Население Земли 6 класс
Оценка 4.9

Население Земли 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
docx
география
6 кл
29.05.2017
Население Земли 6 класс
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей (население), живущих на Земле в целом. ДЕМОГРАФИЯ (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Термин «демография» появился в 1855 году в названии книги французского учёного А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей (население), живущих на Земле в целом. ДЕМОГРАФИЯ (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Термин «демография» появился в 1855 году в названии книги французского учёного А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.
Население Земли 6 класс Открытый урок по географии ЗЕЛИНСКАЯ К.М..docx
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің негізгі жалпы білім беретін №14 мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акимата города Костаная» Разработка открытого урока по физической географии в 6 классе на тему «Население Земли, численность, плотность, демографическая политика» Провела: учитель географии Зелинская К.М. (05.05.2017 г., 13:30 ч) 2016-2017 оқу жылы 2016-2017 учебный год Урок 62  Класс: 6 А Дата: 05.05.20172015 Количество часов: 1 §56 Население Земли, численность, плотность, демографическая политика Цель: Дать первоначальные понятия о численности населения, росте и плотности населения Земного шара. Задачи урока: Образовательные: Выявить страны наибольшей и наименьшей численности населения Земли. Формирование   представлений   и   знаний   о   населении   Земли,   происхождении   человечества, численности населения и его размещении, о демографической политике. Развивающие:   Продолжить   развитие   умений   анализировать,   выявлять   причинно­ следственные связи. Развитие критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов. Воспитательные: Воспитать уважение к народам и их культуре населяющим нашу планету. Способствовать   воспитанию   у   учащихся   личностных   качеств:   взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки. Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Метод обучения: Словесный, рассказ, объяснение, логико­опорная схема (ЛОС) Форма организации: Коллективная, инклюзивная (карточки), групповая Оборудование:  Политическая   карта   мира,   атлас,   раздаточный   материал,   презентация, ватманы (постеры), карандаши, фломастеры Приемы критического мышления: Рефлексия, размышление Ожидаемый результат:  Применяют знания предыдущих уроков. Умеют строить цепочки причинно­следственных связей (логически мыслят). Анализируют, составляют диаграмму по таблице данных. Ход урока: I. Организационный момент (1 минута). Как только прозвенел звонок, учащиеся заходят в класс,   на   входе   на   столе   лежат   вырезанные   из   цветных   листов   фигуры   (круг,   квадрат, треугольник). Учащиеся рассаживаются по группам, относительно фигур. Всего 3 группы. На каждом столе есть подставка с названием команды, в течение 1 минуты учащимся необходимо придумать и написать на подставке название для своей команды (группы). Позитивный настрой: Для того чтобы настроиться на наш урок, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи и океан открытий. ЗАПОМНИ И СОБЛЮДАЙ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Оценивание проводится по листу оценивания группы. За каждые выполненные задания группа   получает   жетоны­глобусы.   В   конце   урока   подводится   подсчет   количества полученных жетонов­глобусов и выставляется оценка. II. Актуализация  знаний  (10  минут).  За   каждый   правильный   ответ,   учащиеся   получают глобусы на листочках. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ИНКЛЮЗИВНАЯ (КАРТОЧКИ) ОПРЕДЕЛИ, ЧТО ЗА ТЕРМИН: 1. Наука   о   взаимодействиях   живых организмов и их сообществ между собой и   с   окружающей   средой   ­ …………………………….  2. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы   планеты   по   сравнению   с эффективной   температурой,   то   есть температурой   теплового   излучения планеты,   наблюдаемого   из   космоса   ­ …………………………….     3. Резолюцию, в которой отмечается, что проблема климата затрагивает все человечество в целом и должна   решаться   в   глобальных масштабах ­ ……………………………. изменения 4. В 1997 г. подписан протокол. Согласно   развитым   странам   следует ему, сократить   к   2008­2012   гг.   свои совокупные выбросы парниковых газов по   меньшей   мере   на   5%   ­ ………………………………… ЗАДАНИЕ   1.   ФРОНТАЛЬНЫЙ   ОПРОС ПО   ГРУППАМ   (каждой   группе   по   5 вопросов).  ОПРЕДЕЛИ,   КАКАЯ   ЭТО ПРИРОДНАЯ ЗОНА? 1. 2. 3. 4. 5. 1 ГРУППА Самые   характерные   травы   ­   злаки? (Степь) Многие   животные   прячутся   от   зноя   в норах или в самые жаркие периоды впадают в спячку? (Полупустыни и пустыни)  Самые крупные естественные пастбища на Земле? (Саванны)  «Хранителями»   многочисленных   видов растений и животных? (Экваториальный лес)    проходит   между Переходная   зона, тундрой и лесами? (Лесотундра) 1. Располагаются   по   обе   стороны   от   экватора? 2 ГРУППА (Влажные экваториальные леса)  2. Занимают больше 1/4 части земной суши. Они распространены как в тропических поясах, так и в умеренных? (Пустыни и полупустыни)  3. Поверхность Земли полностью покрыта льдом, летом   кое­где   на   небольших   пространствах, освобожденных от льда, растут разноцветные мхи и лишайники? (Ледяная пустыня)  4. Травы   столь   высокие,   что   в   них   легко скрывается всадник? (Саванны)  5. Климат резко континентальный, лето жаркое и сухое,   зима   холодная,   морозы   достигают ­500С? (Степь) 3 ГРУППА 1. Здесь вы встретитесь с царём зверей, увидите самое  высокое   и  самое   полосатое  животное? (Саванны) 2. Широко   распространена   на   востоке   Евразии, также   сохранилась   на   юго­востоке   Северной Америки и Бразилии. Зона связана с муссоным климатом.   Растут   –   бук,   кипарис,   лавр? (Переменно­влажные вечнозелёные леса) 3. У   одних   растений   очень   длинные   корни, другие   могут   запасать   влагу   в   листьях   и стеблях,   что   позволяет   им   существовать длительное   время   без   воды?  (Пустыни   и полупустыни) 4. Здесь растут мхи и лишайники, зимой многие животные уходят в тайгу? (Тундра) 5. В   них   очень   много   ценных   пород   деревьев: эбеновое   (черное)   дерево,   красное   дерево, каучуконос гевея? (Экваториальные леса) ОТВЕТЫ:  1   –   Экология;     2   –   Парниковый   эффект;   3   –   «Сохранение   глобального климата для нынешнего и будущего поколения человечества»;  4 – Киотский протокол. III. Изучение нового материала (20 минут)/ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Изучение новой темы сопровождается показом презентации. РАБОТА НА ПОСТЕРАХ. Учащиеся, по ходу показа презентации, работая с учебником, на постерах своей теме составляют схемы, кластеры, анализируют, делают выводы, находят причинно­следственные связи. После, участники групп защищают свой постер по своей теме у доски. См ПРИЛОЖЕНИЕ    1 ГРУППА  ­  Численность и рост населения Земли 2 ГРУППА  ­  Плотность населения 3 ГРУППА  ­  Демографическая политика ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ГРУПП СВОЕЙ ТЕМЫ У ДОСКИ. IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (3 минуты)  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ЗАРЯДКА ПАНДЫ: https://www.youtube.com/watch? v=wTOItAd0pFg  V. Закрепление изученного материала. (7 минут) ЗАДАНИЕ 1. РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ. (каждой группе) ЗАДАНИЯ КАЖДОЙ ГРУППЕ РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ ОБОЗНАЧИТЬ ГРАНИЦЫ 10 СТРАН С  САМЫМ БОЛЬШИМ НАСЕЛЕНИЕМ  НА ЗЕМЛЕ И ПРАВИЛЬНО  ПОДПИСАТЬ НАЗВАНИЯ  1. Демографическая ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД политика НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ Система  административных, экономических,  социальных,  медицинских и  других мер на  уровне государства, ГОСУДАРСТВ НА КОНТУРНОЙ  КАРТЕ. направленных на  регулирование  рождаемости  населения 2. Демографический взрыв Резкий прирост  населения Земли Наука о  закономерностях  воспроизводства  населения КИТАЙ ВАТИКАН 3. Демография  4. Самая большая страна мира по численности населения 5. Самая маленькая страна мира по численности населения Ответы:  1 – А, 2 – E, 3 – D, 4 – A, 5 ­ B VI. Рефлексия. Подведение итогов (3 минуты) Наша   работа   на   сегодня   заканчивается.   Все   хорошо   поработали.     На   столе   лежат стикеры. Я попрошу каждого учащегося, написать на стикерах: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял… Пожелания на следующий урок… И приклеить стикеры на «Дерево эмоций» на доске. Оценивание проделанной учащимися работы по листу оценивания группы. Количество баллов Оценка 21­25 баллов 16­20 баллов 6­15 баллов 0­5 баллов «5» «4» «3» «2» VII. Домашнее задание (1 минута)   1 уровень ­ §56, ответить на вопросы в конце параграфа.  2 уровень ­  На странице 170 выполнить задание №7, начертить в тетради диаграмму «Рост количества населения на Земле».  3 уровень ­  Выполнение творческого задания: подготовить сообщение «Население одного государства» (например; «Население Германии», «Население Австралии» и т.п.). Спасибо за внимание! До свидания!   НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ 1. Демографическая политика 2. Демографический взрыв 3. Демография  A. КИТАЙ B. ВАТИКАН C. Система административных, экономических,  социальных, медицинских и других мер на  уровне государства, направленных на  регулирование рождаемости населения 4. Самая большая страна мира  D. Наука о закономерностях воспроизводства  по численности населения 5. Самая маленькая страна  мира по численности  населения населения E. Резкий прирост населения Земли НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ 1. Демографическая политика 2. Демографический взрыв 3. Демография  A. КИТАЙ B. ВАТИКАН C. Система административных, экономических,  социальных, медицинских и других мер на  уровне государства, направленных на  регулирование рождаемости населения 4. Самая большая страна мира  по численности населения D. Наука о закономерностях воспроизводства  населения 5. Самая маленькая страна  мира по численности  населения E. Резкий прирост населения Земли НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ 1. Демографическая политика 2. Демографический взрыв 3. Демография  4. Самая большая страна мира  по численности населения 5. Самая маленькая страна  мира по численности  населения A. КИТАЙ B. ВАТИКАН C. Система административных, экономических,  социальных, медицинских и других мер на  уровне государства, направленных на  регулирование рождаемости населения D. Наука о закономерностях воспроизводства  населения E. Резкий прирост населения Земли ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛИ, ЧТО ЗА ТЕРМИН: 1. Наука   о   взаимодействиях   живых   организмов   и   их   сообществ   между   собой   и   с окружающей средой ­ …………………………….  2. Повышение   температуры   нижних   слоёв   атмосферы   планеты   по   сравнению   с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса ­ ……………………………. 3. Резолюцию, в которой отмечается, что проблема изменения климата затрагивает все человечество   в   целом   и   должна   решаться   в   глобальных   масштабах   ­ ……………………………. 4. В 1997 г. подписан протокол. Согласно ему, развитым странам следует сократить к 2008­2012 гг. свои совокупные выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% ­ ………………………………… ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛИ, ЧТО ЗА ТЕРМИН: 1. Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с  окружающей средой ­ …………………………….  2. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с  эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты,  наблюдаемого из космоса ­ ……………………………. 3. Резолюцию, в которой отмечается, что проблема изменения климата затрагивает все человечество в целом и должна решаться в глобальных масштабах ­  ……………………………. 4. В 1997 г. подписан протокол. Согласно ему, развитым странам следует сократить к  2008­2012 гг. свои совокупные выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% ­  ………………………………… ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОПРЕДЕЛИ, ЧТО ЗА ТЕРМИН: 1. Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с  окружающей средой ­ …………………………….  2. Повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с  эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты,  наблюдаемого из космоса ­ ……………………………. 3. Резолюцию, в которой отмечается, что проблема изменения климата затрагивает все человечество в целом и должна решаться в глобальных масштабах ­  ……………………………. 4. В 1997 г. подписан протокол. Согласно ему, развитым странам следует сократить к  2008­2012 гг. свои совокупные выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% ­  ………………………………… 1 ГРУППА ­ ЧИСЛЕННОСТЬ И РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ δῆ ος μ γράφω   —   народ,   др.­греч.   ДЕМОГРАФИЯ  (др.­греч.     —   пишу)   —   наука   о   закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально­экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.  Термин «демография» появился  в 1855 году  в названии книги  французского учёного А. Гийяра  «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования  служат для разработки демографической  политики,  планирования трудовых ресурсов и т. д.  НАСЕЛЕНИЕ   ЗЕМЛИ —   непрерывно   возобновляющаяся   в   процессе   воспроизводства совокупность людей (население), живущих на Земле в целом. На июль 2016 года, численность населения Земли составляет, по оценкам, около 7,3 миллиарда человек (точнее см. далее).  Вплоть до 1970­х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; с 1990 г. наблюдается замедление темпов роста населения Земли, в 1990 году прирост составил 87,4 млн. Тем не менее, численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году на 74 млн, в 2014 на 87 млн), хотя относительный прирост в 2000­х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год). По данным ООН, в 1994—2014 годах количество людей старше 60 лет удвоилось, и уже в 2014 году количество пожилых людей в мире превысило число детей в возрасте до пяти лет. В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек. И далее ожидается, что всё большая часть мирового населения будет представлена горожанами (то есть городское население продолжит расти быстрее, чем население мира в целом), что подтверждается и последними (2013 г.) данными[5]. В 2010 году около 60 % населения мира проживало в Азии, 15,5 % в Африке, 10,4 % в Европе. В 2050 году, по среднему варианту прогноза ООН, свыше половины населения мира будет проживать в Азии, 25 % — в Африке, 8,2 % — в Латинской Америке, 7,4 % в Европе, 4,7 % в Северной Америке. В начале 2014 года на 47­й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек.  Генеральный секретарь ООН с 1 января 2017 года Антониу Гутерреш португальский государственный деятель.  Учёные из ООН и Вашингтонского университета утверждают, что население Земли к 2100 году составит 11 миллиардов человек. Самое   крупное   в   мире   государство   по   численности   населения — Китай,   после   2025   года,   возможно,   его догонит Индия;   до   1991   года   третьим   по   численности   населения   был Союз   Советских   Социалистических Республик,   после   его   распада   третьими   стали США,   которые   после   2006   года   имели   население около 300 млн чел. (больше, чем страны СНГ вместе взятые); Индонезия, Бразилия занимают четвёртое и пятое место по численности населения; Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия занимают шестое, седьмое, восьмое и девятое места, соответственно. По оценкам фонда ООН в области народонаселения, население планеты превысило следующую численность: Миллиарды         1 миллиард — 1820 год 2 миллиарда — 1927 год 3 миллиарда — 1960 год 4 миллиарда — 1974 год 5 миллиардов — июль 1987 года 6 миллиардов — октябрь 1999 года 7 миллиардов — 31 октября 2011 года Если   динамика   роста  численности   не   претерпит   разительных   изменений,   то   рубеж   в  8   миллиардов человек   будет   преодолён   примерно   в   2024   годуФонд   проводит символические   мероприятия,   условно объявляя определённых детей пяти­, шести­ или семимиллиардным жителем планеты. В   октябре   2011   года   несколько   стран   заявляли   о   рождении   семимиллиардного   человека   планеты,   однако эксперты   Международного   института   прикладного   анализа   систем   в   Лаксенбурге   (Австрия)   отмечали,   что рубеж   в   7   миллиардов   человек   будет   преодолён   между   июлем   2012   и   апрелем   2013   года.   В   ООН   также отмечают,  что  невозможно  точно   знать,  где  родился  «юбилейный  младенец».  Именно   поэтому  от   практики называть таковым конкретного ребёнка было решено отказаться. По приблизительной оценке Петера Грюнвальда, специалиста по статистике нидерландского Центра математики и информатики, за всю историю человечества, которая началась 162 тысячи лет назад, на Земле было рождено более 107 миллиардов человек. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. ТАБЛИЦА С ОЦЕНКАМИ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Год Общее (тыс.) 8000 до н. э. 4000 до н. э. 1000 до н. э. 500 до н. э. 1 н. э. 1000 1750 1800 1850 1900 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010 2015 2016 2017 (на 01.05.2017 г.) 2020 (прогноз) 2030 (прогноз) 2050 (прогноз) 5 000 000 7 000 000 50 000 000 100 000 000 300 000 000 400 000 000 791 000 000 978 000 000 1 262 000 000 1 650 000 000 2 555 974 605 3 018 343 828 3 682 487 691 4 439 632 465 5 309 667 699 6 126 622 121 6 519 635 850 6 929 725 043 7 349 472 099 7 432 663 275 7 501 951 310 7 758 156 792 8 500 766 052 9 725 147 994 Численность   населения  в  мире   в  настоящее   время   (2017   год)   растет   со  скоростью   около   1,11%   в  год  (по сравнению с 1,13% в 2016 году). В  настоящее время,  средний  прирост  численности  населения  за год  оценивается  примерно  в 80  миллионов человек. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ — это резкое увеличение численности населения в результате устойчивого и значительного превышения рождаемости над смертностью.  Численность населения мира ежедневно увеличивалась: 60 % — Азия, 20 % — Африка, 10 % — Латинская Америка. КРУПНЕЙШИЕ/НАИМЕНЬШИЕ ПО НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ МИРА  Страна Население 10 Япония 127 130 000 Китай Индия США Индонезия Бразилия Пакистан Нигерия Бангладеш Россия 1 374 440 000 1 283 370 000 322 694 000 252 164 800 205 521 000 192 094 000 173 615 000 159 753 000 146 544 710 № Страна  1 2 3 4 5 6 7  Монако  Лихтенштейн  Сан­Марино  Палау  Науру  Тувалу  Ватикан Население  37 863 37 622 31 950 21 501 10 263 9943 842 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 ГРУППА ­ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ — число жителей, приходящееся на 1 км²  территории. При расчёте плотности  населения могут исключаться необитаемые территории и крупные внутренние водные пространства. Помимо  общей плотности населения, используются отдельные показатели плотности для сельского и городского  населения.  Средняя плотность населения мира по состоянию на 2013 год равна 52 человек на км², 48 человек на км² с  учётом Антарктиды. С ростом численности населения возрастает и его плотность. В 1890 году средняя  плотность населения мира была равна 12 человек на один км², в 1950 году уже 18 человек, а в 1992 году — 40  человек.   Что влияет на плотность населения Люди неодинаково распределены по полушариям планеты. В основном они проживают в Северном (90 %) и  Восточном (85 %) полушариях планеты. Плотность населения сильно, до десятков раз отличается  между материками. Ещё сильнее различия в плотности населения между разными странами мира. Среди факторов, влияющих на характер расселения людей и, следовательно, на плотность населения: 1. Удалённость от моря 2. Абсолютная высота местности 3. Рельеф местности 4. Давность освоения территории 5. Климат Примеры территорий с различными плотностями населения Данные в единицах: человек на квадратный километр          Дакка — 44 000 (оценка на 2014 год)    БАНГЛАДЕШ Манила — 42 858 (агломерация Метро­ Манила — 18 246 на 2007 год)  МАЛЬДИВСКИЕ ОСТРОВА Монако — 37 172          МОНАКО Мумбаи — 32 300 (оценка на 2014 год)     ИНДИЯ Макао — 22 885          КИТАЙ Париж — 21 196 (оценка на 2014 для  агломерации «Большой Париж» — 3900)    ФРАНЦИЯ Токио — 14 061 (по 23 специальным  округам, 5963 с учётом всей префектуры  города)  ЯПОНИЯ Солигорск – 11 173 человека.  БЕЛАРУСЬ          Сингапур — 7971   СИНГАПУР Минск — 5509 (оценка на 2014 год)  БЕЛАРУСЬ Сектор Газа — 5044 (оценка на 2014 год)    ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ ЧАСТИЧНО  ПРИЗНАННОГО АРАБСКОГО  ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНА Москва — 4822  (оценка на 2014  для Московской агломерации — 3400)  РОССИЯ Мальта — 1418  МАЛЬТА Мальдивы — 1208  МАЛЬДИВЫ Европейский Союз — 115   Австралия — 3 Монголия — 2  Самая низкая плотность населения среди крупных административных единиц — в Нунавуте, она  составляет 0,02 чел/км². Нунавут — самая крупная и новая территория Канады, её площадь —  1,9 млн кв. км., а численность населения — 33 697 человек.  САМЫЕ ГУСТОНАСЕЛЁННЫЕ СТРАНЫ И ТЕРРИТОРИИ  Список составлен без учёта карликовых стран, данные приведены по состоянию на 2013 год[2]. Данные в  единицах: человек на квадратный километр. Бангладеш — 1087   АЗИЯ  Палестинская территория — 734  АЗИЯ     Тайвань — 649   АЗИЯ Южная Корея — 505  АЗИЯ   Ливан — 464   АЗИЯ Руанда — 422   АФРИКА     Пуэрто­Рико — 410   ЦЕНТРАЛЬНАЯ  АМЕРИКА Нидерланды — 404  ЕВРОПА Бурунди — 391   АФРИКА Индия — 388   АЗИЯ  3 ГРУППА ­ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. В широком смысле  демографическая политика  — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. МЕРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  экономические            оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости административно­правовые законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и  контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин воспитательные, пропагандистские формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям политика планирования семьи половое образование молодёжи В   материалах  Бухарестской   конференции   1974   г.   выражалось   сомнение   в   том,  что   планета   способна   содержать неограниченное количество населения из­за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов.  Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост   населения.   Подобные   идеи   и   выводы   (стратегия   нулевого   роста)   содержатся   и   в   докладах   Римского   клуба, неправительственной   организации,   под   эгидой   которой   подготовлено   несколько   экспертных   прогнозов   мировой   динамики, получивших всемирную известность. По мнению ряда ученых, нет сомнения,  что планета не способна содержать неограниченное количество населения из­за ограниченных   размеров   и   исчерпаемых   природных   ресурсов.  Тенденция   улучшения   материального   уровня   жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Проблемы народонаселения  носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение   таких   проблем   вполне   может   и   должно   быть   найдено   на   уровне   ООН   в   форме   компромисса   и   согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций. ПОЛИТИКА ОГРАНИЧЕНИЯ РОЖДЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ВЫРАЗИЛАСЬ В КИТАЕ. Начиная с конца 70­х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением   его   качественных   характеристик.   Государство   поощряет   поздние   браки,  ПРИЗЫВАЕТ   К   РОЖДЕНИЮ ОДНОГО   РЕБЕНКА   В   СЕМЬЕ   (ПРИМЕНЯЕТСЯ   ПРИНЦИП   «ОДНА   СЕМЬЯ   ­   ОДИН   РЕБЕНОК»),  хотя   в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка. В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в  ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на  заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение  количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское  обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала  политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического  строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между  властью и населением.  С   90­х   годов   прошлого   века   китайское   правительство   ежегодно   обсуждал   вопрос   народонаселения   и   развития.   Были приложены   усилия   для   тесного   согласования   планового   деторождения   и   развития   экономики,   ликвидации   бедности, рационального   использования   ресурсов,   популяризации   культуры   и   знаний,   развития   здравоохранения,   совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе. В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической  проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие  требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г.  до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности ­ 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных  успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа  воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.  К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения.  Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се­редньосвитовимы показателям, превышение  количества мужского населения в младшей возрастной группе. Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При  сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до  нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около  1600 млн человек.), постепенно сокращаться. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИНДИИ Во второй половине ХХ в. рост населения страны значительно увеличилось. Это означало начало демографического взрыва. Владимир Павлович отмечает, что механизм этого взрыва был таким же, как в других развивающихся странах. С одной стороны, благодаря распространению достаточно простых и недорогих средств массовой вакцинации, а также применению антибиотиков для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями произошло резкое сокращение показателя смертности: с 27,4% в в 1951 г. до 8,9% 0 в 2000 г . (6,4% 0 в 2008 г.). За этот же период средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла с 32 до 62 лет. С другой стороны, показатели рождаемости хотя и снизились с 43% в 1951 г. до 24,8% в 2000 г. (22,2% в 2008 г.), все же они остаются достаточно высокими и немного превышают среднемировой показатель. В результате показатель естественного прироста даже вырос. Статистика свидетельствует о том, что в 70­80­е гг прошлого века ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16­17 млн чел. Это означает, что каждые сутки оно увеличивалось на 44­47 тыс. чел., А по часам ­ примерно на 1900 чел. В мае 2000 г. торжественно отметили знаменательное событие ­ рождение миллиардного гражданина Индии,   которым   оказалась  девочка,   которую   назвали  Аста,  что   на языке  хинди  означает   «вера».   Впрочем,  отмечает   В.П. Максаковский,   статистика   свидетельствует   о   том,   что   пик   демографического   взрыва   Индия   уже   прошла.   Во   многом   это объясняется   осуществлением   демографической   политики.   Индия   первой   из   развивающихся   стран,   начала   осуществления национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда   началось   выполнение   первого   пятилетнего   плана   развития   народного   хозяйства   страны.   Программа   семейного планирования предусматривала  не только ограничения рождаемости,  но и укрепление благосостояния семьи как основной ячейки общества, т.е. включала различные пропагандистские, медицинские, административно­правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, которые, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации. Эта   политика   не   была   неизменной.   Она   постепенно   совершенствовалась.   Сначала   была   поставлена   задача   перехода   от традиционной   многодетной   к   семье   с   двумя­тремя   детьми.   Она   проводилась   под   лозунгами:   «Две   или   три   ребенка   ­ достаточно», «Подожди рожать второго ребенка, а после третьего остановись», «Небольшая семья ­ счастливая семья!». При этом   средства   контроля   над   рождаемостью   оставались   традиционными   и   заключались   или   в   стерилизации,   или   в предотвращении  беременности.  Стерилизация  хотя  и не была принудительной,   но активно  поощрялась  властями:   человек, который согласился на нее, мог получить денежную премию или ... транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткую программу планирования семьи, в которой основная роль предназначалась уже принудительной   стерилизации   мужчин,   имели   двух   и   более   детей.   Требование   отмены   политики   принудительного регулирования рождаемости стала одним из основных лозунгов оппозиции на парламентских выборах в марте 1977 г., что кончились  поражением  правящей  партии Индийский  национальный  конгресс  и победой  оппозиционной  Джаната  партии.   В апреле 1977 г. программа планирования семьи была преобразована в программу повышения благосостояния семьи.  В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50­е годы возраст  вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин ­ 15 лет, но уже в 60­е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин ­ до 18 лет . После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось,  активность программ планирования семьи возросла.  В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму ­ два ребенка на семью.   Соответственно   изменились   и   демографические   лозунги:  «ИМЕЙТЕ   ЛИШЬ   ДВУХ   ДЕТЕЙ   ­   ПЕРВУЮ   И ПОСЛЕДНЮЮ»,   «ДВА   РЕБЕНКА   ­   ДОСТАТОЧНО!».  В   середине   90­х   годов   в   соответствии   с   рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать.   Акцент  сделали   на  укреплении   здоровья  женщин   в  репродуктивном  возрасте,   а   также  на  снижении   детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90­х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует   простому   воспроизводству   населения,   а   до   2045   г.   ­   стабилизации   его   количества.   Главное   отличие   этой программы   от   предыдущих   заключается   в   активизации   пропаганды   улучшения   качества   жизни   в   результате   сокращения размеров семьи.  В.П.   Максаковский   обращает   внимание   на   то,   что   значительно   меньше   успехи   демографической   политики   в   Индии   по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально­экономическими факторами: во­первых, чрезвычайной нищетой значительной   части   населения   страны,   где   более   трети   всех   жителей   находится   за   чертой   бедности,   во­вторых,   низким образовательным уровнем населения, в­третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ В ходе государственного строительства нашей республикой были приняты «Программы демографического развития РК» на 2001­2005 гг. и на 2005 ­ 2010 гг. В них было стратегически определено, что государственная политика Республики Казахстан в сфере демографии нацелена на регулирование основных процессов в естественном и механическом движении населения страны –   рождаемости,   смертности   и   миграции   путем   принятия   мер   по   улучшению   состояния   репродуктивного   здоровья   и стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции. Основными направлениями реализации государственной демографической политики являются:  Повышение жизненного уровня населения, рост занятости населения за счет обеспечения сбалансированного развития всех секторов экономики и социальной сферы, развития малого и среднего предпринимательства;  Обеспечение значительного улучшения условий жизнедеятельности населения на основе опережающего экономического роста страны по сравнению с динамикой увеличения численности населения;  Повышение   уровня   здоровья   населения   страны   на   основе   пропаганды   здорового   образа   жизни,   профилактики   всех элементов жизнедеятельности человека, труда и отдыха;  Улучшение   медицинского   обслуживания   населения   и   принятие   мер   по   повышению   ее   санитарно­гигиенической грамотности, реализация государственных экологических программ в первую очередь в экологически не благополучных регионах;   Снижение смертности населения, в первую очередь лиц трудоспособного возраста, от несчастных случаев, отравлений, травм на производстве; Снижение заболеваний туберкулезом, диабетом и другими социально значимыми заболеваниями, а также заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;  Увеличение средней продолжительности жизни, сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет повышения уровня развития здравоохранения и расширения сети социальной помощи;  Повышение уровня рождаемости через создание системы материального стимулирования рождаемости путем расширения перечня и объема материальных пособий при рождении ребенка для многодетных семей, матерей­одиночек;  Реализация программ по охране репродуктивного здоровья, безопасного материнства, нравственно­полового и культурно­ этического воспитания и подготовки к семейной жизни, обеспечение потребности населения в современных средствах и методах контрацепции;  Признание охраны здоровья матери и ребенка приоритетными направлениями в области здравоохранения, сокращение материнской смертности во время родов, осложнений беременности и послеродового периода, предупреждение и лечение бесплодия женщин, предупреждение абортов и устранение последствий абортов;  Осуществление   мер   по   профилактике   заражения   вирусом   иммунодефицита   человека   или   СПИДом   и   болезней, передаваемых половым путем. В   целом,   комплекс   механизмов   реализации   демографической   политики   целесообразно   можно   рассматривать   в   четырех аспектах:   доктринальном;   нормативно­правовом;   институциональном;   ресурсном.   В   рамках   данной   статьи   рассмотрим доктринальный аспект демографической политики. В Республике Казахстан осознание важности проблемы демографического регулирования привело к разработке и реализации следующих документо:  Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан;  Программа демографического развития на 2001–2005 годы; 2005­2010 годы  Программа охраны здоровья матери и ребенка на 2001–2005 годы;  Постановление Правительства о выплате единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка;  Программа Правительства РК по снижению бедности на 2003–2005 годы. Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан нацелена на обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии с долгосрочной Стратегией развития страны. Основными задачами Концепции являются улучшение состояния здоровья населения, включая репродуктивное, улучшение условий жизнедеятельности семьи, укрепление   семейно­брачных   отношений,   повышение   рождаемости   за   счет   материального   и   морального   стимулирования, уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни за счет повышения жизненного уровня населения, а также сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет пропаганды здорового образа жизни, повышения качества медицинского обслуживания. ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РК. Основная цель ­ выработка и реализация комплексных решений для преодоления негативных тенденций в демографических процессах и достижение роста численности населения. В рамках реализации Программы предусмотрено решение ряда проблем по охране репродуктивного здоровья, укреплению института семьи, снижению смертности. Одним из достижений реализации данной Программы является разработка и принятие Программы по   стимулированию   рождаемости.   В   то   же   время   еще   предстоит   большая   работа   по   снижению   смертности   населения   от несчастных  случаев  и травматизма  на производстве,  от  алкоголизма  и наркомании,   где показатели  по­прежнему  остаются высокими.  Программа охраны здоровья матери и ребенка на 2001–2005 годы. Была разработана с целью обеспечения сохранения жизни и здоровья матери и ребенка, а также получения качественной медицинской помощи. В настоящее время снижается индекс здоровья женщин и детей. Так, индекс здоровья женщин детородного возраста остается низким и составляет 20% из 100%, в регионах Семипалатинского полигона и Приаралья доходит лишь до 10%. Растет заболеваемость и среди детей. Ежегодно около 2 млн. детей переносят острые болезни органов дыхания, 600 тыс. детей – острые кишечные инфекции, которые являются одними из основных причин смерти детей в возрасте первого года. Ежегодно до 800 тыс. детей находятся на диспансерном учете и лишь 5­6% из них получают лечение в организациях оздоровительного профиля. В кризисном положении находятся санаторная   и   реабилитационная   помощь   детям   и   женщинам   детородного   возраста.   Неутешительной   является   ситуация   с младенческой и материнской смертностью. В этой ситуации своевременной и актуальной стала Программа охраны здоровья матери и ребенка. Постановление Правительства о выплате единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка.  В соответствии с данным Постановлением, выплата пособий производится матерям, независимо от их дохода. Размер выплаты составляет 15 месячных расчетных показателей  из средств республиканского бюджета на детей, родившихся  в 2003 году. Данное   Постановление   вступило   в   силу   с   1   января   2003   года.   В   республиканском   бюджете   на   2003   год   на   выплату единовременных детских пособий предусмотрено выделение около трех млрд.тенге. Программа Правительства по снижению бедности на 2003–2005 годы. Основной целью Программы является снижение уровня   бедности   за   счет   реализации   комплекса   мер   по   улучшению   основных   экономических   и   социальных   факторов, оказывающих влияние на уровень жизни населения страны. В демографическом аспекте группа женщин в возрасте свыше 58 лет и мужчин – свыше 63 лет не находится под прямым риском бедности. Группа среднего возраста (31–40 лет) имеет большую долю в числе бедных, также как и молодежь. В 2002 году около 47% населения с доходами ниже прожиточного минимума из общей  численности  населения   малообеспеченных  граждан  проживало  в  домашних   хозяйствах,   состоящих  из   пяти  и  более человек. Таким образом,  в настоящее время  риск  попасть  в категорию  бедных  у многодетных  семей гораздо  выше.  Несмотря  на декларативность и нечеткое определение целей и задач, а также механизмов реализации в некоторых из вышеперечисленных документов,   в   целом,   данная   доктринальная   база   регулирования   демографической   ситуации   страны   определяет   общую стратегическую линию государственной политики в этой области. Например, Концепция государственной демографической политики находится в тесной взаимосвязи с вопросами благосостояния народа, предусмотренными в стратегии «Казахстан – 2030». Демографическое развитие рассматривается как один из наиболее значимых аспектов в социально­экономической жизни государства, поскольку оно способствует обеспечению обороноспособности страны и ее суверенитета и созданию потенциала для дальнейшего роста экономики страны.

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс

Население Земли 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017