Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
8 кл
04.04.2018
Чем знаменит Александр 2? Отмена крепостного права – это его заслуга. Почему появилась необходимость в этой необычной реформе? Предпосылки для её возникновения сложились ещё в конце XVII века. Все пласты общества рассматривали крепостной строй как аморальное явление, которое позорило Россию. Многие хотели, чтобы их страна находилась в одном ряду с европейскими государствами, в которых не было рабства. Поэтому правительство России стало задумываться об отмене крепостничества. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/284460/aleksandr-otmena-krepostnogo-prava-prichinyi-reformyi
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права2 .doc
План конспект открытого урока
Начало правления Александра II и Крестьянская реформа 1861г.
Средства обучения: Индивидуальные листы обучения; схемы «Подготовка проекта
отмены крепостного права», «Размер крестьянского надела по реформе 1861 г.», «Порядок
выкупной сделки», иллюстрации(портреты Александра II, Н.А. Милютина и др.).
Учся
подводят
итог
правлению
НI.
Размышляю
т:
Записывают
тему
в
тетрадь .
Предлагают
пункты
плана.
В тетради
Составляют
портрет
личности.
I . Вводномотивационная часть, постановка целей и задач. 5 мин
На прошлом уроке мы с вами закончили рассматривать правление Николая I. С чем
пришла Российская империя к 18 февраля 1855г.?
Проигранная Крымская компания (военнотехническая отсталость);
Незавершенный промышленный переворот;
Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)
Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и
властью в этот период?
Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.
Именно эта проблема и станет темой нашего сегодняшнего занятия.
Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой проблемы..
1. Выявить причины отмены крепостного права.
2. Рассмотреть положение реформы.
3. Определить значение реформы.
У каждой реформы есть свои предпосылки для реализации .
Были ли попытки отмены крепостного до 1861года ?
Отвечают дети .
II . Содержательный аспект.10 мин
Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и
как часто от личности история зависит…
19 февраля 1855г. на российский престол вступил старший сын Николая I –
Александр II. Представит нам Императора , Ганина Ксенья которой было дано
индивидуальное исследовательское д/з. Внимательно слушая сообщение, я предлагаю
вам составить портрет личности Александра II в ваших тетрадях.
Всесторонне По военному обладал широким
Образован дисциплинирован кругозором
Опытен в гос. Александр II великодушный
делах
благородный
добродушный
любящий свой
мягкий по натуре прямой народ
Обсуждаем портрет личности.
III
. Структурнодеятельностный этап.10 мин
Вот таким предстает перед нами Александр Николаевич, который 30 марта 1856г.
произнес речь перед представителями московского дворянства, которую я предлагаю
вашему вниманию.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и
вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное
между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого
было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано
или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со
мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права?
Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена
крепостного права? Почему? Про причины отмены крепостного права рассказывает
Анализирую
т текст,
отвечают на
вопросы.
Вписывают в
тетрадь
возможные
причины.
Обсуждаем.
Выбирают
задание
соответств
ующего
уровня
и
самостояте
льно
го
выполняют. Беляев Захар которому было дано индивидуальное исследовательское д/з Какие причины на ваш взгляд могли лежать в основе необходимости
решения данной задачи? Причины:
Выступают
учся
получившие
индивидуаль
ные задания.
Рассказываю
т
о
положениях
реформы в
схемах.
Подводя
итоги,
заполняют
таблицу в
Заполняют
рефлексивны
е листы 1. незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение
с/х производства; 2. возрастающие волнения крестьян (5060гг.) (Призрак пугачевщины);
3. торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук); 4. Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство
→
нравственносоциальное отставание; 5. поражение в Крымской войне. Понимание необходимости отмены крепостного права уже давно созревало в
российском обществе, и самодержавные цари не раз принимались за эту задачу, но
довести дело до конца выпало на долю Александра II. Подготовка реформы. Учащимся предлагаются дифференцированные задания в ИЛО.
Заполнить таблицу с помощью учебника, . Подготовка отмены крепостного права.
Год
1857г.
Событие
Создание секретного
комитета
Осень
1857г.
1858г.
1860г.
19
февраля
1861г.
Виленский губернатор В.И.
Назимов передал Александру 2
просьбу литовских помещиков
о разрешении им отпускать на
волю своих крестьян без
земли.
Так как рескрипт носил силу
указа, то дворянские
комитеты в 1858г. стали
создаваться и в других
губерниях. Секретный
комитет был преобразован в
Главный комитет по
крестьянскому делу(Великий
кн. Константин
Константинович).
Предложения по
крестьянскому делу
отправлялись в Петербург, где
рассматривались
Редакционными
комиссиями(генерал Яков
Иванович Ростовцев – В.Н.
Панин), задачей которых
была выработка проекта
закона об освобождении
крестьян.
Проект отмены крепостного
права был готов в 1859г. В
начале 1860г. в Петербург
съехались представители
дворянских комитетов для
утверждения проекта.
Александр 2 подписал
Манифест и Положение о
крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости.
Результат
Его деятельность была не
эффективна, так как он состоял
из яростных крепостников –
сановников николаевского
времени, которые старались
только тянуть время, а о
преобразованиях и не помышляли.
Император издал рескрипт на
имя Назимова В.И.,
предписывающий создать
губернский комитет по
обсуждению отмены крепостного
права и указывающий, что
крестьяне не должны лишиться
надела.
Процесс подготовки отмены
крепостного права ускорился и
стал необратим.
Проект был утвержден.
Крепостное право в России было
отменено. Крестьяне не должны
были выкупать личную свободу.
Они становились свободными
сельскими обывателями и
получали ряд личных и
имущественных прав. Физкультур минутка гимнастика 1 мин
«С» Работая с документом, заполнить таблицу:
Отношение помещиков к отмене крепостного права.
Земля
Выкуп
Помещики
оброчных имений
Сохранить за
собой угодья и те
земли, которыми
не пользовались
крестьяне
Выкуп должен
соответствовать
оброчным
доходам
помещика
Помещики
барщинных
имений
Отдать
крестьянам
нищенский
надел, чтобы
затем
продолжать
эксплуатироват
ь их труд
Сумма выкупа
должна
вознаградить
помещика за
потерю
крепостного
труда
Сходство
позиций
помещиков
Стремление
сохранить право
собственности
на землю
Сумма выкупа
должна
соответствоват
ь прибыли,
получаемой
помещиком от
эксплуатации
крепостных
крестьян
Положение реформы. Рассказывает Алина Подколзина 10 мин
Итак, как мы с вами уже знаем, на годовщину своего правления, Александр II
обнародовал Манифест об отмене крепостного права. Предлагаю рассмотреть
основные положения реформы, а помогут в этом мне мои ассистенты, . (Выступают о
положениях реформы, комментируя подготовленные схемы: «Размеры крестьянского
надела» + работа с картой; «Порядок совершения выкупной сделки».)
Значение отмены крепостного права. Мы рассмотрели с вами основные положения реформы 1861г., предлагаю,
проанализировав их подвести итоги и заполнить таблицу
Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»
Прогрессивные черты
Отрицательные черты
Появление основного противоречия в
деревне: крупное помещичье
землевладение и безземелье крестьян. С
того времени аграрный вопрос
становится основным в деревне.
1.Освобождение крестьян привело
к появлению свободных рабочих рук
и увеличению наемного труда в
промышленности. Это дало
толчок развитию экономики
страны.
2. Отмена крепостного права
изменила социальную структуру
общества и поставила вопрос о
необходимости других реформ.
IV
. Рефлексивный этап. Выводы 10 мин
V . Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права» (от имени
помещика, крестьянина, представителя государства).
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Начало правления Александра второго и отмена Крепостного права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.