На первой ступени образования обучение направлено на становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей. В основе организации образовательного процесса – общее развитие детей, изучение природных способностей учащихся, с целью дальнейшего их развития и приобретения новых умений и навыков.
На второй ступени образования формируются познавательные способности ребенка; все образовательные области, представленные в учебном плане, обеспечивают расширение возможностей для самовыражения и самореализации личности учащегося в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности.
На третьей ступени обучение ориентировано на продолжение развития навыков самообразования и особенно самоорганизации и самовоспитания.
«Наша родная школа»
Автор: Паршукова Надежда Алексеевна
Паспорт школы.
Полное название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя
общеобразовательная школа
Сокращенное наименование МОУ: Тимшерская СОШ
Место нахождения школы: поселок Тимшер
Почтовый, юридический адрес: 168075, Республика Коми,
Усть Куломский район, поселок Тимшер, улица Школьная, дом №11а
Телефон факс 88213795668
Электронный адрес: scolatimseradm
@ mail
. ru
Школа в своей деятельности руководствуется:
Конституцией РФ
Трудовым Кодексом РФ
Концепцией модернизации Российского образования
Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ
Типовым положением об общеобразовательном учреждении в РФ
Договором с Учредителем
Уставом школы
Конвенцией о правах ребёнка
Указами и распоряжениями Президента РФ
Решениями районного Управления образования
другими локальными нормативными актами школы.
Общие сведения об образовательном учреждении.
Год ввода здания школы в эксплуатацию – 1968. Проектная вместимость здания школы 300
человек, фактически обучается 150 учащийся. Общая площадь всех помещений школы – 1805,2
кв.м.,– на одного обучающегося – 12,03кв.м. Здание школы расположено в 200 м от центра поселка.
Территория земельного участка школы ограждена по периметру, имеет 2 въезда. Школа
расположена в деревянном 2х этажном здании. Здание школы имеет следующий набор помещений:
13 учебных кабинетов, компьютерный класс, мастерские, спортивный зал, столовую с пищеблоком,
библиотеку, детскую комнату. Учебные классы располагаются на двух этажах. На 1 этаже
располагаются помещения столовой, спортивного зала и мастерские, детская комната, на втором –
компьютерный класс, библиотека. В кабинете информатики, установлено 15 компьютеров,
включенных в локальную сеть, имеют выход в интернет. В школе оборудованы кабинеты биологии,
русского языка и литературы, начального класса, оснащенные компьютером, мультимедийным
проектором. Оборудованы учебные мастерские, с необходимым станочным оборудованием,
комбинированными верстаками; кабинет обслуживающего труда, в котором имеются швейные
электрические, ручные машинки. Имеется спортивный зал, площадь которого 163,3 кв.м.,
спортивная площадка. Постоянно обновляется и пополняется спортивное оборудование.
Библиотека снабжена компьютером, принтером, обеспечена учебниками, справочной литературой,
художественной литературой, электронными пособиями.
Набор помещений обеспечивает создание условий для изучения обязательных учебных дисциплин.
Наполняемость классов от 10 до 18 учащихся. Теплоснабжение и водоснабжение здания школы
осуществляется централизовано. Котельная работает на дровах.
1Во второй половине дня для учащихся 14 классов работает группа продленного дня, которую
посещают 25 учащихся.
Питание учащихся и работников школы организовано в школьной столовой, которая имеет 84
посадочных мест. Столовая обеспечена технологическим оборудованием, посудой. Все учащиеся
школы охвачены горячим питанием, 64 (учащиеся начальных классов) питаются бесплатно.
Финансирование бесплатного питания за счет республиканского бюджета. Часть учащихся имеют
статус малоимущая семья (40%), для них, также бесплатное питание.
В школе имеется автобус, который совершает ежедневный подвоз учащихся из соседней школы.
(МОУ Лопьвадская ООШ)
Силами спонсорских средств, при школе построен и оборудован добротный спортивный тир,
площадью 84,3кв.м. (2010г.) и освещенная лыжная трасса (2008 г.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа
сельская школа, реализующая общеобразовательные программы начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, проживающим на территории сельского поселения
Тимшер, УстьКуломского района, Республики Коми.
До районного центра с.УстьКулом 100 км. На территории Тимшерского сельского поселения
функционируют: почтовое отделение, больница, ряд магазинов, сельская библиотека, клуб.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа
является юридическим лицом. Пакет документов в наличии.
МОУ Тимшерская СОШ является пунктом проведения ЕГЭ.
В настоящее время в школе обучается в 11 классах 150 учащихся
Количество смен – 1
Средняя наполняемость классов – 14 чел.
Количество классов по ступеням:
I ступень общего образования 4 класса – 63 учащихся
II ступень общего образования – 5 классов – 58 учащихся
III ступень общего образования – 2 класса – 29 учащихся
10 класс с химикобиологическим и социально гуманитарным профилем.
Педагогический коллектив, реализуя свою главную задачу, обеспечивает устойчивое развитие
образовательного процесса в школе с целью формирования личности, способной к познанию,
совершенствованию, творческому развитию и востребованной современным обществом.
На первой ступени образования обучение направлено на становление личности младшего школьника,
раскрытие его индивидуальных способностей. В основе организации образовательного процесса –
общее развитие детей, изучение природных способностей учащихся, с целью дальнейшего их
развития и приобретения новых умений и навыков.
На второй ступени образования формируются познавательные способности ребенка; все
образовательные области, представленные в учебном плане, обеспечивают расширение возможностей
для самовыражения и самореализации личности учащегося в различных видах познавательно
преобразовательной деятельности.
На третьей ступени обучение ориентировано на продолжение развития навыков самообразования и
особенно самоорганизации и самовоспитания.
Учебный план школы составлен на основе базисного учебного плана, утвержденного приказом
МО и ВШ РК № 135 от 27 мая 2004 года и сохранил в необходимом объеме содержание
образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного
2плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность
между предметами. Уровень недельной учебной нагрузки не превышает предельно допустимого.
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной
функции школы – обеспечение базового среднего образования, развитие ребенка в процессе
обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на
каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение
указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени
обучения. Для достижения образовательных целей используются различные образовательные
технологии, решающие задачу формирования навыков рефлексии, самостоятельной поисковой и
исследовательской деятельностей, использование опережающих интенсивных и поисково
проблемных методик, организации индивидуальных и групповых форм работы.
В целях защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья
коллектив ведёт большую работу: применяет здоровьесберегающие технологий; соблюдает правил
СанПина в режиме работы, гигиене питания и др.; работают спортивные секции, позволяющих
развивать двигательную активность.
(Примечание: в штатном расписании нет ставки педагога дополнительного образования. Педагоги
работают по совместительству от детскоспортивной школы района, а также по своей инициативе.)
Школа работает в режиме 6ти дневной рабочей недели для 2 – 11 классов и в режиме 5ти дневной
рабочей недели для 1 класса.
Формы организации учебного процесса:
уроки (классноурочная форма);
лекции, семинары, практикумы;
индивидуальное обучение;
консультации;
олимпиады, конкурсы;
предметные недели;
открытые уроки.
