Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Оценка 4.7

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
15.03.2017
Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Важность проблемы развития связной выразительной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Русская народная сказка — неотъемлемый элемент речевого и интеллектуального развития ребенка.Cтатья
Астафьева Е.В..docx
г. Барнаул, МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 117» Е. В. Астафьева Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах Важность проблемы развития связной выразительной речи заключается в том,   что   она   затрагивает   всю   совокупность   межличностных   отношений,   в которые   вступает   школьник.   Недостаточное   владение   речью   является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Русская   народная   сказка  —  неотъемлемый   элемент   речевого   и интеллектуального   развития   ребенка.  В   течение   тысячелетий   сказка открывает   ребенку   дорогу   в   мир.   С   точки   зрения   процесса   воспитания   и самовоспитания,   сказка   облекает   в   художественную   форму,   эстетически расцвечивает   для   ребенка   правила   человеческого   общежития,   пробуждает любознательность   и   интерес   к   огромному   миру,   учит   наслаждаться искусством.  Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и — главное — расстановка сил, олицетворяющих Добро и Зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она — для всего человечества. Сказки   русского   народа   К.Д.   Ушинский   назвал   первыми   блестящими попытками   народной   педагогики.   Являясь   художественно­литературными произведениями,   сказки   одновременно   были   для   трудящихся   и   областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний.  Встречается  утверждение,  что педагогическое  значение сказок  лежит в плоскости   эмоциональной   и   эстетической,   но   не   познавательной.   С   этим нельзя   согласиться.   Уже   само   противопоставление   познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность   неотделимы,   без   эмоции,   как   известно,   познание   истины невозможно. Сказки   в   зависимости   от   темы   и   содержания   заставляют   слушателей задуматься,   наводят   на   размышления.   Нередко   ребенок   заключает:   «Так   в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа   рассказчика   с   ребенком,   содержащая   ответ   на   этот   вопрос,   имеет познавательное   значение.   Но   сказки   содержат   познавательный   материал   и непосредственно.   Следует   отметить,   что   познавательное   значение   сказок распространяется,   в   частности,   на   отдельные   детали   народных   обычаев   и традиций и даже на бытовые мелочи. Современные педагоги признают, что «Сказка – тот элемент фантазии, который   направляет   воображение   ребенка,   будит   его   мысль,   чувство, насыщает впечатлениями. Этим сказка обогащает внутренний мир растущего человека,   способствует   его   более   чуткой   и   гибкой   реакции   на   явления окружающей   действительности,   несет   в   себе   нравственный   заряд   чувств, умение   сопереживать,   стремление   к   добру   и   справедливости.   И   в   этом огромный воспитательный потенциал сказки.» [3] Фольклор   всегда   демонстрировал   взаимосвязь   творчества   словесного   и актерского,   песенно­музыкального   и   хореграфического.   Русская   народная сказка   как   жанр   устного   народного   творчества   позволяет   решать   многие задачи по развитию речевого навыка и языковой компетентности младшего школьника:  1) развивать   умения   устного   словесного   описания   предмета,   героя, события; 2) развивать   умение   использовать   в   речи   образные   средства   языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; 3) развивать   способность   воплощать   в   слове   продукты   мышления, воображения, творчества учащихся. Сказка   –   универсальный   феномен   духовной   культуры,   заключающий   в себе возможности использования в качестве средства формирования знаний, умений, навыков и мотивов деятельности. Использование   разных   методов   работы   со   сказочным   материалом   на уроках   позволяет   увидеть,   насколько   богата   детская   фантазия,   насколько нестереотипно   детское   мышление,   какие   богатые   речевые   возможности заложены в каждом ребенке. Прежде   всего,   каждый   ребенок   должен  воспринять  сказку,   поэтому важное значение имеет рассказывание сказки. Это не воспроизведение неких событий, но творчество — в нем и экспрессия, и задумчивость, и акцент, и смысловое   ударение   говорят   слушателям   не   менее   самого   текста.   Очень важен  темп  рассказывания,   который   определяется   и   смысловыми,   и ритмическими   причинами,   тесно   связан   с   динамикой   развивающегося действия, мерой напряженности сюжета и т.п. Мелодика речи,  повышение  и понижение голоса  существенны при переходе от повествовательной речи к речи действующих лиц. Огромно значение  интонации  при рассказывании и чтении   сказки   вслух.   Неверная   интонация   «разрушает   иллюзию   сказочного мира». Сказка становится тусклой, бесцветной, ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Выразительное чтение в лицах всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает   усвоение   типичных   особенностей   сказки:   разговорный   язык, повторы,   особая   ритмика.   Насыщенность   сказки   диалогами,   динамизм действия, характерные роли — маски — позволяют эффективно использовать этот прием на уроках. Словесное рисование.  Прием устного (словесного) рисования помогает ребятам   подметить   характерную   деталь,   схватить   главную   мысль,   оценить позицию автора сказки — народа. Сказки   —   единственные   произведения   детского   фольклора,   в   которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствуют речь и пение. Песенные вставки требуют особых интонаций, определяемых их местом в повествовании, но всегда отличных от интонаций основной части текста. Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру, динамические оттенки, тембровые   краски,   исполнитель   голосом   всесторонне   передает   образ   и характер персонажа сказки и его действия.  Чтобы   передать   песню   лисы,   выманивающей   из   дома   петуха,   ребенок изменяет естественный тембр голоса, утоньшает его, делает его льстивым и хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя, идущего по селу на липовой ноге, тембр голоса, наоборот, утолщает, поёт нарочито  грубо и замедленно,  интонирует  в  более  низком регистре.  