Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения.Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие .
Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному
языку
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать
наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как
дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий
опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как
воображение, зрительная и эмоциональная память.
Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам
по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка.
Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По
содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны
по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания.
Степень наглядности образов представления может быть различной в
зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от
уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов
восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет
существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым
помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию
психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень
важно при изучении языков.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные
объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.
Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного
процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам
может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке
освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт,
схем, таблиц и т.д.
Наглядность в обучении относится к различным видам восприятия
(зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных
пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например,
при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее
значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Науроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих
отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг,
посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях
сопоставительное обучение языкам получает еще одно преимущество, так как
он зрелищнее, дает дополнительные точки соприкосновения или различий
изучаемых объектов. Применение этого способа осуществить и легко и
сложно одновременно. Необходимо не загромождать предлагаемый материал
излишним сравнением, рассеивающим внимание, а акцентировать внимание на
самых главных моментах. Например, при изучении времен в грамматике
русского, английского языков достаточно упомянуть существование трех
времен в русском языке и большее наличие их в английском языках.
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных
средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно
использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки
большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся
сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое
применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее
вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются
необходимые образные представления, следует использовать их для
формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это
правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным
классам.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит
от учебноматериальной базы школы, и от того, какими средствами обучения
располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.
Наглядность является показателем простоты и понятности того психического
образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти,
мышления и воображения.
Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения
знаний учащимися на всех этапах обучения.
При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как
средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания
являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как
бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под
руководством учителя в процессе овладения знаниями.
В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается
со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их
вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю
творчески применять средства наглядности сообразно поставленной
дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными
условиями обучения.
Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных
явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются
успешнее в том случае, когда использование языка опирается на
непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их
изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных
средств умственная деятельность характеризуется соединением
непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.
Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного
обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и
представлений, создающихся на основе применения этих средств, в
умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.
Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал,
независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.
Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и
формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств
наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании
связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу
предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент
говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие .