Начинается новый учебный год

  • doc
  • 22.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Начинается новый учебный год.doc

Начинается новый учебный год. Дети скоро сядут за школьные парты, а родители придут на пер­вые школьные собрания.

Дотошные любители школь­ной статистики подсчитали, сколько раз ученики услышат звонок на урок, сколько времени потратят на перемены, сколько пирожков съедят в буфете, сколь­ко ступеней изотрется за 11 школьных лет хождения по ним. Известно, что родители школьни­ка за то же время должны посе­тить примерно 50 собраний, на ко­торых проведут около 100 часов своей жизни. Много это или мало? Суть не в том. Проблема родительского собрания - это не проблема времени, а проблема психологического комфорта или дискомфорта, с которой сталки­ваются его участники. Редкий ро­дитель, как и редкий учитель, ска­жет, что взаимные встречи для них праздник, и те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежеланое мероприятие. Почему? Скорее всего потому, что не находят между собой об­щего языка. На родительском собрании чаще всего царит вза­имное непонимание. Среднестати­стический учитель склонен во всех неприятностях винить роди­телей, среднестатистические ро­дители - учителей, из-за этого традиционные встречи и превра­щаются в разборки и обвинения, вместо того чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.

 

Грамотный, с большим опытом работы классный руководитель ве­дет собрание спокойно и вдумчи­во, его план он составляет заранее, но говорит свободно, не пользу­ясь предварительными записями. Он всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в от­дельности. Он никогда не обсуж­дает с родителями отметки и пове­дение их чад в присутствии дру­гих родителей, предпочитая инди­видуальные беседы. На собрание он выносит обсуждение глобаль­ных проблем и всегда сам предла­гает пути выхода из тупика, выс­лушав предварительно мнение ро­дительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс, пони­мая, что учитель и родители дела­ют все-таки общее дело и не дол­жны противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все учени­ки ему одинаково дороги. Он из­бегает родительских подарков и других приятных поощрений, а если И поддается искушению, то об этом не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очеред­ного денежного взноса на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на собра­ние идут с радостью и с надеждой.

Родители и классные руководи­тели собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или парагра­фом школьного устава, не капри­зом директора или министра. Точка пресечения их интересов, про­фессиональных или личных, -РЕБЕНОК, и ни те, ни другие не

имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя можно пожертвовать мно­гим, поэтому не стоит искать ви­новатых - лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложи­лась, и вместе дружно и согласо­ванно попытаться выйти из тупи­ка. Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, и учителям и родителям важно помнить о том, что:

  роли мамы и учителя все-таки различны. Мама безгранично лю­бит своего ребенка, каким бы он ни был - рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или побе­дителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстяч­ком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву рож­дения. А вот для учителя все рав­ны перед законом: любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собствен­ных врагов. И только.

  мамы не имеют права требо­вать от учителя любви к своему ребенку - в конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает сим­патию, а кто-то - нет. Мама может рассчитывать на приятие, на пони­мание. А умение принять и понять -это уже степень учительского про­фессионализма;

помощь нужна и мамам, и классным руководителям - так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта - каждый ребенок индивидуален, а зна­чит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе;

  приятие достигается не через дорогие подарки, а через подлин­ное внимание и уважение к лично­сти. Проявите их по отношению друг к другу, и атмосфера собра­ния сразу разрядится;

общение родителей с препо­давателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику директора школы. Мама, ищущая контакта с классным ру­ководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающаяся с дру­гими мамами, чтобы перенять их родительский опыт, знакомая с со­учениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнет большего, чем та, кото­рая считает, что раз кому-то день­ги платят, так пусть он за все и от­вечает;

♦ собрание родителей необяза­тельно должно проходить в душ­ном классе и по инициативе класс­ного руководителя. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая, или в лесу на полянке, или в авто­бусе, пока ваши детки едут в цирк

или на экскурсию. Да мало ли мест, где собираются люди, заинтересо­ванные общим делом?

 у каждого есть свои странно­сти: и у ребенка, и у его мамы, и у его учительницы. Так это как раз и здорово! Мы не должны быть по­хожими друг на друга, как две чи­стые тетрадные страницы.

Десять заповедей для родителей

1.    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5.  Не унижай!

6.  Не забывай, что самые важные встречи человека это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.  Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.  Ребенок это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие внем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым неталантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с
тобой
.

 

В этом году мой сын пошел в первый класс. % Мне казалось, что я, как учитель, сделала все, •я чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, %, что это не так. Когда он выполняет домаш-% нее задание, он довольно часто отвлекается. уУ Если он выполняет его один, а так бывает <% часто в силу моей занятости, то я уже через % час вижу, что почти ничего не сделано или % сделано очень небрежно. Вообще же он час-% то просит моей помощи или ноет, чтобы ря-% дом посидела. Я разбираю с ним задание, он % все понимает, и я вижу, что он может сде-% лать его сам и без моей помощи. Из-за этого ■% я сержусь на него, раздражаюсь. Результат: Л он - в слезы, я - в крик...

