Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по занятиям в кружке «ЮИД»
Разработчик программы: Крестиненко Нина Вячеславовна, педагог дополнительного образования
|
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
Программа для диагностики знаний учащихся – диагностические материалы предназначены для проведения воспитательно-образовательной и диагностической работы с детьми школьного возраста 2-4 класс
Новизна состоит в том, что:
наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
программа дополнительного образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.
Цель:
Создать условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности;
Задачи
Обучающие:
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
обучить знаниям ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
обучить грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
Развивающие:
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
развивать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
развивать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;
Воспитательные:
Повысить интерес школьников к велоспорту;
сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Задание созданы с учетом возрастных и физиологических особенностей детей, их личностно-ориентированного образования и направлена на реализацию возможности использования различных форм организации детской деятельности (индивидуальной; в подгруппах). Пособие многофункционально: помимо использования на уроках ОБЖ,на кружке «ЮИД», его целесообразно рекомендовать для организации внеурочной деятельности (в группах продленного дня). Содержательная часть включает в себя основные вопросы теоретической и практической подготовки по теме безопасности дорожного движения таким образом, чтобы обеспечить детей достаточным количеством знаний, необходимых для ориентирования в окружающем мире.
В состав диагностических материалов включены следующие темы:
1. Элементы дороги и их назначение.
2. Остановочный путь и его составляющие.
3. Пешеходный переход. Обозначения переходов. Правила пользования переходами. 4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика.
7. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
8. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
9. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
10. Правила поведения пешехода на тротуаре.
11. Правила поведения при движении в группе.
12. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
13. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
14. Правила перехода через железнодорожные переезды.
15. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
16. Безопасный путь в школу, кружок, магазин и т. п.
17. Места, где разрешается играть, кататься на велосипеде, роликах, скейтбордах и т. п.
18. Правила дорожного движения для велосипедистов и водителей мопедов.
19. Картинг как ступень подготовки компетентного участника дорожного движения. 20. Основные причины ДТП с детьми.
21. Световозвращающие элементы
1.ТЕСТ по теме: «Обязанности пешеходов»
1. Управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования разрешается лицам не моложе:
а) 12 лет; г) 8 лет; б) 14 лет; в) 16 лет.
2. Является ли пешеходом лицо, ведущее велосипед по дороге?
а) да; б) нет, он водитель.
3. Относится ли мопед к "механическим транспортным средствам"?
а) относится; б) не относится.
4. Какую форму и цвет имеет предписывающий дорожный знак "Объезд препятствия
слева"?
а) прямоугольник синего цвета;
б) круг с красной каймой; в) круг синего цвета.
5. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин в населенных пунктах пешеходы могут идти по проезжей части:
а) в один ряд по краю;
б) по два человека в ряд по краю;
в) по желанию пешеходов.
6. Что должны по возможности предпринять пешеходы при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости?
а) идти, придерживаясь правой стороны, по ходу движения транспортных средств;
б) надеть красную нарукавную повязку;
в) надеть светлую одежду, и прикрепить к ней световозвращающий элемент.
7. Переходить дорогу с разделительной полосой и ограждением
вне пешеходных переходов и перекрестков:
а) разрешается;
б) не разрешается
в) разрешается только в светлое время суток
8. При пересечении дороги пешеход вправе выходить на проезжую часть, если:
а) он живет в данном квартале (микрорайоне);
б) он убедится, что водитель видит его и снижает скорость
9. Выйдя на проезжую часть, пешеходы:
а) могут задерживаться или останавливаться на время до 3-х минут;
б) должны задерживаться или останавливаться;
в) не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения
10. При приближении транспортных средств с включенными синим маячком и
специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны:
а) переходить проезжую часть, так как им уступят дорогу;
б) переходить проезжую часть группами из 5 человек;
в) воздержаться от перехода проезжей части
11. В каких местах пешеходу запрещено переходить через дорогу?
а) на крутых поворотах; г) в случае, когда ограничен обзор;
б) в местах, где дорога идет на подъем;
в) около туннелей и мостов; д) во всех перечисленных случаях.
12. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора:
а) запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала;
б) разрешает движение
13. Правая рука регулировщика вытянутая вперед пешеходам:
а) запрещает переходить проезжую часть;
б) разрешает переходить проезжую часть со стороны левого бока;
в) разрешает переходить проезжую часть за спиной регулировщика
14. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:
а) ниже, чем в действительности;
б) выше, чем в действительности;
в) истинные представления о скорости не изменяются
15. Дорожный знак "Дети" означает:
а) специальное оборудованное место для перехода через проезжую часть;
б) участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей;
в) организованную пешеходную зону
16. При движении автомобиля по мокрой дороге тормозной путь:
а) уменьшается; б) остается без изменений; в) увеличивается
17. Что называется "тормозным путем автомобиля"?
а) расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки;
б) расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до полной остановки;
в) тормозной след от шин автомобиля.
18. Назовите элементы дороги.
а) проезжая часть, пешеходная дорожка;
б) проезжая часть, обочина, кювет;
в) проезжая часть и бордюр.
19. Как должен следовать пешеход, ведущий велосипед?
а) по ходу движения;
б) на встречу движения придерживаясь левой стороны.
20. Травма головы опасна и нужно, вызвать врача если ребенок:
а) потерял сознание;
б) крайне возбужден и активен;
в) во всех случаях.
Правильные ответы:
1-6; 2-а; 3-б; 4-в; 5-а; 6-в; 7-6; 8-б 9-в; 10-в; 11-д;
12-а; 13-в; 14-а; 15-6; 16-в; 17-6; 18-б; 19-а; 20-в.
Общий процент выполнения работы
Количество правильных ответов
% выполнения=-------------------------------------- х 100%
Количество выполнявших тест
№ вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Общ % |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Тест по теме «Дорожные знаки»
1. Какой знак запрещает движение для пешеходов?
а б в
2. Какой из знаков устанавливается непосредственно у пешеходного перехода?
а б в г
3. Какой из знаков обозначает «Въезд запрещен»
а б в г
4. Какой из знаков обозначает начало жилой зоны
а б в
5. Какой знак обозначает «Ведутся ремонтные работы»
а б в г
6. На каком расстоянии устанавливаются предупреждающие и запрещающие знаки ДД в городской зоне?
а) за 50 м
б) за 100 м
в) за 150 м
7. Дайте название знакам сервиса
а ______
б ______
в ______
г_______
8. Изобразите знаки «Ж\Д переезд со шлагбаумом» и «Ж\Д переезд без шлагбаума».
9. С какой скоростью должен двигаться автомобиль после данного знака ?
_______________________________________________
10. Какими правилами должен руководствоваться водитель после установленного знака «Пересечение равнозначных дорог»
_________________________________________________
11. Какой из знаков запрещает стоянку автомобилей?
а б в
12. Что означают знаки приоритета?
а б в г
а ________
б________
в_________
г_________
3. Анкетирование
Памятка
Дорогие школьники!
Для того, чтобы на улице не случилось несчастья, к а ж д о му пешеходу необходимо знать следующие правила:
1. Пешеходы обязаны уступать дорогу движущемуся транспорту, так как проезжая часть улицы — это рабочее место водителя.
2. Переходите улицу только на перекрестках и в местах, где установлены указатели перехода; при этом, прежде чем перейти улицу, следует убедиться в полной безопасности.
3. Если есть светофор, переходите улицу только при зеленом свете; при красном свете переходить улицу нельзя - ОПАСНО!
4. Переходите улицу во всех случаях только шагом, а не бегом, только прямо, а не наискось.
5. Не входите в автобус, трамвай и не выходите из них во время движения транспорта.
6. В ожидании автобуса или трамвая находитесь на посадочных площадках, а где их нет — то на тротуаре возле остановки.
7. Не перебегайте улицу перед близко идущим транспортом.
ПОМНИТЕ: транспорт остановить сразу нельзя.
4. Вопросы для закрепления правил дорожного движения с ответами
1. Почему надо переходить улицу только на перекрестке или по пешеходным дорожкам?
Ответ: Зимой пешеходные дорожки засыпаны снегом (зебра не видна). Однако есть знаки для пешеходов на которые необходимо ориентироваться. Водитель знает, что в этих местах разрешается двигаться пешеходам, он внимателен и снижает скорость. Пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте могут пострадать и мешают водителям.
2. Почему нельзя переходить через дорогу на желтый и красный сигнал светофора?
Ответ: Когда для пешеходов горит красный свет, для водителя горит зеленый. Видя зеленый свет - водитель едет уверенно, не ожидая появления пешехода в неположенное время. Даже если нет машин, необходимо ждать зеленого сигнала светофора.
3. Почему опасно переходить улицу не глядя?
Ответ: При переходе улицы, главное посмотреть влево, затем вправо. Улица обманчива, кажется что нет транспорта, но вдруг из-за поворота, или переулка неожиданно выезжает машина.
4. Что обозначает запись на машинах «занос на 1 метр»?
Ответ: При повороте задняя часть большого автобуса или трамвая заносится далеко в сторону, и может травмировать рядом стоящего пешехода. Видя такую машину, отойди подальше.
