«Наша новая психологическая служба». Разработка модели развития школьной психологической службы
Оценка 4.6

«Наша новая психологическая служба». Разработка модели развития школьной психологической службы

Оценка 4.6
doc
психологическая работа
09.05.2020
«Наша новая психологическая служба». Разработка модели развития школьной психологической службы
1.doc

«Наша новая психологическая служба».

Разработка модели развития школьной психологической службы

на основе анализа психологических служб России и США.

 

Коттл Т.В., практический школьный психолог

в начальной школе Lake Anne,

графство Фаирфакс,

г. Рестон, Шатата Верджиния

Соловьева Д.Ю., педагог-психолог

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Сыктывкар

 

В связи с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» перед современным образованием встала новая задача: разработать модель современной школы, которая должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. При этом основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты, то есть выпускник готовый и способный творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь проявлять инициативу.

Как известно, школьная психологическая служба подчиняется системе образования. Поэтому требования «Нашей новой школы» так же можно применить и к ней. Какой должна быть современная школьная психологическая служба? Как она должна вписываться в общую систему образования? Каким образом школьный психолог может осуществлять свою деятельность в рамках ключевых направлений «Нашей новой школы»?

В данной статье мы попробуем ответить на эти и другие вопросы, а так же предложить свою модель развития современной психологической службы, основываясь на анализе психологических служб России и США.

Начнем с того, что школьная психологическая служба в Америке насчитывает почти 100 лет развития и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

В Америке профессиональный школьный практический психолог - это лицензированный или сертифицированный профессионал с уникальными знаниями и умениями. Каждые 5 лет школьный психолог проходит лицензирование, т.е. доказывает свое право на осуществление психологической деятельности. В случае же неудачи он такого права лишается.

Надо отметить, что услуги психологической помощи в школе проводятся двумя различными специалистами, а соответственно ведущая роль, цели, задачи и методы будут чётко разделены. В американской школьной системе существует психолог (school psychologist) и практический психолог (counselor).

Образование первого психолога предполагает более широкую подготовку в области клинических знаний в отношении ребёнка школьного возраста. Это позволяет ему в большей степени заниматься тестированием учащихся на предмет сложностей в обучении и некоторых эмоциональных отклонений. В его обязанности так же могут входить проведение групповых занятий с учащимися (подобные темы: дружба, умение справляться с стрессом, группы для детей родители которых в разводе и т.д.); образовательные и разъяснительные занятия с родителями, оказание поддержки учителям. В реалии же психолог чаще всего ограничивается тестированием и работой в психолого-педагогической комиссии. В распоряжении психолога находится утверждённый департаментом образования пакет тестов, который используется при определении трудностей ребёнка. В Америке это целая индустрия, поставленная на поток,  соответственно, и доступ к пакету ограничен. В связи с этим ведётся чёткий учёт всей тестируемой документации. В зависимости от штата некоторые тесты могут различаться.

Работа практического психолога распространяется на всех без исключения учащихся в школе. Они, как и тестирующие психологи проводят групповые занятия с детьми на похожие темы, работают с учителями и родителями. Практические школьные психологи играют ведущую роль в помощи учащимся достичь максимальных успехов в учёбе и индивидуальном развитии. Практические психологи являются лидерами в образовательном процессе, они являются адвокатами для учащихся и их родителей. Они обязаны обеспечить равные возможности учащимся в получении доступа ко всем необходимым ресурсам и службам для получения полноценного и успешного обучения.

В настоящее время Американской Ассоциацией Школьных Практических Психологов (ASCA-ААШПП) разработана национальная модель, которая предполагается быть взятой за основу организации собственной программы. Любая школьная программа психологической службы должна основываться на следующих принципах: быть всеобъемлющей и всесторонней, прeвентивной и развивающей. Национальная модель описывает основу для разработки программы, принципы доставки услуг, принципы управления программой и подотчётности (ASCA, 2005).

