Краевое государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат» Троицкий район
Конспект занятия
По теме: «Наркомания- знак беды»
ФИО: Хуснулина Екатерина Александровна
Воспитатель детей старшего возраста.
I КВАРТАЛ 2020
Характеристика группы:
В группе воспитываются дети 8, 9 и 10 класса. В 8 классе 7 мальчиков и 4 девочки. В 9 классе 6 мальчиков и 3 девочки. В 10 классе 3 мальчика и 2 девочки. Возраст детей от 14 до 17 лет.
Организационный момент включающий:
1.Психологический настрой. Приветствие. Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех. |
|||||||
Деятельность воспитанников |
Деятельность воспитателя
|
Примечание |
|||||
Учащиеся настраиваются на работу.
Дети улыбаются
|
Ребята, хочу поинтересоваться, какое у вас настроение? Я предлагаю вам поднять друг другу настроение с помощью улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу, и я уверенна, что настроение ваше улучшится. А теперь ваше настроение улучшилось? Это очень хорошо Садитесь ребята. Думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость и удачу. |
|
|||||
2. Мотивационно-целевой момент, включающий: Формы и методы. Комбинированный Беседа - диалог Работа в группе Работа в паре
Цель занятия: ознакомление с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением; повышение правовой грамотности подростков в сфере антинаркотического законодательства. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация и видеофильмы по теме «Наркомания- знак беды», тесты, тетради, ручки, карточки с заданием. Задачи:
· расширение знаний учеников о пагубном влиянии на организм человека наркотиков. · Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. · обеспечить усвоение обучающимися понятий " наркотик", " наркомания", "психотропные препараты"; · обеспечить знаниями учащихся о причинах наркозависимости ; · Показать на конкретных примерах опасность употребления наркотических средств. · раскрыть последствия употребления наркотических препаратов для человека; · показать актуальность данной проблемы для всего человечества · Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании. Индивидуальная работа: -Следить за речью детей, добиваться полных ответов. -Оказывать помощь при ответах на вопросы. Оборудование и материалы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация Раздаточный материал - Тесты, тетради, ручки, карточки с заданием. |
|||||||
Деятельность воспитанников |
Деятельность воспитателя |
Примечание |
|||||
На вопросы отвечают полными ответами, формируя связную речь |
Объяснение материала воспитателем с использованием презентации, раздаточного материала |
|
|||||
3. Деятельностный момент, включающий: Погружение в тему «Наркомания- знак беды» Сосредоточение учащихся на предстоящей теме занятия.
|
|||||||
Деятельность воспитанников |
Деятельность воспитателя |
Примечание |
|||||
Дети отвечают на вопрос
Рассуждения детей.
Просмотр видео и презентации. Слайд 1.
Ответы детей
Слайд 2.
Слайд 3.
Просмотр видео
Работа с тестами
Подведение итогов тестирования
Ответы детей
Слайды от 4 до 10
Дети отвечают на вопрос. Рассуждение детей.
Обсуждения с детьми
Физминутка
Работа с карточками
Дети делятся на 2 группы и им дается 5 минут на обдумывание ситуации. Идет работа в группах.
Обсуждение ситуаций. Ведущий выслушивает ответы, обобщает и делает выводы.
Слайд 11.
Слайд 13.
|
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.
2. Актуализация знаний Упражнение "Пакет" Цель: рассмотреть любопытство как причину, по которой начинают пробовать "то, что нельзя" - наркотики. Вот в этом пакете, то, что нельзя : (Необходимо выдержать паузу, пока участники не начнут интересоваться, тем, что лежит в пакете.) - Что побудило вас у меня спрашивать, что находится в пакете? Любопытство. Воспитатель: Всегда человеку хочется узнать то, что лежит за чертой твоего понимания. Хочется почувствовать, пощупать, понюхать или ощутить. Это вполне нормальная реакция человека на неизвестное. И в тоже время страх ; " А что будет, если я попробую?" Но всегда любопытство должно дружить с чувством опасности, с разумом. К сожалению, некоторые люди не думают о последствиях потребности удовлетворения. Это касается и удовлетворения узнать, какие ощущения человек испытывает при употреблении наркотиков. 3. Сообщение темы и целей занятия Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. Сегодня мы с вами поговорим о наркомании. Тема " Наркомания - знак беды"
Почему этой теме уделяется такое внимание?
Потому что наркомания представляет большую опасность, как для человека, так и для общества и цивилизации в целом. Опасность начать принимать наркотики существует в любом возрасте. Но исследования говорят о том, что многие наркоманы начали приобщаться к наркотическим средствам уже с 8-10 лет. С каждым годом их число возрастает, но особенно в возрасте 13-15 лет. Оказаться в наркотической зависимости могут как дети из неблагополучных семей, так и дети, которых в обществе называют «золотой молодёжью». По данным Российской Федерации, за последние 10 лет число детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза. 2/3 детей и подростков пробовали наркотики. Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 тысяч человек. 75% наркоманов младше 25 лет. Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% носители ВИЧ. 4. Изучение нового материала " Что же такое наркомания? Наркомания – это чума ХХI века, уносящая жизнь самых молодых людей. Наркотики – это разрушение души и тела. Наркотики – это деградация личности – интеллектуальная, моральная, социальная. Наркотики – это когда мир сужается и распадается. Наркотики – это когда человек больной и не осознает этого. Так что же такое наркомания и как наркотики пагубно влияют на организм человека? 1.«НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению». А как вы относитесь к наркомании? На сколько вы знаете о наркомании? Я предлагаю провести тест, по которому мы определим насколько вы знаете о наркотиках и других вредных привычках.
Воспитатель: Давайте пройдем тестирование, по итогам вы уже можете сделать определенные выводы. Теперь мы с вами подведем итоги.
Приобщение к наркотикам чаще всего происходит из любопытства. Этим увлекаются подростки из числа тех, кто безразличен к учебе, к труду, ведет беззаботную жизнь. Молодые люди употребляют наркотики, не зная страшных последствий, разрушающего действия на здоровье Чем же опасны наркотики? Термин "наркомания - частный по отношению к более общему - токсикомания. Дело в том, что вызывать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией". Итак, назову некоторые наркотики и
как они, влияют на организм человек
-
Опиаты (героин, морфий) Как вы думаете, изменяется ли человек , начавший принимать наркотики? Вы видели наркоманов? Были ли с ними знакомы? Отличается ли поведение наркомана от обычных людей? - Как отличить здорового человека от наркомана? . Наркоман – это больной человек. Как определить, распознать больного? По каким признакам? - бледность кожи. - расширенные или суженные зрачки. - покрасневшие или мутные глаза. - замедленная речь. - плохая координация движений. - следы от уколов. - ухудшение памяти. - не возможность сосредоточиться. - частая и резкая смена настроения. - кожа серая. - мышцы дряблые. - походка неуверенная. - безразличное выражение лица. А как складываются отношения наркомана с окружающими людьми? «Почему начинают принимать наркотики?»
эти вещества помогают ему: - снимать барьеры в общении - удовлетворять свое любопытство - снимать напряжение и тревожность, борьба со стрессом - стимулировать активность - следовать принятой традиции - приобретать новый опыт".
Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный
Первичное закрепление темы Я предлагаю вам прослушать 2 ситуации и высказать свое отношение к сюжетам. Задание№1 " У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он подмешивал в сигарету, какую-то траву, которую называл "наркотой", и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы "наркоты" "ловит кайф", уверял, что эти ощущения ни с чем, не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую:" Задание №2 "После 9 класса я пошел учиться в колледж. Там я познакомился с ребятами, которые употребляли "травку". Мне несколько раз предлагали попробовать, но я отказался. В тот период у меня были неприятности, я поругался с преподавателем, да и дома я стал, ссорится с родителями. Через год, я ушел из этого колледжа и поступил в другой колледж. Но неприятности возникали одна за другой. Подрался со своими сокурсниками. Открыли дело. Отец жестоко избил меня. Единственные люди, сочувствовавшие мне, были мои друзья по первому колледжу. С ними я мог поговорить спокойно и излить свою горечь и обиду. Ребята успокаивали меня, говорили, что все это ерунда, забудется. Предложили попробовать "травку" Проблемный вопрос. Как же сложилась дальнейшая судьба подростка ? - Я предлагаю вам разделиться на группы. Задания у вас будут разные. Одной группе - придумать положительный выход из сложившейся ситуации, а другой группе - печальный вариант развития событий. Давайте смоделируем их судьбу.
После чего каждая из команд предлагает свой вариант развития событий.
- Обе команды поработали хорошо. В жизни часто у наркомана судьба складывается по известному сценарию: болезнь - преступление - тюрьма -смерть от передозировки. Очень редким людям удается полностью избавиться от пагубной привычки. И это возможно только при понимании окружающих, поддержке родных, эффективном лечении, реабилитационных мероприятиях. Но главное зависит от вас: принимать или не принимать наркотики- ваш выбор. 10 причин не принимать наркотик. 1. Наркотик заводит в ловушку зависимости. Будущий наркоман, попробовав наркотик впервые, испытывает сильное удовольствие. И снова стремится его повторить. Но во второй раз он уже не испытывает подобных ощущений. Он хочет повторить их снова и снова. И вот тут-то и возникают роковые третий и четвёртый раз. И соскочить с наркотика становится уже невозможным. Но всё же есть наркотическое средство, от которого зависимость появляется с первого раза. Название его — крэк. Приятные ощущения, при курении крэка, проходят очень быстро. Для повторения эффекта необходимо выкурить ещё одну дозу наркотика, чтобы снять ломку. Передозировка возникает очень легко и может привести к тяжелым последствиям. Крэковый наркоман часто подвержен мыслям о самоубийстве. 1. 2. Портятся отношения с родными. Наркоману становится всё равно, кто перед ним. Он запросто может обворовать своих родителей, применить к ним физическую силу. Любовь к родным людям просто перестаёт существовать. 2. 3. Портятся отношения с девушкой/парнем. У многих наркоманов были близкие отношения. Но они были до приёма наркотиков. Потом любовь пропадала и оставалось только желание использовать своего парня/девушку, получить с него/ с неё средства на наркотики. 3. 4. Плохая успеваемость. При приёме наркотиков в первую очередь страдает мозг. И учащийся уже физически не может учиться. 4. 5. Конец карьеры. Все люди хотят быть успешными, хотят престижной работы. Но все мечты рушатся. Виной этому наркотики. 5. 6. Потеря самоуважения. Для наркомана нет никаких моральных ценностей. Он разрушает всё, потому что не может остановиться. 6. 7. Проблемы с законом. Употребляя наркотики, человек начинает вести преступный образ жизни. Люди перестают контролировать себя под воздействием наркотика, и становятся способными на любое преступление. 7. 8. Нарушения психики. Употребляя наркотики, ты приобретёшь необратимые изменения психики: нарушенная речь и координация, эпилептические припадки, бред, галлюцинации. Как следствие возможно самоубийство. 8. 9. Разрушение здоровья. У большинства наркоманов есть гепатит, ВИЧ, часто наркоманам ампутируют конечности, т.к. их поражает гангрена. 9. 10. Смерть. Большинство наркоманов умирает через 3-5 лет после начала употребления наркотиков. Бывших наркоманов не бывает. Лишь одному из тысячи удаётся вернуться к более-менее полноценной жизни. Для этого нужна огромная сила воли, соответствующее окружение, которое будет готово бороться за этого человека, необходимо специальное лечение. 5. Обобщение и закрепление темы Как вы считаете: наркотики – это свобода или зависимость? Каковы способы борьбы с наркоманией? В УК РФ есть статьи, которые закрепляют наказание тем, кто распространяет наркотики. Уголовная ответственность. Ст. 228.
Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо
сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
|
Активация мыслительной деятельности
Активизация познавательной деятельности
Формирование связной речи
Активация мыслительной деятельности
Здорвьесберегающие технологии
Активизация внимания
|
|||||
4. Оценочно-рефлексивный момент, предполагающий: · обобщение воспитателем основного содержания воспитательского часа; · оценивание достижений воспитанников воспитателем, самооценивание; · организация рефлексии результатов воспитательского часа воспитанниками посредством набранных жетонов. |
|||||||
Деятельность воспитанников |
Деятельность воспитателя |
Примечание |
|||||
Дети отвечают на вопросы
|
6. Рефлексия. - К чему приводит употребление наркотиков? - Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека? - Какие основные жизненные ценности человека вы знаете? - Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас.
Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках. Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни! На память о сегодняшнем нашем занятии хочу подарить вам вот такие памятки, для того чтобы вы выбрали правильный путь в жизни. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо за внимание.
|
Рефлексия. Анализ работы воспитателем |
|||||
Приложение 1
Анкета «Что ты знаешь о наркотиках»
Проверь себя.
1. Наиболее распространенный наркотик в России
· анаша;
· алкоголь;
· опий.
2. Какая возрастная группа наиболее подвержена наркотической зависимости?
· 10-17;
· 18-25;
· 26-35;
· 36-60;
· 61 и старше.
3. Большинство наркоманов впервые употребили наркотик
· под «давлением»;
· за компанию;
· случайно.
4. Какое из перечисленных веществ приносит огромный вред здоровью
большинству населения России:
· сигареты;
· опий;
· кокаин.
· кофеин.
5. Какое из перечисленных веществ представляет наибольшую опасность?
· анаша;
· никотин;
· ингалянты (средства бытовой химии).
6. Что лучше помогает отрезветь пьяному?
· кофе;
· холодная вода;
· время;
· прогулка.
7. Как долго остается анаша в организме после курения?
· один день;
· 12 часов;
· до 1 месяца;
· один час.
8. Что делает анашу особенно опасной сегодня?
· она широко распространена;
· она может влиять на физическое и умственное развитие;
· дети младшего возраста употребляют ее;
· все вместе.
Ответы:
1. Алкоголь. Осторожно – это опасно! Вы можете найти его в киосках, в
магазинах, ресторанах, почти в каждом доме. Его даже рекламируют по телевизору.
Многие люди, включая подростков, употребляют его, не задумываясь о будущем.
2. 18-25 лет.
3. За компанию. Большинство людей пробуют наркотик
впервые в компании друзей.
4. Сигареты. Миллионы людей курят. Ежегодно тысячи людей
умирают из-за привычки курить. Курение приводит к сердечным заболеваниям,
заболеваниям легких, раку. Это делает табак самым опасным наркотиком.
5. Ингалянты (средства бытовой химии). Их употребление
очень быстро приводит к умственному недоразвитию, тем более, что наркотик часто
употребляют дети.
6. Время. Холодная вода, кофе, физическая нагрузка не
помогут быстрому отрезвлению. Требуется много времени, чтобы организм
освободился от алкоголя.
7. До одного месяца. Тетра-гидроканабиол (наркотическое
вещество, содержащееся в конопле) накапливается в жировых клетках организма и
обезвреживается очень долго.
8. Все вместе. Этот наркотик очень распространен среди
молодежи. Его употребление задерживает физическое и умственное развитие,
нарушает память, внимание, способность приобретать знания, что затрудняет, а
порой делает невозможным дальнейшее обучение.
Анаша часто является «воротами» для других наркотиков. Она, конечно, не «заставляет»
людей применять другие наркотики, но наступает время, когда она не дает прежних
ощущений, тем самым, вынуждая принять более сильный наркотик.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.