Такое исполнение можно определить как драматическое.  Театрализованное   драматическое   представление.  Каждая   сказка   о животных — это маленькая драматическая пьеса. Написать сценарий сказки очень просто. Для этого нужно выписать из текста сказки каждому персонажу его диалоги и песни.  В   русских   народных   сказках   оригинальные,   замысловатые   сюжеты, повествование   развертывается   неторопливо   и   постепенно,   поэтому   детям, слушая   их,   требуется   большее   сосредоточение   и   усидчивость.   Запоминая такие длинные произведения, они развивают память, тренируют внимание и при этом узнают много нового и интересного.  Сказка   на   новый   лад   получается   в   результате   какого­либо предположения  «Если   бы…».  Например,   если   бы   героиня   сказки   «Гуси­ лебеди»   была   вежливой   и   приветливой…   «Если   бы   я   оказался   на   месте сказочного героя…»  Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из   трудноразрешимой   ситуации,   ребенок   учится   мыслить   творчески, оценивать   сложившиеся   обстоятельства,  прогнозировать   последствия   своих действий.  Этимология   слова.  Чтобы   достичь   эффекта   полного   эмоционально­ смыслового   восприятия   сказки   детьми,   учителю   необходимо   быть   очень внимательным   к  слову.  Понимание   значения   непонятного   слова,   его этимологии   не   только   обогащают   знания   ребенка,   но   и   позволяют почувствовать   звучность   и   красоту   русского   языка.   Кроме   того,   дети приучаются пользоваться словарем, обращаться к справочной литературе.  Метод   создания   опор,  основанный   на   «функциях»   В.Я.   Проппа. Сущность его состоит в том, что детям предлагается определенный набор обязательных   функций   сказочных   персонажей,   который   и   служит своеобразным   каркасом,   схемой   построения   сказки.   Под   функцией   В.Я. Пропп понимал «поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действий». Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки. Поэтому по  одному  и тому же набору  функций можно воспроизводить   и  создавать неограниченное количество сказок. Функции: 1 — Зачин, 2 — Событие, 3 — Испытание, 4 — Сказочные повторы, 5 — Возвращение домой, 6 — Концовка «Добро побеждает зло». Прием сочинения сказок на основе данного набора функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но и как способ построения внутренней структуры текста. Особое внимание следует обращать на  полноту образного восприятия произведений, а не анализ их содержания. Это необходимо для того, чтобы у ребенка   сформировалось   целостное   впечатление   от   текста,   усиливающее эмоциональность.  У  детей   пробуждается   желание   творить   самостоятельно: сочинять сказки и стихи, рисовать картины. Коллективное   сочинение   сказки   с   одновременным   изображением происходящего  нацелено   на   обучение   составлению   устного   текста повествовательного   типа.   Суть   метода   заключается   в   том,   что   дети одновременно   с  учителем   заняты   в  двух  видах  деятельности:  рисовании  и рассказывании.   Рисование   является   для   ребенка   более   знакомым   видом деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный сюжет   для   рассказывания   предлагается   учителем,   но   развивается   и дополняется   детьми.   Изображение   «действующих   предметов»   по   ходу повествования   представляет   собой   составление   иллюстративных   опор   для последующего   самостоятельного   воспроизведения   сочиненного   текста.   Эта работа  вызывает   у   ребенка   чувство   уверенности  в  собственных  силах,  что стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух разновидностях:  Дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Создание на таком   занятии   проблемной   ситуации   позволяет   расширить   творческие возможности ребенка.  Рассказ­игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам­иллюстрациям, сделанным учителем. Мотивация   этого   действия   —   в   характере   текста   (например,   сказка­ путешествие с высоконравственной целью — чье­то спасение).  Аннотирование прочитанной книги. На уроках чтения, русского языка, развития   речи   можно   проводить  «литературные   минутки».  Дети самостоятельно представляют классу прочитанную книгу, рассказывают, что понравилось   и   запомнилось   больше   всего.   «Литературные   минутки» позволяют   выработать   у   детей   навыки   презентации   и,   конечно   же, активизировать интерес детей к прочтению конкретных произведений. Исследовательская   деятельность.  Активизация   интереса   к   изучению русского языка и русской культуры достигается в рамках исследовательской деятельности   детей.   Удачно   выбранная   тема   исследования   пробуждает интерес   ребенка   к   изучению   новой   информации   и   способствует   не   только получению   новой   информации,   но   и   умений   и   навыков   исследовательской деятельности, а также чувства удовлетворения от проделанной работы. Мой многолетний опыт работы в начальных классах показывает, что в большинстве   своем   дети   приходят   в   школу   с   богатым   запасом   сказочных впечатлений. Однако в современном контексте массовой культуры, где чтение потеснил   телевизор,   всевозможные   технические   игры, видеопродукция,   проблема  диалога   ребенка   со   сказкой  является   весьма актуальной.    компьютер, Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным   и   проверенным   народом.   Жизнь,   народная   практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Таким   образом,  русская   народная   сказка   —   неотъемлемый   элемент речевого   и   интеллектуального   развития   ребенка.  Уроки,   проводимые   с использованием вышеперечисленных методов, позволяют увидеть, насколько богата детская фантазия, насколько нестереотипно детское мышление, какие богатые речевые возможности заложены в каждом ребенке. Библиографический список 1. Ермолаева М.В. Восприятие и переживание сказки – путь от смысла житейского к смыслу жизненному// Мир психологии. – 1998. ­ № 3. – С. 54­60. 2. Пропп В.Я. Русская сказка. – Ленинград, 1984. 3. Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н. Сказка в процессе социализации детей// Мир психологии. – 2003. – № 3. – С. 160­174.

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах

Народная сказка – как средство формирования интереса к изучению русского языка и литературного чтения в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2017