Данная всеобъемлющая программа охватывает всех без исключения учащихся в школе и работает в трёх основных направлениях: академическом, профориентационном, начиная с первого года поступления ребёнка в школу, и индивидуально-социальном. Основополагающая идея программы заключается в том, чтобы помочь каждому ребёнку успешно учиться в школе и стать полноценным членом общества. Задача психологической службы в школе заключается в том, чтобы помочь учащимся получить и развить умения и навыки, необходимые для успешного обучения. Превентивное образование доступно лишь при условии комплексного подхода и разнообразных форм донесения материала и креативных форм вовлечения детей, их родителей и учителей в данный процесс. 

А как же обстоят дела в России? В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли на рубеже XIX-XX веков в рамках так называемой науки педологии. И только в конце 60-х годов в России начал сформировываться активный поиск форм практического участия психологов в работе школы.

В России сегодня можно выделить несколько основных моделей деятельности психологической службы образования, в рамках которых существенно различаются основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования. В.Э. Пахальян условно обозначает эти модели как "служба поддержки образования", "служба психологического сопровождения", "служба содействия", "служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе" и "служба психологического здоровья" [9].

Широкое распространение получила концепция И.В. Дубровиной [6]. Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов.

И.В. Дубровина выделяет два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное. Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.

В качестве основных видов деятельности практического психолога выступают психологическое просвещение; психопрофилактика; психологическое консультирование; психодиагностика и психокоррекция.

В Российской школьной психологической службе психолог призван:

- выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению;

- разрабатывать и осуществлять развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;

- держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

- осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

- диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;

- выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

- консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;

- проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- вести профориентационную работу [3].

Таким образом, мы видим, что школьные психологические службы России и США отличаются своими целями и задачами, а также концептуальной моделью. Но, в то же время, можно обозначить общие методы и формы работы психологов этих двух стран.

Далее перейдем к рассмотрению вопроса о том, какой же, по нашему мнению, должна стать Российская современная школьная психологическая служба.

Как образованию нужна новая современная школа, так и психологии нужна новая психологическая служба. Многие отечественные авторы (В.Э. Пахальян, А.А., Бодалев, Г.А. Ковалев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Фридман, И.В. Дубровина, Н.С. Пряжников и т.д.) отмечают существование ряда проблем, противоречий и парадоксов практической психологии образования. Как отмечает М.А. Степанова «практическая психология образования существует, но единая концепция психологической службы отсутствует» [11]. Не смотря на то, что в литературе выделяется более 6 концепций и моделей психологической службы многие из них существуют отдельно сами по себе. В настоящее время нет единого понимания ни соотношения целей и задач психологической службы, ни соотношения содержания и формы работы психолога в школе. В связи с этим, основываясь на опыте американской психологической службы, мы считаем, что в настоящий момент необходима разработка и создание единой концепции, модели Российской школьной психологической службы.

Проанализировав особенности психологических служб двух разных стран: России и США, выделив их основные преимущества, мы решили предложить свой взгляд на разработку единой модели развития школьной психологической службы, которая отвечала бы всем требованиям современного общества и системы образования в целом.

Данную модель мы назвали «Наша новая психологическая служба». Она состоит из 6 основных направлений развития и модернизации школьной психологической службы.

Итак, перечислим данные направления:

1. Разработка единой цели и задач психологической службы.

В настоящее время существует некий разброс в обозначении и понимании целей и задач психологической службы образования. По мнению Л.М. Фридмана «цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы: воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью» [12].

И.В. Дубровина считает «основной целью школьной психологической службы – максимальное содействие психическому и личностному развитию учащихся» [2].

Клюева Т.Н. и др. авторы обозначают целью психологической службы «психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве» [4].

Если же рассматривать положение о службе практической психологии, то основной целью психологической службы школы является содействие и оказание помощи всем участникам образовательного процесса.

Мы же, в свою очередь,  не беремся разрабатывать или обозначать новые цели, мы лишь хотим обратить внимание на то, что у психологической службы образования должна быть одна единая цель, на основе которой будут строиться ее главные задачи.

2.      Подготовка высококвалифицированных специалистов.

