«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»
Оценка 5

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 5
2 кл—4 кл
22.01.2017
«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»
Выступление педагогического работника на педагогическом совете по теме: «Эффективность урока, как условие повышения качества образования» Проблемой сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных занятий. Этот тезис особо не нуждается в доказательствах. Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения: групповой (фронтальной работы и малых групп, где один говорит, а другие слушают) и индивидуальной — применяются коллективная (взаимодействие в парах сменного состава) и парная (взаимодействие в постоянных парах ученик — ученик, ученик — учитель). Предлагаю структуру так называемого «четырехтактного» урока.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №5» Выступление педагогического работника на педагогическом совете по теме:  «Эффективность урока, как условие повышения качества образования» Тема выступления: «Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся» Автор: Ялама Н.Ф.,   учитель начальных классов  высшая  квалификационная категория г. Лабытнанги Проблемой     сегодняшней     школы     является     низкая     эффективность традиционных занятий.    Этот  тезис   особо  не   нуждается  в  доказательствах. Достаточно  сказать,  что современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами. С чем это связано? В настоящее время традиционный урок не обеспечивает полной   включенности   каждого   школьника   в   учебный   процесс,   поскольку ребенок    является  не активным  субъектом, а скорее объектом  воздействия: учитель   сам  планирует,   организует   процесс   учения,   вносит   изменения   в деятельность ученика. Таким образом, ребенок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества. Поиски   разных   моделей   не   классно­урочной   школы,   как   это   ни  выявить   дополнительные   ресурсы   улучшения   помогли парадоксально, традиционного урока.  Так на своих уроках я  применяю   структуру  урока  получившего  название «четырехтактной»,   поскольку   в   ней  сочетаются   все   четыре   организационные формы   обучения,   разработанная   лабораторией  методологии   и   новых образовательных   технологий   Красноярского   ИПК   работников  образования профессором В.К. Дьяченко. Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных  форм организации обучения: групповой (фронтальной работы и малых   групп,   где   один  говорит,   а   другие   слушают)   и   индивидуальной   — применяются   коллективная          (взаимодействие   в   парах   сменного   состава)   и парная   (взаимодействие   в   постоянных   парах    ученик   —   ученик,   ученик   —   учитель).   Накопленный мною опыт позволяет утверждать, что только при условии сочетания всех четырех организационных форм урок может быть эффективным. Предлагаю следующую структуру так называемого «четырехтактного» урока: 1) фронтальная   работа,  где   происходит   проблематизация   и   предъявляется необходимый минимум учебного материала (в конспекте — Ф); 2) работа   в   постоянных   парах   —  тренаж,  повторение,   закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе (П); 3) работа в парах сменного состава  ­ глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме (К); 4)  индивидуальная работа  — самостоятельное выполнение заданий по теме урока (И); Здесь под структурой урока имеется в виду последовательность организационных форм. Эта последовательность не жестко задана. Например, может быть такая: 1­2­ 1­2­3­1­2­3­4. Важно обратить внимание, что во время фронтальной работы ученик может слышать  какой­то   текст,   но   не   понимает   его   или  пропускает   целые фрагменты   текста.  Учителю  необходимо  иметь  в  виду,  что фронтально он может решать организационные вопросы, обеспечивать психологический настрой, а  также  предъявлять информацию  с  обязательной  ее  фиксацией   учеником либо самим учителем на доске, чтобы обеспечить опору для дальнейшего понимания.  Последующая проработка учебного материала в постоянных парах  должна позволить восстановить его содержание, снять возникшее непонимание, проверить себя. Задание ученикам, исходя из содержания темы, может быть оформлено по­ разному: * повторить текст учителя; * задать вопросы; * выделить главную мысль; * озаглавить, выразить свое отношение; * выдвинуть гипотезу и т.д. Известно, что мышление начинается с вопроса, который должен быть задан кем­то   или   кому­то.   Лучше   всего   это   делать   именно   в   паре.   