В процессе преподавания предметов учителями используются материалы устного народного творчества, как, например, загадки, пословицы, сказки, приметы, поговорки, которые являются неотъемлемой часть культуры любого народа. Большое внимание уделяется проблеме использования литературных произведений как средства формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности. В списке предметов выделяется предмет география, т.к. отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия.
Народное творчество на уроках географии.docx
Народное творчество на уроках географии.
Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая
способствуют формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание
географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от
других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их
взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического
обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. География, будучи
междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и
социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и
многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные
проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться
методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное
представление о мире и процессах в нем происходящих. География занимает особое место в
ряду других школьных предметов, так как обладает широким спектром средств мотивации
учебнопознавательной деятельности школьников: через содержание предмета, использование
разнообразных средств, активных форм и методов обучения, интеграцию с историей,
обществознанием, биологией, математикой, физикой. Современные условия преподавания в
школе требуют от самого учителя хорошей методической подготовки, организации учебного
процесса таким образом, чтобы у обучающихся возрос интерес к изучаемой дисциплине. В
условиях глобализации школа не может раз и навсегда вооружить учащихся всей необходимой
ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется. Школа
готовит учащихся к активной познавательной деятельности, позволяющей обеспечивать
личностный интеллектуальный рост, обогащать имеющиеся знания, применять их в новых
ситуациях. Современный этап развития общеобразовательной школы связан, прежде всего, с
необходимостью решения проблемы повышения познавательной активности и творческого
потенциала учащихся. Решение этой проблемы тесно связано с формированием
положительной мотивации учащихся по отношению к их учебнопознавательной
деятельности, к изучаемым предметам.
Большое внимание уделяется проблеме использования литературных произведений как
средства формирования положительной мотивации учебнопознавательной деятельности
школьников в процессе изучения географии. В процессе изучения географии школьники
познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и
теоретически, рационально и эмоционально. Опыт эмоциональноценностного отношения к
миру, к деятельности требует особого внимания учителя. Это очень сложный и
многоплановый компонент содержания. Он определяет формирование у школьников
избирательного отношения к окружающей действительности, способностей оценивать
события и процессы, происходящие в природе и обществе, стимулирует формирование
активной жизненной позиции. В состав этого важного компонента содержания также входят
такие аспекты мировоззрения как убеждения, идеи, нравственные принципы, то есть
идеологические обобщения более конкретных научных географических знаний. В
художественной литературе есть множество ярких образных описаний природы, но
отбираемое описание должно быть «географично», то есть раскрывать географическую
специфику объекта. В 7 классе, изучая течения в океане, можно привести пример того, как
знание капитаном судна направления течений помогло решить важную задачу: «Однажды из
Гвинейского залива долго не могло выйти парусное судно – мешало встречное течение.
Капитан корабля, зная, что в заливе существует глубинное течение обратного направления,
приказал выбросить в море на канате большой нагруженный ящик. Ящик опустился до
невидимой подводной реки и, увлекаемый её течением, вывел судно из залива».
Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки, приметы, поговорки
неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания всесторонней развитой личности необходимо знакомить учеников с особенностями и спецификой разных народов, с
их национальной культурой. Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и
имеет самую точную и выверенную форму.
Кроме того. целесообразно рассказать и о некоторых народных обычаях и
традициях, связанные с явлениями природы, например, «Проводы зимы», «Акатуй»праздник
песни и труда (татары, чуваши), «Праздник цветов» (марийцы).
Особенно ценно использовать в учебном процессе загадки, так как загадки нацеливают
мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приручает детей не упускать из виду
целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка. Они
позволяют учителю без какихлибо тестов и анкет выявить степень наблюдательности,
сообразительности. Приведем примеры загадок.
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер)
Шел долговяз в землю увяз (дождь)
Меня бьют, колят, ворочают, режут; я все терплю и всем добром плачу. (Земля)
Лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег)
Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах
урока: контроль знаний, изучение нового материала, закрепление. Наиболее уместно они
вписываются в тему «Воды». В процессе повторения материала на обобщающем занятии по
темам «Ветер», «Погода». В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий
как виды осадков –дождь, снег, град, гром, гроза, ветер, радугу, облака.
Дождькормилец.
Без дождя и трава не растет.
Куда ветер дует, туда и дождь идет.
Один льет, другой пьет, третий растет.
Росаутра краса.
У каждого ветра своя погода.
На уроке по теме «Вода в природе». Загадки и пословицы могут быть использованы
для объяснения нового материала. Ключевыми здесь являются понятия: река, болото, море,
вода. Пословицы, характеризующие море, в основном подчеркивают размеры море, объясняют
причину впадения рек в море. О болоте говорится как о топком месте.
Где нельзя ни ходить, ни ездить? (по болоту)
Что шумит без ветра? (вода)
Течет, течетне вытечет, бежит, бежит, бежитне выбежит (река)
В теме «Работа воды в природе» ученикам можно предложить самим найти
пословицы, поговорки и загадки, связанные с работой воды в природе (паводок, половодье,
наводнение) Например, «Где много водытам жди беды», «Половодье горы крушит». На
следующем уроке при проверке домашнего задания необходимо обратить внимание на
соответствие подобранных поговорок.
Как показал мой опыт, использование элементов устного народного творчества
наиболее эффективен в среднем школьном возрасте. Использование такого приема на уроках
способствует развитию познавательного интереса у учащихся, осуществлению этического,
патриотического воспитания. Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной
поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер
оборачивается сказочным конем: «Есть на свете конь, всему миру не сдержать», в огненную
стрелу превращается обычная молния: «Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь,
ни царица, ни красная девица», а простая туча становится загадочной птицей: «Летит орлица
по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала». Язык загадки точен и лаконичен.
Не случайно её относят к формам народного творчества: «Поднялись врата – всему миру
красота» (Радуга), «Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет» (Месяц), и
одновременно наделяют той поэтичностью описания предметов и явлений, с которой учащиеся редко встречаются: «Стану рано, бела да румяна, умоюсь росою, распущу золотые
косы, как взойду на гору в венце золотом да гляну светлыми очами – и человек, и зверь
возрадуется (Солнце)
На уроках географии России и Чувашии использую загадки известного русского
народного собирателя Д. Н. Садовникова и Н. Ф. Катанова, которые отмечают особенную
поэтичность: «Зарязарница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила; месяц видел,
солнце скрыло», он писал: «Капля росы сравнивается со слезою; этот поэтический оборот
взят в литературу. Современное уподобление росинки алмазу или бриллианту так бледно
перед этим, так искусственно»! Познавательная сторона содержания загадки позволяет
раскрыть в географии процессы и явления окружающего мира, в проверке умения определить
отличительные признаки. По своей форме не простым, обыденным, а поэтическим,
замысловатым описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, развивает его
воображение, раскрывает поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит замечать
красоту действительности.
Особенности жанра позволяют использовать народные загадки, в физической
географии начального и среднего звена. Очень много загадок посвящено атмосферным
процессам, которые использую при изучении темы «Атмосфера»: «Тур ходит по горам,
турица по долам, тур свистнет, турица – то мигнет» (Гром и молния), « Крикнул вол на сто
сёл, на тысячу городов». (Гром). « Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног
сбивает». (Ветер). «Красное коромысло через реку повисло». (Радуга). Тематические
подборки использую в географических викторинах при изучении атмосферных осадков:
«Зарязарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел,
солнце скрыло». Познавательная сторона содержания загадки бывает настолько ёмкой, что
позволяет учащимся не ограничиваться одним определением описанного явления, но и
рассматривать его развитии: «Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревёт»
(Снег). «Как по небу с севера плыла лебедь, плыла лебедь сытая, вниз кидала сыпала на поля
озёрушки и белый пух да пёрышки». (Туча). Некоторые загадки использую и на других
уроках:
«Серое сукно тянется в окно» (Туман).
«Выше леса, тоньше колоса» (Дождь).
«В холоде – горой, в избе – водой» (Снег).
