ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «Б».
Тема урока: «Неопределённая форма глагола».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении неопределённой формы глагола.
Задачи урока: |
Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о неопределённый форме глагола. 2. Формировать умения: определять признаки неопределённой формы глагола; находить глаголы неопределённой формы в тексте.
|
Предметные: Уч-ся получат представление о неопределённый форме глагола. Уч-ся научатся: - определять признаки неопределённой формы глагола. Уч-ся получат возможность научиться: - находить глаголы неопределённой формы в тексте.
|
Развивающие 1. Формировать умения (Р): учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.
2. Формировать умения (П): проводить сравнение; использовать знаково-символические средства; осуществлять поиск необходимой информации в тексте, анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, обобщение.
3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, контролировать действия партнёра.
|
Метапредметные Уч-ся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию. Уч-ся получат возможность научиться: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. Познавательные: Уч-ся научатся: проводить сравнение; осуществлять поиск необходимой информации в тексте; использовать знаково-символические средства. Уч-ся получат возможность научиться: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; осуществлять обобщение. Коммуникативные: Уч-ся научатся: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других. Уч-ся получат возможность научиться: контролировать действия партнёра. |
Воспитательные: 2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Личностные: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: УМК «Школа России»/Русский язык (учебник)/3 класс/2 часть/Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки рефлексии.Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор. |
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
(Слайд 1) -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снежана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны лежать: дневник, учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности. (Слайд 2) "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". -Как вы понимаете это высказывание? -Вы
знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а
когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот
сундучок. -Как вы думаете, к чему нужно стремиться на уроках русского языка?
|
Приветствуют.
Проверяют свою готовность.
Отвечают.
Слушают.
Отвечают. |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической формой речи;
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
|
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Проведём словарную работу. -Посмотрите на слайд, запишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы и поставьте ударения.
(Одуванчик, воскресенье, гвоздика, животное, сирень, поэт, ДЕЖУРИТЬ) -Проверим, как вы написали, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Над правильно написанным словом ставьте +, над неправильно написанным -. -Ребята, посмотрите на эти слова, подумайте и скажите, какое слово лишнее и почему?
-Совершенно верно. -Давайте вспомним, что вы уже знаете о глаголе. -Что он обозначает? -На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? -Молодцы, верно! |
Записывают в тетрадях число, классная работа.
Записывают слова.
Выполняют взаимопроверку.
-Дежурить, потому что это глагол, а остальные слова являются именами существительными.
Это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? Сказуемым. |
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
К: владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнёра.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
-Обратите внимание на слово дежурить. Можем ли мы определить у него число? род?
-Почему? - На какой вопрос он отвечает? - У глагола с таким вопросом нельзя определить число, время или лицо. Как вы думаете, как называется такая форма глагола, у которой ничего нельзя определить? В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.
-Итак, какая тема урока у нас с вами сегодня будет? Тема урока: «Неопределённая форма глагола.».
Цель урока: узнать, что такое неопределённая форма глагола. |
Нет.
Размышляют, отвечают. Что делать?
Слушают.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
|
Уч-ся получат представление о неопределённый форме глагола.
|
К: владеть диалогической формой речи.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) |
Ребята, посмотрите на доску.
2. Узнать, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы. 1. Познакомиться с вопросами неопределённой формы глагола. 3. Научиться находить глаголы неопределённой формы в тексте.
Может ли это быть планом нашего урока? Тогда приступим. |
Смотрят на доску. Восстанавливают порядок.
1. Познакомиться с вопросами неопределённой формы глагола. 2. Узнать, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы. 3. Научиться находить глаголы неопределённой формы в тексте.
