Роль развития творческих способностей учащихся в воспитательном процессе и формировании национальных базовых ценностей
Оценка 4.9

Роль развития творческих способностей учащихся в воспитательном процессе и формировании национальных базовых ценностей

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитание +2
Взрослым
18.02.2020
Роль развития творческих способностей учащихся в воспитательном процессе и формировании национальных базовых ценностей
Отчет по воспитательной теме самообразования
Петрухина И.Г. тема самообразования 2018.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 113» г. Новосибирска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по воспитательной теме самообразования

 

 

 

Роль развития творческих способностей учащихся в воспитательном процессе и формировании национальных базовых ценностей

 

 

 

Петрухина И. Г.,

учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 Б класса

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2018

Современный этап развития школы в рамках ФГОС требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю, который по возложенным на него функциям как педагог-профессионал является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры,  накопленной человечеством, а также организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

          Опираясь на рекомендации ученых: Н. Е.Щурковой, Л. И.Маленковой, опыт работы классных руководителей школы, района, я пришла к выводу, что для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо:

Ø уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;

Ø глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

Ø организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся;

Ø предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;

Ø создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей. 

 

          Отправной точкой в решении этих задач может являться, например, карта интересов (см. Приложение 1).  В этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии). Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются условия для их реализации.

          Эта карта помогает сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителей-предметников, в более правильном выборе кружков, спортивных секций, виде деятельности. В результате этого появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2), которая дает возможность знать не только то, чем интересно заниматься детям, но и более эффективно планировать внеклассную и внешкольную работу. Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей.

          Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные, литературные, исследовательские и другие, раскрыть которые больше возможности во внеклассной деятельности. Можно выделить 3 основных направления:

   1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования КТД (коллективного творческого дела).

   2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником.

   3. Взаимодействие с родителями, учителями-предметниками, руководителями дополнительного образования.

 

          Именно самоуправление может способствовать личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.

 

           Принципы самоуправления в классе:

   - равноправие (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения); целесообразность (деятельность органов самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся); добровольность (каждый может изъявить желание выполнять то или иное поручение, вид работы); гласность (работа органов самоуправления открыта для всех учащихся); ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).

          Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является членом этого коллектива. Роль классного руководителя здесь заключается в том, чтобы научить, посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения проходят настоящую школу лидеров, добросовестных, инициативных, творческих. Главную роль в воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.

          Например, младшим подросткам интересно, что о них думают друзья, как оценивают их человеческие и творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о себе», «Мой класс глазами человека-невидимки»,- вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел. В подготовке таких собраний требуется педагогическое умение, ведь каждый ученик должен уйти с собрания не подавленный, а уверенным в том, что скоро он станет лучше. Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду открыто, без обид.

          В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет рефлексия и учет творческих достижений учащихся. В течение всего года ребятами ведется и заполняется «Лист индивидуальных достижений» (см. Приложение 3).

           Кроме того, успехи во всех областях отмечаются в личных портфолио учеников. В конце года было запланировано вместе с родительским комитетом провести презентацию портфолио – настоящий праздник творческих достижений, с поощрением учащихся в различных номинациях.

           Конечно, классный руководитель негласно управляет процессом подготовки, ведь кто, как не он, лучше знает интересы ребят. А значит, может посоветовать одному, как лучше взяться за дело, другого просто поддержит в его начинании, третьему порекомендует литературу по теме.

          Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример. Стать другом детей трудно. Их доверие нужно заслужить. Классный руководитель должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным, неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем человека интересного, творческого, преданного учительскому делу и, в первую очередь, доброго, чуткого к миру их чувств и мыслей, всерьез заинтересованного их делами, искренне помогающего ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать стороны личности.

