Народное образование в Ржеве. 1865 - 1890 гг.

  • Документация
  • docx
  • 06.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Народное образование в Ржеве. 1865 - 1890 гг..docx

Народное образование в Ржеве. 1865 - 1890 гг.

 

Иерусалимская Светлана Юрьевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, в своей статье «Народное образование верхнего поволжья на рубеже XIII - XIX вв.» рассказала об учреждении новых учебных заведений в России.

В конце XVIII в. Екатерина II сделала первые шаги для учреждения государственной народной школы. Для новой системы образования были характерны два типа учебных заведении: главные четырехклассные народные училища и малые двуклассные народные школы. Главные народные училища преимущественно размещались в губернских городах, в то время как малые народные школы - в уездных городах. Для решения кадровых проблем с преподавательским контингентом Екатерина II учредила в 1782 г. Комиссию для заведения в России народных училищ. Новые учебные заведения в основном существовали за счет местных органов власти, что негативно сказывалось на их материальном обеспечении. Дополнительные проблемы вызывало отсутствие в программах училищ единых учебных планов. По социальному составу учащиеся главных и малых училищ Верхневолжского региона подразделялись на детей купцов и мещан, составлявших основное большинство учеников таких школ. На втором месте находились дети чиновников; затем шли отпрыски священнослужителей. На начальном этапе реформы значительную часть обучающихся составляли крепостные крестьяне, направляемые на учебу помещиками. Спустя некоторое время потребность в образованных крестьянах была удовлетворена и их доля в числе учеников начала снижаться. Главные народные училища развивались достаточно успешно, но положение малых училищ в регионе, как и в целом по стране, было весьма шатким. Основная причина заключалась в недостаточном финансировании. Несмотря на существующую небольшую положительную динамику в количественном отношении (увеличение численности учащихся и числа учебных заведений), образовательная реформа Екатерины II по развитию малых училищ в конце ее царствования стала малоэффективной и в начале XIX века перед Александром I встала задача провести новые преобразования в сфере начальной и средней школы.

Начиная с XVIII в. российское государство стремилось к реализации обучения различных категорий населения в соответствии с определенной общественно-политической программой, в которой оно было заинтересовано. Вместе с тем подобная модель государственного регулирования системы народного просвещения не всегда встречала среди населения регионов понимание и стремление к сотрудничеству. Еще слишком распространенным было мнение, что образование бесполезно, если не сказать вредно, и способно лишь отвлечь мальчика от его прямых обязанностей - торговли, пахоты, предпринимательства и др.

По мнению ярославского городского головы И.А. Вахрамеева (1843 - 1908 гг.), период конца XVIII - начала XIX в. в регионе характеризовался достаточно нейтральным отношением местного общества к школьному строительству: «наши прадеды не особо дорожили процветанием умственной жизни: в заведённых наместником Мельгуновым школах число детей, принадлежавших к «среднему сословию» было ничтожно». Да и само «заведение» этих школ, по свидетельству источника было сопряжено с немалыми трудностями: «В 1778 г., при открытии Костромского наместничества, Алексей Петрович Мельгунов, генерал-губернатор Ярославский и Костромской, собрал от дворянства подписки на огромную сумму для заведения училища; но так как деньги вносились очень медленно, то правивший Костромским наместничеством Шишкин, в 1781 г., через земские суды, напоминал о скорейшей уплате».

Система начальной общеобразовательной школы, сложившаяся на территории Верхнего Поволжья (как, впрочем, и по всей империи) еще в 1780-е гг. (и напрямую связанная с реформой светского образования и губернской реформой Екатерины II), включала в себя два основных типа учебных заведений: главные четырехклассные народные училища и малые двуклассные народные школы.

Главные четырехклассные народные училища, располагавшиеся, как правило, в каждом центре наместничества или губернских городах (5 лет обучения). В указанных школах были заняты шесть педагогов: по два для нижних и высших классов плюс один учитель рисования и один иностранных языков.

В частности, в Костроме учебное заведение данного типа, положившее начало основанию в городе мужской гимназии (1804 г.) и содержавшееся за счет приказа общественного призрения, было создано в 1788 г. (по другим данным в 1786 г.), тогда как во Владимире и Твери главные народные училища открылись двумя годами раньше - в 1786 г. и также положили начало созданию губернских гимназий. Например, 7 августа 1804 г. путем преобразования из главного училища, была открыта гимназия во Владимире. В Ярославле главное народное училище было организовано 22 сентября 1786 г. (по другим данным 22 сентября 1789 г.) в Доме призрения ближнего при поддержке первого ярославского наместника А.П. Мельгунова (1722 - 1788 гг.). Последнее в год открытия приняло 66 учеников. После школьной реформы 1804 г. все перечисленные училища были преобразованы в гимназии.

