Насекомые

  • docx
  • 25.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Насекомые».docx

Приложение

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, художественного слова

(старшая группа)

Тема: «Насекомые»

Цель и задачи:

Ø  Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Ø  Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.

Ø  Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

Ø  Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Ø  Развивать зрительную и слуховую память.

Ø  Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

Ø  Развивать связную речь.

Ø  Развивать образность речи.

Ø  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

Ø  Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Ø  Развивать общую моторику, координацию.

Ø  Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Предварительная работа: отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке. 

(воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь вокруг!

Воспитатель: -  Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились  примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма  заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

(Рассуждения и ответы детей)

Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

Нам, цветочек, помоги,

в насекомых преврати!

Воспитатель: -  Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

(Рассуждения и ответы детей)

 

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

(Рассуждения и ответы детей)

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

(Рассуждения и ответы детей)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

(Рассуждения и ответы детей)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель: - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

(Рассуждения и ответы детей)

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(Рассуждения и ответы детей)

-  Какой основной признак всех насекомых?

(Предполагаемые ответы детей: - У всех насекомых по 6 лапок)

-  А паук – это насекомое?

(Рассуждения и ответы детей)

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным

(Предполагаемые ответы детей: - стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками?

(Предполагаемые ответы детей: - Потому что они охотятся за другими насекомыми)

- Назовите полезных насекомых.

(Предполагаемые ответы детей: - бабочка, пчела, муравей)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей?

(Предполагаемые ответы детей: - Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы)

- Назовите вредных насекомых.

(Предполагаемые ответы детей: -  Муха – разносит микробы,

гусеница – ест листья растений, комар)

Воспитатель: -  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают)

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

И потопаю потом

(дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Дидактическая игра  «4 лишний».

Составление предложений  с союзом «потому что»

Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

·         (Предполагаемые ответы детей: -  Лишний паук, потому что он не относится к насекомым)

·         (Предполагаемые ответы детей: -  Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают)

·         (Предполагаемые ответы детей: -  Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают)

·         (Предполагаемые ответы детей: -  Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным)

Воспитатель: - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Дидактическая игра «Разложи бабочек на группы»

Воспитатель: - Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить  бабочек по группам.  

(Дети по очереди раскладывают бабочек по группам и объясняют - по форме, по цвету, по размеру,)

Воспитатель: - Продолжим  путешествие.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

- Бабочка откладывает яйца.  

- Кто появляется из яйца? Ответы детей:

- Из яйца появляется гусеница.  

- Что делает гусеница? Ответы детей:

- Она питается листьями и растет.  

- В кого она превращается? Ответы детей:

- Гусеница превращается в куколку.  

- Кто выходит из куколки? Ответы детей:

- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.  

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница»

Этот странный дом без окон         (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                   (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.            (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.      (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо -           (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)

Стала бабочкой она!                      (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Рассказы детей по цепочке:

·         Бабочка отложила яички на цветке.

·         Потом появилась   гусеница.

·         Гусеница питалась листьями и росла.

·         Потом гусеница превратилась в куколку.

·         Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

 Воспитатель: - Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов)

Воспитатель: - Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги

и в детей нас преврати!

Воспитатель: - Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация. «Порхание бабочки»

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.

 Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы ле­жите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази­те себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси­выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это кры­лья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Лег­кий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.