Наглядные методы обучения и их место в обучении дошкольников
Оценка 4.7

Наглядные методы обучения и их место в обучении дошкольников

Оценка 4.7
Лекции +1
pdf
администрации
Детсад
31.05.2018
Наглядные методы  обучения и их место в обучении дошкольников
Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка -дошкольника. Оно, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.
Наглядные методы обучения и их место в обучении дошкольников.pdf

Доклад

Автор: Фролова Оксана Викторовна

 «Наглядные методы  обучения и их место в обучении дошкольников».

ПЛАН.

1.Понятие о методах, приемах и средствах обучения.

2.Классификация методов  обучения  по  источникам  получения знаний.

3.Характеристика наглядных методов обучения: демонстрация, иллюстрация,  самостоятельное наблюдение.

.

 

1. Общая характеристика методов обучения

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольника. Оно, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебновоспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов: наглядные; практические; словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

1.«Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, поскольку без этого нельзя научиться рисовать, конструировать, петь. Метод упражнения преобладает и на физкультурных занятиях. На занятиях природоведческого содержания «первую скрипку» играют методы наблюдения, беседы, экспериментирования и др.

Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Если в Дошкольном учреждении мало пособий, раздаточного или демонстрационного материала, то невозможно использовать многие методы обучения. Например, в детском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружающим миром, творчеством художников сужается. В результате преимущество отдается словесным (вербальным) методам.»

                                                                                  .

1.С.А.Козлова. Т.А. Куликова. «Дошкольная педагогика». М. 2001г.

С.226.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей. 2. Наглядные методы и приемы обучения

 

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

-                     наблюдение;

-                     рассматривание картин;

-                     демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

-                     демонстрация наглядных пособий;

-                     показ изображений с применением компьютеров;

-                     некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

 

2.1. Наблюдение

 

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

                   распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

                   за изменением и преобразованием объектов;

                   репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

2.«Умению наблюдать следует учить детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.» 

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное  значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок. 

                                                                      .            

   

2.Е.А. Аркин. «Ребенок в дошкольные годы» М. Просвещение. 1968г. с53. дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

3.Наблюдения проводятся как на занятиях, так и в повседневной жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями как двумя взаимодополняющими формами педагогической работы должно быть установлено правильное организационное и содержательное соотношение. Наблюдения в повседневной жизни проводятся часто (3—4 раза в неделю) и постоянно, они кратковременны (5—10 мин). Занятия проводятся 2—4 раза в месяц, на них закрепляются, обобщаются знания детей, формируется осмысленное понимание природных закономерностей.

Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с  другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

-  объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;

                   должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать

за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

                   планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов;

-                     объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на

лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

-                     учет   возрастных          возможностей      детей          при    отборе          объема

представлений, формируемых в ходе наблюдения;   

                                                                          .                                                            

3.Н.Н. Поддьякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста». М. Просвещение. 1984г. с.17.

 

 

-                     наблюдение должно сопровождаться точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия;

-                     усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре).

Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы.

 

2.2. Наглядный метод – рассматривание картин, репродукций картин и картинок

 

Это важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, репродукций картин и картинок у детей формируются статические наглядные образы.

Рассматривание картин в первую очередь помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный      познавательный момент       –        знакомство          с

произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.

Рассматривание картин помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

4.«Чтобы картины глубже воздействовали на образы, создаваемые детьми в игре, делали их полнее, содержательнее, следует обдуманно подбирать художественно-графические работы. С точки зрения содержания они должны быть интересными и доступными для детского восприятия. С точки зрения исполнения эти произведения должны отличаться четкостью рисунка, красочностью.

Прежде всего следует отбирать репродукции картин на сказочные темы, которые так

близки детям дошкольного возраста, например: репродукции картин «Богатыри», «Иванцаревич на сером волке»,   «Аленушка» В. Васнецова, «Дети, бегущие от грозы»               В. Маковского» .

                                                                                 .

 

4.А.К.Бондаренко. «Воспитание детей в игре». М. Просвещение 1983г. с.42.

Большую роль демонстрация картин, репродукций картин играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М.Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.)» оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

 

2.3. Наглядный метод: демонстрация слайдов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей

 

Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1)    расширение знаний детей и развитие их речи;

2)    воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: - очерковые; - сюжетные.

Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Москва строится», «Кремль», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после просмотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

                   предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

                   после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

                   через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

                   после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения еще не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого.

Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно— педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

 

2.4. Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца

Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. В ходе показа дети узнают много нового. В частности: 5.«Дети знакомятся с новыми для них инструментами и материалами: они работают кисточкой, линейкой и карандашом, лопаткой и граблями, тряпкой и щеткой. Каждая вещь

имеет свое определенное назначение, свою форму, свое строение, которые так хорошо соответствуют назначению предмета,— дети узнают многие новые

качества предметов труда. Они узнают, что бумага тоньше картона, ее легче резать и легче сгибать, зато картон крепче, он не мнется так, как бумага; рыхлый снег легкий, и его легко подхватывать лопаткой, а когда он подмерзает и становится твердым, его трудно поднять, приходится сначала вырубить лопаткой кусок из целого пласта снега. Все, что узнает ребенок в своей практике, играет огромную роль в раскрытии ребенком тех связей и отношений, которые существуют между предметами и явлениями окружающего его мира.»

