«Произведения устного народного творчества»
Оценка 4.9

«Произведения устного народного творчества»

Оценка 4.9
docx
18.11.2020
«Произведения устного народного творчества»
«Произведения устного народного творчества».docx

 

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

 

Технологическая карта урока по чтению

Тема: «Произведения устного народного творчества»

 

 

 Подготовила:

Студентка 34 группы

Паняева Дарья

Класс: 2 класс

Методист: Жукова И.Г.

Дата:

Оценка:

 

 

Класс: 2

Тема: Произведения устного народного творчества

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества; формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к устному народному творчеству и музыкальной культуре.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.

2.Развитие навыков сотрудничества, умения находить выход из спорных ситуаций, поддерживать разговор, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения, приводить доводы.

3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, доброжелательности, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

1.    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2.    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.    Определение общей цели и путей её достижения.

4.    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации.

5.    Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

6.    Овладение навыками смыслового чтения  различных слов, предложений.

7.    Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты:

1.      Формирование понятия о  жанрах устного народного творчества

2.      Обогащение словарного запаса обучающихся

3.      Формулирование собственного отношения к произведениям устного народного творчества

4.      Совершенствование навыка осознанного чтения.

5.      Определение лексического значения слов.

6.      Развитие и обогащение речи.

Межпредметные связи: русский язык, родной язык, окружающий мир, музыка.

Оборудование: интерактивная доска, название темы и название станций с использованием орнаментов народных промыслов, рисунок лошадки с санями, карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация, шумовые музыкальные инструменты по количеству мальчиков, куклы по количеству девочек, разрезные петушки на палочке красного и зеленого цветов на каждого обучающегося.

Личностные УУД:

1. положительный эмоциональный настрой;

2. первичные умения оценки работ;

3. положительное отношение к учебной деятельности;

4. знание моральных норм поведения.

Регулятивные  УУД:

1. принимать и сохранять учебную задачу;

2. понимать ориентиры действия в учебном материале;

3. адекватно воспринимать оценку своей работы.

4. умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. понимать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов

2. выделять существенную информацию из текстов разных видов.

3. умение на основе анализа объектов делать выводы;

4. умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. принимать участие в работе парами; в работе группами.

2. договариваться;

3. принимать другое мнение;

4. задавать вопросы.

5. умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

6. умение оформлять свои мысли в устной форме.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивационно-ориентировочный

К путешествию в старину
Я всех вас сейчас приглашаю-
О русском творчестве, о жанрах его
Сегодня мы вновь вспоминаем. 
Будем слушать сказки, песни запевать, 
Хороводы русские, игры затевать. 
В красноречии своём будем упражняться
И народной мудрости вместе поклоняться.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, но для этого нам нужно вместе произнести  волшебное заклинание  -            

            В ладоши хлопни

Раз, два, три,

Руки к солнцу протяни,

Вправо, влево наклонись

      И соседу улыбнись!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения

 

 

садятся

 

Л1,Л2

II. Актуализация знаний

 

- Ребята, в свободное время мы с вами или сидим за телевизором, или за компьютером. Как вы думаете, а в старину, до изобретения электричества, как развлекались люди? Чем они занимались?

- Как только стемнеет, и  работа по хозяйству закончена, зажигали свечу,  и начиналась другая работа – пряли шерсть, шили, вязали, мастерили домашнюю утварь, при этом пели песни, загадывали загадки, слушали бабушкины сказки…(слайды 1-3)

- Ребята, как вы думаете, откуда в давние времена люди знали песни, загадки, сказки, заклички?

- Кстати, слово «устно» тоже старинное, оно произошло от древнерусского слова «уста» - «губы» (слайд 4)

- А сочинял всё это кто?

-А народ наш поистине талантлив! Каких только песен, легенд, сказок не создал он!

Ответы обуч-ся

 

 

 

 

 

 

Рассматривание слайдов

 

 

 

 

- Они передавали друг другу устно

 

 

 

 

- Народ

П3, П4

К5, К6

III.  Открытие нового знания.

1.      Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Работа над приговорками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Работа над потешками

 

(физминутка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Работа над загадками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

6.      Работа над пословицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Работа над колыбельными

- Хотите почувствовать себя старинными жителями нашей страны и узнать об устном творчестве народа?

- Значит, в какую страну мы с вами сегодня отправимся? (И показать на доску, они прочитают.)

