Историческая необходимость отмены крепостного права. Александр II вступил на престол в 36 лет. Трудно сказать, что больше повлияло на его решение отменить крепостное право — «Записки охотника» или Крымская война. После нее прозрели многие, в том числе и царь. В 1856—1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они быстро затихли, но еще раз напомнили, что помещики сидят на вулкане. Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно диктовало стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущую отсталость России. В ближайшее время она немину..
Открытый урок истории в 8 классе по теме
«Накануне отмены крепостного права»
) “
«Владычествуй не силою, а порядком,…»
В. А. Жуковский
Цель: Сформировать представление о том, что отмена крепостного права
была неизбежна
Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование комплекса умений по работе с текстом
документов для установления причин и предпосылок отмены крепостного
права
Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и
оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого , способностей определять и аргументировать своё
отношение к ней;
Воспитательные:
гражданственности и уважения к истории России;
содействовать
воспитанию
нравственности
Ход урока.
Здравствуйте, я очень рада видеть вас. Я уверена, ребята, что наше
сотрудничество будет успешным и у нас с вами все получится.
Ребята на партах у вас лежат рабочие листы в течение урока, мы будем
работать с этими листами и вносить туда новую информацию, а в конце урока
я их соберу для последующей проверки.
Вступление: ребята урок у нас сегодня необычный и не,
потому что у нас с вами гости, а потому, что мы начинаем
изучать новый этап в истории нашей страны, и этот
называется « Эпохой освобождения»
Тема нашего урока: « Накануне отмены крепостного права»
1Цель: мы постараемся выяснить с вами причины отмены крепостного права.
Актуализация знаний.
А поможет нам в этом история и искусство. Искусство призвано
дарить людям эстетическое наслаждение, но очень часто художники в
своих произведениях стараются показать ту или иную социальную проблему,
и эта проблема вызывает у нас совсем другие чувства. Подумайте, о какой
социальной проблеме здесь идет речь? Внимание на экран. (Слайд 1)
Предполагаемый ответ: речь идет о крепостном праве.
Учитель:
Крепостное право, понятие не новое, но давайте попробуем вместе дать ему
определение.
Крепостное правоформа зависимости крестьян, при которой они
наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности (барщину и
оброк)
Добиваюсь, что бы дети сами сказали определение.
ребята скажите, пожалуйста, а в России ктото поднимал вопрос о
крепостном праве?
Предполагаемый ответ: тайные общества, декабристы, Александр 1 и
Негласный комитет, Николай 1(за годы царствования было создано 9
секретных комитетов)
Проблема: Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права
стала необходимостью?
Попробуем вместе ответить на этот вопрос в течении урока.
Новые знания. Рассказ учителя:
В сознании современников эпоха Освобождения прочно соединилась с
именем императора Александра II. (Слайд 2)
Родился Александр 2. 17 апреля 1818 года в Кремле в среду на святой
неделе, это был первый ребенок в семье. Его родители Николай Павлович и
Александра Федоровна были очень рады рождению первенца, но не только
они, будущий воспитатель Александра II великий русский поэт Василий
Андреевич Жуковский так откликнулся на рождение малыша: (Слайд3)
2Будущий император получил блестящее воспитание и разностороннее
образование, он владел четырьмя языками это английский, немецкий,
французский и польский. Николай I избрал своему наследнику в наставники
сначала капитана Карла Карловича Мердера боевого офицера, награжденного
за храбрость, проявленную под Аустерлицем, а после его смерти поэта
Василия Андреевича Жуковского, (Слайд 6) который составил специальный
план обучения Александра 2 сроком на 12 лет. Целью плана было
«образование для добродетели и нравственности». Особое внимание
уделялось гуманитарным наукам, таким как история, география, экономика,
юриспруденция.. Александр 2. вступил на престол в 36 лет. Годы его
правления с 1855по 1881. Александра II называют царем освободителем, так
как благодаря его настойчивости было отменено крепостное право, проведены
другие прогрессивные для того времени реформы.
Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые
сведения.
Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр2 к крепостному
праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта
1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями
дворянства:
(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу
дать свободу крестьянам; это не
справедливо, и вы можете сказать
это всем направо и налево; но
чувства, враждебные между
крестьянами и их помещиками, к
несчастью, существует, и от этого
было уже несколько случаев
неповиновения к помещикам. Я
убежден, что рано или поздно мы
должны к этому прийти. Я думаю,
что вы одного мнения со мною,
следовательно, гораздо лучше,
чтобы это произошло свыше,
нежели снизу”.
Вопрос:
Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше,
нежели снизу”?
3(По мнению Александра II,
крепостное право должна отменить
сама власть и как можно скорее,
поскольку затягивание этого
вопроса может привести к
волнениям со стороны крестьян и
даже революции).
(Физкультминутка для глаз)
Учитель:
С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель»
смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138,
найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического
режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое
политический режим?
Предполагаемый ответ: Политический режим это метод правления в
стране.
Ребята а теперь докажите на конкретных примерах, используя
последний пункт параграфа Российская «Оттепель», что в начале правления
Александра 2го
действительно произошло смягчение политического
режима?
