В. Горохов, учащийся 2 курса
по профессии «Автомеханик»,
Руководитель:
Н.Н.Буркивченко, преподаватель,
мастер п/о, ОП «Колледж ЛНУ
имени Тараса Шевченко»
НАНОТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЯ
НАНОТЕХНОЛОГИЯ - междисциплинарная область фундаментальной прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического образования, практического метода исследования, анализа и синтеза. А также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулированием отдельными атомами и молекулами.
Блеск навсегда. Способов выделить свой автомобиль из множества ему подобных существует не мало. Порой для этого не нужны даже никакие навороты. Опрятный и ухоженный вид кузова, да еще и с идеальным блеском –такой автомобиль заметен всегда.
Речь пойдет о нано покрытии VECDOR, разработанная компанией NANOVERE TECHNOLOGIES. Нано покрытия VECDOR были разработаны для работы с металлом, алюминием, пластмасом. Древесиной и по стекловолокну и служит добавкой к лакам, краскам и порошковым системам покраски, но может использоваться и как самостоятельное покрытие.
|
|
|||
Как появилось нано покрытие VECDOR. Ученых всегда привлекал «эффект лотоса»-цветка, растущего из липкой грязи тропиков и тем не менее имеющего абсолютно чистые лепестки. А создать покрытие, способное само собой устранять мелкие повреждения, было и остается мечтой нескольких поколений химиков. Приблизится к реализации этих свойств удалось лишь в 2006 году, когда Том Чоат – ученый и совладелец компании NANOVERE TECHNOLOGIES синтезировал смолу, которая может быть использована как самоочищающееся и самовосстанавливающееся покрытие. Два года упорного труда ушло на то, что бы изобретение превратить в товарный продукт и отработать технологию использования нано продукта при покраске автомобиля.
Нано продукт. Семейство многофункциональных нанопокрытий распространяется в странах СНГ. Нано добавки (в отличии от нано наполнителей) играют активную роль в формировании структуры покрытия. Они позволяют укрепить матрицу полимера. Используемого для образования пленки покрытия, уменьшают деградацию его поверхности под действием ультрафиолетового излучения, улучшить сопротивление с агрессивным химическим препаратам и улучшить электрохимические свойства покрытия. Однако действия таких добавок ограничено во времени и результат во многом зависит от состава. Свойств и структуры полимера биндера, исходимого продукта.
|
|
||||
|
|||||
В принципе допуская возможность добавок, делается ставка на другую технологию-защитное покрытие, в основе которого лежит нанополимер.
Это покрытие благодаря особой трехмерной архитектуре соединения молекул полимеров приобретает уникальные свойства. Тесты показывают, что нанотехнологии превосходят по стойкости к образованию царапин и сколов, а также сопротивлению к воздействию агрессивных химических сред все другие известные защитные автомобильные покрытия. В том числе и те, где в качестве наполнителя применяются нано частицы. Кроме того. Новое покрытие приобретает уникальные качества способность к самовосстановлению ( для этого нужно лишь подогреть поверхность феном), а так же эффект «антиграфити», позволяющей легко удалить легко с покрытия посторонние надписи. При этом легко полируется , имеет идеальный блеск и сохраняет его долгие годы (до 10 лет) .
Технология нанесения. Для нанесения не требуется никакого экзотического оборудования. Нужно лишь краскрпульт HVLP или LVLP, проветриваемое помещение, влажность в котором не превышает 65%.
Далее следуют только расходные материалы: абразивы, обезжириватель и собственно сам сам состав. Начинается процедура традиционно – с мойки машины, арматурных работ и ( в случае необходимости) локального ремонта лакокрасочного покрытия.
Далее необходимо ЛКП заматировать для повышения адгезии, постепенно переходя от градации 1000 до 2000. Естественно, защита металлических и пластиковых деталей, не подлежащих обработке, а так же стекол от напыла делается традиционным способом.
После абразивной обработки проводится обезжиривание любым растворителем (например 646, но ради защиты органов дыхания работников предпочтены менее агрессивные), готовится состав путем смешивания компонентов в пропорции 1:1( по объему).
С этого момента надо работать быстро, так как до загустения готовой смеси в запасе лишь около 20 минут. Кроме того, если обрабатываются фары, то после обезжиривания необходима еще одна операция- нанесение та называемого проуметра ( аналог праймера), повышающего степень адгезии материала к пластику или стеклу.
Напыления делается традиционным способом в 1,5 слоя при давлении воздуха 1,8-2,1 бар с выдержкой между слоями около 5 минут, причем высыхания первого слоя можно не ждать, работая по методу «мокрым по мокрому». Единственная оговорка: состав менее вязок, чем традиционные лаки, и не требуют некоторого навыка со стороны маляра. По окончании нанесения второго слоя проводится сушка- либо при комнатной температуре в течении 12 часов, либо в окрасочно-сушильной камере при 60градусах Цельсия в течении 20 минут. Возможно также использование ИК-ламп. Пользоваться автомобилем можно уже через 6-7 часов после нанесения при влажности в помещении 60%.
По истечении 12-24 часов в зависимости от температуры и влажности в помещении при наличии дефектов покрытия - внедрений пыли или ворса. Шагрени, перепыла- можно провести окончательную полировку, но при работе в чистом помещении она зачастую не требуется благодаря хорошему растеканию состава по поверхности. Все заявленные свойства по прочности и жесткости покрытия приобретает через 7 дней после нанесения.
ВЫВОД:
Внешний вид, качество и долговечность покрытия автомобиля, несомненно, является отражением технического состояния всего транспортного средства. Благодаря широкому диапазону свойств и эффектов достигаемых при помощи нанотехнологий, в том числе «эффекта лотоса», в настоящее время имеется возможность для обновления и защиты внешнего вида автомобилей при относительно низких затратах, что снижает расходы при эксплуатации и повышает рыночную стоимость при перепродаже. Немецкая фирма «Дуалес Систем Дойчланд АГ» одной из первых представила на проходившей в Ганновере всемирной выставке «ЭКСПО-2000» новую краску для автомобилей, обладающую самоочищающимся эффектом, для их мойки (даже после сильного загрязнения) их просто достаточно полить водой.
Литература
1. Балабанов В.И. «Нанотехнологии. Наука будущего».
2. Балабанов В. И. Нанопрепараты для повышения ресурса автомобилей/В. И. Балабанов, В. К. Филиппов//Новые и подержанные автомобили. — 2006. — № 15. — С. 18—20.
3. Сайт нанотехнологического сообщества «Нанометр», статья «Нанотехнологии на основе эффекта лотоса» в автомобильной промышленности»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.