В. П. Канакина
Русский ос с.
ШКОЛА РОССИИ ФГОС
В. П. Канакина
Раздаточный материал
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
3-е издание
Москва
«Просвещение»
2013
удк 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 k19
Серия «Школа России» основана в 2001 году
Условные обозначения
таблицы для повторения изученного в 1 классе
сводные таблицы для 2 класса с
информативным блоком знаний для 1 класса таблицы для работы во 2 классе
Канакина В. П.
k19 Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 79 с. : ил. — (Школа России).— БВГЧ 978-5-09-030974-5.
Пособие включает яркие, образные памятки и таблицы, структурирующие основные темы программы русского языка. Они могут быть использованы учителем для воспроизведения знаний, полученных учащимися в 1 классе, а также для осмысления, закрепления, обобщения и систематизации знаний, получаемых во 2 классе.
удк 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922
О Издательство «Просвещение», 2007
lSBN 978-5-09-030974-5 О Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2012
Все права защищены
![]() |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна 41 Всё вокруг серебрит. С. Есенин
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
какие? где?
Зелёные кузнечики стрекочут в траве.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ обозначают
о ком или о чём что говорится говорится в предложении в предложении о подлежащем
отвечают на вопросы
кто? или что? |
|
что делает? что сделает? и др. |
подлежащее сказуемое (Что?) Солнце (что делает?) светит.
(Кто?) Школьники (что делают?) идут в школу.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ какие? когда? куда?
Певчие птицы давно улетели на юг.
Главные члены предложения
Птицы (что сделали?) улетели какие? когда? куда?
певчие давно на юг
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения, уточняют их.
МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ прямое
прямо указывает на предмет (признак, действие):
![]() |
![]() |
||
переносное
как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству:
море слов, золотая листва, золотые руки, время летит, круг друзей, мягкий характер, вода бежит, время бежит.
Антонимы — это слова, противоположные
по смыслу.
15
большой — маленький медленно — быстро высокий — низкий впереди — сзади
Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. Добро поощряй, а зло порицай. Маленькое дело лучше большого безделья. |
![]() |
Греческий язык поэма эхо |
|
Латинский язык экзамен экскурсия |
|
|
|
16
сестра кот сестрёнка котик сестричка котята
![]() |
![]() |
||
17
Родственные слова близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
лётчик |
гусь |
папа |
рисунок |
пилот |
гусеница |
мама |
рисовать |
Являются ли родственными данные
слова?
РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА
КОРЕНЬ СЛОВА
грибок гриб грибник грибной
брат |
слон |
дом |
|
братик |
слониха |
домик |
|
братец |
слонёнок |
домище |
18 |
братишка |
слонята |
домишко |
|
Общая часть родственных слов называется корнем. Родственные слова иначе называются однокоренными,
Ударение — это выделение одного из слогов с большей силой голоса. В слове один слог ударный, остальные — безударные.
|
магазин |
|
компас |
стаканы |
|
|
|
жаворонок |
|
крас%вее |
свёкла |
|
|
-1 |
алфав%т повторю |
|
повтор%м |
торты позвонит |
|
|
шофёр |
|
|||||
|
щавель |
|
звонит |
|
банты |
20 |
|
замок |
хлбпок |
|
хлопок |
замок |
|
|
стоит |
стрелки |
|
стрелки |
стойт |
|
Каждое
слово можно произнести по слогам.
дом со 1 ло вей стрижо сень ду ш ка
[й'блка] |
[м'ач'] |
[гус'] |
ёлка |
мяч |
гусь |
22
В чём различие в обозначениях одного и того же слова?
есоЂА Различай звук и букву!
Не произноси звук вместо буквы и не называй букву вместо звука.
Бб вв а бэ вэ Кк Лл Мм
ка - эль эм Хх чч
ха цэ че гг Ее Жж гэ дэ ё жэ
00 сс пэ эр эс шш пдщ ъ
твёрдый мягкий ша ща знак знак
33 Ии йй
зэ и
краткое
Тт
ТЭ у эф юю Яя
23
Алфавит — набор букв, расположенных в строго определённом порядке.
Каждая буква в алфавите имеет строго определённое место, своё начертание, своё название.
Гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [у], [э].
1 . Гласный звук состоит только из голоса.
2. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
З.; Гласный звук образует слог:
26 шкб|ла,
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ
звуки: [а],
буквы а, о, у, ы, э указывают на твёрдость предшествующего согласного звука и обозначают гласный звук: ИШЬ, лют. |
27
буквы я, ё, ю, и, е указывают на мягкость предшествующего согласного звука и обозначают гласный звук: пи, „6“, юит.
![]() |
|||
![]() |
|
|
|
|
||
|
ел — ель мел — мель шест — шесть ответ — ответь ходит — ходить
ноябрь |
морковь |
31 |
карась |
глухарь |
|
метель |
сирень |
|
семь |
восемь |
|
На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком (ь).
