблемы. 2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на  другую. 3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико­ дедуктивным образом («Если есть X, то произойдет Y»). Принято   считать,   что   не   все   люди   способны   мыслить   на   уровне формальных   операций.   Более   того,   подростки   и   взрослые,   достигающие этого уровня, не всегда могут постоянно на нем удерживаться. Например, многие   люди,   сталкиваясь   с  не   знакомыми   проблемами   в   новых   для   них ситуациях,   часто   возвращаются   к   более   конкретному   типу   рассуждений. Вероятно, для развития формально­операционального мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социально­экономические факторы, особенно образовательный уровень, также играют здесь некоторую роль.   Тот   факт,   что   не   все   люди   достигают   в   своем   мышлении     уровня формальных операций, привел некоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматривать как расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развития интеллекта. Такую возможность допускал   даже   Пиаже.   Тем   не   менее,   он   подчеркивал,   что   элементымышления такого типа принципиально важны для освоения передовой науки и математики. Однако, не все специалисты по развитию соглашаются с описанной Пиаже  концепцией резкого качественного скачка в когнитивных способностях.  Некоторые психологи считают, что переход является гораздо более  постепенным, с несколькими возвратами от формально­операционального  мышления к более ранним способам познания и обратно. Например, Даниель  Китинг считает, что границы между мышлением детей, подростков и взрослых являются искусственными. Он рассматривает когнитивное развитие как  непрерывный процесс и полагает, что дети могут обладать способностью, в  некоторой латентной форме, к формальным операциям. Он утверждает,  например, что некоторые дети способны обращаться с абстрактными идеями.  Возможно, что появление этих способностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а с улучшением языковых навыков и накоплением  опыта взаимодействия с миром. Основным   интеллектуальным   новообразованием   данного   периода является   способность   к   рассуждению   с   помощью   вербально сформулированных   гипотез,   а   не   манипуляций   с   конкретными предметами. Это свидетельствует о повороте в эволюции мышления, ибо   способность   к   формулированию   гипотез   и   следствий   из   них независимо   от   правдоподобия   исходных   посылок   характеризует процесс   формального   суждения.   Следовательно,   решающее   значение подросток   может   придать   формальному   содержанию   собственных умозаключений,   что   было   ему   недоступно   на   предыдущих   этапах развития.   На   стадии   формальных   операции   мышление   подростка преодолевает   простое   освоение   непосредственно   доступной реальности через включение в качестве объекты рефлексии категории возможного.   Отныне   понимание   реальности   и   касается   также гипотетически   возможного,   рефлексия   затрагивает  не   тольконепосредственно   воспринимаемую   реальность,   по   и   гипотетические предположения, истинность или ложность которых будет определена   установление   формально­логических   связей   между через ними.