Да! |
|
Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа)
Частично-поисковый (анализ текста)
|
Откроем учебники на странице 106, упражнение 181. 1. Прочитайте все задания вслух. (1 ученик) 2. Перечислите по шагам, что нам нужно сделать. (2-ой ученик) Первый пункт выполнения – нам нужно найти сходства и различия в значении каждой пары глаголов. -Второй пункт выполнения - списать упражнение, вставляя пропущенные буквы. -После нужно подчеркнуть глаголы, именно те которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? -Выделить в них приставки. 3. Выполняем устные задания (устное проговаривание). 4. Выполняем письменные задания. Возвращаемся к тетрадям. Записываем. Упражнение 181. И начинаем списывать пары глаголов, вставляя нужные буквы в пропусках, выделяя приставку, и нужно подчеркнуть глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Я буду вызывать к доске, все остальные выполняют в тетради. 1 пара глаголов -1 человек.
5. Проверка выполненного упражнения проходит устно(проговаривание).
6.Что вы можете сказать про глаголы, которые подчеркнули?
Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.
Что ранее мы с вами не сказали? |
Открывают учебник.
Читают.
Это однокоренные слова.
В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?
Записывают. Выполняют упражнение.
Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками. Читают.
Ещё один признак неопределённой формы глагола – он оканчивается на -ть, -ти или -чь. |
Уч-ся научатся: - определять признаки неопределённой формы глагола.
|
П: проводить сравнение; осуществлять поиск необходимой информации в тексте; использовать знаково-символические средства.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
Выполним упражнение 184. 1. Прочитайте всё задание вслух. (1 ученик) 2. Перечислите по шагам, что нам нужно сделать. (2-ой ученик) Первый пункт выполнения – устно образовывать от данных глаголов однокоренные глаголы в н.ф при помощи приставок. -Второй пункт выполнения – списать упражнение, вставляя пропущенные буквы, обозначить ударение в словах. -После нужно выделить приставки. -Найти глаголы, которые отвечают на вопрос-ЧТО СДЕЛАТЬ? Подчеркнуть их. -Определить, на какие вопросы отвечают другие глаголы в н.ф 3. Выполняем устные задания (устное проговаривание). 4. Выполняем письменные задания. Записываем упражнение 184, пример списывать не нужно, сразу переходим к выполнению. 5. Проверка выполненного упражнения проходит устно (проговаривание).
6.Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? |
Читают.
Выполняют.
Выполняют проверку.
Когда мы добавляем приставку к глаголу, меняется вопрос.
|
Уч-ся получат возможность научиться: - находить глаголы неопределённой формы в тексте.
|
П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.
К: слушать и понимать речь других. |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (беседа).
Практический (упражнение). Наглядный (демонстрация) |
Выполняем самостоятельно упражнение 182. Спишите, подчеркните глаголы в неопределённой форме.
После того как выполните, покажите свою готовность.
Проверяем. (Слайд-эталон.) |
Выполняют.
Проверяют. |
|
П: осуществлять поиск необходимой информации в тексте Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности. |
|
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа)
|
Закройте, пожалуйста, учебники. Какую тему мы изучили? Что приставка меняет в глаголе? Кто сможет сказать мне правило, пройденное на уроке? О каких признаках неопределённой формы глагола мы узнали? - Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания? |
Закрывают учебник.
Отвечают на вопросы.
|
|
П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
-Ребята, мы достигли цели, поставленной вначале урока? -Все ли задачи мы выполнили?
-На столах у вас лежат деревья, обратите внимание, что они без листочков. Оцените свою работу на уроке, нарисуйте им листву. Если считаете, что вы хорошо работали на уроке и поняли тему, то нарисуйте зелёную летнюю листву, если считаете, что у вас были некоторые затруднения, и вы что-то не поняли, то – жёлтую, а если считаете, что вы работали плохо и совсем не поняли тему, то красную листву. - Покажите свои прекрасные деревья мне.
Хорошо, отложите свои деревья и откройте дневники, чтобы записать домашнее задание: Урок окончен, спасибо!
|
Слушают.
Выполняют рефлексию. Показывают.
Записывают домашнее задание.
|
|
Р: осуществлять самооценку деятельности.
|
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.