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
уголки — угольки галка — галька банка
— банька пенки — пеньки
апельсин мельница мальчик школьник письмо крыльцо
Май
холодный — год хлебородный.
непарные |
парные |
непарные |
звонкие [л] |
по звонкости-глухости [ш] |
глухие |
33 ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
34
66чка — почка сова— соф5 гора— кор4
дом — том жар — шар коза — коса
Бим — Пим, Витя — Филя,
Гера — Кира, Дима — Тима, Зина — Сима
И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ
[ш]
[ж]
35 Шипящие согласные звуки [щ'] и [ч'] в русском языке всегда мягкие, а [ш] и [ж] всегда твёрдые.
два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
блинчик барабанщик Удочка сказочный
помощник
птенчик женщина синичка ночной овощной
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
(аккордеон, аккуратный хоккей коллектив, аллея, КОЛЛёКЦИЯ, троллейбус, лл металл, дбллар, ИЛЛЮМИНАЦИЯ, иллюстратор мм Римма, программа, телеграмма, грамм, килограмм, с9мма, гамма, орфограмма нн Анна, ванна, теннис, тонна, туннёль
(аппетит, аппарбт, аппликация, грипп, группа рр (территория, перрон, терр5са, корреспондент кассир, кросс, масса, пассажир, 38
сс
режиссёр, шоссе, экспресс хок (дрожжи, жужжать, можжевельник
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: антен-на, телеграм-ма, суббота, КРОс-СОВКИ.
Образец устного звукобуквенного разбора слова лоси:
Произношу слово: [лос'и]. В слове два слога: [ло] и [с'и], ударный слог первый. Произношу ещё раз, чтобы услышать каждый звук: [л] [о] [с'] [и].
Первый звук [л]. Звук [л] — согласный, звонкий, твёрдый. Обозначается буквой «эль». Второй звук [о]. 41 звук [6] — гласный, ударный. Обозначается буквой «о». Третий звук Звук — согласный, глухой, мягкий.
Обозначается буквой «эс». Четвёртый звук [и]. Звук
— гласный, безударный. Обозначается буквой «и»,
Образец записи :
лоси — 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
— согласный, звонкий, твёрдый;
[6] — гласный, ударный; согласный, глухой, мягкий; — гласный, безударный.
обозначения буквой безударного гласного |
|
звука в корне, надо изменить слово |
(пбле) пол; |
или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы безударный |
(ГЛАЗКИ) глазб |
гласный звук в корне стал ударным. |
(звон) звонить |
В проверочном и проверяемом словах гласные буквы в ударном и в безударном |
(лес) лесник |
слогах корня пишутся одинаково. |
(зимний) зим5 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
УЧИСЬ ПОДБИРАТЬ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО
Произношу слово. Слышу безударный гласный звук в корне |
Проверяю словом ударным гласным звуком в корне: изменяю подбираю слово однокоренное |
Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном |
|
тра ва |
травы |
травка |
трава |
св стеть |
|
свист |
свистеть |
л нивый |
|
Л е НЬ |
ленивый |
д жди |
дождь |
дождик |
дожди |
49
Заметь: если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова надо писать букву е.
(Звёзды)
звезда, (вёз) везу, (тёплый) тепло.
![]() |
![]() |
||
50
утюг — утюги бровь — брови
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
ПРОВЕРЯЕМОЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА
ПРОВЕРЯЕМОЕ слово — это слово, в котором есть парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова или перед согласным звуком:
ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, морж, союз, скользкий, просьба, волос.
ПРОВЕРОЧНОЕ слово — это слово, в котором парный по глухости-звонкости согласный звук находится перед 51 гласным звуком или звуком [н]:
ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, моржи, союзы, скользить, просить, волосы.
Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй
Рядом гласный подставляй!
ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости- |
(дубки) дубок |
звонкости согласного звука в конце слова или перед согласным звуком, надо изменить слово |
(стрижи) стриж |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Произношу слово. Слышу парный согласный звук в корне слова |
Проверяю: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово |
Пишу в корне слова ту же букву, что и в проверочном |
алма [З |
алмазы, алмазный |
алмаз |
сне О ки |
снежок, снежный |
снежки |
тетра (З ка |
тетради, тетрадочка |
тетрадка |
мя [2 кий |
мягок, мягонький |
мягкий |
вежли |
вежливый, вежливо |
вежлив |
53
В зимний холо Е) (холода)
Всякий моло Е] (молодой).