По опыту психологического консультирования я знаю, что это не единичная проблема, с ней часто сталкиваются и наши дети, первоклассники, и мы, родители. Раздражение и недовольство на ребенка в этой ситуации совершенно неконструктивно. Преж­де всего нам, родителям, надо понять реальные про­блемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лен­тяя и неумехи. Причин подобного поведения ребен­ка на самом деле может быть много. Нередко труд­ности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень час­то ребенок, особенно в 1 -м и 2-м классах, испыты­вает трудности с самоорганизацией и самоконтро­лем. Он с трудом включается в любую работу, тре­бующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совер­шая при этом большое число ошибок. И это не лень

или нежелание работать, а вполне объективные труд­ности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности.

Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефек-тологу, психологу, неврологу. Именно они позволят Вам понять объективные первопричины трудностей в обучении, профессионально грамотно посовету­ют, как помочь ребенку.

Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего учени­ка может оказаться так называемая организую­щая помощь. Это не подсказка, а доброжелатель­ное родительское указание, на что в своей работе необходимо обратить внимание. Начинать, безус­ловно, надо с помощи в организации своего рабо­чего места. Иногда бывает целесообразным раз­бить всё задание на отдельные «мелкие» части и поэтапно работать с каждой, помогая при этом ребенку переключаться с одного задания на дру­гое. У вас могут возникнуть ситуации, когда пер­вокласснику стоит напомнить, какой учебник нуж­но достать из портфеля, вместе с ребенком найти страницу, номер упражнения - вы сэкономите вре­мя и силы своего ребенка. А главное - не торопи­те его! Пусть дома он работает в своем «природ­ном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить малыша, увеличить не­рвозность. Под давлением взрослого ребенок мо-

жет быстрее писать, но вряд ли он при этом на­учится быстрее думать. Спокойная и доброжела­тельная помощь поможет сэкономить силы, пове­рить в себя и свой успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным -ведь при «сопровождающей», поддерживающей по­мощи мы не будем лишать его инициативы, жест­ко навязывать свой способ действия.

Разумеется, это общие рекомендации, т.к. каж­дая ситуация очень индивидуальна, как и сам ре­бенок. НО! Важно, чтобы растущий человечек поверил в то, что родители будут его любить неза­висимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать хотя бы на самых простых заданиях.

В реальности немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полуосознанным и полузабытым собственным школьным опытом. ^ Меня беспокоит то, что некоторые учени-/л ки, не только неуспевающие, но и «хороши-ф сты», тратят слишком много времени на ф приготовление домашнего задания. Они не ф успевают отдохнуть и на урок приходят ф вялые, нервозные, работают на уроке пло-Ф хо, часто пассивны. С одной стороны, вро-ф де бы и неплохо, что ученики так старают-7/.  ся, но как это скажется на здоровье?..

Ничего хорошего в таком «старании» нет. Не­которые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что мамы и папы бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность принуж­дает ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тек­сты читаются до тех пор, пока «от зубов не будут отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться. Но увеличение объема работы может приводить лишь к нараста­нию количества ошибок. А это уже вызывает вто­ричное бабушкино или мамино раздражение и яз­вительные замечания в адрес ребенка.

Но бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания. Он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить с че­го начать, - он или смотрит в окно, или начинает играть с игрушками. А время идет... Потом прихо­дят взрослые, и... Я думаю можно не продолжать.

И в первом и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении качества учебы, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей.

'/а Сколько же времени рекомендовать родите-ф лям ребенка тратить на выполнение домаш-ъ него задания?

В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указано, что данные, приводимые санитарно-гигиени­ческими нормами, следующие: в 1-м классе, начиная со второго полугодия, - не больше одного часа, во 2-м классе - до полутора часов, а в 3-4-м клас­сах - до двух часов. Но следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно от­дохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.

Кроме того, для эффективной работы необхо­димы перерывы — работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у перво­классника не должно превышать 10 минут, а пись­мо — 5 минут. После этого ему необходимы рас­слабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнение для кистей и пальцев рук. Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв -можно перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на перекладине. Только не стоит смот­реть телевизор - глаза должны отдохнуть. '% А с каких предметов следует начинать вы-У/.  полнение домашнего задания?

Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные об­разы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив «на закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам решает планировать выполне­ние своего домашнего задания, то не стоит ему мешать - дайте ему свободу. Обычно дети охот­нее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся им более интересными и им легче достичь успеха именно в этих пред­метах.

Любящим родителям дома легче организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха - они знают своего ребенка и чувствуют его состояние.