Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Оценка 4.7

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Оценка 4.7
Лекции
docx
дефектология
Детсад
22.03.2018
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. Особенно затрудняет детей словообразование. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Нарушение словообразования у детей с ОНР.docx
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи                  При нормальном речевом развитии к концу дошкольного возраста ребёнок   овладевает   в   основном   всей   сложной   системой   практической грамматики.  Этот  уровень  практического   владения  языком   является  очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. Грамматические   операции   процесса   порождения   речи   являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико­синтетической деятельности. Однако, для детей с ОНР характерно то, что расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. Формирование   грамматического   строя   у   детей   с   ОНР   происходит   с большими   трудностями.   Это   связано   с   тем,   что   грамматические   значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Грамматические формы словоизменения,   словообразования,   типы предложений   появляются   у   детей   с   ОНР,   как   правило,   в   той   же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном   темпе   усвоения,   в   дисгармонии   развития   морфологической   и синтаксической   системы   языка,   семантических   и   формально   ­   языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Для   детей   с   ОНР   характерны   нарушения   в   овладении   как морфологическими,   так   и   синтаксическими   единицами   речи,   а   так   же затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Причинами нарушений грамматического строя речи при ОНР является недоразвитие у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое   конструирование,  выбор   определенных  языковых  единиц   и элементов из закрепленной в сознании ребёнка пародигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры. На   этапе   овладения   морфологической   системой   языка   ребёнок включается   в   многообразную   интеллектуальную   деятельность.   Ребёнок должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, определить их различие, осознавать изменение значения, установить связь между оттенком значения или различными  грамматическими значениями  и элементами слов (морфемами).   Развитие   морфологической   системы   языка   тесно   связано   с развитием синтаксиса, лексики, фонематического восприятия. При   ОНР   у   детей   дошкольного   возраста   наблюдаются   нарушения формирования   грамматических   операций,  что   приводит   к   большому   числу морфологических   аграмматизмов   в   речи.   Дети   испытывают   трудности   в выделении морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом. В исследованиях Н. С. Жуковой, В. А. Ковшикова, Л. Ф. Спировой, Е. Ф.   Соботович,   Т.   Б.   Филичевой,   С.   Н.   Шаховской   и   др.   выделены неправильные   формы   сочетания   слов   в   предложении   при   ОНР   (родовые,   падежные   окончания   существительных,   местоимений, числовые, прилагательных;   падежных   и   родовых   окончаний   количественных числительных; согласование глагола с существительными и местоимениями; употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; употребление   предложно   ­   падежных   конструкций;   словообразовательных моделей)1. 1 Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. ­ М.: 2013. В то же время исследователи отмечают как общие, так и специфические   Общие   так   называемые   окказиональные   формы. аграмматизмы, окказионализмы   характерны   как   для   нормального,   так   и   для   нарушенного речевого развития. Первоначально   грамматические   формы   ребенок   заимствует   из   речи взрослых в том виде, как слышатся. Но в дальнейшем усвоенный материал подвергается   анализу   путем   экспериментирования,   «манипулирования»   в процессе языковых игр; выясняются свойства и пределы формы. При этом верные   в   грамматическом   отношении   традиционные   формы   нередко заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы («хорошие ошибки», Р. Е. Левина)2. Оказывается, ребёнок не может научиться грамматической   «правильности»,   не   пройдя   через   этот   этап   «нарушения правильности». Механизм такого экспериментирования ­ языковое обобщение и   генерализация   (перенос)   обобщения   в   новые   ситуации.   (Этот   механизм впервые был исследован в отечественной психологии Ф. А. Сохиным, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнарович, Н. И. Ленской, С. Н. Цейтлин). Следовательно, «языковые   эксперименты»   ­   закономерное   явление.   Это   специфически детский способ обследования слова, его формы и формально ­ семантических отношений между словами. По   исследованиям   С.   Н.   Цейтлин   можно   выделить   следующие   виды оказионализмов, которые являются общими для нормального и нарушенного речевого развития: ­ унификация   места   ударного   слога,   т.е.   