Наблюдение (домашняя работа для вузов и ссузов)
Оценка 4.8

Наблюдение (домашняя работа для вузов и ссузов)

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
Междисциплинарный 3
05.09.2021
Наблюдение (домашняя работа для вузов и ссузов)
НАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ
экол.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2.

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

3

1 Наблюдение как метод ознакомления детей с природой

 

4

1.1   Значение наблюдения, его виды

 

4

1.2   Содержание наблюдения

 

6

1.3   Требования к организации наблюдения и цикличность

 

6

1.4   Введение дневников наблюдений

 

7

1.5   Наблюдения в разных возрастных группах

 

9

ЛИТЕРАТУРА

15

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.


 

1 Наблюдение как метод ознакомления детей с природой.

1.1   Значение наблюдения, его виды.

Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение детьми разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. В своем внешнем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем, что предполагает более или менее обширную систему знаний.

Значение наблюдения состоит в том, что оно:

1) обеспечивает чувственное познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.), доступные ребенку дошкольного возраста; в этом состоит сущность наблюдения;

2) дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях;

3) позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления;

4) в процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы;

5) в процессе наблюдения развивается наблюдательность (составляющая умственного воспитания); эстетическая сторона и эмоциональная сфера личности; речь; формируется гуманное, бережное и заботливое отношение к природе.

Существуют следующие виды наблюдений:

1) распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы, и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка;

2) длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;

3) воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

 

1.2 Содержание наблюдения

Содержание наблюдений – это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих природных объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом. Содержание наблюдений определяется: требованиями программы, природным окружением, сезонными изменениями в природе. Содержанием наблюдений могут выступать объекты и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи. Тематика - объекты и явления природы, и содержание наблюдений (рассматривания) может быть следующей: снег, снежинки (снегопад), ветер; лёд, дождь, лужи, ручьи (таяние), насекомые, птицы, звери, снега), небо (облака), зимние узоры на окнах, листопад, листья, деревья (отдельное/группа), (ветки/почки рост и развитие живых существ и т.п.)

 

1.3 Требования к организации наблюдения и цикличность

Общие требования к организации наблюдений:

1) цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна носить познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос;

2) для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой круг знаний;

3) представления об объектах природы формируется постепенно, в результате многократных встреч с ними;

4) каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления;

5) в организации наблюдений следует предусматривать систематичность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное глубокое представление об окружающей природе;

6) наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей;

7) наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней;

8) знания, полученные в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы (лепка, рисование, чтение педагога, рассматривание и т.д.).

 

1.4 Введение дневников наблюдений

Дневник наблюдений за природой – это незаменимый помощник для дошкольника.

С его помощью ребенок сможет записывать свои наблюдения за погодными явлениями, научиться делать выводы об изменениях природы в разное время года, наблюдать за ростом растений, зарисовывать свои впечатления, научиться ухаживать за животными.

 

Методика работы с детьми по ведению дневников соответствует их возрастным особенностям и включает два аспекта: организация наблюдения природы и фиксация наблюдаемого.

Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах планируются: ежедневное наблюдение за погодой рассматривание растительности и покрова земли, наблюдение за животными, насекомыми, птицами, которых можно увидеть. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять:

1) отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.);

2) степень их интенсивности и другие характеристики (солнце ярко или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ветер сильный или слабый и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают, солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра:

1) определение состояния неба и осадков. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть облачным. Могут идти снег или дождь, может сверкнуть молния, появиться радуга;

2) наличие или отсутствие ветра. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменению других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.;

3) степень тепла и холода. Ее можно определить градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды.

 

1.5 Наблюдения в разных возрастных группах

1. Зарождение деятельности наблюдения у детей третьего года жизни.

Живой объект (рыбка, птичка, котенок) вызывают у детей яркую, сильную эмоциональную реакцию. Он радует ребенка, занимает, и интерес к нему может устойчиво проявляться в течение занятия.

Что же привлекает ребенка в процессе такого первичного рассматривания объекта? Прежде всего, действия объекта, его проявления.

После того как дети узнают объект, они самостоятельно переходят к называнию действий, которые они увидят (бегает, стоит киска, прыгает так, упал, ест, так делает, летает и т.д.). В то же время дети как бы не слышат вопросы педагога, т.е. не принимают задачу наблюдения.

Этапы:

1) на этом этапе важно вызвать интерес детей и стремление участвовать в уходе, кормлении животного. Это позволит перестроить отношение к животному под руководством взрослого. Дети начинают занимать активную позицию по отношению к животному: участвуют в кормлении, в смене обстановки, гладят животное, играют с ним.