                                                                                          .

5.А. А. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка»М.Просвещение. 1972г. с.133.

Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру черенок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдельных движений, действий педагог привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее.

Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

К сожалению, в массовой практике нередки случаи, когда воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок «привязывает инструкцию» к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность». Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми.

Например, дети научились делать коробочки по выкройке. Через некоторое время перед ними ставится учебная задача - сделать игрушку по выкройке (тематика - на выбор: корзинка, коляска, тележка, тачка). Основа конструкции прежняя, поэтому приемы работы с выкройкой снова показывать не следует. А вот натолкнуть детей на поиск приемов преобразования коробочки в другой предмет - необходимо.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор

(творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

 

 

 

 

3. Применение наглядных методов и приемов

3.1.    Использование наглядных         методов     в       системе      физического воспитания

В системе физического воспитания широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический. 6. «На занятиях по физической культуре дети упражняются в основных движениях (различных способах ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, упражнений в равновесии), разучивают общеразвивающие упражнения (для мышц рук и плечевого пояса — потягивания, сгибания, разгибания, вращения и т. п.; для мышц туловища и ног — наклоны, повороты, приседания и др.), выполняют упражнения в построении и перестроении, танцевальные шаги, играют в подвижные игры. Работа по развитию движений продолжается на занятиях по музыкальному воспитанию, а также на прогулках, в играх. и т.д.»

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания) зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы прения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают. В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед 

                                            .

6. Л.Р. Болотина. «Педагогика». М.Просвещение. 1987г. с.84

 

показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.

К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук.

В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упражнений.

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т.е. при закреплении двигательных навыков.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.). Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже).

Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ, топ, топ, топ — Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

 

 

 

 

3.2. Наглядный метод в музыкальном воспитании

7. «Музыкальное воспитание дошкольников предусматривает развитие у детей интереса и

восприимчивости к музыке, формирование у них музыкальной деятельности.

Детей знакомят с разнообразными музыкальными произведениями, обогащая таким образом их музыкальные впечатления. Педагог вызывает у детей музыкальную отзывчивость на разные по содержанию и настроению музыкальные произведения; при этом у детей формируется слуховое внимание, дифференцированное восприятие, дети запоминают музыкальные произведения. В процессе слушания музыки детей знакомят с народными песнями, песнями советских композиторов, инструментальными и вокальными произведениями музыкальной классики.»

 

                                                                .

 

7 Л.Р. Болотина. «Педагогика». М.Просвещение. 1987г. с.84

 

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование TCO — основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его.

Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

 

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать).

Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.

Использование наглядных приемов на музыкальных занятиях облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер, заинтересовывает детей, развивает  фантазию, побуждает их к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий при прослушивании различных музыкальных произведений.

Наглядные методы кроме указанных выше применяются также на занятиях по изобразительной деятельности и в трудовом обучении.

Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира (от того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей), развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также на развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

 

 

 

Список литературы

1.    Аркин Е.А.. «Ребенок в дошкольные годы» М. Просвещение. 1968г.

2.    Болотина Л.Р.   «Педагогика». М.Просвещение. 1987г.

3.    Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре». М. Просвещение 1983г.

4.    Козлова С.А.  Куликова Т.А.. «Дошкольная педагогика».М. 2001г.

5.    Люблинская А.А. «Воспитателю о развитии   ребенка» М.Просвещение. 

1972г.

6.Поддьякова Н.Н.                 «Умственное воспитание детей дошкольного М.

возраста».Просвещение. 1984г.

Доклад Автор: Фролова Оксана

Доклад Автор: Фролова Оксана

Общая характеристика методов обучения

Общая характеристика методов обучения

Например, в детском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружающим миром, творчеством художников сужается

Например, в детском саду нет репродукций картин, диафильмов, слайдов, следовательно, возможность знакомить детей с окружающим миром, творчеством художников сужается

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение,…

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение,…

Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т

Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т

По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете

По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж,…

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж,…

Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое

Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы

Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними

Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство

Все, что узнает ребенок в своей практике, играет огромную роль в раскрытии ребенком тех связей и отношений, которые существуют между предметами и явлениями окружающего его…

Все, что узнает ребенок в своей практике, играет огромную роль в раскрытии ребенком тех связей и отношений, которые существуют между предметами и явлениями окружающего его…

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов…

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов…

Показ физических упражнений . При показе у детей через органы прения создается зрительное представление о физических упражнениях

Показ физических упражнений . При показе у детей через органы прения создается зрительное представление о физических упражнениях

Использование наглядных пособий

Использование наглядных пособий

Имитация используется во всех возрастных группах

Имитация используется во всех возрастных группах

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи

Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его

Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его

Список литературы 1. Аркин

Список литературы 1. Аркин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018