Во­первых, предоставляется  возможность   больше  общаться,   а   во­вторых,  трудно «отсидеться, когда вопрос задан лично тебе. Важные задачи и понятия требуют разностороннего их рассмотрения. И здесь  Ученик, как  нельзя  лучше   подходит   работа   в  парах   сменного   состава. рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее  своими глазами и глазами других ребят.  Происходит   обогащение  разными   способами   мышления,   эмоциями, лексическими  средствами,   вовремя   обнаруживаются   пробелы,   происходит коррекция. И   только   потом   целесообразно   давать   индивидуальные   задания   для самостоятельного закрепления и получения обратной связи. Работу   в   парах   и   индивидуально   на   «четырехтактном»   уроке   можно организовать по­разному,  для этого целесообразно применять различные приемы и методики коллективных учебных занятий.  На   построение   «четырехтактного»  урока   влияет  учет   психологических  специфика   предмета   и  задачи   конкретного особенностей   каждого   ребенка, занятия. Рассмотрим   приемы   использования  различных  организационных   форм   и методик на разных предметах и этапах урока. Если   проанализировать   уроки   литературного  чтения,  на  которых  изучаются  то   мы   придем   к  выводу,   что   наиболее стихотворные  произведения, эффективно   актуализацию  проблемы  урока   и  первичное   ознакомление   с материалом проводить через фронтальную и парную работы.  В постоянной паре дети вчитываются в произведение, делятся чувствами, мыслями и обсуждают возможные способы выразительного чтения. Заучивание   стихотворений   целесообразно  проводить   в   парах   сменного состава с использованием методики Ривина.  Индивидуально  ученики  доучивают  стихотворение,  выполняют дополнительные задания и выходят на рефлексию. Одним из  приемов смены напарников  является известная  игра «Ручеек» Каждый имеет свое  задание. Школьники сидят в ряду парами, затем начинается движение: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед.  Движение" идет до тех пор, пока все ученики не вернутся на свои места. Возможна также работа в парах сменного состава, когда пара создается по желанию ребенка. Свободный ученик выходит к доске находит себе партнера. Такая  работа  детям   очень   нравится,  так  как  протекает  в   атмосфере согласованного   взаимодействия  учащихся,   позволяет  обмениваться продуктами  деятельности, а также  осуществлять постоянную смену позиций «ученик   —   учитель,   что  обеспечивает   взаимоконтроль,   повышает мотивацию   обучения,     способствует  реализуется главный проявлению индивидуальных задатков. Таким образом,    принцип   коллективных   учебных   занятий;   «каждый   —   цель,          каждый   ­ средство».          самостоятельность,   развивает Можно   организовать   овладение   учащимися   программного   содержания   и   в сводных группах.  Приведем  пример   изучения  какой­либо  темы.  Класс   делим  на  группы   по шесть человек. В каждой выбирается командир или ведущий.  Урок   начинается   с   фронтальной   работы,   в   ходе  которой   учитель   ставит проблему   и   выясняет   уровень   знаний   учеников   по   данной   теме.  Например,   при изучении темы «Воздух» учитель задает вопрос: «Что такое воздух и что вы о нем знаете?»  Ответы могут быть правильными  и ошибочными. Опираясь  на  ответы детей,  учитель   обозначает   проблему   и   помогает   каждому   ученику   определить конечный результат, а  также спланировать дальнейшие действия. Затем в сводных группах учащиеся работают непосредственно в парах сменного состава по методике Ривина:   изучают   текст.   Итогом   такой  работы   будет   план   текста.   Кроме   того, школьники отвечают на вопросы текста, составляют свои «умные» вопросы. Более сильным   ученикам   можно   предложить   задания   креативного   характера.   Каждая группа ведет свой дневник, в котором записывают тему урока, план текста. Здесь же   выясняется   лексическое   значение   слова.   Урок   заканчивается   фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию. На   уроках   русского   языка   при   написании   изложений   используется сочетание   всех организационных  форм,  при  этом  в  основе  лежит  обратная методика Ривина,  которая предполагает восстановление текста по составленному плану.  Работа в парах состоит из следующих этапов: 1. Предъявление текста и первичное его восприятие. В парах ученики  восстанавливают содержание   текста   (пересказывают   его   друг   другу),    корректируют   и   дополняют   свое понимание. 