Направление: Литература Исследовательская работа по теме: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»
Оценка 4.9

Направление: Литература Исследовательская работа по теме: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл
31.01.2020
Направление: Литература Исследовательская работа по теме: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»
Направление: Литература Исследовательская работа по теме: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»
Исследовательская работа А.П. Чехов.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6»

 

 

Направление: Литература

Исследовательская работа по теме: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»

 

 

 

 

              Выполнила: Кирчевская Полина Вячеславовна,

ученица 10 класса  МБОУ «СШ №6»

                                             Руководитель: Гимранова Лариса Ахсаровна,

                                                              учитель русского языка и

                                                                   литературы МБОУ «СШ №6»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Советская Гавань

Оглавление

Аннотация  3

Основная часть: 5

Историческая справка: «Студент»- оптимистический рассказ А.П. Чехова. 5

Вступление: Библейские мотивы и открытые ссылки на Евангелие. 5

Оптимистические черты в рассказе: 6

Аргументирование  гипотезы: непрерывная связь прошлого с настоящим есть главная оптимистическая черта рассказа А. П. Чехова «Студент».

. 7

Вывод: 11

Назначение и польза проведенной работы: 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Кирчевская Полина Вячеславовна, ученица 10 класса

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6» Советско- Гаванского района, Хабаровского края, р.п.Лососина

Название работы: «Связь прошлого с настоящим, как главная оптимистическая черта рассказа Антона Павловича Чехова «Студент» (Исследовательская работа)

Руководитель: Гимранова  Лариса  Ахсаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №6»

Цель: Определить, как связь прошлого с настоящим отражается в оптимистической черте рассказа А. П. Чехова «Студент».

          Задачи:

1)    Выделить оптимистические черты в рассказе А. П. Чехова «Студент».

2)    Проанализировать выделенные черты.

3)    Выяснить в чем заключается главная оптимистическая черта рассказа.

4)    Пронаблюдать в чем заключается связь оптимистических черт рассказа с прошлым и настоящим.

Объект: рассказа А. П. Чехова «Студент».

Предмет: Оптимистические черты рассказа А. П. Чехова «Студент».

Методы исследования:

 Сравнительный анализ. Дедукция. Обобщение. Поиск информации в глобальных компьютерных сетях.

Гипотеза: Возможно, непрерывная связь прошлого с настоящим есть главная оптимистическая черта рассказа А. П. Чехова «Студент».

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках, а также на факультативных занятиях по литературе

Актуальность: Изучение рассказа А.П. Чехова «Студент» актуально в наше время, поскольку в нем говорится о вечных, непреходящих духовных ценностях в человеческой жизни. Тема нравственности затрагивает каждого человека в мире, и чаще всего людям очень сложно разобраться в своих эмоциях и понять, что именно вызывает в человеке позитивные или негативные чувства. Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными  образами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

История создания – Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема – В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр – Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление – Реализм.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть:

Историческая справка: «Студент»- оптимистический рассказ А.П. Чехова.

Впервые рассказ «Студент» был опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году. До сих пор неизвестно, где и когда был написан рассказ. Возможно, он был создан в Ялте, где Чехов отдыхал в марте 1894 года. В своих письмах из Крыма Чехов не упоминал об этом рассказе, но по возвращению в Мелихово он рассказал А. С. Суворину: «Пьесы в Крыму я не писал. А прозу писал». Как известно, в Крыму Чехов работал над книгой «Остров Сахалин», которая имеет жанр путевых записок и не может являться прозой. Никаких других документальных или словесных подтверждений или фактов о написании «Студента» никем приведено не было. В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

При подготовке рассказа к публикации в составе сборника «Повести и рассказы» Чехов незначительно дополнил его. Рассказ относился к числу немногих рассказов, любимых Чеховым. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Позднее при упоминании критикой чеховского пессимизма Антон Павлович ссылался на «Студента», видя в нем эталонный пример откровенного оптимизма, используемого в прозе своего авторства. Но гораздо более удивительно то, что «Студент» является примером оптимистичного произведения. Потому что сама природа чеховского оптимизма в рассказе представляется не столь уж очевидной и открыто сконцентрирована  лишь в финальной части произведения.

