Наша страна на карте часовых поясов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по географии России "Наша страна на карте часовых поясов". Цель: Создать условия для осознанного усвоения обучающимися знаний о положении России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны. Задачи: * Организовать деятельность учащихся по усвоению содержания понятий: часовые пояса, местное время, поясное время, декретное врем, летнее время, зимнее время, линия перемен дат, «Морской Гринвич». * Содействовать развитию умения самостоятельного поиска информации - «линия перемены дат», навыков и умения определять поясное и местное время; умения решать практические задачи с использованием географической карты; способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. * Развивать навыки работы с ЭОР. * Воспитывать чувства ответственности в работе, твердости характера, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля. Основное содержание темы, термины и понятия: Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Зимнее время. Линия перемен дат, «Морской Гринвич».
Иконка файла материала урок часовые пояса.docx
Тема:  Наша страна на карте часовых поясов. Цель: положении России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны. Создать   условия   для   осознанного   усвоения   обучающимися   знаний   о Задачи: * Организовать деятельность учащихся по усвоению содержания понятий: часовые пояса,  местное время,  поясное время,  декретное врем,   летнее время,  зимнее время,  линия перемен дат, «Морской Гринвич».   * Содействовать развитию умения самостоятельного поиска информации ­  «линия перемены дат», навыков  и умения определять поясное и местное время;  умения  решать практические задачи с использованием географической карты;  способности применять  имеющиеся знания  и умения в повседневной жизни.  * Развивать навыки работы с ЭОР. * Воспитывать чувства ответственности в работе, твердости характера, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля. Основное содержание темы, термины и понятия: Россия на карте часовых поясов.  Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время.  Зимнее время. Линия перемен дат, «Морской Гринвич».   Планируемые результаты Личностные ____________________________________________________ Проявление:  эмоционально­ценностного отношения к изучаемому материалу;  творческого отношения к решению практических задач;  стремления к самоконтролю и анализу своих действий.Метапредметные ________________________________________________ Познавательные Умение   выявлять главные признаки понятий, сравнивать и формулировать выводы;   осуществлять   самостоятельный   поиск   методов   решения   практических   задач, применять различные методы познания;  ориентироваться в различных источниках информации;  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы;  создавать  устные   монологические   высказывания   (бытовой   рассказ   о   событии, участие в беседе). Регулятивные Умение:   целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;  самостоятельно   анализировать   условия   достижения   цели   на   основе   учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  планировать пути достижения целей;  самостоятельно контролировать своё время и управлять им; Коммуникативные   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  организовывать   и   планировать   учебное   сотрудничество   с   учителем   и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы;   осознанно   использовать   речевые   и   графические   средства   для   представления результата. Предметные ________________________________________________________ В познавательной (интеллектуальной) сфере: Знание: географических терминов и понятий: часовые пояса, местное, декретное время; В ценностно­ориентационной сфере:   Понимание значимости роли поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. В сфере географической деятельности:  Умение  Определение поясного времени с контекстом из реальной жизни; • Определять поясного время для разных городов России по карте часовых поясов; • Определять положение РФ на карте часовых поясов. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  парная. Технология: уровневая дифференциация. Методы познания: картографический, исторический,  сравнительный. Межпредметные связи: география, история, экология,  литература. Оборудование Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход   в   интернет   на   сайт   Федеральный   центр   информационно­ образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Технология изучения темы I   этап     Самоопределение к деятельности (целеполагание)  Цель: Актуализировать имеющиеся знания о времени, часовых поясах.  Мотивировать обучающихся к изучению темы. Учитель:  настраивает   учащихся   на   работу,   создает   благоприятные   условия   для деятельности;  сообщает тему урока;  раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;   сообщает о значимости содержания урока. Учитель:  читает отрывок стихотворения  «Часы бывают разные»  (К. Абоимов).Часы бывают разные Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные серьёзные И башенные грозные. Бегут часы по кругу И всё им нипочём. Шаги часы­минуты Чеканят день за днём. Но ход часов бывает По важности причин Неверным и неточным, Мы это им простим. Одни бегут, торопятся, Другие отстают. Вдруг кто­то остановится, ­ Идти перестают. Но нам винить не стоит Помощников своих За их порой неточности Ведь нет часов плохих. Прошу вас оглянуться И убедиться нам, Что жизнь вокруг налажена И мчится по часам. Приносят пользу всякие Нам ходики­друзья. Жить помогают, собрано Секундами звеня. Песочные стройняшки, Спортивные близняшки, Скромняги электронные, Да солнечные сонные Учитель: Какие ещё часы вы знаете?Ученики: ответы на вопрос и демонстрация: часы цветочные, астрономические часы,  кукольные часы, водяные часы, часы «Павлин». Учитель: Сформулируйте определение – «часы – это …». (Часы ­ прибор для измерения текущего времени, прибор для отсчёта времени.) (Обучающийся  знакомит с историей часов) Учитель: приходилось ли вам когда­нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелете) из города в город или из страны в страну? С чем это связано? Ученики:  ответы на вопрос. Учитель:  сформулируйте тему урока. (Обучающиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь) II    этап               Учебно­познавательная деятельность        Цель   Обеспечить   усвоение   содержания   терминов   и   понятий:     местное,   поясное, декретное время, часовые пояса.  