Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
15.03.2017
Важность проблемы развития связной выразительной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.
Русская народная сказка — неотъемлемый элемент речевого и интеллектуального развития ребенка.Cтатья
Астафьева Е.В..docx
г. Барнаул, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 117»
Е. В. Астафьева
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению
русского языка и литературного чтения в начальных классах
Важность проблемы развития связной выразительной речи заключается в
том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в
которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является
объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в
жизни общества.
Русская народная сказка — неотъемлемый элемент речевого и
интеллектуального развития ребенка. В течение тысячелетий сказка
открывает ребенку дорогу в мир. С точки зрения процесса воспитания и
самовоспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически
расцвечивает для ребенка правила человеческого общежития, пробуждает
любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться
искусством.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и — главное
— расстановка сил, олицетворяющих Добро и Зло, по сути, едины в сказках
разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она — для всего
человечества.
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими
попытками народной педагогики. Являясь художественнолитературными
произведениями, сказки одновременно были для трудящихся и областью
теоретических обобщений по многим отраслям знаний.
Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в
плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим
нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной
деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная
деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины
невозможно.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей
задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в
жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже
беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет
познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и
непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок
распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и
традиций и даже на бытовые мелочи. Современные педагоги признают, что «Сказка – тот элемент фантазии,
который направляет воображение ребенка, будит его мысль, чувство,
насыщает впечатлениями. Этим сказка обогащает внутренний мир растущего
человека, способствует его более чуткой и гибкой реакции на явления
окружающей действительности, несет в себе нравственный заряд чувств,
умение сопереживать, стремление к добру и справедливости. И в этом
огромный воспитательный потенциал сказки.» [3]
Фольклор всегда демонстрировал взаимосвязь творчества словесного и
актерского, песенномузыкального и хореграфического. Русская народная
сказка как жанр устного народного творчества позволяет решать многие
задачи по развитию речевого навыка и языковой компетентности младшего
школьника:
1) развивать умения устного словесного описания предмета, героя,
события;
2) развивать умение использовать в речи образные средства языка:
сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
3) развивать способность воплощать в слове продукты мышления,
воображения, творчества учащихся.
Сказка – универсальный феномен духовной культуры, заключающий в
себе возможности использования в качестве средства формирования знаний,
умений, навыков и мотивов деятельности.
Использование разных методов работы со сказочным материалом на
уроках позволяет увидеть, насколько богата детская фантазия, насколько
нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности
заложены в каждом ребенке.
Прежде всего, каждый ребенок должен воспринять сказку, поэтому
важное значение имеет рассказывание сказки. Это не воспроизведение неких
событий, но творчество — в нем и экспрессия, и задумчивость, и акцент, и
смысловое ударение говорят слушателям не менее самого текста. Очень
важен темп рассказывания, который определяется и смысловыми, и
ритмическими причинами, тесно связан с динамикой развивающегося
действия, мерой напряженности сюжета и т.п. Мелодика речи, повышение и
понижение голоса существенны при переходе от повествовательной речи к
речи действующих лиц. Огромно значение интонации при рассказывании и
чтении сказки вслух. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного
мира». Сказка становится тусклой, бесцветной, ее темперамент, отражение в
ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
Выразительное чтение в лицах всегда доставляет ребятам удовольствие,
облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык,
повторы, особая ритмика. Насыщенность сказки диалогами, динамизм
действия, характерные роли — маски — позволяют эффективно использовать
этот прием на уроках. Словесное рисование. Прием устного (словесного) рисования помогает
ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль, оценить
позицию автора сказки — народа.
Сказки — единственные произведения детского фольклора, в которых
переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствуют
речь и пение. Песенные вставки требуют особых интонаций, определяемых их
местом в повествовании, но всегда отличных от интонаций основной части
текста.
Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично
и выразительно. Используя интонационную палитру, динамические оттенки,
тембровые краски, исполнитель голосом всесторонне передает образ и
характер персонажа сказки и его действия.
Чтобы передать песню лисы, выманивающей из дома петуха, ребенок
изменяет естественный тембр голоса, утоньшает его, делает его льстивым и
хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя,
идущего по селу на липовой ноге, тембр голоса, наоборот, утолщает, поёт
нарочито грубо и замедленно, интонирует в более низком регистре. Такое
исполнение можно определить как драматическое.