- А цель нашего путешествия какая? (Познакомиться с… и показать на фразу «устное народное .творчество»

Переворачиваю цель на доске

- Итак, мы отправляемся. Но путешествовать пешком придется очень долго. Как вы думаете, на чем люди путешествовали в старину?

- мы с вами тоже отправимся на лошадке.

Выставляю лошадку с санями

1.      Дыхательная гимнастика

- Усаживайтесь поудобнее на красивые резные сани. Какой чудесный морозный воздух. Вдохнем полной грудью и будем выдыхать, сложив губы трубочкой.

2.      Упражнение на дикцию.

- Ребята, а как скачет лошадка? Мы тоже поцокаем, чтобы лошадке нашей веселее было скакать.

- А следующее упражнение вам подскажет название нашей  первой станции. Итак, внимание:       Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

- Ребята, что я произнесла?

- Значит как будет называться наша первая остановка?

1 станция «Скороговоркино»(переворачиваю на доске лист с названием)

- Как вы думаете, что нас ожидает на этой станции? (…)

- что такое скороговорка? (……..)

- для чего нужны скороговорки? (…..)

- Итак, скороговорки приносят очень большую пользу. Они помогают исправить неправильное произношение звуков и слов, развивают память и речь, поднимают настроение.

- Откройте учебники на с.43. Там вы сможете прочитать эту скороговорку.

- Читаем вполголоса

- Все ли слова понятны? (Саня, сени, сено)

- Читаем шепотом.

- Читают парами

- Читают мальчики стоя

- Читают девочки стоя

 

- Молодцы, ребята. Итак, снова удобнее усаживаемся в сани. Чтобы по пути вам не скучно было ехать, я вам приготовила вот что. Послушайте:

Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос
Уходи скорей домой, 
Стужу уводи с собой 
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем 
Сядем в саночки - самокаточки

- Ребята, когда мы так приговариваем? Как вы думаете, к какому жанру относится то, что я вам прочитала, приговаривала?

- Это приговорка. Вот мы с вами подъехали к следующей станции

2 станция «Приговоркино»  (переворачиваю на доске лист с названием)

- Как вы думаете, для чего народ придумывал приговорки?

- приговорки – это обращение к животным, птицам, насекомым, явлениям природы. Обычно пользуются этими просьбами для того, чтобы животные, насекомые выполнили определенные просьбы. Вспомните приговорки («Божья коровка…», «Дождик лей…»)

Работа по учебнику

- Посмотрим что нам предлагают авторы учебника. Откройте с.42. наверху вы видите текст. Из скольких частей он состоит?

- сейчас я вам прочитаю его, а вы подумайте, в какой части текста скрыта приговорка.

Читаю текст на с.42 учебника

- В какой части услышали приговорку? (во 2-ой).

- Прочитайте только приговорку вполголоса.

- теперь читаем по ролям: слова автора читаю я, а слова детей – приговорку-  вы прочитаете хором.

- Вот мы подъехали к следующей станции. Здесь мы с вами немного отдохнем. И лошадка у нас немного подустала. Что-то засиделись мы в санях. Поиграем в Ладушки. Мальчики берем инструменты, девочки приготовили ладошки. Внимание на экран. (СЛАЙД 5)

- Ребята, как вы думаете, к какому жанру относятся «Ладушки»? Для чего мог народ их придумать?(…..)

- Правильно, чтобы веселить, забавлять детей, потешаться. Вот и мы с вами повеселились на станции  (переворачиваю на доске лист с названием 3 станция «Потешкино»)

- Ну что ж, как говорится «Делу время, а потехе час». Поиграли мы с вами, отдохнули. На улице мороз щиплет щечки, щиплет нос. Пора нам в теплую избу. Вези нас лошадка к избушке. А избушка наша находится недалеко. Зайдем, сядем на лавочку и станем играть и загадывать.

Ҡылый күҙ, оҙон ҡолаҡ, 
Баҡсаны үтмәй урап, 
Һайлап, кишер кимерә, 
Бигерәк шәп йүгерә. /ҡуян/ 

- Ребята, что я вам сейчас прочитала? На каком языке? О ком эта загадка? Греться в избушке мы будем на станции(переворачиваю на доске лист с названием) 4 станция «Загадкино»

- у каждого народа были свои  песни, потешки, игры, загадки. Мы с вами отгадали загадку башкирского народа.

- как вы думаете, для чего люди придумывали загадки? Для чего нужны загадки?

- В учебнике у нас тоже есть загадки. Откройте с.42. Кто желает прочитать первую загадку?

- А сейчас давайте сами попробуйте придумать загадку, например, про ложку, телефон, лошадку.

 

Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу

Если хочешь - прокачу!

- Посидели дома, а сейчас в гости друг к другу поедем. Запрягаем сани, усаживаемся поудобней. Куда привезла нас лошадка, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать: Человек без друга, что земля без воды.

- Что я вам прочитала? (пословицу) О чем она?

- Для чего нам нужны пословицы?

- Пословица   нас чему-то учит, наставляет, советует.

- Значит на какую станцию мы с вами прибыли? (переворачиваю на доске лист с названием) 5 станция «Пословицы»

- Сейчас соберемся в гостях по 4 человека. Давайте вспомним, как нужно вести себя в гостях?

- Какие правила мы должны соблюдать при работе в группах?

Работа в группах.

- Посмотрим, знаете ли вы пословицы: вам нужно собрать рассыпанную пословицу и объяснить её значение.

- проверим, что получилось у каждой группы

Пословица одна и та же у всех групп. При солнышке тепло, при матушке добро. (СЛАЙД 6)

- Как вы понимаете эту пословицу?

 

- Ну что ж, «в гостях хорошо, а дома лучше». На улице уже стемнело. О чём это говорит нам?

- Дети ждут маму, чтобы она их приласкала, пожелала спокойной ночи и конечно же спела им что?

- Как говорят в народе «Сумерки приходят – колыбельные приводят». Значит следующая наша остановка какая?

6 станция «Колыбельная»(переворачиваю на доске лист с названием)

- почему называют «колыбельные»?

- Название песни «колыбельная» происходит от слова «колыбель».  (СЛАЙД 6) По – татарски это называется «баллу».  Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребёнка и пела песенку. У каждого народа свои колыбельные на родном языке. Я сейчас предлагаю девочкам побывать в роли мам. Возьмите своих деток – кукол и под башкирскую колыбельную постарайтесь их укачать, вложите всю свою нежность, любовь. А мальчикам я предлагаю представить, что это ваша мама поёт вам колыбельную. Все мальчики закрывают глазки. Девочки встают.

Включаю баш.колыбельную, на экране заставка. (СЛАЙД 7)

- В учебнике представлены 2 вида колыбельных: авторская и народная. Откройте с.43 учебника. Сейчас мы с вами попробуем пропеть русскую народную колыбельную. Я начинаю, а вы подхватывайте.

Ответы обуч-ся

 

 

- Устное народное творчество

 

 

Формулируют цель

 

 

-  На лошадке

 

 

 

 

 

Выполняют дыхательную гимнастику

 

 

 

 

- Цокает

Цоканье язычком

 

 

 

 

 

- Скороговорку

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

Ответы обуч-ся на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику: разные виды чтения скороговорки, разбор слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание чтения учителем приговорки

 

 

 

 

 

- когда на улице холодно, а нам хочется поиграть

 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают знакомые приговорки

 

 

 

 

 

 

 

- из 2-х.

Высказывают свои предположения

 

Слушают чтение учителя

 

Самостоятельное чтение

Чтение хором

Музицирование на шумовых музыкальных инструментах (мальчики), ритмическое хлопанье в ладоши (девочки), хоровое подпевание потешки

 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

могут поцокать

 

 

 

 

Отгадывают загадку на башкирском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения

 

Чтение обуч-ся по партам парами, по группам загадок из учебника.

Творческая работа: самостоятельное придумывание загадки

(Дети поочередно топают ножками)

(Повороты, ручки на талии )
 (Ходьба на месте.)
(Легкий бег на месте.)

 

 

 

Высказывают свои предположения

Работа с пословицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группах

 

 

В группах собирают «рассыпанную» пословицу

Каждая группа говорит, что у них получилось.

Объясняют значение пословицы

 

 

- Все начинают готовиться ко сну

 

 

- Колыбельную

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения

 

 

Девочки укачивают под музыку кукол, мальчики закрывают глаза и представляют свою маму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропевают вместе с учителем колыбельную

П3

К6

Р1

Л2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р4,Р5

 

 

П2, П3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1,Р2

П1

К1, К2

 

 

 

 

 

 

 

 

П1, П2, П3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К5, К6

 

Р5

 

 

 

 

 

Р1, Р2

 

П1, П2, П3

 

К6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л1, Л2

Р5

П4

К1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л1, Л5

 

Р5

П1, П3, П4

 

К3, К5, К6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1,Р3, Р5

Л2, Л4

П3, П4

К1, К2, К3, К5, К6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л1, Л4

Р2, Р5

П3, П4

К3, К5, К6

IV Первичное закрепление знаний

 

- вот и подходит к концу наше путешествие. Вернемся к его цели. (И показываю на цель) Прочитайте ее хором.

- Ребята, мы достигли цели урока? Узнали об уст.нар.творчестве?

-  о каких жанрах мы узнали сегодня? (быстро перечислили)

-  Вы хорошо их запомнили?

- сейчас проверим: я читаю вопрос, на слайде вы увидите 2 ответа, вы должны выбрать правильный ответ и в тетради записать только букву, под которой он записан

Тест

1. Определи жанр произведения: (пропеваю)

Ходит Сон у окон.

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

а) частушка; м) колыбельная; 

2. Определи жанр произведения:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, то слезы проливает.

о) загадка;  в) скороговорка

3. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

а) считалка; л) пословица;

4. Определи жанр произведения: (быстро читаю)

Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

б) поговорка; о) скороговорка.

5. Определи жанр произведения:

Улитка, улитка!

Высунь рожки.

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

д) приговорка; б) колыбельная;

6. Определи жанр произведения: (показываю пальцем)

Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.

б) сказка; ц) считалочка.

7. Определи жанр произведения:

Жили-были старик со старухой. Детей у них не было….

Ы) сказка; в) потешка.

- Что у вас получилось, ребята? (СЛАЙД 15)

 

Хоровое чтение

 

 

 

Перечисляют жанры УНТ

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение тестовой работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы!

 

Л2, Л3

Р1, Р2

П3, П4

 

V. Рефлексия

- Знаете, а ведь сегодня на уроке наши прадеды и прабабушки передали вам свое устное народное творчество из поколения в поколение. Вы почувствовали это? когда вы станете мамами и папами, вы точно так же должны будете передать его вашим детям. И тогда устное нар.тв-во не будет забыто. Договорились?

- Наше занятие подошло к концу, но вы еще продолжите путешествие по этой стране с Вашим учителем.

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На столах у вас лежат красивые петушки красного и зеленого цвета. Если вам урок понравился и вы довольны своей работой, то поднимите красного петушка. Если вы считаете, что вы работали хорошо, но были трудности, то поднимите зеленого петушка.

- А сейчас мы посадим наших петушков на заборчик. Сначала первый ряд выходит, затем второй и третий.

- молодцы ребята. Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были отличными попутчиками. Спасибо всем за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание: поднимают петушка определенного цвета.

 

 

 

 

 

Каждый ряд выходит и с помощью учителя «сажают» петушков на заборчик

К2, К3, К5, К6

Л2, Л3

Р3, Р5

 

 


 

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Класс : 2 Тема : Произведения устного народного творчества

Класс : 2 Тема : Произведения устного народного творчества

Межпредметные связи: русский язык, родной язык, окружающий мир, музыка

Межпредметные связи: русский язык, родной язык, окружающий мир, музыка

I . Мотивационно-ориентировочный

I . Мотивационно-ориентировочный

А сочинял всё это кто? -А народ наш поистине талантлив!

А сочинял всё это кто? -А народ наш поистине талантлив!

Работа над приговорками 2

Работа над приговорками 2

Работа над потешками ( физминутка ) 2

Работа над потешками ( физминутка ) 2

Работа над загадками

Работа над загадками

Работа над пословицами 2

Работа над пословицами 2

Дети ждут маму, чтобы она их приласкала, пожелала спокойной ночи и конечно же спела им что? -

Дети ждут маму, чтобы она их приласкала, пожелала спокойной ночи и конечно же спела им что? -

Ребята, мы достигли цели урока?

Ребята, мы достигли цели урока?

Хлеба ворошок! д) приговорка; б) колыбельная; 6

Хлеба ворошок! д) приговорка; б) колыбельная; 6

А сейчас мы посадим наших петушков на заборчик

А сейчас мы посадим наших петушков на заборчик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020