Наглядное моделирование
в речевом развитии детей дошкольного возраста
Киваева Л.В.
Воспитатель ГБОУ лицей №16
СПДС «Вишенка» г.о. Жигулевск
Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, преобладает кратковременная память. В этом возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети хорошо запоминают явления, факты, предметы, близкие по жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового запоминания у детей близки к норме, а слуховая память и продуктивность запоминания заметно снижена.
В речи детей существует множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие - бедность речи;
- односложность речи, неспособность построить распространенные предложения;
- употребление слов-паразитов и нелитературных слов и выражений;
- отсутствие навыков культуры речи: интонационная выразительность, регулировка темпа речи и силы голоса.
Перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Решая данные проблемы, в своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию.
Одной из таких нетрадиционных методик является использование наглядного моделирования.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»- сказал К. Д. Ушинский.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
Ø дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. (Использование схем, знаков вызывает интерес и помогает решить эту проблему)
Ø применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Приемы наглядного моделирования:
· пиктограммы,
· заместители,
· мнемотаблицы.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Символы максимально приближены к речевому материалу.
У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, организуя учебный процесс в виде игры. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, мы пользуемся готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, так же используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Следовательно, актуальность использования мнемотехники в работе с детьми мы видим в следующем:
· облегчают детям овладение связной речью, т. к. облегчают запоминание и увеличивают объем памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей;
· используют естественные механизмы памяти и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
· дети, овладевшие приемом использования схем, таблиц в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Реализуя данную технологию, мы поставили пред собой следующие задачи:
Ø помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
Ø обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи;
Ø обучение последовательности, логичности и связности изложения;
Ø воспитание потребности в речевом общении;
Ø развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память;
Ø развитие мелкой моторики.
Работу с наглядным моделированием мы осуществляем в несколько этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка пиктограммы или мнемодорожки
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».
Для детей младшего и среднего возраста таблицы даем цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы.
Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
При использовании схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Набор пиктограмм и мнемотаблиц позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Работа с ними помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, и в сознании детей слова начнут существовать не сами по себе, а группами, объединенными одним признаком.
Метод использования наглядного моделирования мы применяем в любой образовательной деятельности:
- развитие культурно-гигиенических навыков
- формирование ЗОЖ (физминутки, корригирующие гимнастики и т. д.).
- пересказ произведений
- заучивание стихотворений
- дидактические игры.
Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. На основе этого, использование наглядного моделирования в работе с детьми, позволило нам повысить уровень развития связной речи у детей. Одновременно решить задачи на развитие основных психических процессов и как следствие в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Овладение приемами работы с наглядным моделированием значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.