Это все поддерживает постоянное внимание к объекту наблюдения, вызывает состояние эмоционального напряжения – ожидания ответного проявления объекта, т.е. впервые появляется цель наблюдения, которая направляет восприятие ребенка;

2) на этом этапе возникает элемент плановости наблюдения. Восприятие детей становится более глубоким. От поверхностного восприятия действий животных ребенок переходит к восприятию способа их действия. Например, как взял пищу, как ест, как сел, как плавает. В результате дети начинают выделять отдельные части животного (клюв, лапы, хвост, язычок);

3) характеризуется перестройкой отношения ребенка к животному и отношения к собственным действиям с объектом. Параллельно с этим перестраиваются и мотивы действий. Если вначале поглаживание – это проявление ласки, то теперь ребенок использует это действие как познавательное.

На этом этапе развития наблюдения по мере накопленная знаний, опыта у детей возникают своеобразные вопросы, показывающие проявление познавательного интереса к каждому объекту. Эти вопросы содержат стремление отыскать, обнаружить у новых животных уже известное детям. Дети уже не просто отмечают то, что характерно лишь для данного объекта, но устанавливают связи между прежними знаниями и новыми. Например, у кошки есть усы, а у птички нет.

2. Психологические особенности наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети активно выполняют задачу наблюдения, которую ставит педагог, но не осознает ее как познавательную задачу. Они лишь следуют за педагогом, отвечая на его вопросы. Дети внимательно рассматривают объект природы, следят за его движением и комментируют: «Рыбка плавает, хвостиком движет и еще чем-то».

Обращают внимание на окраску и величину предмета природы, там, где это возможно называют форму предмета, перечисляют основные части наблюдаемого объекта и характеризуют их по величине и окраске.

Наблюдение малышей опосредуется прежним их опытом. Это способствует тому, что у них наблюдение – это осмысленный процесс.

Во время наблюдения у детей возникает много вопросов, указывающих на то, что у них появляется потребность в понимании наблюдаемого, желание объяснить то, что они видят. «А где вы взяли эту рыбку?», «А у вас дома есть рыбки?», «А вы нам оставите эту рыбку?».

Дети этого возраста почти никогда не наблюдают молча потому, что не могут объяснить всего того, что видят. Как только возникает затруднение в понимании наблюдаемого, они начинают задавать вопросы, требуют разъяснений. Кроме того, они пытаются дать самостоятельные объяснения. Если же дети видят то, что можно объяснить, используя некоторый опыт, то они тотчас же оперируют своими знаниями.

Проявляется двигательная активность детей в процессе наблюдений, дети стремятся взять в руки, пощупать, погладить, понюхать. Активно подражают движениям, издаваемым звукам.

Этапы:

1) в начале наблюдения основной задачей педагога является привлечение внимания детей к объекту. Для этого можно использовать разнообразные игровые сюрпризные приемы (неожиданно принести, пригласить и т.д.);

2) организуется рассматривание объекта. Учитывая, что, прежде всего внимание детей привлекают действия животного, педагог различными приемами побуждает его к активному поведению: кормит, играет. Используются приемы обследования, которые помогают выделить сенсорные признаки. Используются подражательные движения, звуки;

3) в конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональные впечатления детей от общения с животным или растением, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

3. Психологические особенности наблюдений с детьми среднего дошкольного возраста.

Дети осознают цель наблюдения, сформулированную педагогом как познавательную и выполняют ее.

В процессе наблюдения они обращают внимание на жизненные проявления объектов, подмечают разницу в характере движений.

Наблюдения в этом возрасте более устойчиво, они придерживаются того плана, который им предлагает педагог, хотя иногда и отступают от него под влиянием таких причин, как новизна предмета.

Наблюдения носят ярко выраженный осмысленный характер. Дети не только стремятся понять то, что они наблюдают, но у них появляется стремление самостоятельно объяснить причину тех или иных действий, причину изменений, происходящих с объектом.

Проявляется самостоятельность в использовании приема сравнения. Сравнение идет сначала по линии отличительных признаков, затем сходства.

Этапы:

1) в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача наблюдения, которая нередко связана с практической деятельностью (Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее);

2) педагог использует различные приемы, помогающие сосредоточить внимание на особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно связаны с действиями животного во время кормления, игры. Дети в состоянии слышать вопросы и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животного. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных особенностях: Кто это? Что это? Какого цвета? Какой формы?, следует задавать поисковые вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами. («Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи – быстро?», «Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?»)

Особое внимание следует уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы активизации речи детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные, новые слова, предлагает выбрать наиболее точное обозначение признака из 2-3 предложенных педагогом и т.д.