«Бежать, бежать – не добежать, лететь – не долететь» (Горизонт).
«Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?»
(Географическая карта).
«Кругом вода, а с питьём беда» (Море).
«Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя» (Болото).
Другая форма фольклорных материалов, используемых на уроках, пословицы и
поговорки, которые как живая народная мудрость, всегда привлекала людей. Историк
находит в них свидетельства далекой старины, этнограф отыскивает отражение уже
исчезнувших обычаев, а для географа наиболее интересна национальная специфика
пословичного фольклора, отраженная в деталях быта, например, если в Европе говорят « Все
дороги ведут в Рим», то в Китае: « Все дороги ведут в Пекин»; если на Руси замечали, что
«Язык до Киева доведёт», то в Турции сказали бы «Спрашивать будешь – до Багдада
дойдёшь». Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада.
Многие пословицы похожие по смыслу, например персидская: «Руки коротки, а финики на
пальме»; древнеиндийские: «В воде встречаются и лотосы и крокодилы», «Один гнилой банан
испортит всю ветвь». Широко использую пословицы разных народов, где общечеловеческий
смысл их передается в образах мест, где они созданы. Ещё более сильно выражает
своеобразие и специфику национального и народноплеменного видения мира. Поговорка,
которая в отличии от пословицы, лишь образно передает какой либо предмет или явление. Разницу между ними показывает башкирская мудрость: «Пословицу сказал дорогу указал;
поговорку сказал – душу утешил». Об одном и том же поговорки разных народов говорят по –
своему, например, о бессмысленном поступке турок: «Носить воду к морю», араб: «Везти
финики в Басру» (эта местность славится финиковыми рощами), индонезиец отметит, что это
всё равно, что «Лить в море чашку пресной воду», а малаец:
« Укрываться от дождя под бамбуком».
Народные пословицы учат считаться с реальными возможностями влияния человека на
природу: «Заря занимается без пения петуха» (Арабская) и с иронией отзываются о тех, кто
не признает пределов такого влияния, а порой и вмешательства: «Солнечный диск решетом не
закрыть» (Арабская); «Веером не защитить поля от солнца» (Китайская); «Ветры дуют не так,
как хотят корабли» (Арабская). Пословицы проповедуют разумное отношение к природе: «И
море разливной ложкой черпай», т.е. нет неиссякаемого в природе (Дагестанская).
Пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополняющая,
иллюстрирующая часть (однако чрезвычайно яркая и полезная) урока. Важно лишь научиться
самому и научить ребят видеть в народных высказываниях объективную сторону влияния
природной среды на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения. Природные условия
территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, что
являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта (типов жилищ,
видов одежды, средства передвижения) и занятий населения. Во многих поговорках и
пословицах житейский и практический смысл передается описанием характерных черт
природы определённой территории, что позволяет использовать на уроках географии. При
изучении разнообразных комплексов России и стран Ближнего Зарубежья учащимся
предлагается объяснить географический компонент содержания ряда пословиц: «Майский
дождь – золото, июньский – серебро, июльский – огонь», (Грузинская). «У бедняка две беды:
ни воды нет, ни дров», (Туркменская). Географические особенности территорий отражены в
пословицах народов мира, которые использую при изучении страноведения, предлагая
учащимся объяснить, почему та или иная пословица появилась у определённого народа:
«Завтра июнь может обрушиться и на меня». Июнь – начало дождей. (Южная Африка). «Суши
пока ясный день» (Малайская).
Мир народных пословиц и поговорок чрезвычайно широк и приводит порой к
неожиданным открытиям. При изучении поверхностных вод, в том числе и рек, выбрав тему: «
Реки как источник народной мудрости»:
«Вода всегда найдет для себя углубление» (Армянская).
«Один берег реки размывается, другой – намывается» (Индийская).
«Сколько река не петляет, все равно попадает в море» (Индийская).
«Вода чиста у истока» (ЧеченоИнгушская).
