Направления психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

  • Педсоветы
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях: o психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития; o психологическом консультировании семей; o психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Иконка файла материала Направления психологической помощи семьям.doc
Направления психологической помощи семьям,  воспитывающим детей с отклонениями в развитии.              Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с  отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:  o психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с  воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;  o психологическом консультировании семей;  o психолого­педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями. Психологическое изучение проблем семей.  Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,  предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач,  принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее  психологической диагностики. Основная цель психологического изучения семьи ­ выявление причин, препятствующих  адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих  гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:  o определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок  дома, требованиям его возрастного развития;  o выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих  гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;  o определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные  отношения;  o определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;  o определение путей гармонизации внутрисемейного климата;  o определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их  семей.              Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей  членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что  связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц,  находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.              Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики  внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком,  моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия  проблем ребенка.              Именно процедура психологического изучения личностных особенностей  родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те  слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к  проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в  дальнейшем психокоррекционном воздействии.              Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность  предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и  развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз  развития каждой конкретной семьи.              Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей  родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многомпредопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее.  Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут  обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его  воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.              Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи  имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует  подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в  эмоционально­волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).              Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую  очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и  степень его профессионально­трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное  воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят  облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.              Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют  основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении  психодиагностических мероприятий.              В первую очередь следует назвать принцип комплексности и многоаспектности  изучения проблем семьи. На современном этапе в качестве субъекта исследования уже не  может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии. В спектр  диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие  ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать  поставленным требованиям.              Важнейшим принципом решения проблем семьи на разных этапах является принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.              Исследовательская работа не должна быть направлена на "потрясение" семьи и  ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме  диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты. Этот принцип  обязывает следовать и другому положению ­ принципу единства диагностики и коррекции,  в соответствии с которым точное выявление причины нарушений предполагает и  возможность ее максимально успешного исправления.              Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает  принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип  предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных  отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие  ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с  отклонениями в развитии.              Принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на  внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка. Этот принцип, представленный  многоаспектно, позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие  ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и  внутрисемейные отношения.              Специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с  момента установления диагноза ребенку с отклонениями в развитии. Ее осуществление  должно не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться  в юношеский и взрослый периоды. В связи с этим важное значение приобретает принцип  изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).              Одним из приоритетных является принцип учета психологических особенностей  родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.  Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типоввоспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить  проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в  семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку. Основные направления психологического изучения семей,  воспитывающих детей с отклонениями в развитии              В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и  вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо  проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем  семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше  особенностей могут быть объединены в блоки. Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с  отклонениями в развитии.  Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с  психофизическими нарушениями: изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии; изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с  психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах; изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего  психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами,  друзьями и их влияния на его развитие; изучение эмоционально­волевой сферы детей с нарушениями развития; изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у  ребенка с отклонениями в развитии; изучение особенностей формирования "системы Я" у детей с отклонениями в развитии; изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих; изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с  отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального  училища, в трудовом коллективе и др.); изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи; изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом  коллективе.  В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики. Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи  ребенка с отклонениями в развитии.              Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц,  их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и  привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно­развивающем  процессе.  К направлениям второго блока мы относим: изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с  отклонениями в развитии;  изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих  ребенка с отклонениями в развитии;  изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по  отношению к ребенку с отклонениями в развитии; изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в  качестве педагогов своих детей; изучение социально­культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах  развития ребенка с отклонениями; изучение ценностных ориентации родителей различных социально­культурных групп в  отношении ребенка с отклонениями в развитии; определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком; изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными  аномалиями развития; изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой  адаптации ребенка с отклонениями в развитии; изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с  отклонениями в развитии; изучение мотивационно­потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии; изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц),  связанных с нарушениями развития ребенка; изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер; изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в  развитии; изучение динамики родительско­детских и детско­родительских отношений под  воздействием психокоррекции; сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в  развитии; изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от  религиозных и культурных традиций семьи.              В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики  Третиего блока.  Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в  развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.              Владея информацией о социальных факторах, препятствующих созданию  благоприятных условий для развития ребенка, специалист имеет возможность  оптимизировать ситуацию, исключив или снизив значимость отрицательно влияющих  факторов, и тем самым способствовать процессу адаптации ребенка.  Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики: изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам  с психофизическими нарушениями; изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с  психофизическими недостатками; изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально­трудовую  адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками; изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную  реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.              Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд  междисциплинарных исследований. Они могут изучаться не только психологом, но и  социальным педагогом и социальным работником. E­mail:iemcko@ya.ru

Посмотрите также