Начинается новый учебный год. Дети скоро сядут за школьные парты, а родители придут на первые школьные собрания.
Дотошные любители школьной статистики подсчитали, сколько раз ученики услышат звонок на урок, сколько времени потратят на перемены, сколько пирожков съедят в буфете, сколько ступеней изотрется за 11 школьных лет хождения по ним. Известно, что родители школьника за то же время должны посетить примерно 50 собраний, на которых проведут около 100 часов своей жизни. Много это или мало? Суть не в том. Проблема родительского собрания - это не проблема времени, а проблема психологического комфорта или дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи для них праздник, и те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежеланое мероприятие. Почему? Скорее всего потому, что не находят между собой общего языка. На родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические родители - учителей, из-за этого традиционные встречи и превращаются в разборки и обвинения, вместо того чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.
Грамотный, с большим опытом работы классный руководитель ведет собрание спокойно и вдумчиво, его план он составляет заранее, но говорит свободно, не пользуясь предварительными записями. Он всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности. Он никогда не обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других родителей, предпочитая индивидуальные беседы. На собрание он выносит обсуждение глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав предварительно мнение родительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все ученики ему одинаково дороги. Он избегает родительских подарков и других приятных поощрений, а если И поддается искушению, то об этом не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на собрание идут с радостью и с надеждой.
Родители и классные руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их интересов, профессиональных или личных, -РЕБЕНОК, и ни те, ни другие не
имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя можно пожертвовать многим, поэтому не стоит искать виноватых - лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и вместе дружно и согласованно попытаться выйти из тупика. Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, и учителям и родителям важно помнить о том, что:
♦ роли мамы и учителя все-таки различны. Мама безгранично любит своего ребенка, каким бы он ни был - рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву рождения. А вот для учителя все равны перед законом: любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только.
♦ мамы не имеют права требовать от учителя любви к своему ребенку - в конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то - нет. Мама может рассчитывать на приятие, на понимание. А умение принять и понять -это уже степень учительского профессионализма;
помощь нужна и мамам, и классным руководителям - так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта - каждый ребенок индивидуален, а значит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе;
♦ приятие достигается не через дорогие подарки, а через подлинное внимание и уважение к личности. Проявите их по отношению друг к другу, и атмосфера собрания сразу разрядится;
общение родителей с преподавателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику директора школы. Мама, ищущая контакта с классным руководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающаяся с другими мамами, чтобы перенять их родительский опыт, знакомая с соучениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнет большего, чем та, которая считает, что раз кому-то деньги платят, так пусть он за все и отвечает;
♦ собрание родителей необязательно должно проходить в душном классе и по инициативе классного руководителя. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая, или в лесу на полянке, или в автобусе, пока ваши детки едут в цирк
или на экскурсию. Да мало ли мест, где собираются люди, заинтересованные общим делом?
у каждого есть свои странности: и у ребенка, и у его мамы, и у его учительницы. Так это как раз и здорово! Мы не должны быть похожими друг на друга, как две чистые тетрадные страницы.
Десять заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь — как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие внем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с
тобой.
В этом году мой сын пошел в первый класс. % Мне казалось, что я, как учитель, сделала все, •я чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, %, что это не так. Когда он выполняет домаш-% нее задание, он довольно часто отвлекается. уУ Если он выполняет его один, а так бывает <% часто в силу моей занятости, то я уже через % час вижу, что почти ничего не сделано или % сделано очень небрежно. Вообще же он час-% то просит моей помощи или ноет, чтобы ря-% дом посидела. Я разбираю с ним задание, он % все понимает, и я вижу, что он может сде-% лать его сам и без моей помощи. Из-за этого ■% я сержусь на него, раздражаюсь. Результат: Л он - в слезы, я - в крик...
По опыту психологического консультирования я знаю, что это не единичная проблема, с ней часто сталкиваются и наши дети, первоклассники, и мы, родители. Раздражение и недовольство на ребенка в этой ситуации совершенно неконструктивно. Прежде всего нам, родителям, надо понять реальные проблемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребенка на самом деле может быть много. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень часто ребенок, особенно в 1 -м и 2-м классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень
или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности.
Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефек-тологу, психологу, неврологу. Именно они позволят Вам понять объективные первопричины трудностей в обучении, профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребенку.
Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что в своей работе необходимо обратить внимание. Начинать, безусловно, надо с помощи в организации своего рабочего места. Иногда бывает целесообразным разбить всё задание на отдельные «мелкие» части и поэтапно работать с каждой, помогая при этом ребенку переключаться с одного задания на другое. У вас могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник нужно достать из портфеля, вместе с ребенком найти страницу, номер упражнения - вы сэкономите время и силы своего ребенка. А главное - не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить малыша, увеличить нервозность. Под давлением взрослого ребенок мо-
жет быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Спокойная и доброжелательная помощь поможет сэкономить силы, поверить в себя и свой успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным -ведь при «сопровождающей», поддерживающей помощи мы не будем лишать его инициативы, жестко навязывать свой способ действия.
Разумеется, это общие рекомендации, т.к. каждая ситуация очень индивидуальна, как и сам ребенок. НО! Важно, чтобы растущий человечек поверил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать хотя бы на самых простых заданиях.
В реальности немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полуосознанным и полузабытым собственным школьным опытом. ^ Меня беспокоит то, что некоторые учени-/л ки, не только неуспевающие, но и «хороши-ф сты», тратят слишком много времени на ф приготовление домашнего задания. Они не ф успевают отдохнуть и на урок приходят ф вялые, нервозные, работают на уроке пло-Ф хо, часто пассивны. С одной стороны, вро-ф де бы и неплохо, что ученики так старают-7/. ся, но как это скажется на здоровье?..
Ничего хорошего в таком «старании» нет. Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что мамы и папы бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность принуждает ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будут отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться. Но увеличение объема работы может приводить лишь к нарастанию количества ошибок. А это уже вызывает вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка.
Но бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания. Он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить с чего начать, - он или смотрит в окно, или начинает играть с игрушками. А время идет... Потом приходят взрослые, и... Я думаю можно не продолжать.
И в первом и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении качества учебы, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей.
'/а Сколько же времени рекомендовать родите-ф лям ребенка тратить на выполнение домаш-ъ него задания?
В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указано, что данные, приводимые санитарно-гигиеническими нормами, следующие: в 1-м классе, начиная со второго полугодия, - не больше одного часа, во 2-м классе - до полутора часов, а в 3-4-м классах - до двух часов. Но следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.
Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы — работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, а письмо — 5 минут. После этого ему необходимы расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнение для кистей и пальцев рук. Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв -можно перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на перекладине. Только не стоит смотреть телевизор - глаза должны отдохнуть. '% А с каких предметов следует начинать вы-У/. полнение домашнего задания?
Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив «на закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам решает планировать выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать - дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся им более интересными и им легче достичь успеха именно в этих предметах.
Любящим родителям дома легче организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха - они знают своего ребенка и чувствуют его состояние.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.