девочка учительница
Картинный словарь
дерёвня
ЗАПОМИНАЙ НАПИСАНИЕ СЛОВ
|
Москва |
фамйлия |
до свидания |
|
Россия |
алфавит |
извинЙте |
|
завод |
дорбга |
ТОВАРИЩ |
|
нарбд |
гброд |
отёц |
|
МёСЯЦ |
66лако |
окт4брь |
|
январь |
апрёль |
ноАбрь |
|
дек5брь |
снегйрь |
конькй |
|
февраль |
Иней |
морбз |
|
магазин сахар |
лопата |
2-3 платбк стакан топбр сапог спасйбо молоток
Аблоко землянйка капУста
Клоня берёза малйна
обезьАна
лягУшка жёлтый обёд 35яц шёл
картина |
мёбель |
|
карандаш субббта рУсский |
метрб |
|
сентАбрь |
скоро |
|
вётер |
бЦ:стро |
|
рисУнок |
осина |
|
улица |
сорбка |
56 |
одёжда посуда Агоды
урожбй моркбвь здрАвствуй вдруг
Заглавная буква
озеро Байкал город Севастополь яблочный путешественник Афанасий Никитин ласточка
Безударные гласные в корне слова
волна — волны зв?зда —
звёзды мёсяц м?ряк — мбре тр?ва — травка вет?р
Разделительный мягкий знак (ь) и
мягкий знак (ь) — показатель мягкости согласных
вьюга дельфин
1
![]() |
Парные (по глухости-звонкости)
согласные в корне слова
[ш] [6]
ёж — ежи рыба — рыбка С нег— снега
— ерши КИ?
— киты
Частица не с глаголом
Перенос слов
не плавал ось-миног чай-ка не играл рус-ский кры-лья
прил. сущ. сущ.
Ранняя гроза предвещает дождливое
лето. (какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
43
Названия предметов окружающего мира стол, книга, дом, ракета |
|
Названия людей и животных девочка, художник, белка, орёл |
|
Названия веществ глина, мёд |
![]() |
![]() |
|
|
|
Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? ,
но и на другие вопросы:
чего? зимы, весны; чему? зиме, весне; чем?
зимой, весной; о чём? о зиме, о
весне.
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
кто? мальчик, космонавт, лисица что? дождь, зима, рябина, радость
По значению имена существительные бывают:
![]() |
Имена существительные изменяются по числам:
колос — колосья
В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.
сущ. сущ.
Ребята читают сказки.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и другие.
Что делает? Что делают?
68
поливает украшают
стирает играют
Единственное число
Самолёт (что делает?) летит.
Мальчик (что делает?) идёт.
Василёк (что сделал?) расцвел.
69
Глаголы изменяются по числам.
Множественное число
Самолёты (что делают?) летят.
Ребята (что делают?) идут.
Васильки (что сделали?) расцвели.
ЧАСТИЦА НЕ
Частица не с глаголами пишется раздельно:
не шуметь, не кричать.
Завести велели мне
Новые привычки: 70 Никогда девчонок НЕ Дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом!
На уроках больше НЕ Говорить с соседом!
![]() |
![]() |
![]() |
из |
над |
через |
00 за 40 |
перед при для |
Фо |
между |
около |
73
Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Под соснами, под ёлками Ползёт клубок с иголками.
1 . Прочитай текст (предложения, словосочетания, слова). Выясни 2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определи в каждом таком слове орфограммы. Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово. З. Если не знаешь, как проверить написание слова, то запомни, как оно написано.
5. Внимательно записывай каждое слово. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А. Пушкин |
![]() |
![]() |
Учебное издание
Серия «Школа России»
Канакина Валентина Павловна
РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздаточный материал
2 класс
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
Центр развития начального образования
Руководитель Центра М. К. Антошин
Заместитель руководителя Центра О. А. Железникова
Руководитель издательского проекта «Школа России» З. Д.
Назарова
Редактор Д. А. Хроленко
Художественный редактор А. В. Крикунов Художник Т. А. Ляхович
Дизайн обложки: В. А. ПрокуДин
Компьютерная вёрстка Н.А. Дымовой Оператор Е. С. Максимова
Технический редактор Н. Т. РуДншсова
Корректор И. Н. Панкова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Изд. лиц. Серия ИД 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 13.03.13.
Формат 70 х 90 [16. Бумага офсетная. Гарнитура PragmaticaC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 3,15. Тираж 5000 экз. Заказ 34566 0-0!).
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41
Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат»
ОАО «Издательство «Высшая школа». 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1
Тел.: +7 (4812)31-11-96. Факс: +7 (4812) 31-31-70
E-mail: spk@smolpk.ru http://www.smolpk.ru
ос се.
В. П. Канакина и др. Русский язык. 2 класс
• Учебник (в 2 частях)
• Приложение к учебнику на электронном носителе (СР)
• Рабочая тетрадь (в 2 частях)
• Мстодичсскос пособис
С поурочными разработками (в 2 частях)
' Русский язык. Рабочие программы.
1 —4 классы
• Поурочные разработки.
Технологические карты уроков
• Концепция учебно-методичсского комплекса «Школа России»
Русский язык. Раздаточный материал
• Сборник диктантов и самостоятельных работ 1—4 ютассы
• Книга для учителя «Работа с трудными словами в начальной школе»
• Рабочий словарик
Сайт «Начальная школа» Кечакс,на 2 ; -5 зык http://1-4.prosv..••и
9 85090 2 кед за
И З Д А Т Е Л Ь с т в о
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.