Основные элементы контроля учебно воспитательного процесса:
выполнение всеобуча;
состояние преподавания учебных предметов;
качество ЗУН учся;
качество ведения школьной документации;
выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и полной средней школы;
выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Формы контроля, использованные:
класснообобщающий;
обзорный;
административный контроль за уровнем ЗУН (стартовый, рубежный, итоговой);
тематически обобщающий ;
комплексно – обобщающий;
персональный;
фронтальный.
Методы контроля:
наблюдения (посещение уроков);
проверка знаний;
изучение документации;
анализ.
Основные направления посещений и контроля уроков:
формы и методы, применяемые на уроках;
самостоятельная работа учся, ее содержание и организация;
классно – обобщающий контроль.
3Педагогические кадры школы.
Образовательный процесс в школе обеспечивается творческим, профессиональным коллективом
педагоговединомышленников, объединенных общей целью, где инновационный потенциал каждого,
его педагогическое мастерство, умения, знания направлены на реализацию основных задач
образования.
В школе работает 23 учителя. Учительский состав опытный, высококвалифицированный.
Педагогический коллектив по образованию, опыту работы способен обеспечить качественный
уровень обучения. Высшее образование имеют 20 человек, среднее специальное – 2, получает высшее
образование 1.
17 учителей – это выпускники данной школы, что составляет 74%.
Сравнительная таблица квалификационных категорий
за период с 2007 по 2011 г.г.
Кв.категория
Высшая
Первая
Вторая
20072008
22 педагога
3 – 13,6 %
10 – 45,5 %
8 – 31,8 %
20082009
23 педагога
4 – 17,4 %
10 43,5 %
7 – 30,4 %
20092010
23 педагога
5 – 21,7 %
9 – 39,1 %
7 – 30,4 %
20102011
23 педагога
6 26%
10 – 43%
7 – 30%
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности
педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования. Из года в год
процент педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категории, увеличивается.
Анализ педагогического состава по педагогическому стажу.
Стаж работы
20072008
20082009
20092010
20102011
23 педагога
От 2 до 5 лет
От 5 до 15 лет
От 15 до 20 лет
Свыше 20 лет
Свыше 30 лет
2 чел – 9,1 %
5 чел – 22,7 %
4 чел – 18,2 %
11 чел – 50 %
1 чел – 4,4 %
4 чел – 17,4 %
4 чел – 17,4 %
10 чел – 43,5 %
4 чел – 17,4 %
5 чел – 22 %
4 чел – 17,4 %
10 чел – 43,5 %
4 чел – 17,4 %
5 чел – 22 %
4 чел – 17,4 %
10 чел – 43,5 %
4 чел – 17,4 %
Средний стаж педагогического состава составляет 20,7 лет.
Педагоги школы награждены:
Награды, достижения педагогов
Награды
Количество учителей
Нагрудный знак «Почетный работник общего образования»
Грамота Министерства образования Российской Федерации
Победитель в конкурсном отборе ПНПО (2010 год)
Грамота Министерства образования Республики Коми
Медаль «За ратную доблесть»
3
7
1
15
1
4Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными
силами РФ
1
Педагоги школы постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах
повышения квалификации, участвуют в районных методических семинарах и конкурсах.
Основные показатели работы школы.
Обучалось учся
Всего по школе
1 ступень
2 ступень
3 ступень
Отсев учся:
из основной школы
из средней школы
Не получили аттестат:
об основном образовании
о среднем образовании
Окончили
ОУ
аттес.особ.образ.
С золотой медалью
С серебряной медалью
с
Окончили на «отлично» всего:
По 24 классам
По 59 классам
По 1011 классам
20072008
20082009
20092010
157
50
81
26
0
0
0
0
0
0
155
59
70
26
2
1
1
0
0
0
1
Кузьмич Елена
1
Кучева
Анастасия.
8
5
2
1
0
8
3
4
1
154
65
61
28
0
0
0
0
0
7
3
4
0
Ежегодно осуществлялся педагогический мониторинг, одним из этапов которого является
отслеживание и анализ качества обучения и итоговой аттестации по предметам с целью выявления
недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.
20072008
20082009
20092010
1.Количество отличников (всего)
1 ступень
2 ступень
3 ступень
2.Количество лучших (всего)
1 ступень
2 ступень
3 ступень
3. Качество знаний по школе %
1 ступень
2 ступень
3 ступень
4. С одной оценкой «4» (всего)
8
5
2
1
55
18
29
8
44,7
63,9
39,2
34,6
9
8
3
4
1
50
19
25
6
42,6
55
41,4
27
8
7
3
4
0
53
26
17
10
43,2
58
34,4
35,7
6
5 1 ступень
2 ступень
3 ступень
5. С одной оценкой «3» (всего)
1 ступень
2 ступень
3 ступень
6. Кол во неуспевающих (всего)
1 ступень
2 ступень
3 ступень
5. Количество второгодников
1 ступень
2 ступень
3 ступень
6. Успеваемость по школе
1 ступень
2 ступень
3 ступень
4
4
1
8
4
4
1
1
1
1
99,4
97,2
100
100
4
3
1
13
6
5
2
4
3
1
1
0
1
0
97
100
96
96
3
3
0
8
4
4
0
5
1
1
3
4
1
0
3
96,4
98
98,4
89,3
Вывод: сравнительный анализ за два года показал стабильность качества знаний по школе.
За последние три года наблюдается постепенное снижение успеваемости (99,49796,4).
Причины снижения успеваемости: все неуспевающие имеют большое количество пропусков уроков
без уважительной причины, что привело к неудовлетворительной успеваемости по некоторым
предметам, низкий уровень самоподготовки, низкая посещаемость индивидуальных занятий; все
состоят на внутришкольном учете.
Сравнительный анализ
качества знаний учащихся по классам на базовом уровне.
Класс
6
7
8
9
10
5
4
3
2
20072008
6 уч – 37,5 %
8 уч – 53,3 %
7 уч – 38,8 %
5 уч – 26,3 %
3 уч – 23,1 %
5 уч – 45,5 %
7 уч – 58,3 %
5 уч – 55,5 %
11 уч 73,3 %
Класс
7
8
9
10
11
6
5
4
3
2
20082009
5 уч – 31 %
5 уч – 33 %
7 уч – 41 %
4 уч – 28 %
4 уч – 25 %
5 уч – 45 %
7 уч – 64 %
5 уч – 50 %
8 уч – 53 %
9 уч – 60 %
Класс
8
9
10
11
7
6
5
4
3
2
20092010
2 уч – 14,3 %
5 уч – 33 %
6 уч – 37,5 %
4 уч – 33,3 %
5 уч – 45 %
7 уч – 64 %
4 уч 40 %
7 уч – 47 %
8 уч – 50 %
13 уч – 72,2 %
Вывод: сравнительный анализ показал стабильность качества знания в 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11
классах.
На продвинутом уровне находится качество знаний во 2 классе.
