Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 113» г. Новосибирска
Отчет по воспитательной теме самообразования
Роль развития творческих способностей учащихся в воспитательном процессе и формировании национальных базовых ценностей
Петрухина И. Г.,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 Б класса
г. Новосибирск, 2018
Современный этап развития школы в рамках ФГОС требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю, который по возложенным на него функциям как педагог-профессионал является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, а также организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Опираясь на рекомендации ученых: Н. Е.Щурковой, Л. И.Маленковой, опыт работы классных руководителей школы, района, я пришла к выводу, что для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо:
Ø уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;
Ø глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;
Ø организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся;
Ø предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;
Ø создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Отправной точкой в решении этих задач может являться, например, карта интересов (см. Приложение 1). В этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии). Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются условия для их реализации.
Эта карта помогает сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителей-предметников, в более правильном выборе кружков, спортивных секций, виде деятельности. В результате этого появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2), которая дает возможность знать не только то, чем интересно заниматься детям, но и более эффективно планировать внеклассную и внешкольную работу. Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей.
Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные, литературные, исследовательские и другие, раскрыть которые больше возможности во внеклассной деятельности. Можно выделить 3 основных направления:
1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования КТД (коллективного творческого дела).
2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником.
3. Взаимодействие с родителями, учителями-предметниками, руководителями дополнительного образования.
Именно самоуправление может способствовать личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.
Принципы самоуправления в классе:
- равноправие (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения); целесообразность (деятельность органов самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся); добровольность (каждый может изъявить желание выполнять то или иное поручение, вид работы); гласность (работа органов самоуправления открыта для всех учащихся); ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).
Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является членом этого коллектива. Роль классного руководителя здесь заключается в том, чтобы научить, посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения проходят настоящую школу лидеров, добросовестных, инициативных, творческих. Главную роль в воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.
Например, младшим подросткам интересно, что о них думают друзья, как оценивают их человеческие и творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о себе», «Мой класс глазами человека-невидимки»,- вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел. В подготовке таких собраний требуется педагогическое умение, ведь каждый ученик должен уйти с собрания не подавленный, а уверенным в том, что скоро он станет лучше. Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду открыто, без обид.
В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет рефлексия и учет творческих достижений учащихся. В течение всего года ребятами ведется и заполняется «Лист индивидуальных достижений» (см. Приложение 3).
Кроме того, успехи во всех областях отмечаются в личных портфолио учеников. В конце года было запланировано вместе с родительским комитетом провести презентацию портфолио – настоящий праздник творческих достижений, с поощрением учащихся в различных номинациях.
Конечно, классный руководитель негласно управляет процессом подготовки, ведь кто, как не он, лучше знает интересы ребят. А значит, может посоветовать одному, как лучше взяться за дело, другого просто поддержит в его начинании, третьему порекомендует литературу по теме.
Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример. Стать другом детей трудно. Их доверие нужно заслужить. Классный руководитель должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным, неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем человека интересного, творческого, преданного учительскому делу и, в первую очередь, доброго, чуткого к миру их чувств и мыслей, всерьез заинтересованного их делами, искренне помогающего ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать стороны личности.
Индивидуальная работа классного руководителя и строится на изучении индивидуальных особенностей ученика, ведь еще В. А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем, тем больше вероятность устойчивого формирования национальных базовых ценностей:
ü патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
ü социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
ü гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
ü семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
ü труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
ü наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
ü традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
ü искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
ü природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
ü человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Приложение 1
Карта интересов учащихся 5 Б класса МБОУ Лицей № 113
Ф.И.О. ученика |
Любимый предмет |
Литературное творчество |
Искусство |
Мир природы |
Спорт |
Технология |
1 Анненкова Александра |
ИЗО |
|
Рисование |
|
|
|
2 Антипов Илья |
География |
|
|
Изучать природу |