Местом постоянной дислокации малых двухклассных народных школ обычно являлись уездные города (2 года обучения). Для обслуживания двухклассного малого училища полагалось два учителя; для одноклассного - один, плюс учитель рисования. Например, в 1776 г. была организована Тверская городская школа, а через год подобные училища появились в 10 уездных городах: Калязине, Зубцове, Ржеве, Бежецке, Вышнем Волочке, Весьегонске, Кашине, Осташкове, Торжке и Старице. В 1781-1782 гг. школы данного типа были созданы в населенных пунктах губернии - Красном Холме и Корчеве. В 1790-1791 гг. малые народные училища были открыты в губернской Костроме и уездных городах Нерехте, Кинешме, Макарьеве, а в 1800 г. малое народное училище для детей дворянства, купцов и чиновников было организовано в г. Галиче Костромской губернии. Однако скромные успехи этих училищ не соответствовали ожиданиям правительства, чему главной причиной были, по данным источника, «неудачный выбор правительственных лиц по училищному ведомству». Параллельно с созданием главных и малых училищ в конце правления Екатерины II в Верхнем Поволжье упразднялись домашние училища.

Формально обязанность руководства народными училищами было возложено на Комиссию об учреждении училищ. Однако, на деле данные образовательные учреждения подчинялись губернаторам и приказам общественного призрения. Провозглашалось, что бремя финансирования народных училищ берут на себя региональные государственные органы – приказы общественного призрения, но их бюджеты были для этого слишком скудны. Особенно страдали в этом отношении малые народные училища, для их содержания местная власть все чаще обращалась за денежной помощью к дворянскому и городскому обществу. Самарский профессор Л.М. Артамонова считает, что сложившаяся ситуацию возникла из-за непродуманности финансирования народных училищ.

К середине 1780-х гг. в Ярославле функционировали главное народное училище и городовая школа. Малые народные училища на территории Ярославского края были организованы: в декабре 1786 г. в Ростове; в марте 1787 г. в Ярославле, Угличе, Мологе, Романово-Борисоглебске и др. В конце XVIII в. количество учащихся в них составляло 202 человека, тогда как в начале XIX в. в малых училищах Ярославского региона насчитывалось уже 456 учеников. Абсолютное большинство из них составляли дети мужского пола, в то время как девочек имелось лишь 8 человек.

1789 г. стал временем открытия малого училища в г. Данилове Ярославской губернии (закрылось в 1810 г.). В том же году подобные школы были устроены в Пошехонье и Любиме. Большую роль в деле развития начальной школы сыграли обители Ярославской епархии. Так, в описях монастырского имущества за 1780-е - 1803 гг. часто упоминались не только богослужебные, но и учебные печатные и рукописные книги, по которым на рубеже XVIII - XIX вв. велось обучение. Позднее на территории Ярославской губернии учебные заведения появились и в сельской местности.

Создание первой школы в Иванове (Владимирская губерния) датируется 1791 г. Содержание этого училища шло посредством взносов местных жителей при попечительстве обер-камергера, действительного тайного советника, мецената, музыканта и покровителя искусств графа Н.П. Шереметева (1751-1809 гг.). Позднее, в 1834 г., школа была преобразована в 1-е мужское приходское училище.

В целом развитие народных училищ на территории Верхнего Поволжья накануне XIX в. характеризовалось достаточно стабильной положительной динамикой, хотя и протекало оно очень медленно. Например, состояние ярославских учебных заведений в 1788 г., по свидетельству источников, являлось «порядочным», а через три года и вовсе «процветающим». Характерно, что в целом по стране успех реформы также пришелся на первый период ее проведения - 1786 г. - начало 1790-х гг.

Однако, если главные народные училища развивались достаточно успешно, то положение малых училищ в регионе, как и в целом по стране, было весьма шатким. Основная причина заключалось в недостаточном финансировании. Как справедливо замечает современная исследовательница Е.К. Сысоева, приказы общественного призрения, стесненные в доходах, с трудом содержали главные народные училища, а малые в большинстве случаев передавали на попечение городских дум. Последние, в свою очередь, постоянно ощущали нехватку денежных средств и просили приказы закрыть данные образовательные учреждения.

