ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока по литературному чтению на тему:
«М.Зощенко. Великие путешественники»
Подготовила:
Паняева Д.А.
студентка 34 группы
Методист: Жукова И.Г.
Оценка:
Саратов 2020
Цель деятельности учителя: познакомить с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты
предметные: научить определять жанр произведения и особенности данного жанра; называть особенности юмористического произведения, находить подтверждение в тексте.
личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; гордиться своей страной, её людьми, их талантами; осознавать мудрость старших, проявлять к ним любовь и уважение; уметь смеяться над собой, осмысливать свои поступки.
Тип урока: открытие «нового знания».
Этап урока Метод и приемы |
Время |
Содержание |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный этап |
2мин. |
Здравствуйте, ребята! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Меня зовут Дарья Александровна. Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. |
Настраиваться на хорошую работу. |
К:Умение организовать себя. Умение слушать.
|
2.Мотивационный этап Практич: артикуляционная разминка
3.Постановка учебной задачи и ее решение
Словес.: ответы на вопросы
Решение частных задач
Словес: ответы на вопросы
Словес: беседа
4.Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы
Практический: последовательное чтение и анализ Т
Наглядный: рассматривание иллюстраций
Словес.: обобщение
Словес.: монологические высказывания уч-ся.
|
8-10мин
10-12мин
3-5мин
10-15мин |
Речевая разминка Работа с чистоговоркой Ло-ло-ло-папа взял в сарай сверло. Ла-ла-ла-мама клещи принесла. Лу-лу-лу-бабушка дала пилу. Ли-ли-ли-папа строит корабли. Ле-ле-ле-он их строит на земле.(на слайде) 1.- Прочитайте медленно 2.-Прочитайте чистоговорку вопросительно 3.-Прочитайте с восклицанием 4.- Прочитайте быстрее и очень быстро. - С каким произведением знакомились на прошлом уроке? -От чьего имени ведется рассказ? -Что вы знаете о Зощенко? -Какими были его рассказы? -Чему учат его рассказы? Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается? -На доске даны слова(рюкзак,палатка,котелок,костёр…) -Для чего нужны эти вещи?(Для похода). -Подберите синонимы к слову «поход»- пикник, прогулка, круиз, путешествие. -Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?(определение на экране) Рассказ, который мы с вами начнем читать, называется «Великие путешественники». -Каких людей называют великими? - На слайде вы видите слова, обсудите в парах значение слов , которые вы знаете, а потом мы сравним на слайде. Эти слова встретятся вам в тексте. Словарная работа: Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения. Тахта – диван без спинки. Космография – наука о космосе. Словарная работа. - Читаем по слогам, с ударением, как говорим. Кру-го-свет-ное пу-те-шестви – е Пу-те-шес-тво-вать Пе-ро-чин-ный но-жик У-ве-ли-чи-тель-но-е Дья-воль-ски тя-же-лый(очень тяжелый) При-спо-со-бить Со-про-тив-ля-ют-ся В ак-ку-рат по-хо-жа Ге- о-гра-фи-я Выс-ше-е об-ра-зо-ва-ни-е
Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. - Сейчас я прочитаю часть рассказа, а вы внимательно слушайте и отмечайте во время чтения то, что показалось вам смешным и интересным. Также помечайте те слова, которые вам кажутся непонятными. Чтение первой части учителем (дети следят, делают пометки). -Как вы думаете, как развернуться события дальше? (предположения детей) Чтение и первичный анализ. Частичный анализ языковых особенностей. - Почему автор назвал детей великими путешественниками? - Как дети решили отправиться в путешествие? - Кто был инициатором? (инициатором был Стёпка, который узнал, что Земля есть круг. И если пойти п всё прямо и прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.
Физминутка Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. - Что вы можете сказать о характерах персонажей рассказа? Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии? - На доске даны черты характера одного из героев, посмотрите и предположите, к какому из героев они подходят? (Любознательный, решительный, задиристый, самоуверенный) - Кто из ребят вам понравился? И Чем? Работа с поговоркой (синтез). - Какая поговорка вам встретилась в тексте? Как вы её поняли? (куда только Макар телят не гонял, значит очень далеко) Работа с иллюстрацией (синтез). - Рассмотрите иллюстрацию на странице 155, 158 к рассказу. Обсудите в парах. Какой момент рассказа изобразил художник? - Рассмотрите и опишите каждого героя.
- В каком предложении заключена главная мысль рассказа? (те, кто пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам) - Давайте подумаем, зачем М. М. Зощенко написал это произведение? ( чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать) |
Читать, правильно артикулируя.
Читают чистоговорку с разными интонациями и темпом
Отвечать на вопросы
Определять смысл названия произведения.
Предполагать
Называть великих путешественников
Работать в парах
Выявлять особенности юмористического произведения. Объяснять используемые в тексте выражения.
Характеризовать героев
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
Давать характеристику героев. Словарная работа.
Выявлять особенности героя художественного рассказа
Объяснять используемые в тексте выражения.
Проводить самоанализ.
|
К:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П:осознанное построение речевого высказывания
К: Оформлять свои мысли в устной форме
П:выдвижение гипотез
П: строят речевое высказывание
К: Работать с соседом по парте.
К:Формирование коммуникативных способностей;
Р:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии
П: осуществляют синтез
П: строят речевое высказывание
П: строят речевое высказывание
П:анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
К:ориентируются на партнёра во взаимодействии
П:осуществляют синтез
П:строят речевое высказывание
|
Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ
|
5 мин. |
-Давайте подведем итоги: А. Предметная - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Перед вами лежат 3 цвета карандашей: Зелёный цвет– Мне все понятно. Я молодец! Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался! Красный цвет – Мне надо быть внимательнее! |
Оценивать свои достижения. |
П:Строят речевое высказывание П:Осуществляют синтез
П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Р:осуществляют итоговый контроль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.