5. Как видит водитель пешеходов?
Ответ: Если пешеход идет впереди, то водитель видит его перед собой в стекло, сзади и сбоку он видит пешехода в боковое зеркало, которое находится с обеих сторон машины, автобуса.
6. Чем опасна стоящая машина?
Ответ: Она закрывает обзор улицы. Из-за нее в любой момент может внезапно появиться другая машина и травмировать пешехода.
7. Может ли пешеходу помешать увидеть опасность проезжающая мимо машина?
Ответ: Может. Потому что пешеход не видит, что делается за ней.
8. Почему опасно когда на улице мало машин?
Ответ: Пешеход должен быть очень внимателен, потому что на пустынно улице внезапно может появиться машина на высокой скорости.
9. Как ходить по проезжей части дороги, когда нет тротуара?
Ответ: Необходимо идти по обочине навстречу движущемуся транспорту, чтобы водитель видел пешехода, а вы видели машину, идущую на встречу.
10. Какая опасность возникает, когда ребенок подходит к своему дому?
Ответ: Увидев свой дом, ребенок теряет бдительность, начинает спешить, и может не увидеть внезапно выехавшую машину. Большую опасность представляет момент, когда ребенок выбегает из своего подъезда не глядя, и может попасть под проезжающую мимо машину.
11. Какая опасность возникает, когда ребенок видит на противоположной стороне улицы товарища или родителей?
Ответ: Ребенок забывает обо всем, его внимание рассеивается и направлено только на то, чтобы быстрее встретиться.
12. Как определить куда собирается поворачивать машина?
Ответ: Перед выполнением поворота у автомобиля мигает сигнал сзади сбоку и впереди, в ту сторону, куда поворачивает. Если поворот вправо, то мигает сигнал сзади справа и впереди справа.
13. Чем опасны машины с прицепом?
Ответ: Прицеп заносит при повороте и можно попасть под прицеп, если стоять близко к автомобилю.
14. В чем опасность группового движения по улицам?
Ответ: Дети разговаривают между собой и невнимательны на дороге. Перед переходом улицы все разговоры прекратить, и все внимание нацелить на переход.
15. Всегда ли водитель видит пешехода?
Ответ: Не всегда. Ведь кроме пешехода он наблюдает за другим автотранспортом и другими пешеходами.
16. Что самое опасное на улице?
Ответ: Опасно двигающиеся машины, но еще опаснее стоящая машина, которая может заслонять другие машины.
17. В чем опасность движения по улице с маленькими детьми?
Ответ: Маленькие дети не умеют ориентироваться на дороге, ведут себя непредсказуемо, может вырваться из рук.
18. Чем опасен переход для пешехода, когда одна машина обгоняет другую?
Ответ: Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а водитель тоже не увидит пешехода вовремя и может произойти наезд.
19. В чем опасность нахождения на дороге на разделительной полосе?
Ответ: Проезжающее рядом транспортное средство может напугать пешехода, и он неосознанно может сделать несколько шагов назад, и попасть под колеса автомобиля, едущего по другой полосе.
20. В чем опасность перехода улицы с собакой?
Ответ: Собака может испугаться и увлечь за поводок за собой ребенка.
21. Почему, находясь рядом с проезжей частью, нельзя думать о другом не связанным с переходом улицы?
Ответ: Думая о другом, внимание рассеивается и пешеход может нарушить правила дорожного движения и не заметить опасности.
22. Переходя по пешеходному переходу пешеход не посмотрел по сторонам, прав ли он?
Ответ: Не прав. Даже если он четко выполняет правила дорожного движения, переходя по пешеходному переходу, необходимо удостовериться, нет ли внезапно появившейся машины.
23. Переходя дорогу пешеход внезапно изменил направление, чем это грозит?
Ответ: Пешеход может создать этим аварийную ситуацию, резко выскочив на другую полосу дороги он может попасть под проезжающую там машину, водитель не ожидал его появления.
24. О чем надо думать, если увидел на дороге что-то необычное, интересное?
Ответ: Стараться не отвлекаться на дороге, и быть предельно внимательным.
25. Чем опасна ходьба по пешеходным дорожкам в темное время суток (рано утром и вечером зимой)?
Ответ: Обзор дороги затруднен и следует быть предельно внимательным.
Заключение
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно – учебно – образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого учащегося. Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связывают с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы. Результаты диагностического обследования помогают при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми. Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим не менее 2- х раз и результаты фиксируем в протоколы. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно- транспортного травматизма. Представленная методическая разработка может быть использована в других образовательных организациях города.
Список использоваанной литературы
1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
3. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
4.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.