3) в конце наблюдения с помощью вопросов следует выяснить как дети усвоили представления о наблюдаемом объекте, знания о способах ухода за ним и т.д. Вопросы следует формулировать так, чтобы они были интересны детям и вели к обобщению полученных знаний. Результатом наблюдения может стать продуктивная деятельность детей: рисунок, уход за объектом в уголке природы.

4. Психологические особенности наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники осознают цель наблюдения, которую перед ними ставит взрослый, творчески подходят к ее выполнению, а получив план наблюдения точно его выполняют. На специальных занятиях дети четко придерживаются плана наблюдения, предложенного педагогом.

Старшие дошкольники не только замечают характерные свойства, воспринимаемых предметов, но и свойства общие для всей группы предметов. Они способны делать элементарные обобщения на основе наблюдения и привлечения знаний, полученных прежде. Наблюдая, дети прибегают к сравнениям, находят сходства и различия между предметами. Обнаруживается стремление точно определить словом качества воспринимаемых предметов.

У старших дошкольников не всегда есть слова для обозначения всего того, что они видят. Например, большинство детей обращают внимание на жабры, но, не зная этого слова, характеризуют через описания его действия: «Вот тут еще открывается». Свое незнание они часто аргументируют тем, что не видели тот или иной предмет, или плохо смотрели.

Специально организованные наблюдения и самостоятельные индивидуальные наблюдения старших дошкольников могут быть эмоциональными. Эмоции у детей могут вызвать новые предметы природы для наблюдения и особенно успех в познавательной деятельности. Дети радуются тому, что узнали что-то новое.

Дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.

Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с: особенностями внешнего вида, образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врага, ростом и развитием.

Этапы:

1) в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача («Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ним ухаживать»).

2) на втором этапе педагог задает детям разнообразные вопросы, которые могут быть несложными (Кто это? Какие части тела есть у птички?), сложными, направленные на припоминание (Чем мы кормили снегиря?), сопоставление (Чем отличается попугай от снегиря?), поисковыми (Почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?).

Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Детям предоставляется большая самостоятельность в использовании обследовательских действий, но педагог должен стремиться к тому, чтобы эти действия были осознанными. Педагог с помощью вопросов побуждает к осознанию способа получения знаний: «Как бы ты об этом узнал? Проверь».

Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными.

Хорошо, если педагог использует загадки, стихи, рассказывает интересные истории, т.к. все это способствует расширению знаний детей.

3) наблюдение заканчивается обобщением. Результаты наблюдения дети отражают в речи и в дальнейшем используют в различной деятельности (трудовой, игровой, изобразительной и т.д.).


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Веретенникова, С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». Учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание».– М.: Просвещение, 1980

2. Николаева Н.С. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

3. Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

4. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». – М.: Просвещение, 1992


 

Скачано с www.znanio.ru

Вариант 2. Тема: НАБЛЮДЕНИЕ –

Вариант 2. Тема: НАБЛЮДЕНИЕ –

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

ВВЕДЕНИЕ Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения…

ВВЕДЕНИЕ Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения…

Наблюдение как метод ознакомления детей с природой

Наблюдение как метод ознакомления детей с природой

Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?»

Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?»

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста

Во всех случаях задача должна носить познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос; 2) для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой…

Во всех случаях задача должна носить познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос; 2) для каждого наблюдения педагогу необходимо отбирать небольшой…

Методика работы с детьми по ведению дневников соответствует их возрастным особенностям и включает два аспекта: организация наблюдения природы и фиксация наблюдаемого

Методика работы с детьми по ведению дневников соответствует их возрастным особенностям и включает два аспекта: организация наблюдения природы и фиксация наблюдаемого

Ее можно определить градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды

Ее можно определить градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды

Параллельно с этим перестраиваются и мотивы действий

Параллельно с этим перестраиваются и мотивы действий

Кроме того, они пытаются дать самостоятельные объяснения

Кроме того, они пытаются дать самостоятельные объяснения

Наблюдения носят ярко выраженный осмысленный характер

Наблюдения носят ярко выраженный осмысленный характер

Результатом наблюдения может стать продуктивная деятельность детей: рисунок, уход за объектом в уголке природы

Результатом наблюдения может стать продуктивная деятельность детей: рисунок, уход за объектом в уголке природы

Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с: особенностями внешнего вида, образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врага, ростом и развитием

Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с: особенностями внешнего вида, образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врага, ростом и развитием

ЛИТЕРАТУРА 1. Веретенникова,

ЛИТЕРАТУРА 1. Веретенникова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2021