Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному языку

  • Лекции
  • docx
  • 04.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения.Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие .
Иконка файла материала НАГЛЯДНОСТЬ.docx
Наглядность, как одно из эффективных средств обучения иностранному  языку В своей практике учителя английского языка стремятся использовать  наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как  дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий  опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как  воображение, зрительная и эмоциональная память. Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам  по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка.  Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По  содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны  по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в  зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от  уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов  восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет  существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым  помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию  психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень  важно при изучении языков. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные  объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного  процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам  может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке  освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт,  схем, таблиц и т.д. Наглядность в обучении относится к различным видам восприятия  (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных  пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например,  при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее  значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Науроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих  отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг,  посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях  сопоставительное обучение языкам получает еще одно преимущество, так как  он зрелищнее, дает дополнительные точки соприкосновения или различий  изучаемых объектов. Применение этого способа осуществить и легко и  сложно одновременно. Необходимо не загромождать предлагаемый материал  излишним сравнением, рассеивающим внимание, а акцентировать внимание на  самых главных моментах. Например, при изучении времен в грамматике  русского, английского языков достаточно упомянуть существование трех  времен в русском языке и большее наличие их в английском языках.  Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных  средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно  использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки  большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся  сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое  применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее  вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются  необходимые образные представления, следует использовать их для  формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это  правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным  классам.  Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно­материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения  располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.  Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти,  мышления и воображения. Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения  знаний учащимися на всех этапах обучения. При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как  средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания  являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как  бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под  руководством учителя в процессе овладения знаниями.  В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается  со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их  вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю  творчески применять средства наглядности сообразно поставленной  дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными  условиями обучения. Сочетание слова и наглядности – это одно из самых распространенных  явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются  успешнее в том случае, когда использование языка опирается на  непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их  изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением  непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления. Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного  обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и  представлений, создающихся на основе применения этих средств, в  умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её. Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал,  независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше. Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и  формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств  наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании  связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу  предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент  говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие .