«Наш земляк – В. Даль»

  • doc
  • 18.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кл час Даль.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Ровеньковский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

 

на тему:

 

«Наш земляк – В. Даль»

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

Робейко Юрий Валериевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Ясеновский

 


Все, кому дорого русское слово,

с особым трепетом произносят

имя Владимира Ивановича Даля.

Всю свою жизнь Даль посвятил России,

русскому народу, русскому языку, русскому слову.

 Я хочу, чтобы современные дети

знали этого великого человека и любили свою Родину,

 русский язык, как любил его В.И. Даль.

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В.И. Даля.

Задачи:

Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Ход классного часа

Группа обучающихся разделена на 4 группы, каждая получает задание:

Подготовить рассказ о жизни Владимира Ивановича Даля.

1 группа – детские, юношеские годы, учеба в университете, служба на флоте

2 группа – Даль – медик

3 группа – Даль – сказочник

4 группа – Даль – создатель Толкового словаря и – создатель словаря пословиц и поговорок русского народа.

Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о Владимире Ивановиче Дале. В 2011 году отмечалось 210 лет со дня рождения русского писателя, этнографа, настоящего патриота своего Отечества. Мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.

1 группа учащихся

Владимир Иванович Даль жил давным-давно, в старые, незапамятные времена… Родился он в 1801 году, 10 ноября, на юге России, в местечке Лугань.

Его отец, Иоганн Даль, был выходцем из Дании, – разносторонне образованный человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария Фрейтаг, владела пятью языками и детей почти всему учила сама. Будущий писатель получил хорошее образование в доме, где знали много разных языков, но говорили по-русски. Иностранных гувернеров не приглашали, но была у маленького Владимира добрая нянька Соломонида. Для Даля она была таким же воспитателем, каким была Арина Родионовна для юного Пушкина. От нее Даль узнал множество сказок, легенд, пословиц.

В 1815 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, а в 1819 году, окончив его, служил морским офицером. Но флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой.

В 1826 году Даль решает сменить профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (сейчас Дерпт – город Тарту). Эти студенческие годы останутся в его памяти «одним из самых светлых воспоминаний». Здесь он познакомится с известным писателем Василием Жуковским. Здесь началась дружба Даля с выдающимся русским хирургом Пироговым.Завершив образование, двадцатилетний хирург Владимир Даль отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует раненых солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы. В 1831 году Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши.

2 группа учащихся

С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе – он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, в Нижнем Новгороде. В эти годы к Далю приходит литературная известность, он пишет сказки, рассказы, повести. Подписывает их псевдонимом – «Казак Луганский» (по названию своего родного города).

Даль был знаком со многими известными русскими писателями: В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным.

В 1832 году вышел в свет сборник сказок «Русские сказки из предания народного изустного, на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

С этих-то сказок и начались добрые и дружеские отношения Владимира Даля с Александром Пушкиным, которые продолжались до последних мгновений жизни великого русского поэта. Александр Сергеевич подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

3 группа учащихся

В 1859 году Даль, уйдя в отставку, переезжает в Москву. Здесь он, наконец, целиком отдается любимому делу, которым он серьезно занимался и все предыдущие годы, но урывками. Это любимое занятие – изучение языка русского народа.

Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов.

Интерес к русскому языку появился у Владимира Даля еще в юности. Еще учась в Морском корпусе, Даль составил свой первый словарь, в него вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман Владимир Даль записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать».

(Зачитать значение слова «замолаживать» по словарю)

Но В. Даль записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Владимир Даль в совершенстве знал народные говоры. Однажды он услышал разговор нескольких прохожих, среди которых простонародным говором выделялся молодой монах.

(Инсценировка диалога между Далем и монахом)

Даль – Какого монастыря, батюшка?

Монах – Соловецкого, родненький.

Автор – Даль узнал в монахе выходца из Ярославских мест, где любимое слово – «родненький», «родименький»

Д. – Из Ярославской губернии.

Автор. – Монах испугался почему-то и стал оправдываться.

М. – Нету-ти, родненький, тамо-ти в Соловецком живу.

Д. – Из Ростовского уезда Ярославской губернии.

М. – Не погубите! (упал Далю в ноги)

Автор. – Оказалось, что под видом монаха скрывался беглый солдат, сданный в рекруты из Ростовского уезда.

Классный руководитель: Вот каким великолепным знатоком говоров русского народа был Даль.

4 группа учащихся

Когда Владимир Иванович был в армии, у него накопилось столько записей, что чемодан стал тесен и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Таскал этот верблюд непростую поклажу – записки к будущему толковому словарю, которые собирал Даль в течение десяти лет.

Этот верблюд был «нагружен словами». Но однажды верблюд пропал… Дело было в Турции, во время войны – верблюд попал в плен к неприятелю. Думали, что в больших тюках находятся несметные сокровища (для Даля так ведь и было!)

«Я осиротел с утратой своих записок, - говорил Даль, - но, к счастью, через неделю казаки отбили где-то моего верблюда и привели его в лагерь…» Туркам не понадобились тюки «со словами».

Многие десятки лет посвятил Владимир Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря – «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Даль собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.

В Москву Даль привез почти готовую рукопись словаря. Владимир Иванович вставал очень рано и сразу же принимался за работу. С утра до полудня он писал, не отрываясь, в час обедал и, независимо от погоды, выходил на прогулку. Отдохнув, снова садился за письменный стол, но по вечерам не писал. А только переписывал и подклеивал, вносил исправления. Ровно в 11 часов вечера шел спать.

Одновременно с работой над словарем Владимир Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги. Даль называл их «ремешками». Один «ремешок» – в словарь, как пример для пояснения слов; другой – вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Владимир Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить «ремешки» с пословицами, записанными Далем, получится лента длиною в 7 километров.

Мечта Даля осуществилась, он «спустил корабль на воду» – довел дело своей жизни до конца. В 1862 году Даль напечатал книгу «Пословицы русского народа», а в 1868 году, за 4 года до смерти, закончил свой «Словарь».

Классный руководитель: Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:

Учащийся:

Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.

Волга Дону пошире, дважды два – четыре.

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.

Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.

Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.

Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.

Классный руководитель: В.И. Даль был не только собирателем пословиц и поговорок, но был сочинителем и собирателем сказок. Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас с вами в этом убедимся. А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки.

Классный руководитель: Работа над словарем потребовала от составителя энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле; коневодстве и рыболовстве; судостроении; знал многие ремесла. Даль знал много языков – 12. Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, польский, читал и писал по латыни, изучал болгарский и сербский языки.

Учащийся:

В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почетном месте и выглядят очень торжественно. Это — знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль.

Кто-то может сказать: «Подумаешь! Ведь разных словарей на свете великое множество. Почему же именно словарю Даля на книжных полках такой почет и уважение? Чем он лучше всех остальных?»

Ответ на такой вопрос будет простым: именно в этом словаре собрана вся сокровищница русской живой речи, все ее слова, в общем – весь русский язык. А поэтому и уважение, которым окружены эти четыре красивые книги, относится не только к ним самим, но и к великому нашему языку.

(Работа со словарем В.И. Даля)

Учащиеся в группах должны найти в Толковом словаре слова – клевый, побаска, ведро и дать пояснения.

Классный руководитель:

Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Хоровод. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

Воробей. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.

Классный руководитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.

Классный руководитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.

В.И. Даль собирал пословицы по темам. Попробуйте и вы разобрать ремешки-пословицы по темам.

Учащиеся в группах должны собрать рассыпавшиеся пословицы:

- вода, лежачий, под, не, камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

- день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

- горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

- при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)

Классный руководитель: А сейчас давайте разгадаем кроссворд «Пословицы»:

Труд человека кормит, а лень …. (портит)

Волка бояться, в лес не …. (ходить)

Хлеб - соль кушай, а правду… (слушай)

….. города берет (Смелость)

Правда в огне не горит и в воде не …(тонет)

Кто хвалится, тот с горы …. (свалится)

Дело мастера …..( боится)

Красна ….. пером, а человек умом. (птица)

Без труда не вынешь и ……. из пруда (рыбку)

Классный руководитель: Кроме пословиц и поговорок, Даль был собирателем скороговорок и загадок. Давайте хором прочитаем скороговорки. А для чего нужны нам скороговорки? (Ответы детей).

Классный руководитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итог:

1. Назовите город, где родился В.И. Даль. (Луганск)

2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)

3. Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

4. Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

5. Назовите сказки В.И. Даля.

Классный руководитель:

Закончить наше мероприятия нам бы хотелось стихотворением Михаила Матусовского, который написал о В.И. Дале такие строки:

Учащийся:

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И так растет строка.

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

Сидят теперь четыре института

Над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то,

А Даль незаменим.