 

 

 

 

 

Вступление: Библейские мотивы и открытые ссылки на Евангелие

Что же могло повлиять на написание рассказа с употреблением библейских мотивов и открытых ссылок на Евангелие? Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства. Сильнее всего это связанно с семейным укладом его жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, заменяя его, пока тот отлучался, Но особого энтузиазма у самого Павла Егоровича (отца А. П. Чехова) купеческое дело не вызывало. Гораздо больше внимания он уделял церковной службе и общественной деятельности. Детям работу в продуктовой лавке приходилось совмещать с учебой в гимназии, бесконечными спевками и репетициями в церковном хоре, молениями. Чрезмерная набожность отца обернулась для Антона впоследствии отвращением к религии. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Обращение писателей к библейской тематике является традиционным в русской литературе. Так и А. П. Чехов использовал мотив христианского прозрения и в своем рассказе. В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.  В чем это прослеживается? Во внутренний конфликт героя с собой и миром вокруг автор вложил идею скитания и поиска лучшей жизни. И лишь обращение к вере и истории способно спасти душу Ивана,  покрытую мраком  и горем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимистические черты в рассказе:

В рассказе использованы как прямые, так и косвенные отсылки к  православному христианству. Сами события рассказа происходят накануне самого главного для православных христиан праздника – в Страстную Пятницу, предвещающую Пасху. Сам главный герой студент духовной академии и сын дьячка (церковнослужителя), от чего читатель может понять, что Иван верующий и образованный человек. Имя главного героя исконно русское, что делает его образ привычнее российской читательской аудитории. Действующих лиц в рассказе трое, а три, как известно, церковное и почитаемое число.

Так что же делает  произведение оптимистичным? Сам оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, и нет повода отрицать это и думать иначе, что на первый взгляд незаинтересованному читателю тяжело увидеть в рассказе Антона Павловича Чехова.

           Унылый пейзаж и пессимистичные настроения героя не вызывают в читателе оптимистических чувств, но это только на первый взгляд. Какую идею скрыл в «Студенте» Антон Павлович Чехов? Скитаясь по затопленным лугам, возвращаясь домой с охоты, Иван Великопольский думает о вековой нищете, в которой живут люди, о тяжелом изнуряющем труде, о холоде и голоде, сопровождающей людей всю жизнь. Вскоре он приходит на пламя и свет костра к двум женщинам на огороды, вдове и ее дочке. Сама женщина в культурах и религиях мира символизирует очаг, покой и уют. Первой из оптимистических черт является выход Ивана к свету, теплу и миру, отображенному в костре и двух женщинах, из холода, влажности и «…возвращающийся зимы».  Вдова и ее дочь скрашивают одиночество и отречение Ивана от остального ненавистного ему мира. Для Ивана все происходящее в мире циклически повторяется из поколения в поколение. Он видит тот же холод, те же заботы, ту же нищету, что и сотни лет назад. Эта мысль повергает героя в уныние.  Время года в рассказе – весна. Писатель незаметно скрыл её под негативностью, облачив пейзаж в туман и холод, хотя сам символ весны является признаком плодородия, новой жизни и расцвета.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Аргументирование  гипотезы: непрерывная связь прошлого с настоящим есть главная оптимистическая черта рассказа А. П. Чехова «Студент».

 

Иван Великопольский, рассказывая историю предательства апостола Петра, переживает этот момент как собственное страдание, хотя событие произошло 19 веков назад (на момент создания рассказа). Его слушательницы, совсем случайные люди, в этот момент объединяются с ним в страдании Христа и Петра, чувствуя особую связь сегодняшнего дня с давно прошедшим, они  начинают оплакивать Христа, тонко ощущая  все его муки и переживания.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин. Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе — гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Дойдя до истины, и разобравшись в себе, герой осознает, что есть для людей, и в частности для него, счастье.  Всё в сознании героя встает на свои места, и невыразимое счастье мало-помалу заполняет душу Ивана. Преображается и пейзаж: «А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня…».

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования – это и есть главная оптимистическая черта рассказа. Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка — это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на земле.


