«Наглядные пособия по обучению детей игре в шахматы»
Педагогическая мастерская
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти»
Сухомлинский В.А
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
60% родителей считают необходимым обучения детей шахматной игре в ДОУ.
Отличие данного методического пособия заключается не столько в содержании теоретического материала сколько в его взаимном расположении по разделам и темам, материал распределен с учетом возрастных особенностей детей.
Основное назначение методического пособия оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
«Шахматы – это пробный камень человеческого ума».
И.Гете
1.Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление.
2.Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Игра в шахматы решает задачи:
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы
Требования ФГОС
Цель: познакомить педагогов с наглядными пособиями, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении детей игре в шахматы.
Задачи:
Принципы построение методического пособия:
1. сознательности и активности; 2. последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;
3. постепенности и прогрессивности;
4. индивидуально-дифференцированного подхода;
5. взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.
Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:
Фигуры и пешки
В этой стране -
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
Загадки
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
О чем загадка?
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку -
Прекращается игра.
На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
Помоги мальчику
В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.
Игра «Найди пару»
На черно-белом крылечке сидели:
Король, Королева, Два офицера,
У них— два Коня, по углам— две Ладьи,
И строй солдат, что стоит впереди.
Пару скорее свою ты найди!
Физкультминутка
_______________________
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.