В курсе «География материков» изучая влажные экваториальные леса, в Африке
говорят о гилеях, в Южной Америке – о сельве и в Евразии о джунглях. По окончанию
изучения учащиеся четко представляют влажные экваториальные леса, что позволяет по
другому взглянуть на природу азиатских джунглей – глазами живущих там людей. «Только
пальмы не теряют листья» ( Индийская). «Убегая от тигра, попадёшь крокодилу» (Таиланд).
«Дёрнешь лиану – взбудоражишь весь лес» (Вьетнам). В пословицах отражена хозяйственная
деятельность населения, их использование обогащает рассказ. Пословицы монгольского
народа повествуют о скотоводстве: «Счастье мужчины – беспредельная степь». «Без травы
нет скота, без скота нет пищи». «Из 360 занятий самое почетное – земледелие» (Китайская).
Настоящая сокровищница мудрости – пословицы вьетнамского народа, и из всего их
многообразия можно составить интересную для учителя географии подборку. Фольклор
необычайно ярко показывает значение культуры риса для страны: «За одну чашку риса
трижды обежишь поле». «Глубокая пахота – хороший рис». «Попасть, как мышь в кувшин с рисом». «При лишних деньгах рис гниет». «Рассыпал корзину риса – дополна ее не соберешь».
«Рис молотить болен, ком молотить здоров» (ком – хрустящий жареный рис).
К числу наиболее сложных для усвоения тем в курсе географии материков и океанов
справедливо относят изучение свойств и закономерностей географической оболочки.
Безусловно, с помощью одних пословиц методическую задачу организации усвоения этой
темы не решить, но их привлечение позволит учащимся уяснить практический смысл
изучаемого, понять, что многие сложные законы развития природы были давно осознаны
народами и свято соблюдались ими. Так, пословицы вполне ясно отражают понимание
естественности и неотвратимости последовательной смены природных явлений, т. е.
ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке.
«После прилива всегда бывает отлив». (Японская).
«Солнце не навек скрывается за облаками». (Ассирийская).
«Ночью Солнце не появится вместо Луны». (Азербайджанская).
«В полночь день не загорается». (Осетинская).
Также издавна были осознаны целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность
компонентов и явлений природы.
«Не будет воды, не будет и травы». (Таджикская).
«На небе нет туч – не пойдет дождь». (Китайская).
«Роса не дождь, но тоже полезна». (Грузинская).
«Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун». (Вьетнамская).
«Океан не пренебрегает и малыми речками». (Японская).
Даже наиболее сложную для усвоения географическую закономерность – круговорот
веществ – можно проиллюстрировать несколькими пословицами:
«С ветром пришло и на ветер уйдет». (Русская) .
«И пыль может образовать горы». (Японская).
«И огромная гора из пылинок собралась». (Корейская).
«Даже море меняет место». (Осетинские).
Народные пословицы учат считаться с реальными возможностями влияния человека на
природу, и с иронией отзывается о тех, кто не признает пределов влияния и вмешательства.
Пословицы проповедают разумное отношение к природе: «И море разливной ложкой черпай»,
т. е. нет неиссякаемого в природе. (Дагестанская). Пословицы используются не как основной
материал, а как вспомогательной дополняющей частью урока. Важно научить учащихся
видеть объективную сторону влияния природной среды на жизнь, быт и хозяйственную
деятельность населения. В своей работе вместе с учащимся при изучении погоды используем
народные приметы, подсказанные бабушками, мамами, которые служат информационной
основой для наблюдения погоды в своей местности. Рассматривая содержания примет:
«Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезнут», учащиеся анализируют нормальный
суточный ход температур воздуха, находят взаимосвязи и делают выводы, что эти приметы
являются признаками ясной и солнечной погоды.
Фольклор — это удивительный мир, мир географии, открытие которого происходит на
школьном уроке. Урок был и остается одной из форм учебновоспитательной работы в школе.
Урок видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые, свойственные времени черты —
урок мысли, общения, творчества.
Иванова Эльза Геннадьевна,
учитель географии высшей категории
МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары
Народное творчество на уроках географии
Народное творчество на уроках географии
Народное творчество на уроках географии
Народное творчество на уроках географии
Народное творчество на уроках географии
Народное творчество на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.