Учебные программы главных народных училищ включали в себя изучение иностранных (немецкий, французский) и русского языков. В комплекс предметов, определенных к усвоению в указанных школах, входили как точные науки (арифметика, физика, механика, гражданская архитектура и геометрия), так и гуманитарные (русская грамматика с упражнениями, всеобщая и отечественная история, риторика, всеобщая и русская география). Большое внимание уделялось изучению Закона Божьего, катехизиса, Евангелия; однако не оставлены без внимания были и светские дисциплины (рисование, чистописание, пение и танцевальное искусство). При данных учебных заведениях нередко создавались так называемые пансионы, предназначенные для проживания воспитанников, не имевших родственников в губернском городе. В малых училищах преподавались чтение, письмо, цифры, числа церковные и римские, начатки арифметики и грамматики, священная история и катехизис.

По социальному составу учащиеся главных и малых училищ Верхневолжского региона подразделялись на детей купцов и мещан, составлявших основное большинство учеников таких школ. На втором месте находились дети военно-служилого населения; затем шли отпрыски священнослужителей и дворянства, число которых в народных школах было минимальным. Также в них находили способы поступать даже дети крепостных крестьян, хотя формально доступ их в данные образовательные учреждения был запрещен. Так, во Владимире в главном народном училище 47% учеников составляли сыновья крепостных. Как известно, их направляли туда помещики, заинтересованные в наличии грамотных дворовых людей. Не случайно, вскоре численность крестьянских детей в народных училищах не только в Верхнем Поволжье, но и в других регионах Российской империи, резко уменьшилась, т.к. был создан необходимый для барских потребностей задел в грамотных крестьянах. Подобный расклад, когда в главных и малых народных училищах преобладали дети купцов и мещан, являлся типичным для Верхневолжского региона, где преобладало торговое и ремесленное население, в то время как дети дворянского и духовного сословий направлялись в специализированные учебные заведения, доступ в которые для других социальных групп был закрыт (военные, духовные и дворянские училища).

Формирование преподавательского контингента, кадры которого предназначались для комплектации ими народных училищ, являлось одной из прерогатив организованной в 1782 г. именным указом Екатерины II Комиссии для заведения в России народных училищ - первого учреждения по управлению образовательной сферой в империи. Так, учителя Ярославского главного народного училища М.В. Розин, Ф. Васильевский, Ф. Чумаков и др. были направлены в данное учебное заведение именно этой организацией. В первом и втором классах преподавательской деятельностью занимались Ф. Чумаков и С. Васильевский. Учебными занятиями в третьем и четвертом классах руководил М.В. Розин. Комплекс преподаваемых им предметов являлся достаточно широким - в него входили арифметика, геометрия, физика, латинский и русский языки и др. Кроме указанных дисциплин в школьную программу училища были включены география, история, политическая и естественная история, изобразительное искусство, словесность, катехизис и т.д.

Итак, в конце XVIII в. государство определило заведование школами в качестве своей прерогативы, но финансировать этот проект не собиралось: «Самая бедная в Европе просвещением страна, Россия всего беднее обставила свое просвещение». Содержание училищ было отдано на откуп местным властям - обязанностью последних являлось находить деньги, педагогов и помещения для новых школ. У местных властей намеченная перспектива бурного энтузиазма не вызвала, в результате народные училища открывались, за редким исключением, только в городах. Кроме того, педагогическими кадрами для создаваемых школ Россия также не изобиловала. Обязанность подготовки преподавателей для училищ была возложена на главные учебные заведения. К 1800 г. по всей стране насчитывалось лишь 315 училищ, которые не могли удовлетворить потребности населения в образовании.

Говоря о характеристике народных училищ конца XVIII в., следует отметить отсутствие в их программах единых учебных планов и, как следствие, тупиковый характер, на деле, вопреки декларациям, предоставляемого ими образования. Указанный недостаток в значительной мере был преодолен в 1802 г., когда согласно реформе центральных органов государственной власти среди первых министерств было образовано Министерство народного просвещения. Именно оно сосредоточило в своих руках государственное управление основными типами учебных заведений.

Таким образом, реформа Екатерины II в области образования не прошла бесследно для Верхнего Поволжья. К 1802 г. на территории Верхневолжского региона увеличилось численность учащихся, была сделана попытка ввести бессословность образования. Однако, не подкрепленная финансовыми инвестициями со стороны государства, не принятая значительной частью общества, школьные преобразования Екатерины II во многом не достигли своих целей. В начале XIX столетия возникла необходимость в новом переустройстве народной школы, что и было сделано Александром I.

В нашем городе становление народного образования проходило следующим образом, отраженном в многочисленных протоколах заседаний уездного земского собрания. Обзор по истории народного образования в Ржеве 1865 - 1890 гг. подготовлен на основе хранящихся в краеведческом музее материалов заседаний земства сотрудниками газеты «Быль Нового Ржева».

1865 г.

До введения земства в Ржевском уезде у государственных крестьян было по училищу в каждой волости. В Ржевском уезде было две волости: Замошинская и впоследствии упраздненная Шихинская. Следовательно, два училища, которые были переданы земству. Сверх того, было удельное училище в селе Ельцы.

Первое ржевское уездное земское собрание было открыто 5 декабря 1865 г. 9 декабря собрание определило: собрать подробные сведения о состоянии всех без исключения начальных народных училищ, находящихся в уезде, их содержании и предметах преподавания, числе учеников и учениц. Необходимо сделать соображение об увеличении числа народных училищ и собрать сведения о числе грамотных в уезде.

1866 г.

Земская управа докладывала собранию 1866 года, что ввиду жалкого состояния учебной части в уезде настала необходимость озаботиться развитием грамотности в народе на прочных началах. Крестьяне сами сознают благодатную пользу читать и писать, со своей стороны заботятся об устройстве при волостных правлениях помещений для школ. Управа предлагала собранию ассигновать на школы при волостных правлениях 6995 р. 80 к., на каковую сумму открыть школы и пригласить учителей - учеников духовных училищ.

Гласный С. Ланской представил доклад собранию 1866 г., в котором говорит, что пьянство, бродяжничество, нищенство могут быть парализованы только просвещением народа. «Мы не должны жалеть, - пишет Ланской, - ни средств, ни трудов на развитие образования».

По мнению Ланского, образование народа должно быть разделено на три степени: народные школы (обучение грамотности), народные училища, прогимназия, которая должна быть учреждена в Ржеве. На прогимназию, по расчетам гласного, потребуется около 12 тысяч рублей.

Проект Ланского был 21 сентября принят единогласно, ассигновано 19 тысяч рублей как для народного образования, так и воспитания края.

Гласный Н. Тулубьев в докладе подчеркнул важность распространения грамотности. Только тогда крестьянин поймет, что пора бросить общую поговорку: «Мы должны делать так, как делали отцы и деды». Дворяне столетиями пользовались всеми удобствами жизни, которые обеспечивало крепостное право. Теперь они, наверное, не захотят остаться в долгу у крестьян и не сочтут тяжестью предложение как материальных, так и нравственных услуг. Было решено из суммы 19 тысяч рублей на 12 тысяч основать гимназию, если последует разрешение, а 7 тысяч потратить на устройство школ в уезде.

1867 г.

Уездная управа приняла за правило, что лучше иметь ограниченное число училищ, но на более прочных началах, чем много, но не приносящих действительной пользы. Исходя из этого, управа полагала:

- открыть в уезде четыре училища: два для мальчиков, в каждом по 40 учеников, два для девочек, по 20 учениц;

- в Ржеве открыть два училища для девочек, каждое на 30 учениц;

- всех учащихся принять на полное содержание от земства, кроме платья и обуви;

- сами училища должны находиться по возможности близ церкви и состоять из двух зданий: собственно училища и спальни, где ученики будут находиться в рекреационное время;

- в училища принимать сперва детей круглых сирот, потом детей бедных родителей, а если окажется вакансия, детей более зажиточных крестьян.

Программа преподавания должна быть следующая: изучение Закона Божия, чтение и письмо, понятие о числах и нумерации с помощью счета, действия над числами первых четырех правил, но без руководства, а по изустному изложению преподавателя. В сельских училищах в свободное от занятий время девочки под присмотром учительницы могут заниматься рукоделием.

Было решено земским собранием 24 сентября учредить пять стипендий, выдавая их по жребию мальчикам, кончающим курс в народных школах. Повергнуть к стопам его величества просьбу ржевского земского собрания наименовать их александровскими земскими стипендиями, в память избавления государя императора от опасности, грозившей от рук убийцы 25 мая 1867 г. в Париже. Ходатайство об открытии в Ржеве прогимназии министерством народного просвещения отклонено. Первыми стипендиатами были зачислены дворяне Василий Дубасов и Полтинин, крестьяне Толстиковской волости Петр Иванов и Михаил Борисов, мещанин Александр Ларченков. Сумма стипендии на все 35 лет осталась без изменения - 1000 рублей.

В 1867 г. было открыто восемь училищ: Лаптевское, Жуковское, Холмецкое, Васюковское, Захаровское, два Елецких (мужское и женское), одно городское (женское). Поступило 343 ученика.

1868 г.

В очередную сессию 1868 г. было решено установить плату с учеников, которые пользуются бесплатно квартирой, и, не окончив курса, оставляют школу. Учителям, преподающим Закон Божий, выдавать вознаграждение 150 рублей в год, остальным по 100 рублей. Более трудолюбивым и деятельным ученикам выдавать наградные от 30 рублей и более. За обучение в городской школе брать плату с более зажиточных родителей в сумме 3 рубля в месяц. Снабжать членов уездного училищного совета билетами на бесплатное взимание обывательских подвод.

1869 г.

Были открыты Покров-Итомлинское и Павлюковское земские училища. Кроме того, открыто Абрамковское училище, которое содержалось на средства Ефима Евграфовича Немилова, а сам он в нем преподавал. В этом году обучались 390 мальчиков и 63 девочки. Были проведены первые экзамены, успехи оказались удовлетворительными.

Ржевское земское собрание 28 сентября ходатайствовало перед правительством о вознаграждении Е. Немилова золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее за его деятельность по народному образованию.  Абрамковское училище перевели в Ржев. Решено ходатайствовать перед правительством об открытии в Ржеве высшего училища и выдать лаптевскому учителю Лазову за примерные старания 100 рублей наградных.

Также в 1869 г. были открыты Знаменское и Медведевское училища, Васюковское и Захаровское соединены. Таким образом, было 12 училищ, в них обучалось 87 девочек и 524 мальчика.

1870 г.

На заседании 29 сентября было решено ходатайствовать: перед удельным ведомством - об отводе земли для Елецкого училища; перед правительством - об открытии в Ржеве реальной гимназии. Выразить П. Максимовичу благодарность за открытую им в Твери учительскую школу. 7 января 1870 года была открыта Бодровская школа вместо закрытой Холмецкой. Всего обучались 91 девочка и 441 мальчик. 19 сентября в Ржеве открылась техническая школа. В 1869 г. на народное образование было израсходовано 6684 руб. 79 коп., в 1870 - 6688 руб. 42 коп.

1871 г.

26 сентября собранием было постановлено выдать пособие 120 руб. А. Гордееву на окончание постройки Сишкинской школы. 25 ноября управа доложила, что школа построена, но Гордеев отказывается содержать ее. Государь император соизволил уступить ржевскому земству десятину удельной земли при Ельцах под школу. Сишкинское училище приняли на содержание земства, Абрамковское училище перевели из города в уезд.

1872 г.

В мужские школы впервые приняты девочки. В 13 земских школах обучаются 83 девочки и 549 мальчиков. С 1 сентября открыта школа в Харинской волости. Крестьяне отвели 3 десятины земли, управа за лето построила школу на 80 человек. Туда переехало Абрамковское училище.

До 1 сентября 1872 г. во всех школах, кроме Ржевской женской, было по одному учителю. Харинская школа открылась с двумя учителями.

Были избраны попечители земских школ, а именно: Павловского училища - В. Дунин, Медведевского - П. Талызин, Жуковского - С. Квашнин-Самарин, Лаптевского - Новинский, Елецкого - К. Азарьев, Итомлинского - Н. Крамарев, Бобровского - А. Рачинский, Николо-Сишкинского - А. Гордеев, Харинского - Н. Крамарев, Знаменского - П. Есипов, Васюковского - князь П. Гагарин, Елецкого - П. Фиглев. Лучшим на экзаменах оказалось Медведевское училище благодаря деятельности учителя Архангельского, окончившего курс богословских наук. В каждую школу для знакомства народа с законами был выписан журнал «Мировой вестник».

1873 г.

Елецкое женское училище закрыли, стипендиаток перевели в Ржевское женское, остальных учениц - в Елецкое мужское училище. Открыто земское училище в Пыжах.

1874 г.

Развитие образования, укоренение в народе грамоты идет хоть и не быстро, но успешно. Учителя следят за нравственностью учащихся. Всего училось 107 девочек и 564 мальчика. В Харинской школе 11 человек учились в свободное время сапожному ремеслу. Решено в Молодом Туде, помимо женского, открыть мужское училище.

1875 г.

Учащихся в 16 училищах 831 - 121 девочка и 710 мальчиков. В 1874 г. принят закон о начальных народных училищах, согласно которому учебная часть была изъята из компетенции земства и передана училищному совету. По этому закону весной 1875 г. в школах членами совета были приняты экзамены, 53 мальчика получили свидетельство на льготу при отбывании воинской повинности.

В 1875 г. Молодотудское женское училище, содержащееся на средства Е. Немилова, было закрыто им. По собранным сведениям, в уезде имеется 2300 грамотных.

26 сентября гласный В. Образцов обратил внимание, что в училищах нет библиотек. Было решено Молодотудское женское училище ввиду его отличного состояния не закрывать и содержать за счет земства. Ассигновать на библиотеки при школах 100 рублей. Открыть Холнинское училище.

1876 г.

С введением воинской всеобщей повинности народ стал еще больше стремиться к обучению детей, так как после окончания курса они получают льготу.

1877 г.

Управа в докладе земскому со­бранию заявила, что училища в их виде не выпускают образованных людей, а лишь грамотных. Краткость курса, небольшая программа, отсутствие книг способствуют этому. Дальнейшее образование за недостаточностью средств прекращается. Ни один из александровских стипендиатов не кончил курса гимназии. В настоящее время в московской гимназии обучается стипендиат Давыдов, в тверской Худяков, в ржевской прогимназии Гоголев, Сустинов, Колпашников и Каменский. В ржевском уездном училище - Мясников и Поярков. Бывший в вяземской гимназии стипендиат Шестаков лишен управою стипендии как оставшийся в одном классе более двух лет.

В управу поступили просьбы об открытии вновь училищ в с. Холмец и с. Тимофеево. Благочинный села Холмец Петр Зверев сообщает, что помещение для училища устроено им на тайные жертвы. Тимофеевский волостной старшина сообщает, что устроено здание с отоплением от общества и сторожем. Место при Скорбященской церкви в церковном доме. Тем не менее ржевский уезд дает самый меньший процент отношения числа училищ к населению.

Собрание 25 сентября постановило принять участие в расходах по открытию в Ржеве мужской прогимназии. Уполномочить городскую управу купить для прогимназии дом и уплачивать на него в течение 25 лет по 200 рублей.

В 1877 году были закрыты Холнинское и Молодотудское женское училище, ученицы из которого были переведены в мужское училище в том же селе. Открыто Скорбященское училище.

1879 г.

Земское собрание ходатайствовало о преобразовании Мазуринского училища в женскую гимназию; преобразовании 4-классной мужской гимназии в 6-классную. Ввести, где возможно, преподавание ремесла.

1880 г.

На пожертвованные неизвестным лицом 2000 рублей открыта школа в Завидове. В Молодотудской и Елецкой школе открыто обучение сапожному ремеслу, в Харинской - портняжному.

Решено в Лукоме на земле, жертвуемой П. Пузановым, устроить образцовое училище имени государя императора, на средства, отпущенные губернским земством. Принять отопление Скорбященского училища на счет земства.

1881 г.

В докладе земскому собранию сказано, что в России существуют земства, ассигнующие на народное образование треть бюджета. Ржевское земство тратит десятую часть. Все же число училищ возрастает, их уже 19, устраивается еще одно в Лукоме. Наплыв учеников увеличивается во многих училищах, за недостатком помещения приходится отказывать в приеме.

Решено учредить при училищах библиотеки. Принять на счет земства училище, выстроенное в п. Троица-Игнатьевском  графом А. Игнатьевым, и назвать это училище «Графа Игнатьева в память императора Александра II».

1883 г.

Александровский стипендиат Модестов, окончивший курс гимназии с серебряной медалью, поступил в московский университет.

Училище в с. Завидово - единственное, не оправдывающее ожидания. В нем учатся всего 49 человек. Местное население равнодушно к обучению детей грамоте, крестьяне считают это бесполезным занятием. Хотя училище просторное, удобное, имеет хорошего учителя. Не следует падать духом, ибо сознание пользы придет в недалеком будущем. Решено устроить в виде опыта три школы грамотности.

