Урок географии в 8 классе
Тема: Наши моря
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экологические проблемы морей..
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация полученных знаний.
Задание:
Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море.
Каким вы представляете или видите море?
Сравните море на любых двух картинах или фотографиях из презентации.
Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море.
Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное)
Почему моря бывают такие и причины их разнообразия мы сегодня рассмотрим на уроке.
Мы с вами совершим путешествие по всем морям России выйдя из порта Сочи , а конечным нашем пунктом будет порт Владивосток.
Учащиеся по желанию выходят к доске и по карте проходят моря, заливы, проливы, о-ва и п-ова называя их и показывая по карте.
Что Вы знаете о мировом океане?
( Мировой океан един, а море – это его часть)
На Земле 54 моря. Наибольшее число морей принадлежит к бассейну какого океана?
(Тихого океана)
– 26, к бассейну Атлантического океана – 13, к бассейну Индийского океана – 5 и к бассейну Северного Ледовитого океана – 10 морей.
Вспомните, что моря занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Отличается ли море от океана? Чем ? Какие бывают моря?
( окраинные – расположены у внешних границ России, отделяясь от океана островами, островными дугами, архипелагами,
внутренние – находятся внутри материка, иногда на очень большом расстоянии от океанов, соединяясь с ними проливом или несколькими проливами).
Россия – морская страна. Моря, омывающие Россию, очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени изученности и освоенности. А теперь попробуем определить моря, омывающие Россию.
Ученики с места (работая с атласами) помогают и определяют по просьбе учителя к бассейну какого океана относится та или иная группа морей.
Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океана
Море-часть океана,окруженная островами ,полуостровами и возвышенностями.
Исключение-Саргассово море-Море без берегов.
По местоположению моря делятся на:
-окраинные (Баренцево море,Тасманово,Берингово -все они связаны с океаном)
-внутренние (средиземный),которые в свою очередь делятся на:
-Внутриматериковые (Черное,Балтийское море)
-межматериковые (Средиземное и Красное море)
-межостровные (Яванское и Филиппинское море).
По происхождению котловин:
-Материковые (Эпиконтинентальные). К этому типу относят окраинные и многие внутриматериковые моря, которые относительно мелкие;
-Океанические (геосинклинальные). К ним относят межматериковые моря, которые в глубину в центре достигают 2-3 тысяч метров и имеют относительно симметричные по форме котловины.
Пользуясь текстом учебника, составьте план параграфа учебника и кратко изложите о чем, как вы думаете, пойдет речь в каждой главе.
Итак, моря Северного Ледовитого океана.
Вспомните, как образовались моря у северного побережья Евразии, учитывая и применяя при этом знания о движении земной коры.
При помощи атласа, ученики должны рассказать о природе морей этого океана. Ответ должен включать описание местоположения, природы, климата, животного мира этих морей.
Характеристика Северного морского пути.
Се́верный морско́й путь, Севморпуть (СМП), Се́верный морско́й коридо́р — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Административно
СМП на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы
и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке,
в Беринговом проливе, —
параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.[1].
Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения — около
5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет
свыше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23
тыс. км).
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Организационно Северный морской путь делится на:
· Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота.
· Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
Какое из морей океана зимой не покрывается льдом и почему?
Чем интересен порт Мурманск?
Ребята, вы сейчас разделитесь на 3 группы для характеристики морей. При выполнении задания вы будете пользоваться текстом учебника, атласом.
Задание для 1 группы.
Пользуясь физической картой, определи какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Атлантического океана.
Задание для 2 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Северного Ледовитого океана?
Задание для 3 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Тихого океана?
А теперь каждая из групп продолжит изучение морей которые относятся к вашему океану по плану. Через 5 минут группы начинают отвечать.
1.Состав
2. Рельеф. Глубины. Расположение(окраинное или внутреннее).
3.Климат.Соленость и температура морей.
5.Виды движения.
6. Хозяйственное использование.
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.
2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие (0-200 м).
