Приложение
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, художественного слова
(старшая группа)
Тема: «Насекомые»
Цель и задачи:
Ø Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Ø Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.
Ø Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
Ø Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Ø Развивать зрительную и слуховую память.
Ø Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Ø Развивать связную речь.
Ø Развивать образность речи.
Ø Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Ø Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Ø Развивать общую моторику, координацию.
Ø Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке.
(воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)
Когда в душистом сосняке,
Присядешь весною на пеньке.
Внимательно вглядись вокруг,
Ты многое заметишь вокруг!
Воспитатель: - Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
(Рассуждения и ответы детей)
Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
Нам, цветочек, помоги,
в насекомых преврати!
Воспитатель: - Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
(Рассуждения и ответы детей)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(Рассуждения и ответы детей)
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(Рассуждения и ответы детей)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель: - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(Рассуждения и ответы детей)
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель: - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
(Рассуждения и ответы детей)
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(Рассуждения и ответы детей)
- Какой основной признак всех насекомых?
(Предполагаемые ответы детей: - У всех насекомых по 6 лапок)
- А паук – это насекомое?
(Рассуждения и ответы детей)
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным
(Предполагаемые ответы детей: - стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками?
(Предполагаемые ответы детей: - Потому что они охотятся за другими насекомыми)
- Назовите полезных насекомых.
(Предполагаемые ответы детей: - бабочка, пчела, муравей)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
(Предполагаемые ответы детей: - Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы)
- Назовите вредных насекомых.
(Предполагаемые ответы детей: - Муха – разносит микробы,
гусеница – ест листья растений, комар)
Воспитатель: - Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дидактическая игра «4 лишний».
Составление предложений с союзом «потому что»
Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
· (Предполагаемые ответы детей: - Лишний паук, потому что он не относится к насекомым)
· (Предполагаемые ответы детей: - Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают)
· (Предполагаемые ответы детей: - Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают)
· (Предполагаемые ответы детей: - Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным)
Воспитатель: - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
Дидактическая игра «Разложи бабочек на группы»
Воспитатель: - Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам.
(Дети по очереди раскладывают бабочек по группам и объясняют - по форме, по цвету, по размеру,)
Воспитатель: - Продолжим путешествие.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель: -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница»
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
· Бабочка отложила яички на цветке.
· Потом появилась гусеница.
· Гусеница питалась листьями и росла.
· Потом гусеница превратилась в куколку.
· Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: - Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов)
Воспитатель: - Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги
и в детей нас преврати!
Воспитатель: - Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
Релаксация. «Порхание бабочки»
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.