2. Повторное    восприятие    текста    (это   может   быть   индивидуальная   работа): самостоятельное чтение, слушание. 3. Работа над планом: деление текста на части, озаглавливание каждой части  (количество сменных напарников должно быть не меньше выделенных частей текста). 4. Словарно­орфографическая подготовка: может проводиться в форме  взаимотренажа либо фронтально. 5. Написание  изложения.  В  парах  сменного  состава  ученики   читают   пункты плана,  подробно   восстанавливают   содержание   каждой   части   и   записывают   его   в тетрадь, обязательно проводят взаимопроверку и коррекцию. Школьники работают над изложением  по   алгоритму,  который    организовать     содержательную коммуникацию     в     парах,       эффективное  взаимодействие,  обсуждение,   понимание текста и проверку.  помогает     Проанализируем     зрения эффективности   сочетания организационных форм. Фронтальная работа в начале урока позволяет актуализировать тему и выделить проблему.    литературы     с     точки       фрагмент     урока   Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Как вы понимаете слова Блока   «поэт   смотрит   зорко   и   далеко»?»   Оптимальное   включение   мыслительной деятельности  каждого   ученика   по   данной   проблеме   обеспечит   парная   организация. Каждому ученику в паре  предоставляется  возможность поразмышлять,   высказать свое мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи. Если учитель продолжит работу  во фронтальном режиме, то большая часть детей останется пассивной, так как отвечать будут самые активные, а таких в классе немного. Опыт работы позволяет выделить положительные моменты в такой  организации. К плюсам можно отнести то, что работа в постоянных парах и парах  сменного состава обусловливает возникновение   различных   мнений,    а    следовательно, необходимость    обоснованного доказательства своей точки  зрения, что способствует развитию детского мышления, коммуникативных  способностей. Каждый ребенок может попробовать себя как в роли командира, так и в роли  исполнителя, что, несомненно, представляет собой полезный социальный опыт. Кроме того, в случае неудачи школьник не останется один на один со своей  проблемой, так как такая форма урока предусматривает совместное решение  учебных задач, а значит, помощь детей друг другу. Рассматривая  психологическое  состояние  школьников,  занимающихся   таким образом, следует отметить, что они ощущают себя более комфортно, свободно и достаточно        уверенно,   чувствуют   себя   востребованными,   успешными.   Они   доброжелательны,         внимательны друг к другу. Такая организация занятия позволяет учителю формировать не только предметные знания и умения, но и работать над другими компонентами содержания образования: умениями  коммуникации   школьников,   навыками   коллективного   труда,   нормами социальной жизни, что особенно важно для современной школы. Вот некоторые высказывания школьников и их родителей о работе в парах: «Мне нравится работа в парах, потому что, если мне что­то непонятно, я могу спросить у соседа. Мы можем делиться своими мыслями. Вообще две головы лучше одной». «Я согласна с мнением моего сына. Хочу добавить, что положительным является тот момент, что дети общаются и помогают друг другу. Я думаю, что новая организация занятий в парах сменного состава помогает ребятам развивать мышление и находить общий язык, думать и помогать друг другу. Мой сын стал лучше и быстрее решать задачи». В   высказываниях   детей  основное   внимание  акцентируется   на   взаимопомощи: если у тебя  что­то   не   получается,   тебе   помогут.  С  одной  стороны,   это   можно рассматривать  как  положительный  момент, в том смысле, что  ребенок никогда  не останется наедине со своей проблемой. Но   с   другой  —  это  подсказывает   учителю,   что   необходимо  специально планировать  ситуации, в которых ученик работает только самостоятельно и должен рассчитывать на собственные силы. Объективно работа в парах используется в качестве дополнительной.    Однако включение в структуру урока работы в парах (постоянных и сменных) в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу школьников включиться в учебный процесс, проявить свою коммуникативную и мыслительную активность. Такие уроки рассматриваются в качестве  одного из этапов перехода к классно­предметной   системе   обучения.   Вместе   с   тем   такой   урок характеризуется целостностью.

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»

«Наиболее целесообразные с точки зрения эффективности урока виды организации деятельности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017