          Индивидуальная работа классного руководителя и строится на изучении индивидуальных особенностей ученика, ведь еще В. А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

          Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем, тем больше вероятность устойчивого формирования национальных базовых ценностей:

ü патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

ü социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

ü гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

ü семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

ü труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

ü наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

ü традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

ü искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

ü природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

ü человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Приложение 1

 

Карта интересов учащихся 5 Б  класса МБОУ Лицей № 113

 

 

Ф.И.О. ученика

Любимый предмет

Литературное творчество

Искусство

Мир природы

Спорт

Технология

1         Анненкова        Александра

ИЗО

 

Рисование

 

 

 

2       Антипов          Илья

География

 

 

Изучать природу

Плавание

«Умелые ручки»

3       Баранов          Павел

Технология

Сочинять сказки

 

 

Альпинизм

«Умелые ручки»

4       Батлук          Никита

Информатика

Сочинять сказки

 

Изучать природу

 

 

5       Бондаренко          Вероника

Русский, Литература

Выразительное чтение

Танцы

Изучать природу

Плавание

 

6       Бузуев          Максим

Русский, Математика

 

 

 

Хоккей, баскетбол, плавание

«Умелые ручки»

7       Буркина          Елена

Русский, Литература

 

 

 

Баскетбол

«Умелые ручки»

8       Буркина          Елизавета

Математика

Писать стихи

 

 

 

«Умелые ручки»

9       Власенко          Максим

ИЗО

 

Рисование

 

 

 

10     Воробьев          Сергей

История, Технология

 

 

 

Борьба

«Умелые ручки»

11     Калошин          Максим

Музыка

Выразительное чтение, литературное творчество

Танцы

Изучать природу

Плавание

«Умелые ручки»

12     Ковалева          Виктория

Русский язык, Математика, Литература

 

Танцы

 

Баскетбол

 

13     Колбина          Мария

Русский язык, Литература

Писать стихи, сочинять сказки

Танцы, театральное творчество

 

Баскетбол

Декоративно-прикладное искусство

14        Кольтюгин          Алексей

Математика, Технология, ИКТ

Сочинять сказки

 

 

Легкая атлетика, самбо, плавание

«Умелые ручки»

15 Константинова          Кира

Биология, География

Сочинять сказки

Художественное творчество

Ухаживать за животными

Конный спорт

 

16     Краснов          Александр

Русский язык, Математика, Литература

 

 

 

Футбол

 

17       Криворучко          Роман

Икт, технология

 

 

 

 

«Умелые ручки»

18     Киселева          Алена

Русский язык, Литература, История

Сочинять сказки

Художественное творчество

 

Самбо, плавание

Декоративно-прикладное искусство

19     Мазаник          Денис

 

 

 

 

 

 

20     Минакова          Мария

Русский язык, Литература, Иностранный язык

Сочинять сказки

Танцы

 

 

Декоративно-прикладное искусство

21        Никифоров          Илья

 

 

 

 

Плавание, Дзюдо

 

22        Никоненко          Александр

 

 

 

Изучать природу

 

 

23      Пашковская          Анастасия

Русский язык, Литература, История

Сочинять стихи, выразительно читать

Художественное творчество

 

 

 

24     Петров          Андрей

Математика

 

 

 

Плавание

«Умелые ручки»

25     Писарева          Таисья

 

 

 

 

 

 

26     Рахвалова          Вероника

Физкультура

 

 

 

Баскетбол

 

27     Русских          Марина

Русский язык, Биология, Литература

Сочинять сказки

Художественное творчество

Изучать природу

Плавание

Декоративно-прикладное искусство

28     Смирнова          Алина

Русский язык, Литература

Сочинять сказки

 

 

Баскетбол

 

29     Соболева          Валерия

 

Сочинять сказки

Художественное творчество

Изучать природу, ухаживать за животными

Плавание

 

30      Тресвятская          Арина

Музыка

Сочинять сказки

Музыкальное творчество, художественное творчество, рисование

 

Плавание

Декоративно-прикладное искусство

31     Филиппов          Роман

Математика, ИКТ

 

 

 

Самбо

«Умелые ручки»

32     Шорохов          Андрей

Технология

Сочинять сказки

Художественное творчество

Изучать природу

Плавание

«Умелые ручки»

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Карта занятости учащихся 5 Б класса в кружках и спортивных секциях в 2017-2018уч. г.

 

Ф.И.О.

Внеурочная деятельность

1.      

Анненкова Александра Владимировна

«Умелые ручки» Лицей № 113

2.      

Антипов Илья Кириллович

Бассейн «Счастливый крепыш», Логопед Лицей № 113

3.      

Баранов Павел Игоревич

Скалолазание «Панорама», «Умелые ручки» Лицей № 113

4.      

Батлук Никита Тарасович

«Спик-ап» Английский

5.      

Бондаренко Вероника Петровна

Английский, Китайский языки (репетитор)

6.      

Бузуев Максим Павлович

Английский «Полиглот», Теннис Академия теннися, Бассейн «Спартак»

7.      