Заключение:

Справедливо ли, что связь с прошлым и настоящим – основная оптимистическая черта в рассказе? Определенно да. Смысл произведения заключается в том, что человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Так что же видит читатель в финале рассказа: смена ощущений молодого человека (Ивану всего двадцать два года) или вечные закономерности бытия? Однозначного ответа из рассказа не следует. Не дело художника, говорил Чехов, давать ответы, его задача — ставить вопросы. Важно, что вопросы о том, как и из чего складывается наше мировосприятие и отношение к жизни, поставлены правильно. В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.

Теперь я могу понять что, прошлое человека – это то, что формирует его настоящего, делает таким, какой он есть. Никакой человек не скажет, что его прошлое, история его потомков не любы ему. Связь прошлого с настоящим это лучшее и единственное, чего не отобрать у человека. Личность без прошлого – словно река без истоков,      её душа не может найти покоя, достичь счастья и умиротворения, потому что без знаний о своем прошлом личность становится не полной, а если в душе неполнота и неопределенность, то и счастья добиться невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

На основании всего вышесказанного я могу констатировать, что наиболее важной и основной  чертой рассказа, показывающей его со стороны оптимистичного произведения, является непрерывная связь человека с прошлым и настоящим.

Таким образом, в этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, обретает свое единственное, неповторимое счастье.

Все вышесказанное подтверждает мою гипотезу. Все задачи, которые я поставила перед собой, были выполнены, что позволило мне правильно оценить результаты исследования и подкрепить вывод найденными аргументами.

          Назначение и польза проведенной работы:

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ и всем тем, кто интересуется русской литературой.    

Своей работой я хотела привлечь внимание одноклассников к проблеме человеческой неопределенности и сложности нахождения истинного счастья.

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков.

Оптимистические черты:

1.     Время действия: Весна. Канун Пасхи – Страстная Пятница.

2.     Основная часть рассказа происходит возле пламени.

3.     Помимо главного героя – две героини женщины.

4.     В основе рассказа лежит Библейская притча.

5.     Действующих лиц в рассказе трое.

6.     Очищение души главного героя от груза печали и безысходности.

Список литературы

 1.    Чехов А.П. Библиотека всемирной литературы. «Художественная литература». М., 1974г.

2.Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989г.

3. Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» (О рассказе А. П. Чехова «Студент»).

4.Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ч. 4. М., 1998 (разбор «Студента». С. 598-599).

 

5. Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» // Русская словесность. 2001. № 8. С. 24-29.

 

6. Катаев В. Б. А. П. Чехов // Русская литература ХК-ХХ веков: В 2 т. Т. 1. М., 2008 (разбор «Студента». С. 498-501).

7. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. М., 1983г.

8. Интернет - ресурсы


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6»

Оглавление Аннотация 3 Основная часть: 5

Оглавление Аннотация 3 Основная часть: 5

АННОТАЦИЯ Кирчевская Полина Вячеславовна, ученица 10 класса

АННОТАЦИЯ Кирчевская Полина Вячеславовна, ученица 10 класса

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

Основная часть: Историческая справка: «Студент»- оптимистический рассказ

Основная часть: Историческая справка: «Студент»- оптимистический рассказ

Вступление: Библейские мотивы и открытые ссылки на

Вступление: Библейские мотивы и открытые ссылки на

Оптимистические черты в рассказе:

Оптимистические черты в рассказе:

Время года в рассказе – весна.

Время года в рассказе – весна.

Аргументирование гипотезы: непрерывная связь прошлого с настоящим есть главная оптимистическая черта рассказа

Аргументирование гипотезы: непрерывная связь прошлого с настоящим есть главная оптимистическая черта рассказа

Ивана. Преображается и пейзаж: «

Ивана. Преображается и пейзаж: «

Заключение: Справедливо ли, что связь с прошлым и настоящим – основная оптимистическая черта в рассказе?

Заключение: Справедливо ли, что связь с прошлым и настоящим – основная оптимистическая черта в рассказе?

Вывод: На основании всего вышесказанного я могу констатировать, что наиболее важной и основной чертой рассказа, показывающей его со стороны оптимистичного произведения, является непрерывная связь человека…

Вывод: На основании всего вышесказанного я могу констатировать, что наиболее важной и основной чертой рассказа, показывающей его со стороны оптимистичного произведения, является непрерывная связь человека…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020