1884 г.

Вместо школ грамотности управа открыла три начальных училища: Солодомлинское, Сытьковское, Рождественское, в уступленных помещениях с отопленим и освещением. В Лукомском училище 6 воспитанников обучаются столярному ремеслу. Удовлетворено ходатайство о преобразовании ржевской гимназии из 4-классной в 6-классную.

1885 г.

Решено содержание Ракитинского училища, которое давно существует, принять на счет земства.

1886 г.

На содержании земства находится 27 начальных народных училищ, не считая 2-классного Малаховского. С наплывом желающих училища не справляются.

1887 г.

Открыты Рогалевское и Быховское училища. В сессию 1887 г. выражена признательность попечителям Скорбященского училища А. Образцову и Рождественского А. Дубасову.

1889 г.

В уезде и городе работают 30 земских училищ. По завещанию покойного попечителя Рождественского училища А. Дубасова, племянницей Анной Дубасовой представлен в земскую управу именной билет бессрочного вклада на 2000 рублей с тем, чтобы проценты расходовались на нужды училища.

1890 г.

Доложено письмо графа А. Игнатьева открыть школу при с. Зайцево, с условием обязательного преподавания церковного хорового пения. Собрание приняло предложение графа. Выразили благодарность купцу Г. Строганову за пожертвование 500 книг для Итомлинского училища.

Лицам, поступившим в высшее заведение, решено выплачивать стипендию 200 руб.

1891 г.

Население оповещено о возможности получения ссуды на постройку училищ.

1892 г.

Зайцевское училище открыто 15 октября 1891 г.

В 1892 г. последовало разрешение открывать в уездных городах народные чтения с туманными картинами. Гласный С. де Роберти предложил ходатайствовать о таких чтениях в Ржеве как обильно населенном и нуждающемся в нравственном влиянии. Он же внес предложение об обязательном обучении, которое было отвергнуто.

1893 г.

В п. Кокоши открыто церковноприходское училище.

1894 г.

Училища распространены неравномерно. В уезде 34 земских училища, 7 церковно-приходских, одно министерское. В Ржевском уезде есть местности, где на протяжении от 12 до 20 верст нет училищ, в то же время имеется 11 училищ недалеко друг от друга. Чтобы ввести всеобщее обучение, понадобится открыть вновь до 40 школ.

1895 г.

В шести училищах наблюдались эпидемии кори и сыпного тифа. Их пришлось временно закрыть.

1896 г.

Открыто Ильигорское училище на 100 человек. Законоучитель ржевского земского училища Н. Попов награжден камилавкой.

М. Сеченова пожертвовала флигель для Кокошинского училища с помещением для квартир учительниц и ночлежного приюта для девочек и малолетних. 26 марта открыта Васильевская народная библиотека - в помещении, уступленном бесплатно А. Ромейко. Имеется 250 томов, из них 105 приобретены земством, остальные пожертвованы. За шесть месяцев книг выдано 1143 раза, каждая книга 4,56 раз. Круг читателей - 352 человека, из них 279 крестьян из окрестных волостей.

Выразить благодарность ржевской землевладелице Марии Александровне Сеченовой за содействие в деле народного образования.

1897 г.

Обращено внимание на небольшой процент обучающихся девочек. В 1896 г. - 17,47%.

1898 г.

Решено в соглашении с Ржевской городской думой возбудить ходатайство перед обществом Рыбинско-Бологовской ж. д. об устройстве в Ржеве железнодорожного училища. К тому же Ржев становится с постройкой Московско-Виндавской линии пунктом пересечения железных дорог. Получен ответ, что открытие такого училища преждевременно.

1900 г.

Выражена благодарность графине Паниной за устройство библиотеки в сельце Сонине, М. Сеченовой - за пожертвование в библиотеку 181 тома книг. Почтить 30-летнюю деятельность учителя Орчинского училища Ф. Тарховой, преподнести ей адрес от земства и собрание сочинений одного из выдающихся российских писателей.

Возбудить ходатайство об отпуске на постройку каждой из школ 1280 бревен.

 

 

Список литературы:

 

1.     Журнал «Вестник архивиста» № от 3 июня 2016 года, С.Ю. Иерусалимская - «Народное образование верхнего поволжья на рубеже XIII - XIX вв.».

 

     2.  Газета «Быль Нового Ржева»,  №№ от 16.10.2012, 22.10.2012, 24.10.2012.  

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru