"Население Африки". Урок географии, 7 класс.
Оценка 5

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
7 кл
31.03.2017
"Население Африки". Урок географии, 7 класс.
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Население Африки.doc
Шкерина Светлана Вениаминовна МОУ СОШ № 65 Урок по географии в 7 классе Тема урока: Население Африки Тип урока: комбинированный Цели урока: 1. Сформировать у учащихся представление об особенностях населения Африки 2. Продолжить работу с тематическими картами Задачи урока: Образовательные:  Познакомиться с размещением населения по материку, представителями рас, народами, проживающими  на территории  Африки, типами их жилищ Воспитательные: Повышение мотивации, привитие интереса к урокам географии Развивающие: Формирование умений находить причинно­следственные связи, объяснять географические закономерности Формирование   общеучебных   умений   и   навыков:  логические,   работа   с   различными   источниками   информации   (общеучебные), организационные Использование ИКТ: ЦОР ­ География. Наш дом­Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс. Образовательная коллекция 1С;  демонстрационная презентация с использованием ЦОР География 6­10 классы. Образовательная коллекция 1С. Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, Оборудование, материалы, программное обеспечение: *компьютер, программа Microsoft Office Power Point, *операционная система Windows 98 XP; *презентация для сопровождения лекции; *видеопроектор, экран; * карты народов, плотности населения, природных зон, климатическая карта Африки. Методы по типу познавательной деятельности ­ объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый По источникам знаний ­  словесные, наглядные Этапы урока 1).Организа ционная (3  мин.) Деятельность учителя   Описание хода урока  Деятельность ученика 1. Проверка готовности к уроку Дневник, учебник, тетрадь, атлас 2.Просмотр /Африка. Демографические   и   антропологические рекорды/  видеоклипа     3.Целепологание.  Запись темы урока 2).Главная часть (основная) (35 мин.). Повторение изученного  материала (5 мин). 1. расположена Африка? 2.  Какие природные зоны расположены на территории Африки?   В   каких   климатических   поясах Ответы детей Ответы на вопросы  к слайдам.  3.   Объясните   причину   различий   в климате двух пустынь Африки * Калахари и Сахары; *Калахари и Намиб Доска­ экран Слайд №1  Слайд  №2    Слайд №3 Климат ическая  карта  Африки атласы Использование Прогнозируемый ЦОР результат ­ География. Наш  дом­Земля.  Материки.  Океаны. Народы.  Страны. 7 класс /Африка.  Демографические  и  антропологически е рекорды/ Мотивационная  деятельность,  эмоциональный  настрой  уч­ся. Сообщение темы и  цели урока Повторение,  закрепление  картографической  картины Африки  Закрепление  полученных знаний Задание на проверку понимания причинно­ следственных связей, сформированность умений   сравнить   с помощью карт атласа климатические условия Этапы урока III. Изучение нового материала 30 мин. Деятельность учителя Расы 1. Какие расы вы знаете? (Вспомнить материал, изученный в 6­м классе.)   2.   Какие   расы   живут   на   территории Африки?  3. Какие их отличительные особенности? Размещение населения 2.  Африка   ­   второй   материк   мира   по величине территории, на нём проживает чуть   более   590   млн   человек,   что составляет   приблизительно   14% населения земного шара. * / поразмышлять, много это или нет для второго   по   площади   материка   Земли, каковы   причины   все­таки   не   слишком большой численности населения Африки/. *  Какую информацию можно узнать по карте?,   при   помощи   условных   знаков? /разобраться с системой условных знаков: цвет   карты   показывает   плотность населения на 1 км2 / *   Как распределено население Африки по   материку?   Объяснить   причины различной плотности населения Доска­ экран   Слайд  №4  (№5,  №6,  №7) Слайд  №8 Слайд  № 9 Использование Прогнозируемый ЦОР результат *Повторение и  формирование  знаний о расах,  живущих на  территории Африки, их распространение  по территории  материка *Формирование  умений работать с  картами,  анализировать,  делать выводы,  объянять влияние  природных условий  на размещение  населения *Определять  плотность население Деятельность ученика  Три расы:  европеоидная,  экваториальная и  монголоидная. Отвечают по карте на  слайде, фотографиям      Анализ карт. Вывод—   население распределяется крайне   неравномерно: очень большие пространства материка   имеют низкую   (от   1   до   50 человек   на   1   км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая   плотность наблюдается на побережье Средиземного   моря, Гвинейского   залива, на   юге   материка, вдоль   рек   (особенно Нила   и   Конго,   где плотность африканского самая населения   высокая),   на   берегах Деятельность ученика озер. На плотность  населения влияют  природные  особенности  материка: климат,  рельеф, близость  морей и океанов,  крупные реки. Анализ карт,  знакомство с  представителями  разных народов  Заслушиваются выступления учащихся   о   народах Африки (см. дополнительный  материал к уроку): ­  Пигмеи; Племя ватусси; ­ Динка; ­Туареги Этапы урока Деятельность учителя Народы Африки 1. Какие   народы   живут   на территории Африки? Характеристика народов Кратко­учитель. сообщения учеников:   Дополняет   рассказ 2. Жилища 3. 2.Знакомство с народами мы начнём с его жилища,   чтобы   понять   его   особенности, чем он занимается. ­­Не секрет, что народы разных стран по­ разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или   украинские   хаты­мазанки.   Столь   же разнообразны   и   жилища   африканцев. Главными   критериями   жилья   служат Доска­ экран Использование Прогнозируемый ЦОР результат Слайд  № 10  (№11 ­  №16)  Сл.№18 Сл.19 Сл. 20 Сл. 21) Слайд  № 17 (Сл.18 Сл.19 Сл. 20 Сл. 21)   карт, Анализ знакомство по карте с народами Африки. При   разговоре     о внешнем   облике,   характере росте, телосложения и показе   фотографий, создаётся   поистине уникальный внешний облик   коренного жителя той или иной территории. Мотивация к изучению   предмета, развитию кругозора. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Доска­ экран Использование Прогнозируемый ЦОР результат практические   и   культурно­бытовые соображения. ­­Давайте   посмотрим   разные   типы африканских жилищ, /краткий рассказ об их особенностях/. *Определите, жителям каких природных зон они принадлежат, какие природные, в   том   числе   погодные,   условия определили   материал,   из   которого сделаны хижины, характер стен, крыш, размер входных отверстий и т. д. Анализ рисунков на,  рассказ о жилищах Шатер кочевников туарегов. Сообщения учеников Выявление  причинно­ следственных связей /влияния природных условий на занятия  населения, тип их  жилищ/   «Крыша нашего постоянного дома — небо, наше   временное   пристанище   —  фелидж», — говорят туареги. Сборка шатра занимает не более двух часов, сверху его покрывают верблюжьими,   козьими   или   овечьими шкурами  — «кошмами», а  пол застилают циновками.   Днем   все   стороны   фелиджа открыты   —   ночью   хижина   не   имеет   ни окон, ни дверей. Хижина пигмеев.   Расчетливые   строители   сконструировали свое жилище совсем из других материалов Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Доска­ экран Использование Прогнозируемый ЦОР результат — листьев, травы и веток. Такую хижину ставит   женщина,   и   она   же   считается   ее владелицей,   а   мужчина   лишь   подбирает длинные   ветки.   Сначала   строительницы чертят   палкой   круг   и   вгоняют   в   землю длинные   эластичные   ветки.   Затем   побег сгибают   и   вгоняют   в   землю   на противоположной   стороне.   Получившиеся куполообразные   или   полукруглые   крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если   листья   запачкались   и   начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают   и   промывают   в   реке   —   таким образом   жители   «стирают»   «крышу»   и «стены» своего жилища. Хижина жителей саванн. Приступая   к   делу,   строитель   чертит   на земле   круг   по   размеру   будущей   хижины, потом замешивает глину и лепит круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см.   Когда   глина   высохнет   и   затвердеет, приступают   к   новому   слою.   Как   только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают,   что   живут   в   соответствии   с мудростью своего народа, которая гласит: «Никогда не делай сегодня то, что можно отложить   до   завтра.   Ведь   всегда   есть Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Доска­ экран Использование Прогнозируемый ЦОР результат какие­то   более   спешные   дела».   Впрочем, потом   хижину   все­таки   покрывают высокой   крышей   из   просяной   соломы. Через   низкий   на   небольшой   высоте   от земли   вход   могут   войти,   не   согнувшись, лишь   8—   10­летние   дети.   Собственно дверью   служит   плетеная   соломенная циновка, стоящая у стены хижины. Хижина на сваях . В африканских мифах говорится, что мир родился   от   брака   Земли   (Айякумбо)   и Воды   (Осси).   Самое   большое   из   свайных поселений   Африки   —   деревня   Ганвье, которая насчитывает более тысячи крытых папирусом домов и более 10000 жителей. Стены такой хижины состоят из щелевых продуваемых щитов и бамбуковых жердей, пол строения также из бамбуковых жердей и   пальмовых   листьев.   Пол   нередко несплошной, зато в комнатах чисто: любая грязь   проваливается   вниз.   Хижина,   как правило, низкая и ходить в ней можно лишь согнувшись. Деятельность учителя  Прочитать   текст   учебника   и 1. заполнить   таблицу,   показывающую, представители   каких   рас   и   народов населяют   Африку,   их   основные особенности, географию распространения 2.  Ответить на     вопросы: Этапы урока Закреплени е 7 мин.  Работа с  учебником­ 5 мин  Подведение итоговурок а ­1  мин. Домашнее задание­1 мин. Деятельность ученика Работа с текстом  учебника Доска­ экран Слайд  22 Ответ на вопросы по  слайду Слайд  23 Использование Прогнозируемый ЦОР результат Работа с текстом  учебника,  систематизация  знаний, закрепление  материала Сл. 23:  параграф № 30,  таблица,  атлас Дополнительный материал к уроку для рассказа учителя и докладов учащихся Пигмеи Представьте себе непроходимый экваториальный лес. Огромные деревья стоят, как древние крепости, воздушные мосты из лиан, похожих на толстый   кабель,   соединяют   верхушки   деревьев   на   головокружительной   высоте.   Здесь   растут   огромные   яркие   грибы,   цветы   с   резким ароматом. Небольшие растения­паразиты ослепительной красоты пристроились на ветвях огромного дерева; постепенно они захватывают сетью своих корней весь ствол и медленно душат дерево, пока оно не погибнет. Какие же «сверхлюди» в состоянии противиться опасностям этого мрачного мира, жить в его убийсвенной сырости? Это пигмеи, самые низкорослые представители человечества. Они невероятно ловки смелы, эти по­детски доверчивые люди. Греческое слово «пигмайос» переводится на русский язык так: «люди величиной с кулак». Племена пигмеев живут небольшими группами в экваториальных лесах Африки. Их насчитывают около 80 тыс. и   племена называются бамбути, эфе, акка.  Маленькие, коричневатые, иногда даже желтоватые пигмеи бамбути совсем непохожи на других африканцев. Рост их обычно не превышает 140 см, но среди них есть совершенно взрослые женщины, рост которых не превышает 120см. Выпуклый лоб, вдавленная переносица и большие карие миндалевидные глаза придают им сходство с гномами. Но больше они походят на детей. Живут бамбути охотой. Земледелием не занимаются. Они кочуют, каждый раз воздвигая на опушках свои незатейливые постройки. Удивительно как же быстро возникают посреди леса поселения пигмеев. Сначала женщины большими ножами освобождают поляну от кустарников и всякой другой растительности, чтобы поверхность была ровной и чистой. Затем они срезают гибкие упругие ветки и втыкают их обоими концами в землю, чтобы образовалась дуга. Такие расположенные по кругу дуги переплетаются ветками и получается каркас круглого и овального домика. После того как каркас готов, его накрывают большими листьями, у которых на черенках делают крючки, цепляя эти крючки за прутья и располагая эти листья наподобие черепицы, получается крыша довольно водонепроницаемая. Через несколько дней клан снимается с места и откочевывает дальше. Пигмеи предпочитают собирать термитов, улиток, гусениц, охотиться на дичь. Не знают они никаких ремесел. Бананы, плоды бахчевых культур, а также железные наконечники стрел они обменивают у жителей соседних деревень, снабжая их за это мясом. Каждый клан кочует по одному и тому же месту и обменивается с одной и той же деревней. Бамбути живут семьями. Ближайшая родня строит свои хижины рядом друг с другом. У бамбути нет настоящих вождей, без всяких властей и законов, придерживаясь переходящих из рода в род обычаев и традиций. Пигмеи живут супружескими  парами,  моногамно. Своих жен они не покупают, так как им просто нечем платить.  Девушка котируется в своем клане достаточно высоко, так как она выполняет основную часть работы. Клан разрешит увести девушку в другой клан только в одном случае, если юноша приведет взамен другую девушку, согласную выйти замуж за кого­нибудь из родни невесты. Пигмеи бамбути охотятся с помощью больших сетей. Их расстановка требует коллективного труда, поэтому добыча делится по­братски. Вот почему у бамбути нет частной собственности. Но одной частной собственностью каждая семья бамбути все­таки обладает: термитником. Пигмеи по определенным признакам определяют, когда из термитника вылетает рой. Ловят его и тогда у пигмеев начинается пиршество, праздник обжорства и веселья. Бамбути не боятся молний, но на них наводит страх радуга ­ ее они считают гигантской змеей. В лесу всегда сыро, воздух влажный. Пигмеи по ночам, а иногда и днем греются у костра. Огонь защищает их от диких зверей и спасает от многочисленных лесных насекомых. Организм пигмеев веками приспосабливался к жизни в условиях леса. Но странно, что самым опасным для этих людей экваториальных широт оказывается солнце. Пигмеи не переносят длительного воздействия его прямых лучей, получают тепловые удары, ожоги. Пигмеи утром уходят на охоту. К вечеру возвращаются в селение иногда с богатой добычей: тушей кабана, антилопы или другого зверя. Тогда появление охотников встречается радостным шумом. Но не всегда охота бывает удачной. Тогда пигмеи идут молча, опустив головы, а в деревянные колокольчики, подвязанные на шеях их желтоватых с белыми пятнами собак, кладут пучки травы, чтобы они не гремели. Добычу делят всегда по строго установившейся традиции. Острыми стрелами с дичи снимают шкуру, которую потом просушивают на солнце. Из освежеванных туш вынимают внутренности, срезают куски мяса, раскладывают их на листья и начинают делить. Охотники в это время сидят в стороне, как будто их это совершенно не касается. Первым и лучшую часть получает охотник, убивший животное, затем владелец оружия и собаки, а затем уже все остальные охотники. Чем большее участие принимал пигмей в охоте, тем больший кусок ему достанется. Полученные куски мяса женщины нанизывают на прутики и жарят над огнем, изредка переворачивая. Когда мясо готово, его раскладывают на листья и едят. Племя ватусси. Население Руанды­страны «горных вершин» вблизи экватора ­ составляет в основном народность банья­руанда, состоящая из нескольких племен, среди которых интересно племя ватусси. Большое впечатление производит гигантский рост мужчин этого племени — от 2 до 2,5 м. Но еще больше поражает их гордая осанка и вид, полный достоинства. Ватусси издавна занимались скотоводством, и в их жизни скот занимает важное место. Они с большим уважением относятся к своим рогатым питомцам — горбатым зебу с белыми громадного размаха рогами. Руанду   иногда   называют   страной   без   деревень.   И   это   действительно   так.   Здесь   не   принято   жить   скученно.   Хижины   разбросаны   на значительном расстоянии одна от другой. Иногда бывает трудно разглядеть строения, скрытые в зарослях лесов. В стране такая большая плотность населения, что сами руандийцы шутят по этому поводу: «В Руанде поднимите любой лист банана, и под ним вы обязательно найдете человека». Динка Динка ­ это одна из самых многочисленных народностей нилотской группы. Это высокие стройные люди с открытым лицом и смуглой кожей. Их наряд состоит из темно­красного или пурпурного халата, браслетов и колец слоновой кости, его дополняют грубые железные серьги и бусы. Динка ­ пастухи по призванию. В октябре мужчины гонят стада по заливным лугам за 80км от деревни. Женщины вручную обрабатывают небольшие земельные участки. Скот для них ­ настоящее богатство. Детей они вскармливают коровьим молоком, греются у костра, в котором горит коровий навоз, а золой покрывают тело от москитов. Решив жениться, жених должен заплатить за невесту от 30 до 100 голов коров. В лагере каждая семья имеет свой участок, где стоит хижина, крытая тростником и пальмовыми листьями, но она служит в основном складом, а люди спят под открытым небом. Догоны Бандиагара ­ огромный гранитный выступ. Здесь живет племя догонов. Они появились здесь в XII в., спасаясь от рабства. Неприступные уступы Бандиагары служили им защитой, а их обычаи ­ препятствием для общения с другими народами. Догоны живут большими семьями. Старейшина огон имеет неограниченную власть, его решения ­ обязательный закон для односельчан. Главное занятие огона ­ распределение не   слишком   обширных   земельных   угодий   между   членами   рода.   Саманный   дворец   огона,   словно   ласточкино   гнездо,   увенчано многочисленными башнями. Каждая из деревень догонов ­ это запертый дом, в который неудобно зайти без приглашения. Многие из них имеют связь с внешним миром только днем, когда в единственное отверстие в крепостной стене опускается лестница. Бесконечные глиняные укрепления  и заборы перегораживают  и внутреннюю  часть догонских  селений,  застроенных аккуратными  хижинами  с остроконечными соломенными крышами. Внутреннее убранство хижин скромно: сложенный из глины и покрытый циновками уступ, служащий кроватью, несколько горшков и корзин, в которых хранятся продукты и вода. Испокон веков догоны сообща строят жилища, обрабатывают землю. После того как урожай собран, мужчины начинают ткать полотно. В обязанности женщин входит уход за огородом и осмотр надежности стен.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.

"Население Африки". Урок географии, 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017