Об этом уже давно говориться в прессе и для многих не секрет, что квалификация многих педагогов-психологов оставляет желать лучшего. В настоящее время большинство школ набирают психологов, не имеющих высшего психологического образования. Это происходит по двум причинам. Во-первых, в тарифно-квалификационных характеристиках работников учреждений и организаций образования сказано, что педагог-психолог может иметь либо высшее психологическое образование, либо высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология». И, во-вторых, как отмечает М.А. Степанова, «число выпускников психологических вузов и факультетов увеличивается из года в год, а школьных психологов не хватает» [11], поэтому директорам школ ничего не остается, как брать на должность педагога-психолога фактически учителей.

Чем выше уровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимает цель, а, следовательно, и смысл своей деятельности. В своей практике же мы столкнулись с огромным количеством психологически неграмотных и не компетентных в своей деятельности педагогов-психологов. В.Э. Пахальян считает, что причиной этому «несоответствие содержания учебных планов и программ содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога (должностных обязанностей)» [9].

Мы согласны с данной точкой зрения и считаем, что специалисты с педагогическим образованием и дополнительной специальностью «Психология» не имеют той теоретической и практической базы для того, чтобы продуктивно осуществлять деятельность школьного психолога. Конечно, можно говорить о том, что профессионализм приходит с годами, по мере накопления опыта, и каждый учиться на своих ошибках. Но, согласитесь с тем, что ошибка психолога и ошибка, например математика это не одно и то же. Психолог работает не просто с людьми, психолог работает с личностью, и допускать ошибки он не имеет право.

Все выше сказанное подводит нас к тому, что современной школьной психологической службе нужны не просто педагоги-психологи, а нужны профессионалы, которые смогли бы доказывать эффективность своей работы не только словом, но и делом, т.е. фактическим ее результатом. Поэтому, мы считаем, что необходимо пересмотреть нынешние требования системы образования, предъявляемые к квалификационной характеристике педагогов-психологов и добиться «производства» высококвалифицированных специалистов в области психологии.

3. Разработка и внедрение психологических программ и комплексов.

Практически все школьные психологи, приходя на новое место работы, сталкиваются с отсутствием материально-технического и методического обеспечения, будь то психологические тесты, методики, коррекционно-развивающие программы. Если образовательное учреждение финансово обеспечено, то психолог может рассчитывать на его поддержку, но большинство Российских школ не имеют такой возможности. Эту проблему так же рассматривает в своей статье Н.С. Пряжников, считая причиной этому «сложный социально-экономический момент, когда и на образование и на психологию почти не выделяется денег» [8]. Кроме того, он так же отмечает «недостаток отечественных практических методов работы» говоря о том, что «для многих ученых-специалистов, обеспечивающих методиками школьную психологическую службу, до сих пор нормой работы считается перевод (в лучшем случае — адаптация) зарубежных методик и передача таких «разработок» российским психологам-практикам» [8].

Но, не смотря ни на что, это проблема остается актуальной и по сей день. Что же в таком случае делают педагоги-психологи? Кто-то покупает все необходимые методические материалы за свой счет, а кто-то идет другим путем. Некоторые школьные психологи, не имеющие достаточно средств на дорогостоящие психологические комплексы, начинают разрабатывать свои тесты, опросники, развивающие программы и т.п. Главная проблема состоит в том, что большинство из них ни как не стандартизируются и не апробируются, не проходят проверок на надежность и валидность. Более того, данные методы попадают в прессу и начинают использоваться как общеизвестные, общепринятые технологии, на основе которых потом, школьными психологами пишутся заключения, разрабатываются рекомендации для учителей, родителей и учащихся.

Мы считаем, что в данном направлении развития психологической службы образования необходимо воспользоваться опытом американской системы, т.е. разработать или рекомендовать для Российской школьной психологии, а по возможности и внедрить ряд готовых эффективных психодиагностических, просветительских, профилактических, коррекционно-развивающих программ и комплексов. Конечно, в идеале было бы подобрать программы для конкретных направлений деятельности, например «Программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения» куда входили бы и методики исследования адаптации пятиклассников, и коррекционно-развивающие занятия и рекомендации для учителей и родителей пятиклассников.

