«Начало истории человечества»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Начало истории человечества».Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы.
Иконка файла материала урок_начало истории человечества.doc

Тема: «Начало истории человечества»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы.

Задачи урока:    

  • дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;
  • развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.
  • воспитание любви к предмету.

Оборудование: учебник, тетрадь и карточки.

Ход урока

             I.      Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

   II Вступительная беседа

Какой вывод для себя сделали, закончив изучение раздела?

— Что еще захотели узнать по этой теме?

1. Главные полевые культуры:

а) овощные

б) зерновые     +

2. Что из чего получают? Расставьте правильно буквы.

Крахмал из ..., ткани из ..., масло из....

а) лен

б) картофель

в) подсолнечник

3. Карп является одомашненной формой:

а) толстолобика

б) сазана           +

в) карася

4. Какая из профессий относится к животноводству?

а) овощевод

б) санитар

в) зоотехник           +

5. Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

а) занесены в Красную книгу

б) используются человеком как лекарственные средства

в) имеют сорта, выведенные человеком             +

6. Кто не является защитником урожая?

а) божья коровка

б) муха           +

в) златоглазка

 

7. Установите соответствия. Соедините стрелками понятия.

полеводство            пионы, тюльпаны

овощеводство         рожь, кукуруза

цветоводство          яблоня, абрикос

плодоводство          морковь, томат

8. Как называется большое количество лошадей, коров, гусей? (Учитель может использовать задания теста 7 «Растениеводство, животноводство» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

- Сегодня мы приступаем к изучению второй книги

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит! (История.)

— Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке — истории? (Высказывания детей.)

 

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды В лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

 

- Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).

 - Вы встречались уже с этим словом? (да)

 - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

 

Но есть и другое значение этого слова.

 - Что же такое история?

         История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

         История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

         Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

 - Что же такое история?

 - Что вы еще узнали?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

        История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.

       Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.(Музей.)

2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)

3. Деловая бумага. (Документ.)

Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)

Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)

III Сообщение темы урока

Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

- первобытная история;
- история Древнего мира;
- история Средних веков;
- история Нового времени;
- история Новейшего времени.

IV Изучение нового материала

Отправимся искать ответы на ваши вопросы.

 - А как люди узнали о первобытных людях? (производят раскопки)

 - Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (археологами)

       Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.      Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?

(первобытный человек и человек похожий на современного человека)

 - Найдите отличительные черты первобытного человека от современного?     Выслушать ответы. Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?

1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами  и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

 

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать).

- А как первобытный человек жил? Чем занимался?

        Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

       С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

       Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

       Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

       Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.

Время

Орудия труда

Другие изделия

Занятия

Первобытные люди и их коллективы

С древнейших времен до 200 тыс. лет назад

Заостренный камень

Палка-копалка

Дубина

 

Охота, собирательство

Человеческое стадо

13-7 тыс. лет назад

Топор, лук, копье, ткацкий станок, плуг, мотыга

Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения

Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла

Род

Племя

Родовая община

       Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. - Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?

        Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.

        Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.                                                        Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.

- Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы? (учащиеся высказывают свои мнения).Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

 

 

 

V Закрепление материала

Работа в тетради.

- Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
- Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
- Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
- Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
- Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

Тест

 1.  Первобытные люди жили:

 А) Группой

 Б) В одиночку

 2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? 

 А) Теплый климат 

 Б) Тело покрыто шерстью 

 3. Для чего строили жилища первобытные люди? 

 А) Чтобы продать соседнему племени. 

 Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников. 

 4. Чем занимались мужчины? 

 А) Ходили на охоту, рыбалку.

 Б) Занимались домашним хозяйством. 

2.Каждому ребёнку раздается письмо ( в виде знаков) от древнего человека.

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076aa.png

Учащиеся читают: "Желаем успехов вам на уроках истории"

Кроссворд

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076ab.png

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)

3. Деловая бумага. (Документ.)4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)

5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)Ключевое слово: Геродот.

VI Рефлексия

- Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

 

 

 1.  Первобытные люди жили:

 А) Группой

 Б) В одиночку

 2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? 

 А) Теплый климат 

 Б) Тело покрыто шерстью 

 3. Для чего строили жилища первобытные люди? 

 А) Чтобы продать соседнему племени. 

 Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников. 

 4. Чем занимались мужчины? 

 А) Ходили на охоту, рыбалку.

 Б) Занимались домашним хозяйством. 

 

2. Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076aa.png

 

 

 1.  Первобытные люди жили:

 А) Группой

 Б) В одиночку

 2.  Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? 

 А) Теплый климат 

 Б) Тело покрыто шерстью 

 3. Для чего строили жилища первобытные люди? 

 А) Чтобы продать соседнему племени. 

 Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников. 

 4. Чем занимались мужчины? 

 А) Ходили на охоту, рыбалку.

 Б) Занимались домашним хозяйством. 

 

2. Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076aa.png

 

Кроссворд

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076ab.png

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 

2. Учреждение, где хранятся документы. 

3. Деловая бумага. 

4. Книжка с перечнем всех дней в году. 

5. Предмет, выставленный в музее. 

 

 

 

Кроссворд

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546954076ab.png

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 

2. Учреждение, где хранятся документы. 

3. Деловая бумага. 

4. Книжка с перечнем всех дней в году. 

5. Предмет, выставленный в музее.