Плавание |
«Умелые ручки» |
3 Баранов Павел |
Технология |
Сочинять сказки |
|
|
Альпинизм |
«Умелые ручки» |
4 Батлук Никита |
Информатика |
Сочинять сказки |
|
Изучать природу |
|
|
5 Бондаренко Вероника |
Русский, Литература |
Выразительное чтение |
Танцы |
Изучать природу |
Плавание |
|
6 Бузуев Максим |
Русский, Математика |
|
|
|
Хоккей, баскетбол, плавание |
«Умелые ручки» |
7 Буркина Елена |
Русский, Литература |
|
|
|
Баскетбол |
«Умелые ручки» |
8 Буркина Елизавета |
Математика |
Писать стихи |
|
|
|
«Умелые ручки» |
9 Власенко Максим |
ИЗО |
|
Рисование |
|
|
|
10 Воробьев Сергей |
История, Технология |
|
|
|
Борьба |
«Умелые ручки» |
11 Калошин Максим |
Музыка |
Выразительное чтение, литературное творчество |
Танцы |
Изучать природу |
Плавание |
«Умелые ручки» |
12 Ковалева Виктория |
Русский язык, Математика, Литература |
|
Танцы |
|
Баскетбол |
|
13 Колбина Мария |
Русский язык, Литература |
Писать стихи, сочинять сказки |
Танцы, театральное творчество |
|
Баскетбол |
Декоративно-прикладное искусство |
14 Кольтюгин Алексей |
Математика, Технология, ИКТ |
Сочинять сказки |
|
|
Легкая атлетика, самбо, плавание |
«Умелые ручки» |
15 Константинова Кира |
Биология, География |
Сочинять сказки |
Художественное творчество |
Ухаживать за животными |
Конный спорт |
|
16 Краснов Александр |
Русский язык, Математика, Литература |
|
|
|
Футбол |
|
17 Криворучко Роман |
Икт, технология |
|
|
|
|
«Умелые ручки» |
18 Киселева Алена |
Русский язык, Литература, История |
Сочинять сказки |
Художественное творчество |
|
Самбо, плавание |
Декоративно-прикладное искусство |
19 Мазаник Денис |
|
|
|
|
|
|
20 Минакова Мария |
Русский язык, Литература, Иностранный язык |
Сочинять сказки |
Танцы |
|
|
Декоративно-прикладное искусство |
21 Никифоров Илья |
|
|
|
|
Плавание, Дзюдо |
|
22 Никоненко Александр |
|
|
|
Изучать природу |
|
|
23 Пашковская Анастасия |
Русский язык, Литература, История |
Сочинять стихи, выразительно читать |
Художественное творчество |
|
|
|
24 Петров Андрей |
Математика |
|
|
|
Плавание |
«Умелые ручки» |
25 Писарева Таисья |
|
|
|
|
|
|
26 Рахвалова Вероника |
Физкультура |
|
|
|
Баскетбол |
|
27 Русских Марина |
Русский язык, Биология, Литература |
Сочинять сказки |
Художественное творчество |
Изучать природу |
Плавание |
Декоративно-прикладное искусство |
28 Смирнова Алина |
Русский язык, Литература |
Сочинять сказки |
|
|
Баскетбол |
|
29 Соболева Валерия |
|
Сочинять сказки |
Художественное творчество |
Изучать природу, ухаживать за животными |
Плавание |
|
30 Тресвятская Арина |
Музыка |
Сочинять сказки |
Музыкальное творчество, художественное творчество, рисование |
|
Плавание |
Декоративно-прикладное искусство |
31 Филиппов Роман |
Математика, ИКТ |
|
|
|
Самбо |
«Умелые ручки» |
32 Шорохов Андрей |
Технология |
Сочинять сказки |
Художественное творчество |
Изучать природу |
Плавание |
«Умелые ручки» |
Приложение 2
Карта занятости учащихся 5 Б класса в кружках и спортивных секциях в 2017-2018уч. г.
№ |
Ф.И.О. |
Внеурочная деятельность |
1. |
Анненкова Александра Владимировна |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
2. |
Антипов Илья Кириллович |
Бассейн «Счастливый крепыш», Логопед Лицей № 113 |
3. |
Баранов Павел Игоревич |
Скалолазание «Панорама», «Умелые ручки» Лицей № 113 |
4. |
Батлук Никита Тарасович |
«Спик-ап» Английский |
5. |
Бондаренко Вероника Петровна |
Английский, Китайский языки (репетитор) |
6. |
Бузуев Максим Павлович |
Английский «Полиглот», Теннис Академия теннися, Бассейн «Спартак» |
7. |
Буркина Елена Александровна |
Баскетбол Лицей № 113, Академия дизайна и программирования Лицей № 113 |
8. |
Буркина Елизавета Александровна |
Баскетбол Лицей № 113, Академия дизайна и программирования Лицей № 113, Изостудия «Солнце» |
9. |
Власенко Максим Анатольевич |
«Умелые ручки» Лицей № 113, Изо Центр юношеских технологий |
10. |
Воробьев Сергей Евгеньевич |
Академия дизайна и программирования Лицей № 113, Спортивная секция «Рост» |
11. |
Калошин Максим Сергеевич |
Хореографический ансамбль «Кураж», «Умелые ручки» Лицей № 113, Академия дизайна и программирования Лицей № 113 |
12. |
Ковалева Виктория Вадимовна |
Театральный «Строитель» |
13. |
Колбина Мария Владимировна |
Художественная школа |
14. |
Кольтюгин Алексей Игоревич |
«Умелые ручки» Лицей № 113, «Сингитай» - Каратэ, Английский школа иностр.языков |
15. |
Константинова Кира Васильевна |
Конно-спортивный клуб «Солнечный бор» |
16. |
Краснов Александр Игоревич |
Футбольный клуб «Сибирь», Китайский язык «Солнечные краски» |
17. |
Криворучко Роман Сергеевич |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
18. |
Киселева Алена Андреевна |
ДЮСШ №15 Спортивное самбо, Английский язык «Альтаир», Бассейн «Спартак» |
19. |
Мазаник Денис Вячеславович |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
20. |
Минакова Мария Павловна |
Вокал и хореография «Клякса» |
21. |
Никифоров Илья Владимирович |
ДЮСШ №15 Дзюдо |
22. |
Никоненко Александр Сергеевич |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
23. |
Пашковская Анастасия Александровна |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
24. |
Петров Андрей Дмитриевич |
«Умелые ручки» Лицей № 113 |
25. |
Писарева Таисья Константиновна |
|
26. |
Рахвалова Вероника Алексеевна |
Баскетбол Лицей № 113 |
27. |
Русских Марина Витальевна |
«ДанцХит» - танцев.студия, Английский «Альтаир», Живая глина «Альтаир», Бассейн «Лазурный» |
28. |
Смирнова Алина Алексеевна |
Баскетбол Лицей № 113 |
29. |
Соболева Валерия Андреевна |
Бассейн «Счастливый крепыш», Англ.язык (репетитор) |
30. |
Тресвятская Арина Владиславовна |
ДШУ №12 Фортепьяно, Бассейн «Спартак» |
31. |
Филиппов Роман Евгеньевич |
Секция Самбо |
32. |
Шорохов Андрей Максимович |
Бассейн «Динамо», Изостудия «Оранжевая зебра» |
Приложение № 3
Лист достижений____________________4 четверть 2017-2018 учебный год
Учебные (по предметам) |
Внеурочные (кружки) |
Участие в жизни класса |
Участие в жизни лицея |
Участие в олимпиадах, результат |
Участие в спортивных соревнованиях |
Участие в центрах |
Свои достижения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.