На самом же деле здесь ничего придумывать не нужно. Такие программы и так уже существуют в психологической литературе нужно только выбрать лучшие из них (или организовать всероссийский конкурс программ) и официальным письмом рекомендовать данные программы для работы школьным психологам, ну и как уже говорилось выше по возможности распространять и внедрять их в школьную практику.

4. Формирование новой профессиональной позиции школьного психолога.

Когда молодой психолог приходит в школу он часто сталкивается с тем, что в его профессиональные обязанности входит обеспечение психологической помощью и поддержкой чуть ли не всего образовательного учреждения (от 750 и выше учащихся) включая родителей и учителей. Многие неопытные психологи начинают хвататься за все сразу и проводить порой совершенно не нужную и не эффективную в той или иной ситуации работу.

Для многих не секрет, что большинство специалистов делятся на теоретиков и практиков, т.е. кто-то нашел себя в научно-исследовательской работе, а кто-то в научно-практической. Примерно такая же ситуация наблюдается и среди школьных психологов, кто-то очень хорошо проводит психодиагностические обследования, пишет заключения, разрабатывает рекомендации для последующих консультаций, а кто-то терпеть не может «бумажную» работу, но с удовольствием проводит практические занятия, тренинги, игры, беседы, семинары и т.п.

К данной проблеме, в своей статье обращалась М.А. Степанова, она ставила вопрос о праве психолога заниматься предпочтительно тем или иным видом психологической работы, а так же о границах деятельности школьного психолога. «Если психолог в школе один, обязан ли он быть «многостаночником» или может заниматься одним видом работы?» [11].

Как уже говорилось выше, в американской школьной системе существует психолог и практический психолог у каждого из них свои цели, задачи и должностные обязанности. Данная система нам представляется достаточно эффективной. Мы предлагаем взять ее за основу и разделить должность педагога-психолога на две профессиональные независимые позиции в нашем случае это психолог-консультант и психолог-практик.

Таким образом, психолог-консультант в соответствии с годовым планом работы будет осуществлять психодиагностическую и консультационную деятельность, а также индивидуальную диагностику и консультирование учащихся, родителей и учителей по запросу. А основная работа психолога-практика будет заключаться в проведении развивающих, коррекционных, практических занятий, а также в просвещении и профилактике психологических проблем всех участников образовательного процесса.

Сразу напрашивается вопрос, кто и каким образом будет осуществлять данное разделение на психолога-консультанта и психолога-практика? Здесь можно выделить два пути. Первый путь подразумевает разделение профессиональной позиции психолога на этапе подготовки в Вузе. Мы считаем, что необходимо увеличить практику студентов в школах, чтобы именно на практике, работая школьным психологом, каждый смог определиться каким видом деятельности (диагностико-консультативной или просветительско-развивающей) хотел бы заниматься в будущем.

Кроме того, можно подумать и над тем, чтобы в той или иной степени изменить учебные планы Вузов с целью выпуска «готовых» психологов-консультантов и психологов-практиков. Таким образом, например, в дипломе молодого специалиста специальностью может быть «Школьная психология», а специализацией «Психолог-практик» или «Психолог-консультант». Нам кажется, это позволит сформировать у студентов более четкое представление о том, чем они в будущем будут заниматься, и самое главное упростит поиск работы.

Возможен и второй путь. Он реализуется на уровне образовательного учреждения. Начинающий специалист, отработав какое-то время по должности педагога-психолога, сам выбирает для себя ту сферу психологической деятельности, которой он хотел бы заниматься, в которой на данный момент он достиг наилучших результатов. Таким образом, в последующем он становится либо психологом-консультантом, либо психологом-практиком.

Конечно же, у каждой проблемы есть и вторая сторона медали. Данная система разделения школьных психологов на консультантов и практиков предполагает наличие в образовательном учреждении как минимум двух специалистов. А многие российские школы с трудом находят и одного. Поэтому здесь приходится мыслить материально и находить, разрабатывать всевозможные пути привлечения специалистов-психологов в образовательные учреждения.                                                                               

5.      Разработка критериев эффективности деятельности школьных психологов.

