Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:
o психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
o психологическом консультировании семей;
o психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Направления психологической помощи семьям,
воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:
o психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с
воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
o психологическом консультировании семей;
o психологопедагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Психологическое изучение проблем семей.
Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,
предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач,
принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее
психологической диагностики.
Основная цель психологического изучения семьи выявление причин, препятствующих
адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих
гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
o определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок
дома, требованиям его возрастного развития;
o выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих
гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
o определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные
отношения;
o определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
o определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
o определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их
семей.
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей
членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что
связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц,
находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики
внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,
моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия
проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей
родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те
слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к
проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в
дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность
предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и
развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз
развития каждой конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей
родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многомпредопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее.
Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут
обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его
воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи
имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует
подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в
эмоциональноволевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).
Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую
очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и
степень его профессиональнотрудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное
воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят
облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют
основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении
психодиагностических мероприятий.
В первую очередь следует назвать принцип комплексности и многоаспектности
изучения проблем семьи. На современном этапе в качестве субъекта исследования уже не
может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр
диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие
ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать
поставленным требованиям.
Важнейшим принципом решения проблем семьи на разных этапах является принцип
гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
Исследовательская работа не должна быть направлена на "потрясение" семьи и
ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме
диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты. Этот принцип
обязывает следовать и другому положению принципу единства диагностики и коррекции,
в соответствии с которым точное выявление причины нарушений предполагает и
возможность ее максимально успешного исправления.
Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает
принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип
предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных
отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие
ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с
отклонениями в развитии.
Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на
внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка. Этот принцип, представленный
многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие
ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и
внутрисемейные отношения.
Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с
момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление
должно не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться
в юношеский и взрослый периоды. В связи с этим важное значение приобретает принцип
изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими
нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
Одним из приоритетных является принцип учета психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типоввоспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить
проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в
семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.
Основные направления психологического изучения семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии
В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и
вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо
проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем
семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше
особенностей могут быть объединены в блоки.
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с
отклонениями в развитии.
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с
психофизическими нарушениями:
изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с
психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего
психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами,
друзьями и их влияния на его развитие;
изучение эмоциональноволевой сферы детей с нарушениями развития;
изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у
ребенка с отклонениями в развитии;
изучение особенностей формирования "системы Я" у детей с отклонениями в развитии;
изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их
определяющих;
изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с
отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального
училища, в трудовом коллективе и др.);
изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом
коллективе.
В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи
ребенка с отклонениями в развитии.
Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц,
их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и
привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционноразвивающем
процессе.
К направлениям второго блока мы относим:
изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии;
изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих
ребенка с отклонениями в развитии;
изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по
отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в
качестве педагогов своих детей;
изучение социальнокультурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах
развития ребенка с отклонениями;
изучение ценностных ориентации родителей различных социальнокультурных групп в
отношении ребенка с отклонениями в развитии;
определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными
аномалиями развития;
изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой
адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с
отклонениями в развитии;
изучение мотивационнопотребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц),
связанных с нарушениями развития ребенка;
изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками
на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в
развитии;
изучение динамики родительскодетских и детскородительских отношений под
воздействием психокоррекции;
сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в
развитии;
изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от
религиозных и культурных традиций семьи.
В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики
Третиего блока.
Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в
развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
Владея информацией о социальных факторах, препятствующих созданию
благоприятных условий для развития ребенка, специалист имеет возможность
оптимизировать ситуацию, исключив или снизив значимость отрицательно влияющих
факторов, и тем самым способствовать процессу адаптации ребенка.
Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики:
изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам
с психофизическими нарушениями;
изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с
психофизическими недостатками;
изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социальнотрудовую
адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками;
изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную
реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с
психофизическими недостатками.
Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд
междисциплинарных исследований. Они могут изучаться не только психологом, но и
социальным педагогом и социальным работником.
Email:iemcko@ya.ru