Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Оценка 4.7
Лекции
docx
дефектология
Детсад
22.03.2018
Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. Особенно затрудняет детей словообразование. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Нарушение словообразования у детей с ОНР.docx
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
При нормальном речевом развитии к концу дошкольного возраста
ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической
грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень
высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию
грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Грамматические операции процесса порождения речи являются
чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития
аналитикосинтетической деятельности.
Однако, для детей с ОНР характерно то, что расстраивается усвоение
знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил
языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
Формирование грамматического строя у детей с ОНР происходит с
большими трудностями. Это связано с тем, что грамматические значения
всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка
организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы
словоизменения, словообразования, типы
предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же
последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие
овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более
медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и
синтаксической системы языка, семантических и формально языковых
компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Для детей с ОНР характерны нарушения в овладении как
морфологическими, так и синтаксическими единицами речи, а так же
затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в
их комбинировании. Причинами нарушений грамматического строя речи при ОНР является
недоразвитие у этих детей морфологических и синтаксических обобщений,
несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит
грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и
элементов из закрепленной в сознании ребёнка пародигмы и их объединение в
определенные синтагматические структуры.
На этапе овладения морфологической системой языка ребёнок
включается в многообразную интеллектуальную деятельность. Ребёнок
должен научиться сравнивать слова по звучанию и значению, определить их
различие, осознавать изменение значения, установить связь между оттенком
значения или различными грамматическими значениями и элементами слов
(морфемами). Развитие морфологической системы языка тесно связано с
развитием синтаксиса, лексики, фонематического восприятия.
При ОНР у детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения
формирования грамматических операций, что приводит к большому числу
морфологических аграмматизмов в речи. Дети испытывают трудности в
выделении морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
В исследованиях Н. С. Жуковой, В. А. Ковшикова, Л. Ф. Спировой, Е.
Ф. Соботович, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и др. выделены
неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР (родовые,
падежные окончания существительных,
местоимений,
числовые,
прилагательных; падежных и родовых окончаний количественных
числительных; согласование глагола с существительными и местоимениями;
употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
употребление предложно падежных конструкций; словообразовательных
моделей)1.
1 Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего
возраста с общим недоразвитием речи. М.: 2013. В то же время исследователи отмечают как общие, так и специфические
Общие
так называемые окказиональные формы.
аграмматизмы,
окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного
речевого развития.
Первоначально грамматические формы ребенок заимствует из речи
взрослых в том виде, как слышатся. Но в дальнейшем усвоенный материал
подвергается анализу путем экспериментирования, «манипулирования» в
процессе языковых игр; выясняются свойства и пределы формы. При этом
верные в грамматическом отношении традиционные формы нередко
заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы
(«хорошие ошибки», Р. Е. Левина)2. Оказывается, ребёнок не может научиться
грамматической «правильности», не пройдя через этот этап «нарушения
правильности». Механизм такого экспериментирования языковое обобщение
и генерализация (перенос) обобщения в новые ситуации. (Этот механизм
впервые был исследован в отечественной психологии Ф. А. Сохиным, Т. Н.
Ушаковой, А. М. Шахнарович, Н. И. Ленской, С. Н. Цейтлин). Следовательно,
«языковые эксперименты» закономерное явление. Это специфически
детский способ обследования слова, его формы и формально семантических
отношений между словами.
По исследованиям С. Н. Цейтлин можно выделить следующие виды
оказионализмов, которые являются общими для нормального и нарушенного
речевого развития:
унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за
определенным слогом в слове (стола нет, много поездов);
устранение беглости гласных, т. е. чередование гласных с нулем звука
(левы, молотоком, кусоки);
игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текёт, бегёт);
2 Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на
овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: В 2х. т., Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2013. устранение наращения или изменения суффиксов (друг други, котёнок
котёнки);
отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек человеки,
ребёнок ребёнки, лошадь лошадёноки) 3.
При этом выбор оказиональной флексии происходит из парадигмы
форм одного и того же грамматического значения; «ошибочный выбор
функционального элемента всегда происходит внутри требуемого
функционального класса или категории»4.
Говоря о последовательности усвоения грамматических форм, следует
отметить,
что она определяется степенью их семантической
противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные,
доступные когнитивному развитию семантические противопоставления,
данные грамматически легко дифференцируются.
Так, рано усваивается способ словообразования существительных с
суффиксом ИК (дом домик), так как противопоставление «большой» и
«маленький» не представляет трудностей для ребёнка.
Однако у детей с ОНР выделяются и специфические аграмматизмы.
При нормальном речевом развитии наблюдается смешение формально
знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения,
внутри одной функции, а у детей с ОНР происходит смешение флексий
различных значений.
Для детей с ОНР характерно то, что у них недостаточно
функционируют процессы «генерализации» т. е. выявление правил и
закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе
порождения речи. У дошкольников с ОНР в ходе процессов
3 Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2011.Детская речь:
психолингвистические исследования. Сборник статей/ Отв. ред. Т.Н.Ушакова и Н.В.Уфимцева . М.: ПЕР
СЭ, 2011.
4 Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. М.
2013. формообразования проявляется языковая ассиметрия, т. е. отступление от
регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У детей дошкольного возраста с ОНР наблюдается большое количество
смешений морфем, т. е. морфемных парафазий, не только семантически
близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем
одного и того же значения.
Наибольшие затруднения у дошкольников седьмого года жизни
вызывают предложно падежные конструкции существительных, падежные
окончания существительных множественного числа, изменение глаголов
прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде),
согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая
зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от
звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное
существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
усвоение слов в их нерасчлененном целостном виде (на основе
механизмов имитации);
овладение процессом расчленения слов на составляющие его морфемы
(на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у
детей с ОНР более замедленными темпами.
Таким образом, аграмматизмы в детской речи естественное явление.
Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания.
Возникают аграмматизмы в результате сложной организации развивающегося
детского сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и
собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности,
экспериментирования, игры со словом, а в дальнейшем и элементарного
осознания отдельных фактов грамматики. Всё это приводит к освоению ребёнком грамматического строя языка, формированию способности к
произвольному использованию в речи грамматических средств.
Грамматическую работу с детьми, имеющими ОНР, педагог не должен
рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи
грамматических ошибок, «затверживания» отдельных (единичных) «трудных»
(традиционных) грамматических форм. Речь идёт о создании условий для
полноценного освоения ребёнком грамматического строя языка, прежде всего
морфологических и
его системы,
богатства синтаксических,
словообразовательных средств (категорий, форм, конструкций, способов) на
основе развития (поощрения) спонтанной ориентировочной, поисковой
спонтанных языковых игр,
активности в сфере грамматики,
экспериментирования со словом и его формами, на основе формирования
речевого (словесного) творчества,
творческой продуктивной речи,
использования языковых средств в разных формах общения со взрослыми и
детьми.
Задача формирования грамматической правильности речи у детей с
ОНР актуальна и будет решаться при опоре на развитие лингвистического
отношения к слову.
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.