Буркина Елена Александровна

Баскетбол Лицей № 113, Академия дизайна и программирования  Лицей № 113

8.      

Буркина Елизавета Александровна

Баскетбол Лицей № 113, Академия дизайна и программирования  Лицей № 113, Изостудия «Солнце»

9.      

Власенко Максим Анатольевич

«Умелые ручки» Лицей № 113, Изо Центр юношеских технологий

10.  

Воробьев Сергей Евгеньевич

Академия дизайна и программирования  Лицей № 113, Спортивная секция «Рост»

11.  

Калошин Максим Сергеевич

Хореографический ансамбль «Кураж», «Умелые ручки» Лицей № 113, Академия дизайна и программирования  Лицей № 113

12.  

Ковалева Виктория Вадимовна

Театральный «Строитель»

13.  

Колбина Мария Владимировна

Художественная школа

14.  

Кольтюгин Алексей Игоревич

«Умелые ручки» Лицей № 113, «Сингитай» - Каратэ, Английский  школа иностр.языков

15.  

Константинова Кира Васильевна

Конно-спортивный клуб «Солнечный бор»

16.  

Краснов Александр Игоревич

Футбольный клуб «Сибирь», Китайский язык «Солнечные краски»

17.  

Криворучко Роман Сергеевич

«Умелые ручки» Лицей № 113

18.  

Киселева Алена Андреевна

ДЮСШ №15 Спортивное самбо, Английский язык «Альтаир», Бассейн «Спартак»

19.  

Мазаник Денис Вячеславович

«Умелые ручки» Лицей № 113

20.  

Минакова Мария Павловна

Вокал и хореография «Клякса»

21.  

Никифоров Илья Владимирович

ДЮСШ №15 Дзюдо

22.  

Никоненко Александр Сергеевич

«Умелые ручки» Лицей № 113

23.  

Пашковская Анастасия Александровна

«Умелые ручки» Лицей № 113

24.  

Петров Андрей Дмитриевич

«Умелые ручки» Лицей № 113

25.  

Писарева Таисья Константиновна

 

26.  

Рахвалова Вероника Алексеевна

Баскетбол Лицей № 113

27.  

Русских Марина Витальевна

«ДанцХит» - танцев.студия, Английский «Альтаир», Живая глина «Альтаир», Бассейн «Лазурный»

28.  

Смирнова Алина Алексеевна

Баскетбол Лицей № 113

29.  

Соболева Валерия Андреевна

Бассейн «Счастливый крепыш», Англ.язык (репетитор)

30.  

Тресвятская Арина Владиславовна

ДШУ №12 Фортепьяно, Бассейн «Спартак»

31.  

Филиппов Роман Евгеньевич

Секция Самбо

32.  

Шорохов Андрей Максимович

Бассейн «Динамо», Изостудия «Оранжевая зебра»

 

 

 

Приложение № 3

Лист достижений____________________4 четверть 2017-2018 учебный год

 

Учебные (по предметам)

Внеурочные (кружки)

Участие в жизни класса

Участие в жизни лицея

Участие в олимпиадах, результат

Участие в спортивных соревнованиях

Участие в  центрах

Свои достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 113» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 113» г

Современный этап развития школы в рамках

Современный этап развития школы в рамках

Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей

Сравнивая эти две карты, можно проследить, насколько полно реализуются интересы детей

Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду…

Дружелюбное, а не злобное выявление достоинств и недостатков учеников, отношения к делу, поиски лучших решений в проведении какого-либо мероприятия сплачивает коллектив ребят, приучает говорить правду…

России, к своему народу, к своей малой родине, служение

России, к своему народу, к своей малой родине, служение

Батлук НикитаИнформатикаСочинять сказкиИзучать природу

Батлук НикитаИнформатикаСочинять сказкиИзучать природу

Кольтюгин АлексейМатематика,

Кольтюгин АлексейМатематика,

Анастасия Русский язык, Литература,

Анастасия Русский язык, Литература,

Филиппов РоманМатематика, ИКТСамбо«Умелые ручки» 32

Филиппов РоманМатематика, ИКТСамбо«Умелые ручки» 32

ЕвгеньевичАкадемия дизайна и программирования

ЕвгеньевичАкадемия дизайна и программирования

Русских Марина Витальевна «ДанцХит» - танцев

Русских Марина Витальевна «ДанцХит» - танцев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020