Крестья́нская рефо́рма в России (также известная как отмена крепостного права) — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года
Начало правления Александра II, подготовка
реформы 1861г. Крестьянская реформа 1861г.
Средства обучения: Индивидуальные листы обучения; схемы «Подготовка проекта
отмены крепостного права», «Размер крестьянского надела по реформе 1861 г.», «Порядок
выкупной сделки», иллюстрации(портреты Александра II, Н.А. Милютина и др.).
I . Вводномотивационная часть, постановка целей и
задач.
На прошлом уроке мы с вами закончили рассматривать правление
Николая I. С чем пришла Российская империя к 18 февраля 1855г.?
Учся
подводят
итог
правлению
НI.
отсталость);
Проигранная Крымская компания
Незавершенный промышленный переворот;
Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)
(военнотехническая
Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским
обществом и властью в этот период?
Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.
Именно эта проблема и станет темой нашего сегодняшнего занятия.
Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой
проблемы..
1. Выявить причины отмены крепостного права.
2. Рассмотреть положение реформы.
3. Определить значение реформы.
II . Содержательный аспект.
Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в
истории и как часто от личности история зависит…
19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая
I – Александр II. Представит нам Императора Никита Ольков, которому
было дано индивидуальное исследовательское д/з. Внимательно слушая
сообщение, я предлагаю вам составить портрет личности Александра II в
ваших ИЛО.
Размышляю
т:
Записывают
тему
в
ИЛО.
Предлагают
пункты
плана.
В
ИЛО
Составляют
портрет
личности.
Всесторонне По военному обладал широким
Образован дисциплинирован кругозором
Опытен в гос. Александр II великодушный
делах
благородный
добродушный
любящий свой
мягкий по натуре прямой народ
. Структурнодеятельностный этап.
Обсуждаем портрет личности.
III
Вот таким предстает перед нами Александр Николаевич, который 30
марта 1856г.
произнес речь перед представителями московского
дворянства, которую я предлагаю вашему вниманию.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и
вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное
между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этогобыло уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано
или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со
мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели
снизу».
Анализирую
т текст,
отвечают на
вопросы.
Вписывают в
ИЛО
возможные
причины.
Обсуждаем.
Выбирают
задание
соответств
ующего
уровня
и
самостояте
льно
го
выполняют. Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного
права? Каким единственным способом, по мнению Александра II,
возможна отмена крепостного права? Почему?
1520 мин. с
обсуждение
м Какие причины на ваш взгляд могли лежать в основе
необходимости решения данной задачи?
(предлагается
самостоятельно поработать с ИЛО, записать туда свои
предположения) – обсуждение.
Выступают
учся
получившие
индивидуаль
ные задания.
Рассказываю
т
о
положениях
реформы в
схемах.
Подводя
итоги,
заполняют
таблицу в
ИЛО.
Заполняют
рефлексивны
е листы в
ИЛОПричины:
1. незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда –
снижение с/х производства;2. возрастающие волнения крестьян
пугачевщины);
(5060гг.)
(Призрак3. торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук);
4. Россия последняя христианская, европейская держава, где
→
оставалось рабство
нравственносоциальное отставание;5. поражение в Крымской войне. Понимание необходимости отмены крепостного права уже давно
созревало в российском обществе, и самодержавные цари не раз
принимались за эту задачу, но довести дело до конца выпало на долю
Александра II.Подготовка реформы.Учащимся предлагаются дифференцированные задания в ИЛО.
«А» Заполнить таблицу с помощью учебника, стр.125126.Подготовка отмены крепостного права.«В» Составить схему «Подготовка проекта отмены крепостного права».
Год
1857г.
Осень
1857г.
1858г.
1860г.
19
февраля
1861г.
Событие
Результат
Создание секретного
комитета
Виленский губернатор В.И.
Назимов передал Александру 2
просьбу литовских помещиков
о разрешении им отпускать на
волю своих крестьян без
земли.
Так как рескрипт носил силу
указа, то дворянские
комитеты в 1858г. стали
создаваться и в других
губерниях. Секретный
комитет был преобразован в
Главный комитет по
крестьянскому делу(Великий
кн. Константин
Константинович).
Предложения по
крестьянскому делу
отправлялись в Петербург, где
рассматривались
Редакционными
комиссиями(генерал Яков
Иванович Ростовцев – В.Н.
Панин), задачей которых
была выработка проекта
закона об освобождении
крестьян.
Проект отмены крепостного
права был готов в 1859г. В
начале 1860г. в Петербург
съехались представители
дворянских комитетов для
утверждения проекта.
Александр 2 подписал
Манифест и Положение о
крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости.
Его деятельность была не
эффективна, так как он состоял
из яростных крепостников –
сановников николаевского
Проект отмены крепостного права
времени, которые старались
только тянуть время, а о
преобразованиях и не помышляли.
Редакционные комиссии
Император издал рескрипт на
имя Назимова В.И.,
предписывающий создать
губернский комитет по
обсуждению отмены крепостного
права и указывающий, что
крестьяне не должны лишиться
Губернские дворянские комитеты
надела.
Процесс подготовки отмены
крепостного права ускорился и
стал необратим.
ы
проект
кие
Губернс
Проект был утвержден.
Крепостное право в России было
отменено. Крестьяне не должны
были выкупать личную свободу.
Они становились свободными
сельскими обывателями и
получали ряд личных и
имущественных прав.«С» Работая с документом, заполнить таблицу:
Отношение помещиков к отмене крепостного права.
Земля
Выкуп
Помещики
оброчных имений
Сохранить за собой
угодья и те земли,
которыми не
пользовались
крестьяне
Выкуп должен
соответствовать
оброчным доходам
помещика
Помещики
барщинных
имений
Отдать
крестьянам
нищенский надел,
чтобы затем
продолжать
эксплуатировать
их труд
Сумма выкупа
должна
вознаградить
помещика за
потерю
крепостного
труда
Сходство
позиций
помещиков
Стремление
сохранить право
собственности на
землю
Сумма выкупа
должна
соответствовать
прибыли,
получаемой
помещиком от
эксплуатации
крепостных
крестьян
Положение реформы.
Итак, как мы с вами уже знаем, на годовщину своего правления,Александр II обнародовал Манифест об отмене крепостного права.
Предлагаю рассмотреть основные положения реформы, а помогут в этом
мне мои ассистенты, Аслан и Женя. (Выступают о положениях реформы,
комментируя подготовленные схемы: «Размеры крестьянского надела» +
работа с картой; «Порядок совершения выкупной сделки».)
Значение отмены крепостного права.
Мы рассмотрели с вами основные положения реформы 1861г.,
предлагаю, проанализировав их подвести итоги и заполнить таблицу в
ИЛО
IV
. Рефлексивный этап.
Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»
Прогрессивные черты
Отрицательные черты
Появление основного противоречия в
деревне: крупное помещичье
землевладение и безземелье крестьян. С
того времени аграрный вопрос
становится основным в деревне.
1.Освобождение крестьян привело
к появлению свободных рабочих рук
и увеличению наемного труда в
промышленности. Это дало
толчок развитию экономики
страны.
2. Отмена крепостного права
изменила социальную структуру
общества и поставила вопрос о
необходимости других реформ.
V . Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права»
(от имени помещика, крестьянина, представителя государства).