Литература Преподаватель Добрынина Л.Н.
Тема: Народ и война в «Севастопольских рассказах»
Л.Н. Толстого
Тип занятия: интегрированный (литература, история).
Цели:
Слайд 1- 2
1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление обучающихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», слайдовая презентация, персональный компьютер, мультимедийный проектор
Методические приемы организации занятия:
Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Целеполагание
Преподаватель литературы:
Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».
Мы будем говорить о «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя.
В течение занятия вы должны выяснить и дать ответ на вопросы:
? - Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого?
? - Что такое война в понимании писателя?
2. Предыстория создания «Севастопольских рассказов»
Справка историков:
Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.
Работа биографов:
В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Л. Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию. Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким был Л. Н.Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады.
Слайд 3
1. Историки:
В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши.
Слайд 4
Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.
Работа биографов:
7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет письмо брату Сергею:
«Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство!»; и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами.
Женщины носят воду на бастионы для солдат…
Я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
Работа художников:
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Л. Толстой?
(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающим Севастополь).
(Приложение 1, Приложение 2).
Слайд 5
Преподаватель литературы:
Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем:
«Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда».
Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.
3. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого
Слайд 6
3.1. Рассказ: «Севастополь в декабре месяце».
Справка историков:
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.
Преподаватель литературы:
В рассказе «Севастополь в декабре» Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осажденный город в его величии. Автор изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...».
3.1.1. Работа со студентами по содержанию рассказа «Севастополь в декабре месяце».
Первая группа литературоведов:
Слайд 7
Рассказ является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега...», «...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом».
Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Преподаватель литературы:
3.1.2. Работа со студентами по содержанию (Приложение 3).
Литературоведы:
Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах «стоптанные в разные стороны каблуки», старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.
Справка художников:
Слайд 8
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Преподаватель литературы:
Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд.
«Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,— говорил Л.Н. Толстой.— И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине».
Слайд 9
Академик Е. Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с театра военных действий». Печатались они в журнале «Современник».
? - А как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность?
(очерк).
? - Но все-таки свое произведение автор назвал рассказами. Почему?
Вывод:
Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти».
Работа биографов:
Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «…Больше, чем прежде убедился, - записывает он в своем дневнике, - что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение — и войска, и государства».
Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования.
Так появляются еще два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».
3.2. Рассказ «Севастополь в мае».
Справка историков:
Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.
Слайд 10
Преподаватель литературы:
Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль. Наполеон, ради своего честолюбия, губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек. Сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».
Вторая группа литературоведов:
Толстой сосредоточивает внимание на лицах «аристократического» круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Л. Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный «аристократ» князь Галицин оказывается способным испытать «ужасный стыд» за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.
3.2.1.1. Работа со студентами по содержанию (Приложение 3).
Преподаватель литературы:
Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».
Вывод:
Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Л.Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
3.3. Рассказ «Севастополь в августе».
Слайд 11
Справка историков:
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя.
800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день.
27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл.
Так закончилась 349-дневная оборона.
Третья группа литературоведов:
Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в августе 1855 года» — посвящен последнему периоду обороны.
Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
«На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Слайд 12
3.3.1. Работа со студентами по содержанию (Приложение 3).
Преподаватель литературы:
В третьем рассказе Л. Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Л. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.
Слайд 13
Историки:
Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.
Преподаватель литературы:
Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами.
Л. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе.
Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».
4. Итоги занятия. Рефлексия.
А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на занятии о «Севастопольских рассказах».
? - Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л.Н.Толстого?
Выводы:
Слайд 14
Работа художников.
Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4).
Слайд 15
Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения:
1) прославление, возвеличение чего-нибудь;
2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений.
?- В каком значении употребил слово «апофеоз» художник?
? - Какую мысль стремится передать художник Василий Васильевич Верещагин?
Литература:
1. Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы.
2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Материалы для выставки в школе
3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н. Зырянов учебник для 10-го класса
4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.