Что такое риторика? Чему она учит?
– Откройте учебники на с. 8.
– Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.)
– Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.)
– Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие.
Риторика.
Тема: Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.
Цель:
Показываем детям значение риторических умений.
Знакомим детей с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому
говорит).
– Учим детей определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чём); учитывать в процессе общения того,
кому мы адресуем свою речь.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
Ι
. Актуализация
знаний.
3 3
Беседа и работа по учебнику.
– Что такое риторика? Чему она учит?
– Откройте учебники на с. 8.
– Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике?
(Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово
«ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.)
– Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении?
(Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.)
– Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как
синонимы слова красноречие, сладкоречие.
– Прочитайте задание 9.
© ООО «Баласс», 2012Наука риторика, искусный ритор, риторическая задача, центр
неориторики, риторская школа.
Беседа на основе вопросов задания 10.
Примеры ответов учеников:
– Эзоп рассказывает о том, что язык может быть и хорошим, и
плохим.
Плохим – когда люди ссорятся, обманывают, говорят неправду.
А хорошим, когда люди защищают друг друга, доставляют радость,
помогают, принимают правильные законы.
– Когда я слышу слово «речь», я представляю себе оратора на
трибуне (двух собеседников, диктора и т.д.).
– А я – речной поток с водопадом – так течёт речь, гдето всплеск и
громко... Как будто падает вода.
– Попробуйте изобразить то, о чём вы сейчас рассказали.
Дети рисуют, подписывают свои рисунки и рассказывают, что они
изобразили, думая о понятии «речь».
– Читаем задание 11 и текст поздравлений (желательно
подготовить к этому чтению двух учеников).
Ученики отвечают на вопросы:
– Кто лучше поздравил бабушку? (Попугай лучше поздравил
бабушку.)
– Почему ты так думаешь? (Потому что он сказал: «Уважаемая
бабушка», а у Мартышки никакого обращения не было. Попугай
говорит то, что бабушке приятно: «Наш друг Удав много о вас
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
© ООО «Баласс», 2012рассказывал»; «Я думал, что вы длиннее, чем 38 попугаев», а ещё:
«Мы очень рады вас видеть».)
– А Мартышка? (Она говорит сухо, не знает, что и как сказать, чтобы
поздравить бабушку с приездом).
– Мартышке надо изучать риторику.
– Давайте посмотрим 12 задание. Что нужно сделать?
Это задание требует обязательного выполнения. Объясняем,
что, поздравляя когото, говорящий стремится сказать чтото
приятное; высказывает добрые пожелания, выражает
благодарность и т.д.
Как правило, задание затрудняет многих ребят, что позволяет
сделать нужный вывод: мы умеем говорить, но далеко не всегда у
нас всё хорошо получается. Ещё многому надо учиться. На уроках
риторики мы и будем учиться тому, чего не умеем: выступать с
рассказом о себе, сочинять загадки, вежливо просить и вежливо
отказывать и т.д.
Речевая разминка (см. раздел на сайте «Специфика предмета».)
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
. Постановка
1 3 2 4 3
– Итак, мы выяснили с вами, что риторика учит... Да, говорить,
писать, слушать, читать, т.е. учит хорошо, успешно общаться.
– Что же нужно, чтобы общение было успешным, или, как иногда
говорят, эффективным? Нужно очень многое. Сегодня мы
познакомимся с некоторыми важными условиями успешного
общения. Одно из них – ситуация общения, или, как чаще говорят,
ΙΙ
учебной
проблемы.
Совместное
открытие
знаний.
© ООО «Баласс», 2012речевая ситуация.
Беседа.
– Начнём рассуждать. Чтобы состоялось общение, нужны... кто?
(Люди).
– По крайней мере два человека. Один говорит, другой... (слушает).
Один пишет, другой... (читает).
– Итак, у нас есть два компонента ситуации общения. Обозначим их с
помощью вопросов:
КТО? (говорит, пишет и т.д.) КОМУ?
Записываем в тетради.
– Но очень важно, ЧТО, какую информацию передаёт говорящий, а
слушающий её воспринимает.
Возможные варианты записи в тетради:
КТО? КОМУ? ЧТО?
КТО? ЧТО? КОМУ?
– Для чего нам нужны стрелки? (Они показывают связь этих
компонентов.)
– На самом деле компонентов речевой ситуации больше – мы ещё
познакомимся с ними.
Работа по учебнику.
– Откройте учебники на с. 11, задание 13. Прочитайте отрывок из
сказки А.С. Пушкина. Анализ текста задания.
Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике.
. Применение
ΙΙΙ
знаний.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2012обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Кто начинает разговор? Почему? (Общение между стариком и
рыбкой начинается с того момента, когда рыбка попала к старику в
невод. Начинает разговор рыбка. Почему? Потому что она оказалась
в неводе.)
– Да, это причина, которая заставила рыбку заговорить. Но она не
просто говорит, а … (просит. Пушкин пишет: «Как взмолится
золотая рыбка...»)
– Цель её речи – добиться, чтобы старик отпустил её на свободу.
Поэтому она обращается к старику ласково («старче»), обещает дать
за себя «дорогой откуп», говорит – как? – «голосом человечьим».
– Рассмотрим схему в задании 14.
Варианты ответов:
(КТО?) Рыбка (ЧТО?) просит (умоляет отпустить её в синее море)
(КОГО?) старика.
(КТО?) Рыбка (ЧТО?) обращается с просьбой (К КОМУ?) к старику
рыбаку.
– Что надо сделать в 15м задании?
Схема обращения ко второму отрывку (один из вариантов):
Кто?
Что?
Кому?
© ООО «Баласс», 2012Старик ласковое рыбке
слово
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Что повторили?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
Ι
V. Итог урока.
Духовнонравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости
связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Называть адресанта, адресата высказывания.
© ООО «Баласс», 2012