Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
ТЕМА: НАПЛЫВ ИНОГОРОДНЕГО
НАСЕЛЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: дать учащимся представления о заселении Кубани
иногородними гражданами.
Задачи: образовательные: разъяснить понятие слова «иногородние»
люди, показать развитие сельского хозяйства в связи с пере
селением российских крестьян на территорию Кубани;
коррекционноразвивающие: продолжить развивать умение
устанавливать последовательность событий, показывать на
места исторических событий;
воспитательные: прививать чувство уважения к труду
крестьян.
Основные знания: 1861 год – отмена крепостного права, развитие
сельского хозяйства и промышленности на Кубани
Наглядность: карта Краснодарского края, схема переселения
российских крестьян на Кубань, словарные слова, картинки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока: организационный момент;
опрос домашнего задания:
1. Назвать фамилии первых атаманов Черноморского войска.
2. Каковы их заслуги перед Российским государством и
населением Кубани?
и Головатого?
правления?
3. Кто был назначен следующим атаманом после смерти Чепеги
4. Что сделал полезного атаман Ф. Бурсак во время своего
5. Какие общие дела перед своим Отечеством выполняли все
перечисленные атаманы?
Работа с таблицей « Атаманы Черноморского войска»:
Фамилия атамана ! его заслуги !характеристика
__________________!________________________________!_______________
! !
! !
НАПЛЫВ ИНОГОРОДНЕГО
НАСЕЛЕНИЯ.В 1861 году в России было отменено крепостное право и
бывшие крепостные крестьяне, став свободными, могли выбрать более
лучшие края. Одним из таких краев стала Кубань. Рассказы о ее
плодородных землях, вольных казачьих традициях волновали
воображение людей, наполняли надеждой на извечную крестьянскую
мечту о собственном участке земли. Он готовы были на ней
работать день и ночь, батрачить, чтобы обзавестись собственной
землей.
СХЕМА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ РУССКИХ НА КУБАНЬ.
До отмены крепостного После отмены крепостного
права права
1. Беглые крестьяне свободные крестьяне,
2. Крестьяне безработные рабочие,
3. Донские казаки. ремесленники.
4. В том числе некрасовцы
________________________________________________________________
Большое значение в развитии производительных сил кубанского
земледелия сыграло все расширяющееся употребление
сельскохозяйственных машин. В то время, как крестьяне
среднерусских губерний продолжали обрабатывать свои земли
устарелыми орудиями производства, для земледелия Кубани было
характерно использование новейшего сельскохозяйственного
оборудования и машин. Самые дорогие сельскохозяйственные
машины того времени паровые молотилки составляли на Кубани
26% всего их количества в 50 губерниях России.
Широкое распространение сельскохозяйственной техники в Кубанской
области связано с переселением сюда многочисленных крестьянских
семей.Могучим толчком в экономическом развитии края явилось строи
тельство железных дорог. Без них Кубань была оторвана от
важнейших промышленных центров России. 2 июля 1875 года
открылось движение по линии Ростов Владикавказ. С севера на юг
дорога пересекла восточную часть Кубанской области.
Затем в разные годы на Кубани появлялись все новые и новые
линии железной дороги. К началу ХХ века Владикавказская железная
дорога стала одной из самых прибыльных железных дорог России.
В начале ХХ века на Кубани увеличился сбор чистых
зерновых культур и уже к 1914 году Кубанская область вышла на
первое место по сбору зерна.
Помимо зерна на Кубани высевали лен, коноплю, картофель,
клещевину, горчицу, подсолнечник и табак. Помимо занятий
полевым земледелием и скотоводством сельское население области
Занималось огородничеством и бахчеводством, возведением
виноградников и садов. Из огородных продуктов наибольшее
распространение получили помидоры, капуста, огурцы и лук.
Садоводство на Кубани зародилось давно, Знаменитые горские сады
Черноморского побережья Кавказа славились изобилием фруктов, но
в результате многолетней Кавказской войны они пришли в
запустение и упадок. Их возрождение началось в 80х годах Х!Х века
когда местным крестьянам стали бесплатно выдавать саженцы
фруктовых деревьев
Культура винограда появилась на Кубани давно, но в 1870 году
виноградарство на Тамани и Черноморском побережье края заняло
важное место.
Зерновые культуры ! Садоводство ! Бахчеводство
Пшеница ! Яблони ! Арбузы
Ячмень ! Абрикосы ! Дыни
Овес, просо ! Персики ! Тыквы
Рожь ! Груши ! Кабачки
Гречиха ! Сливы, алыча ! Патиссоны
Закрепление по вопросам:
1. Событие 1861 г.
2. Причины развития сельского хозяйства.
3. Появление на Кубани сельскохозяйственной техники.4. Перечислить зерновые культуры, которые выращивались на
Кубани.
5. Как развивалось садоводство и бахчеводство?
Приток крестьян из других губерний России сыграл важную роль
В экономическом развитии Кубани. Вместе с коренным населением
края – казаками, горцами, крестьянами – старожилами они вспахали и
освоили сотни тысяч целинных земель. Неслучайно, уже к 1913 году
Кубань уже вышла на второе место в Российском государстве.