Народные промыслы России
МОУ Верхнеикорецкая средняя общеобразовательная школа
Воспитатель: Афоничева Ольга Николаевна
«Во поле берёза стояла»
Берёза –это самое любимое дерево в России. Береста издавна исполь-
зутся для изготовления бытовых и художественных изделий. До наших
дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом
Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались
росписью, резьбой, тиснением. Традиции изготовления художественных
изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях
Европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.
Вот так кузнецы !
Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки воз-ник, очевидно, в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игруш-ки.Манера резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники; звери и птицы; сказочные сюжеты и тд.
На древней земле Радонежа
Название этому художественному промыслу
дали несколько селений- Кудрино, Абрамцево,
Хотьково, жители которых издавна занимались
резьбой по дереву. Резчики абрамцево-кудрин-
ского промысла унаследовали традиции масте-
ров Троице-Сергиева монастыря, расположен-
ного неподалёку. К концу XIX века сложился
свой, особый стиль плоскорельефной резьбы.
Весёлый Городец
Этот народный художественный промысел
сложился к середине XIX века в старинном вол-
жском городе Городце, известном по летописям
с 1152 года. Городец славился резчиками по
дереву, умелыми корабелами. Обычай укра-
шать предметы быта, прялки, ставни домов,
ворота резьбой и инкрустацией послужил источ-
ником рождения народного промысла.
Русская матрёшка
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сер-
гея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую
деревянную куколку с секретом: внутри неё прятались её
весёлые сестрички, мал-мала меньше. В 1900г. игрушка из
России на международной выставке в Париже отмечена бы-
ла золотой медалью. Вскоре матрёшек стали изготовлять в
Семёнове, Полхов-Майдан, на Вятской земле и в Воронеже.
Золотая хохлома
Хохломская роспись отличается характерным
сочетанием золотого цвета с чёрным, красным,
зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изо-
бражение растений, ягод, плодов, птиц и рыб об-
разуют прихотливый узорный орнамент. Секрет
«золота» Хохломы – применение алюминиевого
(ранее серебряного) покрытия, сверху наносится
рисунок и лак. Под действием температуры лак
приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него
«золотом» сверкает алюминиевый слой. Уже в
XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки по
торговле деревянной расписной посудой из
деревень Нижегородского края.
Палехские сказы
Палех – посёлок в Ивановской области.
В 1923 году художественный промысел возро-
дился как лаковая миниатюрная живопись на
изделиях из папье-маше. В его основе лежат
традиции древнерусской иконописи: удлинён-
ные пропорции фигуры человека, условное
изображение пейзажа, зданий. Живопись вы-
полняется темперными красками на черном
лаковом фоне с чётко прописанными деталя-
ми, применяется штриховка золотыми
линиями.
Чудо шкатулочки
К середине XIX века сложился особый тип рос-
писи лаковой миниатюры в подмосковном селе
Федоскино. В основе сюжетов лежат сценки из
крестьянского быта, пейзажи и натюрморты,
портреты знаменитых людей, иллюстрации к
народным сказкам, былинам, фольклорные мо-
тивы и исторические события.
Синие цветы Гжели
Гжельский гончарный промысел процветал уже с XIV века.
С середины XVIII века мастера освоили производство майоли-
ки с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто
дополнялась скульптурками людей, животных, птиц. В XIX в.
Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого
времени преобладает роспись синим кобальтом по белому.
Всего два цвета! А какая Гжель нарядная, праздничная!
Филимоновская игрушка
Издавна в Тульской области делали
посуду из местной светлой гончарной
глины и детские игрушки. Фигурки не-
сколько вытянуты, большинство это свис-
стульки. В росписи преобладают 3-4 цве-
та, чередование горизонтальных полос
по белому или жёлтому фону, а также кру-
ги, «розетки», зигзаги, точки. Лица на иг-
рушках едва обозначены, как у древних
идолов. Незатейливые филимоновские
игрушки радуют детей своим звонким
пересвистом!
Праздничная «дымка »
На далёком Севере, на окраине
старинного города Хлынова, в сло-
боде Дымково очень давно лепили
гончары из местной красной глины
не только посуду, а ещё дудочки-
свистульки, чтобы встречать весё-
лым свистом весной бога солнца и
плодородия Ярилу. Роспись выпол-
няется темперными красками с по-
золотой. Мастера лепят сказочные
персонажи, животных, дам, кавале-
ров, бытовые сценки. Яркая, красоч-
ная «дымка» популярна и за рубежом.
Букеты из Жостова
В начале XIX века в подмосковной деревне
Жостово делали лакированные табакерки из
папье-маше на манер федоскинских. Но жос-
товские мастера вскоре стали делать метал-
лические подносы с росписью цветочных
орнаментов, пейзажей масляными красками
и лаковым покрытием. Поднос из обычной
вещи превратился в настоящее произведе-
ние искусства.
Красота, рождённая огнём
На южном Урале в 1747 году в городе Касли купец Коробов построил чугуно-
литейный завод, где делали обычные котлы, решётки, ограды, детали для
строительства мостов и тд. Но высокое качество каслинского чугуна получи-
ло вскоре широкую известность. Умельцы делали не только ажурные ограды
и решётки, но и украшения – кулоны, перстни, серьги, тоненькие цепочки,
броши и тд. Даже не верится, что всё это сделано из тяжёлого металла.
Плат узорный
Издавна, по народной традиции,платок был самым желанным подарком, символом красоты
и любви. В1854 году в городе на реке Клязьме Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Платки яркие, нарядные быстро завоевали любовь не только в России, но и во многих странах мира.
Всем павловские платки и шали к лицу!
Золотые узоры Торжка
На реке Тверце издавна ещё с 1038 года стоит город
Торжок. Мастерицы славились своим умением вы-
шивать золотыми и серебряными нитями. Расшива-
лись золотом стяги, церковные одеяния священос-
лужителей, праздничная одежда крестьян: сарафа-
ны, головные уборы, пояса, платки, шубы, сапоги.
Краса Беломорья
Около XII века на берегах Белого
моря люди научились вырезать из
моржовой кости затейливые укра-
шения для шкатулок, ларцы, чарки,
позже дворцовую мебель, посохи
священников, эфесы сабель, укра-
шения, шахматные фигурки. Царь
Иван Грозный восседал на троне,
украшенном резными костяными
пластинками. Холмогорские масте-
ра для эффекта северного сияния
окрашивали кость в разные цвета.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.