Театрализованное драматическое представление. Каждая сказка о
животных — это маленькая драматическая пьеса. Написать сценарий сказки
очень просто. Для этого нужно выписать из текста сказки каждому персонажу
его диалоги и песни.
В русских народных сказках оригинальные, замысловатые сюжеты,
повествование развертывается неторопливо и постепенно, поэтому детям,
слушая их, требуется большее сосредоточение и усидчивость. Запоминая
такие длинные произведения, они развивают память, тренируют внимание и
при этом узнают много нового и интересного.
Сказка на новый лад получается в результате какоголибо
предположения «Если бы…». Например, если бы героиня сказки «Гуси
лебеди» была вежливой и приветливой… «Если бы я оказался на месте
сказочного героя…»
Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход
из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески,
оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих
действий.
Этимология слова. Чтобы достичь эффекта полного эмоционально
смыслового восприятия сказки детьми, учителю необходимо быть очень
внимательным к слову.
Понимание значения непонятного слова, его
этимологии не только обогащают знания ребенка, но и позволяют
почувствовать звучность и красоту русского языка. Кроме того, дети
приучаются пользоваться словарем, обращаться к справочной литературе.
Метод создания опор, основанный на «функциях» В.Я. Проппа. Сущность его состоит в том, что детям предлагается определенный набор
обязательных функций сказочных персонажей, который и служит
своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функцией В.Я.
Пропп понимал «поступок действующего лица, определенный с точки зрения
его значимости для хода действий».
Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому
по одному и тому же набору функций можно воспроизводить и создавать
неограниченное количество сказок. Функции: 1 — Зачин, 2 — Событие, 3 —
Испытание, 4 — Сказочные повторы, 5 — Возвращение домой, 6 — Концовка
«Добро побеждает зло». Прием сочинения сказок на основе данного набора
функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но
и как способ построения внутренней структуры текста.
Особое внимание следует обращать на полноту образного восприятия
произведений, а не анализ их содержания. Это необходимо для того, чтобы у
ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее
эмоциональность. У детей пробуждается желание творить самостоятельно:
сочинять сказки и стихи, рисовать картины.
Коллективное сочинение сказки с одновременным изображением
происходящего нацелено на обучение составлению устного текста
повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети
одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и
рассказывании. Рисование является для ребенка более знакомым видом
деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный
сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и
дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу
повествования представляет собой составление иллюстративных опор для
последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста. Эта
работа вызывает у ребенка чувство уверенности в собственных силах, что
стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух
разновидностях:
Дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста
с элементами описания при помощи изобразительных средств. Создание на
таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие
возможности ребенка.
Рассказигра. Дети коллективно составляют текст повествовательного
типа с элементами описания по опорамиллюстрациям, сделанным учителем.
Мотивация этого действия — в характере текста (например, сказка
путешествие с высоконравственной целью — чьето спасение).
Аннотирование прочитанной книги. На уроках чтения, русского языка,
развития речи можно проводить
«литературные минутки». Дети
самостоятельно представляют классу прочитанную книгу, рассказывают, что
понравилось и запомнилось больше всего. «Литературные минутки» позволяют выработать у детей навыки презентации и, конечно же,
активизировать интерес детей к прочтению конкретных произведений.
Исследовательская деятельность. Активизация интереса к изучению
русского языка и русской культуры достигается в рамках исследовательской
деятельности детей. Удачно выбранная тема исследования пробуждает
интерес ребенка к изучению новой информации и способствует не только
получению новой информации, но и умений и навыков исследовательской
деятельности, а также чувства удовлетворения от проделанной работы.
Мой многолетний опыт работы в начальных классах показывает, что в
большинстве своем дети приходят в школу с богатым запасом сказочных
впечатлений. Однако в современном контексте массовой культуры, где чтение
потеснил телевизор,
всевозможные технические игры,
видеопродукция, проблема диалога ребенка со сказкой является весьма
актуальной.
компьютер,
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика
воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и
сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и
воспитания каждого ребенка.
Таким образом, русская народная сказка — неотъемлемый элемент
речевого и интеллектуального развития ребенка. Уроки, проводимые с
использованием вышеперечисленных методов, позволяют увидеть, насколько
богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие
богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке.
Библиографический список
1. Ермолаева М.В. Восприятие и переживание сказки – путь от смысла
житейского к смыслу жизненному// Мир психологии. – 1998. № 3. – С. 5460.
2. Пропп В.Я. Русская сказка. – Ленинград, 1984.
3. Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н. Сказка в процессе социализации детей//
Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 160174.
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.