В настоящее время практически в каждой школе разработано положение о выплатах стимулирующего характера педагогическим работникам. В данном положении четко прописаны критерии установки надбавок за высокие результаты работы учителей, но, каким же образом, можно оценить эффективность работы школьного психолога?

Если школьный психолог не участвует в различных конкурсах, конференциях, семинарах, не пишет статей, не представляет свой опыт, может оказаться так, что его и похвалить то не за что. Хотя он добросовестно изо дня в день осуществляет в полной мере свою профессиональную деятельность.

Психология гуманитарная наука, работающая с человеком, результаты которой порой очень сложно измерить цифрами, т.к. не существует единой формулы, с помощью которой можно определить коэффициент результативности, глубину эффекта. В работе психолога результат чаще всего, не всегда виден сразу, он может проявиться через неделю, через месяц, а то и через год. А бывает и, наоборот, на момент коррекционной работы с ребенком результат на лицо, видны явные изменения, но по прошествии некоторого времени высокие показатели снова оказываются ниже нормы.

В психологических кругах вопрос о критериях эффективности деятельности педагога-психолога является весьма актуальным, к данной проблеме обращались такие авторы как Пахальян В.Э., Степанова М.А. [10], хотя на сегодняшний день в литературе на него нет окончательного, полного и исчерпывающего ответа. Поэтому, и это уже ни для кого не секрет, необходимо разработать четкие критерии эффективности деятельности педагога-психолога, которые должны быть не просто эталоном, к которому надо стремиться, но и должны отражать сущность работы психолога и способствовать его профессиональному и личностному росту.

К таким критериям можно отнести в первую очередь уровень компетентности и профессионализма в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности. К уровню компетентности и профессионализма мы относим следующее: знание теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;  соблюдение этического кодекса работы психолога; соответствие временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности; участие психолога в работе различных экспертных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей; самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, конкурсах, а также курсах повышения квалификации. 

Далее критерием эффективности деятельности педагога-психолога может выступать результативность его работы в деятельности образовательного учреждения. К показателям результативности можно отнести: обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество; соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы; компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения; качественные изменения  в  работе  с учащимися, родителями, педагогами, определяемые на основе протоколов  исследований,  наблюдений,  бесед,   результатов положительных  изменений  в поведении, личностных характеристиках, решения конфликтов; качество  психологических  заключений  и рекомендаций.

Ну и последним, пожалуй, самым важным критерием эффективности деятельности педагога-психолога, по нашему мнению, является положительная обратная связь от руководителей,  педколлектива,  учащихся и их родителей о работе психолога. В качестве обратной связи может выступать как личная благодарность школьному психологу о проделанной им работе, так и отзывы различных участников образовательного процесса, определяемые с помощью анкетирования.

6.      Развитие системы супервизорства.

Еще одна немало важная проблема постоянно преследует большинство школьных психологов – это проблема последипломного сопровождения и повышения квалификации. Опыт показывает, что у молодых специалистов-психологов в первые месяцы и годы работы возникает масса вопросов касающихся как организационной, так и практической стороны психологической деятельности. И в большинстве случаев им просто не к кому обратиться за помощью или советом.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что в нашей стране отсутствует система целостного последовательного последипломного сопровождения и профессионального становления психолога-практика. Но, как показывают исследования, психологу-практику требуется не меньше трех лет на определение полной профессиональной идентификации и обретения профессиональной уверенности.

На наш взгляд, решением данной проблемы может выступать развитие так называемой системы супервизорства. Супервизия – является одним из важнейших моментом в работе психолога независимо от опыта работы профессионала. Молодому специалисту супервизия необходима, чтобы получить поддержку в процессе профессиональной идентификации. Это поможет обрести профессиональную уверенность в себе. Специалисту со стажем супервизию можно рассматривать как возможность профессионального роста, развитие сетки профессиональных контактов, возможность профессиональной и эмоциональной поддержки так необходимой особенно людям, работающим в ситуации огромной эмоциональной нагрузки.