(работа с текстом книги)
Предполагаемый ответ
Первыми шагами его стали:
1. Подписание мирного договора в Крымской войне;
2. Амнистия политических заключенных;
3. Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
4. Ликвидация военных поселений;
5. Свобода выезда за границу;
6. Ослабление цензуры.
Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра 2, но не
смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права
оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было
много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические,
социальные, нравственные. В соответствии с этими предпосылками вы
разделены на группы
Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.
Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих
предпосылок, времени вам на это 35 минут . Я поставлю песочные часы на 5
минут. Затем ктото из группы зачитает отрывок и назовет автора.
Документы:
Кошелев А.И.
4“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже,
осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает
сколь возможно меньше, ему не дело делать, а день убить”.
Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 18611917г. М. , 1980г.)
“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и
тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.
Число крестьянских волнений в среднем за год
1801—1825 гг. 1826—1850 гг. 1851—1855 гг.
26
43
32
Федоров В.А.
“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью
помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого
с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену
или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков,
проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой
административной и полицейской властью...”.
Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники.
М., 2008.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно
вооружены и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она
гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей
тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной
пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры
приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и
место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и
презрения к петербургскому правительству.
(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от
дворянства)
Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках,
основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало,
лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в
самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).
5Развитие же частных фабрик и заводов возможно было лишь при наличности
свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение
крепостного права.
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне,
писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной
доблестью, а посредством умственного развития.
Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу
прикрепляю слова экономические, внешнеполитические,
внутреннеполитические, социальные, нравственные.
Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины
отмены крепостного права.
Предполагаемый ответ:
• Низкая производительность крепостного труда;
• Отсутствие личной свободы препятствовало развитию
капитализма
• Крепостное право угроза общественного спокойствия
• Возможность потерять статус великой державы
• Безнравственность крепостного права
Молодцы.
А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее
ответить.
Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала
необходимостью?
(Слайд с причинами в виде схемы)
Предполагаемый ответ:
Потому что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и
развиваться им мешало крепостное право
6Вывод: Россия находилась накануне великих реформ
Урок окончен. Спасибо всем за работу. Д/з п. 19. На уроке за работу получают
оценки (назвать кто) Ребята рабочие листы после звонка положите мне на стол
для последующей проверки.
Мы живем в 21 веке и у вас на столах лежат смайлики и магнитики с
помощью которых я попрошу вас выразить свое отношение к уроку. Мои
впечатления от урока вот такие (вешаю солнце)
Рабочий лист.
Тема урока
____________________________________________________________
1. Внимательно прослушайте сообщение об Александре II, во время
сообщения заполните пропуски в тексте.
Александр II был сыном императора ……………………………………………
Родился Александр
ΙΙ
в ……………………………..году
Его воспитателем был поэт ……………………………………………………….
Александр II вступил на престол, когда ему было …………… лет.
Он правил с …………. по ………..г.
Годы царствования Александра II называют эпохой
………………………………… .
Фамилия Имя учся…………………………………………………………………
7Дополнительная информация для учащихся
Аи
Иван Сидорович Ижакевич «Крепостных меняют на собак»
ии
Б тва под устерлицем
наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции. Вошло в
историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона
I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.
(20 ноября (2 декабря) 1805 года) — решающее сражение
На доске
1. Тема урока «Накануне отмены крепостного права»
Проблема: : почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала
необходимостью?
Даты: 1. Рождение Александра 2. 17. 04. 1818 г.
2. Дата его правления. 18551881
3. На бумаге
Крепостное право, Политический режим, Предпосылки, Причины,
экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические , социальные,
нравственные.
Для детей:
Рабочие листы 24 шт.
Текст документов по 3 на группу всего 15
На столы : названия групп
8Смайлики
С первого взгляда картина И. Ижакевича «Крепостных меняют на
собак» поражает правдивость воссоздания художником тяжелой судьбы
крестьянкрепостных. Ужасное явление отобразил художник: бесправных,
униженных людей крепостники меняют на собак.
На переднем плане — помещики. Хозяин в халате и домашних туфлях
удобно умостился на мягком стуле около круглого стола, застеленного белой
скатертью. В руках у него чубук. Он спокойно ведет разговор об обмене
людей на собак. Помещикгость сидит, облокотившись на стол. По одежде
видно, что он с дороги. Указывая руками на крепостных, гость чтото бойко
говорит хозяину, расспрашивает о тех, кого хочет обменять на своих собак.
Торгуется рьяно, потому что каждого из породистых псов оценивает дороже,
чем крепостного.
Немного дальше — группа крестьянкрепостных. Стоят они тесным
полукругом, будто ищут защиты и поддержки друг у друга. Они покорно
ожидают приговора. Кого заберет приезжий господин, оторвет от семьи,
вывезет в чужое село? В фигурах людей чувствуется немая покорность
крепостной судьбе. Они склонили головы, сощурились от осознания
неминуемой беды. Изображенные на картине слуга, который придерживает
собак, и старый извозчик, который сидит около телеги. Обоим им тяжело
смотреть на жестокий торг, больно осознавать, что жизнь несчастных
крепостных хуже собачьей. Группа крепостных расположена на фоне бедной
крестьянской хаты. Это тоже подчеркивает беспросветную бедность крестьян.
910