Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.
Оценка 4.9

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература +1
1 кл
09.03.2018
Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.
Что такое риторика? Чему она учит? – Откройте учебники на с. 8. – Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.) – Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.) – Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие.
konsp_rit_2kl_ur3.doc
Риторика. Тема: Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ. Цель:  Показываем детям значение риторических умений.  Знакомим детей с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит).      –   Учим детей определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чём); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  Ι . Актуализация  знаний.  3   3 Беседа и работа по учебнику. – Что такое риторика? Чему она учит? – Откройте учебники на с. 8. –  Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.) – Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.) – Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие. – Прочитайте задание 9. © ООО «Баласс», 2012 Наука   риторика,   искусный   ритор,   риторическая   задача,   центр неориторики, риторская школа. Беседа на основе вопросов задания 10. Примеры ответов учеников: –  Эзоп   рассказывает   о   том,   что   язык   может   быть   и   хорошим,   и плохим. Плохим – когда люди ссорятся, обманывают, говорят неправду. А хорошим, когда люди защищают друг друга, доставляют радость, помогают, принимают правильные законы. –  Когда   я   слышу   слово   «речь»,   я   представляю   себе   оратора   на трибуне (двух собеседников, диктора и т.д.). – А я – речной поток с водопадом – так течёт речь, где­то всплеск и громко... Как будто падает вода. – Попробуйте изобразить то, о чём вы сейчас рассказали. Дети рисуют, подписывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили, думая о понятии «речь». –  Читаем   задание   11   и   текст   поздравлений   (желательно подготовить к этому чтению двух учеников). Ученики отвечают на вопросы: –  Кто   лучше   поздравил   бабушку?   (Попугай   лучше   поздравил бабушку.) –  Почему   ты   так   думаешь?   (Потому   что   он   сказал:   «Уважаемая бабушка»,   а   у   Мартышки   никакого   обращения   не   было.   Попугай говорит   то,   что   бабушке   приятно:   «Наш   друг   Удав   много   о   вас классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД © ООО «Баласс», 2012 рассказывал»; «Я думал, что вы длиннее, чем 38 попугаев», а ещё: «Мы очень рады вас видеть».) – А Мартышка? (Она говорит сухо, не знает, что и как сказать, чтобы поздравить бабушку с приездом). – Мартышке надо изучать риторику. – Давайте посмотрим 12 задание. Что нужно сделать? Это задание требует обязательного выполнения. Объясняем,  что, поздравляя кого­то, говорящий стремится сказать что­то  приятное; высказывает добрые пожелания, выражает  благодарность и т.д. Как правило, задание затрудняет многих ребят, что позволяет  сделать нужный вывод: мы умеем говорить, но далеко не всегда у  нас всё хорошо получается. Ещё многому надо учиться. На уроках  риторики мы и будем учиться тому, чего не умеем: выступать с  рассказом о себе, сочинять загадки, вежливо просить и вежливо  отказывать и т.д. Речевая разминка (см. раздел на сайте «Специфика предмета».) 1. Развиваем умение слушать  и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. . Постановка     1   3   2   4   3 –  Итак,   мы   выяснили   с   вами,   что   риторика   учит...   Да,   говорить, писать, слушать, читать, т.е. учит хорошо, успешно общаться. –  Что же нужно, чтобы общение было успешным, или, как иногда говорят,   эффективным?   Нужно   очень   многое.   Сегодня   мы познакомимся   с   некоторыми  важными  условиями   успешного общения. Одно из них – ситуация общения, или, как чаще говорят, ΙΙ учебной  проблемы.  Совместное  открытие  знаний. © ООО «Баласс», 2012 речевая ситуация. Беседа. –  Начнём   рассуждать.   Чтобы   состоялось   общение,   нужны...   кто? (Люди). – По крайней мере два человека. Один говорит, другой... (слушает). Один пишет, другой... (читает). – Итак, у нас есть два компонента ситуации общения. Обозначим их с помощью вопросов: КТО? (говорит, пишет и т.д.)          КОМУ? Записываем в тетради. – Но очень важно, ЧТО, какую информацию передаёт говорящий, а слушающий её воспринимает. Возможные варианты записи в тетради: КТО?               КОМУ?              ЧТО? КТО?               ЧТО?                  КОМУ? –  Для   чего   нам   нужны   стрелки?   (Они   показывают   связь   этих компонентов.) –  На самом деле компонентов речевой ситуации больше – мы ещё познакомимся с ними. Работа по учебнику. –  Откройте учебники на с. 11, задание 13. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Анализ текста задания. Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике. . Применение ΙΙΙ знаний. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  © ООО «Баласс», 2012 обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. –  Кто   начинает   разговор?   Почему?   (Общение   между   стариком   и рыбкой начинается с того момента, когда рыбка попала к старику в невод. Начинает разговор рыбка. Почему? Потому что она оказалась в неводе.) –  Да, это  причина, которая заставила рыбку заговорить. Но она не просто   говорит,   а   …   (просит.   Пушкин   пишет:   «Как   взмолится золотая рыбка...») –  Цель  её речи – добиться, чтобы старик отпустил её на свободу. Поэтому она обращается к старику ласково («старче»), обещает дать за себя «дорогой откуп», говорит – как? – «голосом человечьим». – Рассмотрим схему в задании 14. Варианты ответов: (КТО?) Рыбка (ЧТО?) просит (умоляет отпустить её в синее море) (КОГО?) старика. (КТО?) Рыбка (ЧТО?) обращается с просьбой (К КОМУ?) к старику­ рыбаку. – Что надо сделать в 15­м задании? Схема обращения ко второму отрывку (один из вариантов): Кто? Что? Кому? © ООО «Баласс», 2012 Старик            ласковое       рыбке                                              слово           – Что нового мы сегодня узнали?   4 – Что повторили? – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? ТООУ Ι V. Итог урока. Духовно­нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости  связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг  к другу. Деятельность учеников: – Называть адресанта, адресата высказывания. © ООО «Баласс», 2012

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.