Изучение нового материала Задание 1. Просмотри электронный ресурс: Видео ­  «Морской Гринвич» (Лондон) /карта ГУГЛ.  Ответь на вопросы: ­ Почему стало неудобно пользоваться местным временем в повседневной жизни? ­ На сколько часовых поясов разделили поверхность земного шара? ­ Сколько градусов составляет один часовой пояс? Что такое «Морской Гринвич»? Где он располагается? Форма работы: Г.Учитель:  Задание 2. По учебнику §2 пункт 1  определить виды времени и составить схему «Виды  времени». Форма работы: И. Карта ГУГЛ ­ ЦОР мультимедиа. Задание 1. Откройте электронный ресурс: Поясное время разных регионов России (N 159947)  http://school­collection.edu.ru/catalog/res/c24249d3­ecaa­4521­9b8d­35fbaa734d2b/? from=8f5d7210­86a6­11da­a72b­0800200c9a66&  Аннотация: Интерактивная карта поясного времени. Местное, декретное, летнее время.  Часовые пояса на территории РФ ­ http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/c24249d3­ecaa­ 4521­9b8d­35fbaa734d2b/003.swf  Изучение нового материала по ЭОР: Познакомьтесь с материалами электронного учебного модуля «Россия на карте часовых поясов»: ­ что такое местное время;­ выясни, в каких часовых поясах располагается территория России; ­     Определи,   в   каком   часовом   поясе   находятся   пункты:   г.   Москва,   г.   Курган,   г. Новосибирск, г. Владивосток. ­ Определить,  разницу во времени между  часовыми поясами пунктов. Вывод: C 2011 г  на территории Российской Федерации установлено 9 часовых поясов  (точнее, в соответствии с новым законом «Об исчислении времени», — часовых зон)  с одинаковым временем в пределах каждого часового пояса.  В новом законе «Об исчислении времени» вместо термина часовой пояс  применительно к России вводится термин часовая зона, понятия декретное время и  летнее время (также применительно к России) выводятся из употребления. III    этап             Интеллектуально­преобразовательная деятельность Цель Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний о часовых поясах,   полученных в процессе изучения темы. Задание 1. Определение поясного времени. Карта ГУГЛ – решение задач. Задача 1. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Мурманске (2­й часовой  пояс), когда в Лондоне 0 часов? Ответ 3. Задача 2. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Вилюйске (8­й часовой  пояс), когда в Лондоне 13 часов? Ответ: 22.Задача 3. Сколько времени будет в Париже (1­й часовой пояс), когда в Оренбурге (4­ й часовой пояс) с учетом декретного времени 21 час? Ответ: 17. Задача 4. Сколько времени будет в Осло (1­й часовой пояс), когда в Новосибирске  (6­й часовой пояс) с учетом декретного времени 7 часов утра? Ответ: 1. Задача 5*. В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолет в Москву.  Самолет летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился. В каком  часовом поясе находится Норильск? Ответ:  6. Задача**: известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить  местное время в Магадане. Решение: меридиан Самары ­ 51º в.д.; меридиан Магадана ­ 151º в.д.; расстояние в градусах:  151º  ­ 51º  = 100º   разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут; местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут Ответ:   18 часов 40 минут. Рефлексия: В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км,  а  различие по времени составляет: а) 2 часа; б) 1 час;  в) целые сутки (понятие  «линия перемены дат» ­ самостоятельно).Этап     IV              Диагностика качества освоения темы Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы. Практическая работа: «Решение задач по определению  поясного времени». Задания: Вариант 1.   1. Определите, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловск –  Камчатском полдень. 2. На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при  перелете в Новосибирск? 3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов. В  каком часовом поясе находится этот населенный пункт? 4. В какой день недели житель Аляски возвратится с Чукотки обратно, если  вылетит во вторник? Вариант 2.   1. Определите, сколько времени будет в Новосибирске, если в  Магадане 15 ч. 2. На сколько делений (вперед, назад) надо перевести часовую стрелку при  перелете из Южно­Сахалинска  в Читу? 3. Местное время населенного пункта отличается от якутского на 5 часов. В  каком часовом поясе находится этот населенный пункт? 4. Житель Норильска, прилетев в Новосибирск, не переводит стрелки часов, а  прилетев   в Мурманск, переводит? На сколько часов и в каком направлении? Вариант_______1._________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________ __________________________________________________________________ V    этап           Рефлексивная деятельность Цель:  Научить школьников:    соотносить полученный результат с поставленной целью;  оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности. Самоанализ и самооценка ученика Задание.  У каждого на столе набор цветных  бумажных карточек. На доске дано: Синий – узнал новое, важное, полезное Желтый – выполнил все задания сам Зеленый – выполнил часть заданий сам Красный – было интересно Домашнее задание:  Повторить материал по учебнику ­ § 2; задания 1,2, 4,6,8 на стр. 13. ( География. Россия.  8 класс А.И. Алексеев. «Полярная звезда»  Москва «Просвещение» 2008г)Литература и сайты 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587 2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5­9 классы: проект. – 2­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).  3.   А.И.   Алексеев,   География.   Россия.   8   класс:   учебник   образовательных учреждений­/ Москва «Просвещение» 2008г. 4. Николина В.В. География 8 класс. Поурочные разработки. Москва «Просвещение» 2009 г. 5.  Шатных, А.В.   География. России. 8 кл.: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся/ А.В. Шатных. – М.: Дрофа, 2011. – С.74. 6.   Разработка   урока   «Россия   на   карте   часовых   поясов»   Козловой   С.Г.   учитель географии г. Великие Луки.. http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=40077&cf_id=24 ­ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов //  http://fcior.edu.ru/  ­ ­ Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   // http://standart.edu.ru/