закрепление   ударения   за определенным слогом в слове (стола нет, много поездов); ­ устранение беглости гласных, т. е. чередование гласных с нулем звука (левы, молотоком, кусоки); ­ игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текёт, бегёт); 2 Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на  овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: В 2­х. т., Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой,  В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2013. ­ устранение наращения или изменения суффиксов (друг ­ други, котёнок ­ котёнки); ­ отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек ­ человеки, ребёнок ­ ребёнки, лошадь ­ лошадёноки) 3. При   этом   выбор   оказиональной   флексии   происходит   из   парадигмы форм   одного   и   того   же   грамматического   значения;   «ошибочный   выбор функционального   элемента   всегда   происходит   внутри   требуемого функционального класса или категории»4. Говоря о последовательности усвоения грамматических форм, следует отметить,   что   она   определяется   степенью   их   семантической противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные, доступные   когнитивному   развитию   семантические   противопоставления, данные грамматически легко дифференцируются. Так,   рано   усваивается   способ   словообразования   существительных   с суффиксом ­ИК­ (дом ­ домик), так как противопоставление «большой» и «маленький» не представляет трудностей для ребёнка. Однако у детей с ОНР выделяются и специфические аграмматизмы. При нормальном речевом развитии наблюдается смешение формально ­ знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри   одной   функции,   а   у   детей   с   ОНР   происходит   смешение   флексий различных значений. Для   детей   с   ОНР   характерно   то,   что   у   них   недостаточно функционируют   процессы   «генерализации»   т.   е.   выявление   правил   и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения   речи.   У   дошкольников   с   ОНР   в   ходе   процессов 3 Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2011.Детская речь:  психолингвистические исследования. Сборник статей/ Отв. ред. Т.Н.Ушакова и Н.В.Уфимцева . ­ М.: ПЕР  СЭ, 2011. 4 Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. ­  М.  2013. формообразования  проявляется  языковая  ассиметрия,  т. е.  отступление  от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У детей дошкольного возраста с ОНР наблюдается большое количество смешений   морфем,   т.   е.   морфемных   парафазий,   не   только   семантически близких,   но   и   семантически   далеких,   не   входящих   в   парадигму   морфем одного и того же значения. Наибольшие   затруднения   у   дошкольников   седьмого   года   жизни вызывают   предложно  ­   падежные   конструкции   существительных,  падежные окончания   существительных   множественного   числа,   изменение   глаголов прошедшего   времени   по   родам   (особенно   согласование   в   среднем   роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Специфической   особенностью   речи   детей   с   ОНР   является   большая зависимость   от   лексической   семантики,   степени   знакомости   слова,   от звукослоговой структуры слова, от типа предложения. Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: ­ усвоение   слов   в   их   нерасчлененном   целостном   виде   (на   основе механизмов имитации); ­ овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами. Таким образом, аграмматизмы в детской речи ­ естественное явление. Они   имеют   свою   динамику,   диалектику   возникновения   и   изживания. Возникают аграмматизмы в результате сложной организации развивающегося детского   сознания   по   обобщению   и   анализу   фактов   воспринимаемой   и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, экспериментирования,  игры   со   словом,  а  в   дальнейшем  ­   и   элементарного осознания   отдельных   фактов   грамматики.   Всё   это   приводит   к   освоению ребёнком   грамматического   строя   языка,   формированию   способности   к произвольному использованию в речи грамматических средств. Грамматическую работу с детьми, имеющими ОНР, педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, «затверживания» отдельных (единичных) «трудных» (традиционных)   грамматических   форм.   Речь   идёт   о   создании   условий   для полноценного освоения ребёнком грамматического строя языка, прежде всего   морфологических   и его   системы,   богатства   синтаксических, словообразовательных средств (категорий, форм, конструкций, способов) на основе   развития   (поощрения)   спонтанной   ориентировочной,   поисковой   спонтанных   языковых   игр, активности   в   сфере   грамматики, экспериментирования   со   словом   и   его   формами,   на   основе   формирования   речевого   (словесного)   творчества, творческой   продуктивной   речи, использования языковых средств в разных формах общения со взрослыми и детьми. Задача   формирования   грамматической   правильности   речи   у   детей   с ОНР актуальна и будет решаться при опоре на развитие лингвистического отношения к слову.

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018