Значительное снижение результатов качества знаний происходит в 8 классе (37,5 – 31 – 14,3) также
постепенное снижение качества знаний наблюдается в 4 классе (73,35347).
Классы, в которых базовый уровень выше среднего по школе.
6Учебный год
Класс
Кач.знаний %
20072008
20082009
20092010
2
3
4
5
7
11
2
3
4
5
6
2
3
4
6
7
73,3
55,5
58,3
45,5
53,3
46,2
60
53
50
64
45
72,2
50
47
64
45
Кл.руководитель
Костровская Ю.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Тутринова Л.С.
Ермолина Н.В.
Крючкова Е.Д.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Белова В.А.
Лодыгина Т.Е.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Белова В.А.
Тутринова Л.С.
Классы, в которых базовый уровень ниже среднего по школе.
Учебный год
Класс
Качество знаний %
20072008
20082009
20092010
6
8
9
10
7
8
9
10
11
8
9
10
11
37,5
38,8
26,3
23,1
31
33
41
28
25
14,3
33
37,5
33,3
Кл.руководитель
Карманова Н.Б.
Вараксина В.В.
Паршукова А.И.
Цан М.К.
Карманова Н.Б.
Ермолина Н.В.
Вараксина В.В.
Паршукова А.И.
Цан М.К.
Карманова Н.Б.
Цан М.К.
Вараксина В.В.
Паршукова А.И.
Вывод: уровень качества знаний составляет выше среднего на 1 ступени обучения и в 6,7
классах; самый низкий показатель качества знаний в 8 классе. Причины снижения качества знаний:
низкий уровень самоподготовки учащихся, ослаблен контроль со стороны родителей.
Анализ уровня преподавания по предметам (24 классы).
Предмет
Ф.И.О. учителя
% успеваемости
% качества знаний
2008/2009 2009/2010 2008/2009 2009/2010
Русский язык
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Литературное чтение Шатланкина А.Н.
Рейнгардт В.И.
100
100
100
100
100
100
100
100
100
86,6
53
50
93,3
78
69
53
81
83
7Русская литература
Коми язык
Математика
Обществознание
Окружающий мир
Природоведение
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
Информатика
Немецкий язык
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Белова В.А.
(Паршукова Е.Н.)
Шатланкина А.Н.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Рейнгардт В.И.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Шатланкина А.Н.
Гредина О.В.
Лебедева А.А.
Иванова Р.Н.
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
70
82
93
60
66,6
73
50
100
80
100
80
100
100
100
100
100
100
100
100
90
100
100
100
93
70
93
81
75
72
56
73
81
100
88
81
87
94
94
100
100
100
100
94
100
100
94
94
100
100
73
94
Вывод: успеваемость находится на оптимальном уровне от 100% до 94 %.
На высоком уровне (10080) находится качество знаний по литературному чтению и русской
литературе, обществознанию, окружающему миру, природоведению, ИЗО, Физической культуре,
музыке, технологии, немецкому языку.
По русскому языку и математике качество знаний колеблется от продвинутого уровня к
среднему, по коми языку и информатике от высокого к продвинутому.
Анализ уровня преподавания по предметам (511 классы).
Предмет
Ф.И.О. учителя
Паршукова А.И.
% успеваемости
% качества знаний
2008/2009 2009/2010 2008/2009 2009/2010
98
100
54,2
51,6
8Коми язык
Французский язык
Русский язык
Русская литература
Алгебра и начала
анализа
Геометрия
Информатика
История
Немецкий язык
Математика
История России
Всеобщая история
Обществознание
Природоведение
Крючкова Е.Д.
Цан М.К.
Паршукова А.И.
Крючкова Е.Д.
Цан М.К.
Крючкова Е.Д.,
Паршукова А.И.
(Паршукова Е.Н.)
Иванова Р.Н.
Иванова Р.Н.
Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Алгебра (алгебра и н.а.) Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Паршуков С.И.
Андреева А.В.
Андреева А.В.
Андреева А.В.
Андреева А.В.
Вараксина В.В.
Паршукова Н.А.
Вараксина В.В.
Паршукова Н.А.
Вараксина В.В.
Паршуков С.И.
Можаева В.М.
Ермолина Н.В.
Белова В.А.
Белова В.А.
Чигиринова Н.С.
Паршуков А.А.
Паршуков С.И.
Созонов П.М.
Паршуков А.А.
Паршукова Н.А.
Цан М.К.
Ермолина Н.В.
Белова В.А.
Андреева А.В.
Паршуков С.И.
Паршукова А.И.
Цан М.К.
История РК
Экономика
Музыка
Технология
Физика
Химия
ИЗО
География
Биология
ОБЖ
Экология
МХК
Черчение
Физическая культура
Литература РК
100
100
98
100
100
98,8
98,8
100
100
96
100
96
96,4
100
100
98
98
99
100
98,8
98,5
100
100
98,5
100
100
98,8
100
99
100
100
94,5
100
100
94
100
100
100
100
100
100
90,5
97
81
100
90,5
100
100
100
96
98
100
100
100
98
100
96,2
100
100
100
100
100
100
100
100
94
100
100
100
100
100
61
50
62,7
63
75
82
76,5
72,7
36,3
33,2
44,5
33,4
51
90
74,5
44
49
72
100
67
62,5
64,4
58
68,8
96,7
100
97,6
71
92
100
66
66,6
74,5
Вывод: успеваемость находится на оптимальном уровне от 100 % до 90 %.
46,1
61
50,6
50
62
74,6
70
56,5
29
47,8
44
58
29
51,6
87,6
59
57,6
64,3
70
50
72,8
69,6
69
54,2
52,2
82,2
91,2
98
96
85
93,2
100
65,5
86,5
73
73
71
81
9На высоком уровне (10080) по качеству знаний находится преподавание технологии, ОБЖ,
ИЗО, музыки, физкультуры, информатики, МХК и литературы РК.
На продвинутом уровне (7960) находится преподавание коми языка, французского языка,
немецкого языка, всеобщей истории, обществознания, географии, биологии, экологии, черчения,
истории РК, экономики.
На среднем уровне (5935) находится преподавание русского языка, литературы, математики,
алгебры, геометрии, истории, истории России, природоведения, физики, химии.
Сравнительный анализ за два года показал снижение уровня качества знаний от продвинутого
к среднему по литературе, химии, от высокого к продвинутому по коми языку; рост от среднего
уровня к продвинутому по всеобщей истории.
Уровень преподавания по предметам в целом по школе.
1 ступень обучения.
Предмет
20082009
Успеваемость
Качество
знаний
20092010
Успеваемость
Качество знаний
Русский язык
Русская литература
(лит.чтение)
Коми язык
Математика
Информатика
Обществознание
Окружающий мир
Природоведение
ИЗО
Музыка
Физическая
культура
Технология
Немецкий язык
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
63
88
82
63
88
90
100
83
100
100
97
100
100
100
100
98
100
100
100
100
100
100
100
100
100
66,6
85,6
78
67
86
90
88
84
96
100
98
96
94
Вывод: качество знаний по изучаемым предметам стабильно. Преподавание учебных
дисциплин на 1 ступени образования колеблется от продвинутого уровня к высокому.
Предмет
Русский язык
Русская литература
Коми язык
Французский язык
Немецкий язык
Математика
Алгебра (алг и н.а.)
Геометрия
Информатика
История
История России
2,3 ступени обучения.
Успеваемость
Качество знаний
20082009
20092010
20082009
20092010
99
99
99
99
100
98
96
99
100
98
100
98
100
100
100
100
92
95
100
100
96
55
67
82
76,5
55
39
42
90
75
44
48,8
53,8
62
74,6
70
56,5
44,7
42,2
87,6
59
57,6
10Всеобщая история
Обществознание
Природоведение
Биология
География
Физика
Химия
ИЗО
Музыка
Физическая культура
Технология
Экология
Экономика
ОБЖ
Черчение
98
99
100
99
99
99
99
100
99
99
100
100
100
95
98
100
100
99
100
100
98,5
100
100
100
100
94
100
100
100
49
72
100
63
67
58
69
97
92
90
66
75
100
67
64,3
70
50
69,3
72,8
54,2
52,2
82,2
91,2
93,2
93
65,5
71
100
73
Вывод: успеваемость находится на оптимальном уровне, несмотря на снижение успеваемости
в сравнении с прошлым годом по литературе, алгебре, геометрии, истории России, экологии.
Качество знаний стабильно по математике, французскому языку, информатике,
обществознанию, физической культуре, экологии, ОБЖ.
Рост качества знаний наблюдается по алгебре, истории России, всеобщей истории, биологии,
географии, технологии, черчению.
Незначительное снижение качества знаний по русскому языку, физике, экономике.
Уровень качества знаний снизился по литературе на 13 %, коми языку на 20 %, истории на 16
%, природоведению на 50 % (изменение контингента учащихся), химии на 17 %, ИЗО на 15 %.
Показатели качества результатов образования выпускников 9 и 11 классов .
Основными показателями состояния преподавания учебных предметов являются результаты
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
Результаты ГИА в 9 классе выше среднего по району. Успеваемость на оптимальном уровне и
составляет 100 % по алгебре и 93 % по русскому языку. Качество знаний по алгебре и русскому
языку на среднем уровне.
Подтверждение годовых оценок по результатам ГИА в новой форме по русскому языку и
математике и традиционной форме по предметам выпускников 9 класса видно из таблицы:
Предмет
20082009
20092010
язык
Алгебра (НФА)
Русский
(НФА)
Физическая
культура
Черчение
Русский
(устно)
Коми язык
Информатика
Обществознание
язык
Сдавали Подтвердил
Сдавали
16
16
6
3
3
4
3
6
и оценки
4 (25 %)
9 (56 %)
3 (50 %)
1 (33 %)
3 (100 %)
2 (50 %)
2 (66 %)
6 (100 %)
15
15
8
3
2
1
7
Выше
год.оц.
320%
427%
Подтв.
год.оц.
960%
853%
450%
Ниже
год.оц.
320%
320%
450%
267%
133%
2100%
1100%
571%
229%
11География
Биология
История России
7
6 (85 %)
3
6
1
267%
233%
1100%
133%
467%
По 11 классу результаты ГИА видны из таблицы:
Предмет
Сдавали
Успеваем.
Наивысший
балл
Среднее по
рну
Математика
Русский язык
Химия
Биология
Обществознание
Физика
2008
2009
15
15
1
6
5
2009
2010
12
12
7
5
2
2008
2009
100
93
100
100
100
2009
2010
75/100
92/100
100
100
50
2008
2009
70
72
47
56
73
2008
2009
42
53,5
56,7
53,2
54,9
2009
2010
60
63
51
61
40
2009
2010
Средний
балл по
школе
2008
2009
48,8
54,3
47
45,3
57,4
2009
2010
32
52
46
51,6
32,5
Вывод: успеваемость по результатам ГИА в 11 классе по русскому языку, математике,
биологии и обществознанию на оптимальном уровне. Низкий уровень успеваемости показали
учащиеся по физике в сравнении с прошлым годом снизился уровень среднего балла по школе и
наивысшего балла по школе.
Процедура проведения государственной итоговой аттестации соответствовала всем требованиям, в
школе были созданы комфортные условия и благоприятный психологический климат. О высоком
качестве организации ЕГЭ говорит факт об отсутствии апелляций по процедуре проведения
экзаменов.
В целях обеспечения прозрачности и объективности процедур проведения ЕГЭ была обеспечена
система общественного контроля. Общественными наблюдателями были члены общешкольного
родительского комитета.
Анализ размещения выпускников
20072008
13 выпускников
20082009
12 выпускников
20092010
12 выпускников
вузы
ссузы
унпо
вузы
ссузы
унпо
вузы
ссузы
унпо
7 – 54 % 3 – 23 % 3 – 23 % 5 – 42 % 6 – 50 % 1 – 8 % 6 – 50 % 1 – 8,3 % 3 – 25 %
Вывод: в сравнении с 20082009 уровень поступления выпускников снизился на 17 % (100
83). Стабилен уровень поступления выпускников в вузы, увеличивается колво поступающих в
УНПО.
Итоги работы с одаренными детьми и учащимися, мотивированными на учебу.
Традиционно проводятся школьные предметные олимпиады. По результатам школьного тура
предметных олимпиад выдвигаются участники на районный тур. Анализ работы учителей с
мотивированными учащимися показан в таблице:
Предмет
Информатика
20072008
20082009
2 м (9 кл)
Учитель:
20092010
2 м (10 кл), 3 м (11 кл)
Учитель: Паршуков С.И.
20102011
12Французский
язык
Русский язык
Математика
Технология
Паршуков С.И.
3 м (9 кл)
Учитель:
Иванова Р.Н.
1 м (11 кл)
Учитель:
Паршукова
А.И.
1 м (11 кл)
Учитель:
Карманова
Н.Б.
2 м (9 кл), 3 м
(11 кл) Учитель:
Иванова Р.Н.
2 м (4 кл), 3 м
(10 кл) Учителя:
Рейнгардт
В.И.Карманова
Н.Б.
3 м (11 кл)
Учитель:
Паршуков С.И.
Физическая
культура
Природоведение
Обществознание
2 м (10 кл)
Учитель:
Созонов П.М.
3 м (4 кл)
Экономика
Экология
География
Право
История
Физика
2 м (11 кл), 3 м
(9 кл)
Учитель:
Андреева А.В.
3 м (11 кл)
Учитель:
Паршуков С.И.
1 м (10 кл)
Учитель:
Паршукова
Н.А.
3 м (10 кл)
Учитель:
ВараксинаВ.В.
2 м (7,9,11 кл), 3 м (8,10
кл)
Учитель: Иванова Р.Н.
1 м (7 кл)
Учитель: Лодыгина Т.Е.
1 м (7 кл), 2 м (9 кл)
Учитель: Чигиринова
Н.С.
3 м (9,11 кл)
Учителя: Паршуков А.А.,
Паршуков С.И.
3 м (11 кл)
Учитель: Созонов П.М.
2 м (3 кл)
Учитель: Рейнгардт
В.И.
1 м (3 кл)
Учитель: Рейнгардт
В.И.
2 м (9кл)
Учитель: Созонов
П.М
3 м (10 кл)
Учитель: Андреева А.В.
1 м (7 кл.); 3 м (11
кл.)
Учитель: Андреева
А.В.
1 м (11 кл)
Учитель: Паршукова
Н.А.
1 м (9 кл), 3 м (10 кл)
Учитель: Андреева А.В.
3 м (11 кл.)
Учитель: Андреева
А.В.
3 м (10 кл.)
Учитель: Андреева
А.В.
2 м (8 кл)
Учитель: Паршуков С.И.
Итого:
7
9
17
8
Вывод: повысилось не только число призовых мест, но и их уровень. По результатам
учащийся, занявшие первые места становятся участниками
районного тура олимпиад
республиканской олимпиады.
13Учащийся школы принимают активное участие в российских предметных играх – конкурсах и
чемпионатах:
Участие во всероссийских играх – конкурсах
Название
игры конкурса
«Кенгуру»
«Русский Медвежонок»
«КИТ»
«Инфознайка»
Количество
участников
73
82
30
71
Победители
Регион
2 м – 1 участн.
Район
3 м – 2 участн.
1 м – 5 участн.
2 м – 2 участн.
3 м – 2 участн.
Участие в Молодежных предметных чемпионатах (всероссийские)
№
п/п
1
2
3
4
№
п/п
1
Название
чемпионата
Психологический
2
Филологический
3 Математический
4
5
6
7
8
Исторический
Биологический
Старт
Экономический
Географический
Количество
участников
18
38
48
17
38
35
10
10
Победители
Регион
2 м – 1 участн.
3 м – 1 участн.
2 м – 1 участн.
3 м – 1 участн.
2 м – 2 участн.
3 м – 1 участн.
1 м – 2 участн.
1 м – 2 участн.
Район
1 м – 4 участн.
2 м – 4 участн.
3 м – 3 участн.
1 м – 8 участн.
2 м – 8 участн.
3 м – 5 участн.
1 м – 4 участн.
2 м – 2 участн.
3 м – 2 участн.
1 м – 4 участн.
2 м – 4 участн.
3 м – 1 участн.
1 м – 6 участн.
2 м – 6 участн.
3 м – 6 участн.
1 м – 7 участн.
2 м – 3 участн.
3 м – 3 участн.
1 м – 3 участн.
3 м – 1 участн.
1 м – 5 участн.
2 м – 2 участн.
3 м – 2 участн.
Региональная (республиканская) игра – конкурс «Олененок»
№
п/п
1
Название
игры конкурса
Количество
участников
Победители
Регион
Район
«Олененок» (республика)
45
1 м – 1 участн.
Работа с одаренными детьми и учащимися приносит положительные результаты. Поэтому
необходимо:
141. Продолжить работу с одаренными и мотивированными детьми.
2. Администрации школы обеспечить учителейпредметников часами для работы с учащимися,
имеющими высокий уровень мотивации.
3. Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учебу,
через индивидуальный подход на уроках, факультативах, кружках, консультациях.
4. Организовать участие учащихся школы олимпиадах, чемпионатах и др..
Учащиеся школы проходят обучение в ОУ РК:
Наименование ОУ
Гимназия искусств при
Главе РК
Коми РОЗЛИ
20082009
20092010
Приняты в 2010 году
2
2
5
3
2
1
Вывод: уровень работы с одаренными детьми повысился.
Грамотное построение учебновоспитательной работы в школе невозможно без хорошей организации
методической службы, ведь методическая работа в современной школе – это целостная, основанная
на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно
воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и
воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы
в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебновоспитательного процесса, достижение
оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.
Коллектив школы работает над методической темой: «Совершенствование работы с одаренными
детьми»
Для её реализации стоят следующие задачи:
1. Поэтапный переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение
2. Осуществлять целенаправленный процесс формирования творческой личности через различные
виды конкурсов.
3. Совершенствовать систему школьных предметных олимпиад.
5. Продолжить введение в УВП элементов инновационных технологий.
В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществляется по следующим
направлениям деятельности: тематический педсовет, школьные методические объединения, работа
по темам самообразования, проведение курсов по выбору в 89 классах, открытые уроки и их анализ,
предметные недели, предметные кружки информационнометодическое обслуживание учителей,
организация и контроль курсовой подготовки учителей, повышение квалификации, педагогического
мастерства, аттестация педагогических и руководящих работников, участие учащихся в олимпиадах,
конкурсах и соревнованиях разных направлений и уровней, участие учителей в конкурсах,
семинарах и конференциях.
Главной структурой, организующей методическую работу учителейпредметников, являются
методическое объединение. В школе работают 5 предметных методических объединений:
1. МО учителей начальных классов
2. МО учителей математики, физики и информатики
3. МО учителей биологии, экологии, географии, химии, истории и обществознания
4. МО учителей – языковедов
5. МО учителей технологии, ИЗО, музыки, физической культуры и ОБЖ
В соответствии с методической темой школы учителя – предметники работают над следующими
темами самообразования:
15№
п/п
Ф.И.О. учителя
предметника
Тема по самообразованию
МО учителей начальных классов
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
Гредина О.В.
Шатланкина А.Н.
Рейнгардт В.И.
Лебедева А.А.
Дошкольное образование – подготовка к начальному
школьному образованию.
Развивающая программа «Школа – 2100» на ступени
начального образования.
Работа по развитию орфографической зоркости.
Составление «портфолио» учащихся 1 класса.
Информатика в 1 классе как средство развития
логического,
алгоритмического и системного
мышления.
МО учителей математики, физики и информатики
Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Паршуков С.И.
Предпофильная подготовка в 8 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Работа с одаренными детьми
математического кружка).
Подготовка учащихся 9,11 классов к ГИА в НФА и
форме ЕГЭ.
Предпофильная подготовка в 9 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Информационные технологии в учебной деятельности.
(проведение
МО учителей биологии, экологии, географии, химии,
истории и обществознания
Вараксина В.В.
Паршукова Н.А.
Можаева В.М.
Андреева А.В.
Цан М.К.
Крючкова Е.Д.
Паршукова А.И.
Иванова Р.Н.
Паршукова Е.Н.
Предпофильная подготовка в 9 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Информационные технологии на уроках географии и
биологии.
Предпофильная подготовка в 9 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Информационные технологии на уроках биологии и
экологии.
Нестандартные формы обучения на уроках химии.
Предпофильная подготовка в 9 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Игровые формы на уроках истории.
МО учителей – языковедов
Применение информационных технологий на уроках
МХК.
Предпофильная подготовка в 9 классе (разработка
программы и проведение курсов по выбору).
Подготовка учащихся 9 класса к НФА.
Подготовка учащихся 11 класса к ГИА в форме ЕГЭ.
Преподавание иностранного языка на первой ступени
образования.
Роль предметной недели коми языка в творческом и
интеллектуальном развитии учащихся.
МО учителей технологии, ИЗО, музыки, физической культуры и ОБЖ
Чигиринова Н.С.
Работа с одаренными детьми (участие в творческих
конкурсах разных уровней).
Кружок «Юный корреспондент» как средство
162
3
4
Белова В.А.
Паршуков А.А.
Созонов П.М.
творческой,
коммуникативной и
развития
интеллектуальной личности школьника.
Работа с одаренными детьми (участие в творческих
конкурсах разных уровней).
Работа с одаренными детьми (участие в спортивных
соревнованиях). Создание условий, содействующих
сохранению и укреплению физического и
психического здоровья обучающихся
средствами
физического воспитания.
Работа с одаренными детьми (участие в творческих
конкурсах разных уровней). Создание условий,
содействующих
сохранению и укреплению
физического и психического здоровья обучающихся
средствами физического воспитания.
Каждое предметное МО имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью методической
работы школы. На заседаниях школьных методических объединений обсуждаются следующие
вопросы: знакомство с планом работы на учебный год; работа с образовательными стандартами;
согласование календарнотематических планов; разработка и рассмотрение РУП и программ курсов
по выбору; преемственность в работе детского сада, начальных классов и среднего звена; методы
работы с одаренными учащимися; формы и методы промежуточного и итогового контроля; анализ
проведения предметных недель; анализ открытых уроков и мероприятий; отчеты учителей по темам
самообразования; отчеты учителей, прошедших курсы повышения квалификации; ГИА в НФА и
форме ЕГЭ; УМК на будущий учебный год; изучаются тексты и задания контрольных работ,
экзаменационные и другие учебнометодические материалы; проводится анализ контрольных работ,
намечаются ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Ставя перед собой задачу постепенного перехода к профильному обучению (БУП – 2004),
учителями – предметниками разработаны курсы по выбору:
Название курса по
Направленность Класс
Учитель
выбору
№
п/п
1
2
3
Словарная работа над
трудно проверяемыми и
непроверяемыми
орфограммами.
Лес и человек.
Основы
хозяйства в РК.
Здоровый образ жизни.
лесного
4
5 Мир, в котором я живу.
среды
Русский язык
Экология
Эколого
биологическая
Биология
Экология
9
8
9
8
9
9
8
9
9
9
8
Крючкова Е.Д.
Вараксина В.В.
Вараксина В.В.
Паршукова Н.А.
Паршукова Н.А.
Крючкова Е.Д.
Карманова Н.Б.
Лодыгина Т.Е.
Андреева А.В.
Костровская Ю.В.
Костровская Ю.В.
Экология
обитания человека.
Деловое письмо.
Алгебра модуля.
Площади фигур.
От Кремля до Рейхстага. История
Филология
Математика
Математика
профессий.
в
страну
Психология
Психология
6
7
8
9
10 Дорога
В рамках работы методических объединений проводятся открытые уроки, внеклассные
мероприятия по предметам.
17Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей, повышения мотивации к
обучению являются предметные недели. В программу этих мероприятий входят следующие
внеклассные дела: предметные олимпиады; конкурсы (чтецов, рисунков, кроссвордов, сочинений,
стихов, стенгазет, переводов текстов), викторины; выставки творческих работ учащихся; экскурсии;
создание презентаций; оформление тематических стендов.
В ходе предметных недель учителя проявляют организаторские способности: умение создавать
праздничную атмосферу. Учащиеся показывают хорошие предметные знания, умение применять
знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения вопросов. Интересные
разнообразные формы проведение предметных недель вызывают большой интерес учащихся. В ходе
предметных недель выявляются творческие учащиеся и намечается планомерная работа по
созданию условий для их дальнейшего развития.
Одна из задач школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной
творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность
на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, является
одним из приоритетных направлений работы школы. К группе одаренных детей можно отнести
учащихся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, они испытывают
радость от умственного труда.
Учителя – предметники активно занимаются дополнительным образованием (проводятся
предметные и творческие кружки, спортивные секции): азбука безопасности в 3 классе; информатика
в играх в 1 классе; информатика во 2 классе – финансирование за счет группы продленного дня;
математический для учащихся 5, 6, 8 классов; школа будущего первоклассника – финансирование из
фонда стимулирующих выплат; баскетбол; лыжный и стрелковый спорт – финансирование из
районной детскоспортивной школы; юный корреспондент – финансирование за счет районного дома
детского творчества.
Большое внимание учителя школы уделяют внедрению в учебный процесс информационных
технологий. Элементы информационных технологий на разных этапах урока: при объяснении нового
материала, закреплении изученного, при проверке домашнего задания, при проведении контрольных,
самостоятельных работ. В своей работе учителя используют: контрольные программы;
демонстрационные и информационносправочные программы; мультимедиаучебники; презентации,
созданные самими учителями и учащимися.
Наши педагоги создают презентации по темам уроков, а это процесс творческий, требующий не
только чисто технических умений, навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий,
глубокого переосмысления материала.
Применение информационнокоммуникативных технологий имеет и свои слабые стороны.
Неумелое применение технических средств может тормозить процесс обучения, превращая серьезное
дело в веселый видеоряд. Поэтому, каждый раз, используя компьютерные технологии на уроке, надо
задуматься над вопросом, насколько оправданным является их применение. Надо помнить, что
цифровые образовательные ресурсы не цель, а всего лишь средство обучения.
направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование
педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. По
прохождении повышения квалификации учителя выступают с докладами на МО по образовательным
программам, изученным на курсах.
Важнейшим
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности
педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
Рост педагогического мастерства осуществляется и через участие педагогического
коллектива в творческих конкурсах: ПНПО; во всероссийском конкурсе на лучшую методическую
разработку по экологической проблематике; в республиканском дистанционном фестивале
педагогических идей; в районных конкурсах методических разработок и в конкурсе «Учитель года».
18Совместно с институтом физиологии Коми НЦ Уро РАН участвовали в исследовании среди
детей 1117 лет – выявление климатических и социальных факторов, негативно сказывающихся на
состоянии детей. Результаты исследования были обобщены на уровне района и республики и
внедрены как дополнение в учебную программу по биологии.
Администрацией школы систематически осуществляется внутришкольный контроль за
учебновоспитательной работой.
Основные цели посещения и контроля уроков: владение программным материалом и
методикой обучения различных категорий учащихся; класснообобщающий контроль;
преемственность; аттестация педагогических работников; использование новых технологий
(личностноориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационные
технологии, групповые и коллективные технологии и др.); подготовка к итоговой аттестации
учащихся.
В целом, большинство уроков методически построены правильно, уроки интересные,
разнообразные. Учителяпредметники начали широко использовать компьютерные технологии.
Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных
презентаций, способствующих улучшению восприятию материала, расширению кругозора учащихся,
развитию их интеллекта. Но, по результатам наблюдений за деятельностью учителей и учащихся на
уроках выявлены следующие недочеты: отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на
среднего ученика; не всегда планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем
мотивации; не даётся домашнее задание дифференцированно с учётом индивидуальных
особенностей учащихся; преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что
существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;
учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения.
Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие: недостаток времени на
творчество; неумение комплексно применять различные средства обучения; трудность в нахождении
способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала,
который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их
способностей и подготовленности.
Причины этих трудностей: учителя–предметники не могут полностью избавиться от
объяснительноиллюстративного типа обучения; изложение учебного материала в учебниках (даже в
новых) остаётся чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на
творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении
полученных знаний и умений.
С целью повышения качества обучения организуется работа с учащимися, имеющими низкую
мотивацию к учению: организованы индивидуальные консультации; на заседаниях МО, совещаниях
при директоре обсуждаются работа со слабоуспевающими учащимися, результаты успеваемости,
результаты проведенных контрольных срезов и контрольных работ, намечаются пути по ликвидации
возникающих у учащихся затруднений, рассматриваются наиболее сложные вопросы теории и
практики по предмету.
Контроль осуществляется как в форме инспектирования, так и в форме оказания
методической помощи. План внутришкольного контроль корректируется по мере необходимости.
Осуществление контроля сопровождается соблюдением его основных принципов: научности,
гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля отражены в протоколах
совещаний при директоре, заседаниях МО, в приказах директора, в справках.
Уровень обученности учеников изучается и анализируется систематически, путем проведения
контрольных, тестовых и срезовых работ (входных, четвертных, по итогам полугодий, года),
проведенных в рамках контроля за качеством преподавания предметов, класснообобщающего
контроля.
Знания обучающихся подвергаются всестороннему анализу и сравнению по предметам,
темам, классам, с выходом на конкретного учителя. В течение учебного года в школе
осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является
отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня
19промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе
педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.
Педагогический коллектив продолжает работу по следующим направлениям учебного
процесса:
1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных,
личностноориентированных, здоровьесберегающих и других технологий.
2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих
учителей.
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению методикой системного
анализа результатов учебновоспитательного процесса.
4. Формирование методической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
5. Систематизировать работу с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
6. Шире использовать новые технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие
возрастные и индивидуальные особенности школьников и обеспечивающие увеличение объема
самостоятельной работы школьников;
Потенциал воспитательного процесса
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты
духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной
нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды
на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.М. Макаренко говорил:
«Воспитывать – значит учить жить». А успех воспитания невозможен без знания реальных
закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубокие знания бытия,
становления и развития личности.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как
гражданинапатриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную,
способной к саморазвитию, такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс
более целесообразным, управляемым, самое важное, эффективным.
Воспитательная работа в школе строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и
Концепцией модернизации образования. Современному обществу «нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать решения, которые отличаются
любознательностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу
страны, её социальноэкономическое процветание».
Исходя из Концепции воспитательной деятельности и плана воспитательной работы
школы поставлена цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей
и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям,
себе, направленное на формирование активной жизненной позиции
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают
все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое, как никогда, проявляет
активную заинтересованность в будущем российского образования.
Реализация планов долгосрочного развития нашего государства требует вложений в человеческий
капитал. Новые экономические и социальные условия нашего времени выдвигают свои требования к
20качествам личности – это инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения возникающих проблем.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из задач обозначено
«усиление воспитательного потенциала современной школы».
Если говорить о факторах определяющих воспитательный потенциал любой школы, то можно
назвать, по крайней мере пять: школьники (их интересы, ожидания от школьной жизни, реальные
лидеры), педагоги, администрация, материальные условия, социальная среда.
Проанализировав направления проекта, изучив все внешние и внутренние факторы
жизнедеятельности нашей школы, мы пришли к выводу, что образовательная программа школы во
многом определяет стратегические задачи в области воспитания:
1.Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности,
для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
2.Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного
коллектива и украшающих его жизнь.
3.Совершенствование методического мастерства педагогов, классных руководителей,
способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и
решать вопросы воспитания школьников.
Целевая воспитательная программа, реализуемая на базе нашей школы, включает в себя следующие
направления: патриотическое воспитание; физкультурнооздоровительное; культурномассовое,
эстетическое; привлечение родителей к школьной жизни; профилактика преступлений и
правонарушений.
Патриотическое воспитание.
Задачи:
Формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, республике, районе, поселке.
Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.
Формировать и развивать чувства любви к матери, дому, родной земле.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одним из главных
направлений в работе педагогического коллектива. Ведь патриотизм – это одна из важнейших черт и
отличительное качество граждан России. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по
формированию у учащихся чувства гордости за свою Родину и любви к родному краю.
Программные мероприятия реализуются: через усиление патриотической направленности в курсах
социально гуманитарных дисциплин; через воспитательную работу.
В рамках этой программы проходят следующие мероприятия: акция «Спешите делать добрые дела»
(помощь ветеранам, престарелым, одиноким); оформление тематических стендов; акция «Подарок
солдату»(посылки с подарками отправляются бывшим выпускникам, которые сегодня стоят на
защите Отечества); Вахта Памяти, посвященная Дню Победы; почетный караул у обелиска; Уроки
Мужества; встречи с участниками ВОВ и тружениками тыла; поздравления участников, вдов ВОВ;
концерт, посвященный Дню Победы в ДК, (активное участие учащихся совместно с педагогами
школы) и др.
Мероприятия патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких
нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, чувства долга
перед старшим поколением.
Физкультурнооздоровительное воспитание.
21Задачи:
1. Формирование стремления к здоровому образу жизни, к физическому развитию, и осознания
здоровья как одной из главных жизненных ценностей. Создание условий для сохранения
физического, психического и нравственного здоровья.
2.Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3.Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
4. Совершенствование спортивнооздоровительной работы: привлечение учащихся к различным
видам спорта, организация и проведения спортивных мероприятий и праздников.
Реализация физкультурнооздоровительной работы в учебновоспитательном процессе идет через
уроки физического воспитания, пропаганду здорового образа жизни, спортивные секции,
общешкольные и классные спортивнооздоровительные мероприятия и конечно через организацию
профилактической работы.
Традиционным стало участие во Всероссийской антинаркотической акции
«Здоровье детей – неприкосновенный запас нации». Систематически оформляется и обновляется
«Уголок здоровья»; проводятся тематические классные часы, родительские собрания с
приглашением специалистов; организуются спортивные соревнования по волейболу, баскетболу,
лыжам, стрельбе и др. Учащийся выезжают на районные, республиканские, российские соревнования
по стрельбе, лыжам, полиатлону. (г.Москва, г.Ижевск, г.Ярославль, г.СанктПетербург). Есть
определенные результаты в этом направлении: призовые места, разрядники, КМС (кандидаты в
мастера спорта 7 учащихся). В состав сборной республики Коми входят 3 учащихся.
В марте, 2011 года команда МОУ Тимшерской СОШ была приглашена в г.Москву на всероссийскую
спартакиаду по военно спортивному многоборью «Призывники России – 2011». Среди участников
есть победители и призеры, за что были награждены грамотами. Школа награждена дипломом за
достижение высоких результатов по военноспортивному многоборью.
Мы видим перспективы в продолжении той деятельности, которая проводится, а так же в
улучшении санитарногигиенических условий в школе. Для этого уже многое сделано: новая мебель
в столовой, учебные кабинеты в основном, соответствуют требованиям СанПиНов.
Проводятся профилактические медосмотры учащихся с участием врачейспециалистов, анализы
медосмотра доводятся до родителей; диспансеризация мальчиков 19931994 гг.; углубленный
медосмотр девочек 19931994 гг.; вакцинация от гриппа; ставятся пробы манту.
Проводятся инструктажи по технике безопасности и охране жизни: учителями –
предметниками на уроках физической культуры, трудового обучения, химии, физики, информатики,
руководителями ГПД в начале учебного года; классными руководителями по профилактике
травматизма и соблюдению правил дорожного движения, по противопожарной безопасности, по
электробезопасности, по правилам поведения на воде и возле водоёмов; по действиям при
террористических актах, по безопасности в период ледостава и гололедицы, при проведении
новогодних мероприятий и безопасности во время каникул. Регулярно проводятся инструктажи
перед выездом учащихся на соревнования.
Проводятся тренировочные эвакуации. Администрация школы ведёт большую работу по
обеспечению безопасных условий в образовательной среде.
Работает бракеражная комиссия, которая осуществляет контроль над качеством блюд, за
соблюдением санитарных норм в процессе приготовления пищи и за порядком, чистотой в
пищеблоке.
В летний период ежегодно при школе организуется работа детской оздоровительной площадки и
ЛТО.
В результате реализации этой программы состояние здоровья наших ребят остается стабильным.
22Пути реализации культурномассовой, эстетической программы осуществляется:
через учебный процесс, обеспечивающий целостное представление о многообразии всех видов
искусств (изобразительное искусство, музыка, литература, мировая художественная культура);
через внеурочную воспитательную работу;
через внешкольную работу: связь с поселковой библиотекой, районным Домом детского
творчества;
Праздники и досуговые мероприятия являются полноправной частью образовательной программы.
Совместная подготовка к праздникам, конкурсам и их проведение – настоящая школа творчества и
общения, гарантирующая заряд бодрости и креатива всем участникам и зрителям. Традиционные
школьные праздники «День Знаний», «Осенний бал», «День Учителя», «День самоуправления»,
«День Матери», «Новогодний бал», «А нука, парни», «А нука, девушки», «Последний звонок»
ожидаемы и ребятами и педагогами и родителями. Все эти мероприятия традиционны, но каждый раз
мы стараемся наполнить их новым содержанием.
Участвуем в творческих кустовых, районных республиканских, российских конкурсах: «Зеркало
природы», «Безопасность глазами детей», в Фестивале детской художественной самодеятельности
«Юные дарования»,
в конкурсе детских работ «Голос ребёнка» (российский конкурс), в
международном фестивале «Детство без границ» и др.
Участие в общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в наших детях,
содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их
коммуникативные способности.
Определенное эстетическое воздействие на учащихся влияет оформление. Регулярно
проводиться обновление школьных стендов: «Куда пойти учиться», «Уголок здоровья», «Учебная
страница школьной жизни», «Экзамен», «Юный натуралист», «Школьник», « Азбука безопасности»,
«Наши права».
оформляются различные тематические странички школьной жизни,
На переносном стенде
праздничные поздравления, вывешиваются работы школьников.
Развитие ученического самоуправления в школе находится на этапе становления. В школе
организованы «Совет старшеклассника»(811 классы) и «Совет школьника» (57 классы). Они
являются не только полноценными органами самоуправления, а связующим звеном между
педагогами и учащимися.
В школе сформирована детская организация «Радуга».
Профилактика преступлений и правонарушений.
Большая работа проводится администрацией школы и учителями по профилактике
правонарушений и преступности среди детей и подростков. Выявляются «трудные дети», и дети из
«группы риска», которые ставятся на внутришкольный учёт. Разработано и принято положение о
внутришкольном учёте. Составляется совместный план работы школы и милиции. УУМ посещает
школу для проведения индивидуальных бесед с учащимися. В школе работает совет профилактики.
Всем известно, что личность ребенка начинается с общения с самыми близкими людьми. Семья
всегда играла ведущую роль в формировании важнейших качеств личности, которые в дальнейшем
обеспечивают ребенку успешное включение в общественную жизнь, учебный процесс, складывание
нормальных отношений с педагогами и сверстниками в школе. Поэтому работа с семьей является
одним из важнейших компонентов учебновоспитательного процесса.
Большое внимание в школе уделяется организации планомерной совместной деятельности с
родительской общественностью. Работа с родителями строится с использованием различных форм
работы: классные и общешкольные родительские собрания; участие в мероприятиях школы;
проведение «дня открытых дверей»; работа общешкольного родительского комитета.
Проводятся тематические беседы из курса родительского всеобуча. До родителей доводятся
сведения проверок, проводимых в классе, успеваемость учащихся, рассматриваются вопросы
23питания, ремонт. На собрания приглашаются директор, учителя – предметники, социальный педагог,
педагогпсихолог, зам. по УВР и ВР.
Работа с родителями заслуживает удовлетворительной оценки. В этом направлении сделано немало,
но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских
собраний в некоторых классах остаётся попрежнему низкий, что негативно влияет на поведение
учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться
творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди
детей и подростков, необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной
деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
Таким образом, в заключении можно ещё раз подчеркнуть следующее: важно помнить, что в центре
воспитательного процесса находятся учащиеся нашей школы, каждый из которых имеет свой
микромир. Место классного руководителя рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать,
оградить, защитить. Качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а
качеством отношений между детьми, взаимоотношений их с окружающими и взрослыми, в том числе
с учителями.
Миссию своего образовательного учреждения учителя нашей школы видят в том, чтобы
помочь каждому ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, выработать положительную
систему мировоззрения.
Школа – второй дом. Мы стараемся, чтобы наш дом был привлекательным, уютным, где были бы
созданы все условия для получения достойного образования и воспитания учащихся в духе
требований современной жизни. Основной целью нашей деятельности является создание
образовательного пространства, стимулирующего высокое качество обучения и развитие
потенциальных возможностей учащихся.
Современный этап развития общества ставит новые сложные задачи, решить которые возможно при
глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности.
Видеть будущее школы важнейшая задача педагогического коллектива. Педагогический коллектив
школы продолжит работу по следующим направлениям:
повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки
качества образования;
создание условий для обучения соответствующих современным требованиям;
повышение эффективного расходования бюджетных средств;
повышение уровня работы педагогического коллектива с одаренными детьми;
совершенствование процесса преемственности и взаимодействия дошкольного и общего
школьного образования;
профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности, детского дорожно – транспортного
травматизма, формирование здорового образа жизни;
развитие навыков безопасного, культурного поведения;
развитие школьного самоуправления;
привлечение родителей к школьной жизни.
24