При этом супервизия должна быть направлена не только на преодоление профессиональных трудностей отдельно взятого специалиста, она должна быть встроена в общую систему научно-образовательного обеспечения деятельности школьной службы психологической помощи и являться органичной частью этой целостной системы.

Кроме того, наличие супервизии должно рассматриваться не как слабось, а как внустренняя сила и профессинальная мудрость, направленная на развитие и повышение профессионализма и развитие профессии в целом.

И так, в данной статье мы кратко рассмотрели особенности школьных психологических служб в России и США, выделили общие и отличительные черты, а так же попытались отразить свой взгляд на развитие школьной психологической службы в России и создать модель «Нашей новой психологической службы».

В заключение хотелось бы сказать,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. За системную организацию школьной психологической службы // Вопр. психол. 1985. № 3. С. 84-90.
  2. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: время реформ // Вестник практической психологии образования. 2005. № 2. С. 30-57.
  3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба М.: Педагогика, 1991.
  4. Клюева Т.Н. Концептуальные основы построения региональной психологической службы // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 1-8.
  5. Научно-практические проблемы школьной психологической службы / Под ред. Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, И.В. Дубровиной. М., 1987. 494 с.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1999.
  7. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации: Приказ Министерства образования России № 636 от 22.10.99 // Приложение к Сборнику документов психологической службы образования М.: ГПМС Центр, 1998.
  8. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопр. психол. 1993. № 5. С. 100-112.
  9. Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? // Вопр. психол. 2002. № 6. С.103–112.
  10. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопр. психол. 2002. № 1. С. 85-95.
  11. Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 57-60.
  12. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 97-107.

  13. Скачано с www.znanio.ru

Наша новая психологическая служба»

Наша новая психологическая служба»

В случае же неудачи он такого права лишается

В случае же неудачи он такого права лишается

Данная всеобъемлющая программа охватывает всех без исключения учащихся в школе и работает в трёх основных направлениях: академическом, профориентационном, начиная с первого года поступления ребёнка в…

Данная всеобъемлющая программа охватывает всех без исключения учащихся в школе и работает в трёх основных направлениях: академическом, профориентационном, начиная с первого года поступления ребёнка в…

В Российской школьной психологической службе психолог призван: - выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению; - разрабатывать и осуществлять развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей…

В Российской школьной психологической службе психолог призван: - выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению; - разрабатывать и осуществлять развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей…

В связи с этим, основываясь на опыте американской психологической службы, мы считаем, что в настоящий момент необходима разработка и создание единой концепции, модели

В связи с этим, основываясь на опыте американской психологической службы, мы считаем, что в настоящий момент необходима разработка и создание единой концепции, модели

М.А. Степанова, « число выпускников психологических вузов и факультетов увеличивается из года в год, а школьных психологов не хватает » [11], поэтому директорам школ ничего…

М.А. Степанова, « число выпускников психологических вузов и факультетов увеличивается из года в год, а школьных психологов не хватает » [11], поэтому директорам школ ничего…

Но, не смотря ни на что, это проблема остается актуальной и по сей день

Но, не смотря ни на что, это проблема остается актуальной и по сей день

Для многих не секрет, что большинство специалистов делятся на теоретиков и практиков, т

Для многих не секрет, что большинство специалистов делятся на теоретиков и практиков, т

Школьная психология», а специализацией «Психолог-практик» или «Психолог-консультант»

Школьная психология», а специализацией «Психолог-практик» или «Психолог-консультант»

Поэтому, и это уже ни для кого не секрет, необходимо разработать четкие критерии эффективности деятельности педагога-психолога, которые должны быть не просто эталоном, к которому надо…

Поэтому, и это уже ни для кого не секрет, необходимо разработать четкие критерии эффективности деятельности педагога-психолога, которые должны быть не просто эталоном, к которому надо…

Еще одна немало важная проблема постоянно преследует большинство школьных психологов – это проблема последипломного сопровождения и повышения квалификации

Еще одна немало важная проблема постоянно преследует большинство школьных психологов – это проблема последипломного сопровождения и повышения квалификации

Список литературы: Бодалев

Список литературы: Бодалев
Скачать файл