3. Соленость морей ниже океанической, т.к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки распресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значит низкая испаряемость.
4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.
5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Север.ный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.
6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда – торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.
Характеристика морей Атлантического океана
(Балтийское, Черное, Азовское)
1. все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.
2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).
4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.
Характеристика морей Тихого океана
1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.
2. Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона.
3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы.
4. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают , а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы
Каковы особенности наших морей?
Работа с текстом учебника. Учащиеся сами ищут ответы на вопросы учителя.
Учитель дополняет
а) Самое большое по площади – Берингово;
б) Самое маленькое по площади – Азовское;
в) Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);
г) Самое мелкое – Азовское (максимальная глубина 15 м);
д) Моря с самой низкой соленостью – моря Северного Ледовитого океана,
Далее рассматривая вопрос «Что дают моря и люди друг другу?»,. Работа по рисунку в учебнике «Ресурсы морей», стр.112
Рассказ учителя
Самое богатое биологическими ресурсами море Северного Ледовитогоокеана - Баренцево. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.
Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых. В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.
В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.
Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.
Черное море не имеет важного промыслового значения.
- Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.
На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.
- Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).
Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.
Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.
е) Моря. Имеющие главное промысловое значение – Охотское, Японское, Баренцево
ж) Моря, имеющие рекреационное значение – Черное, Азовское
Морской транспорт является самым дешѐвым. Одним из таких путей является Северный морской путь. Он проходит через моря Северного Ледовитого океана и является главной судоходной магистралью Арктики. Он соединяет европейские и дальневосточные порты, начинаясь в Мурманске и заканчиваясь во Владивостоке. Самое благоприятное в климатическом отношении - Черноморское побережье Кавказа. Здесь ежегодно отдыхают тысячи россиян. Побережья Азовского, Каспийского, Японского морей, также являются местами отдыха.
Вопросы:
· Перечислите морских обитателей, которые любят холодные, прозрачные воды с невысокими температурами. И назовите моря, где они обитают.
· Перечислите морских обитателей, которые любят прозрачные теплые воды не ниже +20?. И назовите моря, где они обитают
· “Почему промысловый лов ведётся не во всех морях?”
· “Какие моря наиболее богаты нефтью и газом?”
· “На берегах каких морей вы построили бы лечебный санаторий? Почему?”
· “Как с помощью моря можно получить электроэнергию?”
· “Почему все государства всегда боролись за выход к морю?” и т.д.
Найдите ошибки (или неточности) в данном тексте и объясните их.
Дайте правильный ответ
Анцитрус (сказка)
Жил - был в Черном море конек, которого звали Анцитрус. Он был весельчаком и выдумщиком. “Фантазер!” -так его называла мама. Жил он в красивых коралловых рифах, где ему было очень удобно.
Однажды Анцитрус поплыл погулять. Особенно любил кататься в водах течения Гольфстрим, которое само несло его вперед. А еще любил опускаться на большую глубину. Вот плывет он, рассматривает скалистое дно моря, по сторонам поглядывает. Чисто, свежо и светло, хорошо!
Конек и не заметил, что оказался в очень темном месте. Ему стало очень страшно. Анцитрус задрожал всем своим небольшим тельцем, когда вдруг увидел впереди себя огромного осьминога. Вирус - так его называли морские жители между собой - славился очень дурным характером.
Осьминог стал медленно приближаться к коньку, который успел спрятаться в густых зарослях морских водорослей и зажмурил от страха глаза. Вирус нагнулся над Анцитрусом и вдруг произнес очень вежливым голосом: “Пожалуйста, морской конек, вытащи из моей ноги-щупальца морского ежа”. Анцитрус ему помог. Осьминог поблагодарил и заплыл к себе в нору.
А конек вернулся домой. Кому бы он ни рассказывал, что с ним приключилось, ему никто не верил. А его соседи, морской омар и хозяин местных вод –рапана так и сказали ему: “Врун!”
Примерные ответы учащихся:
· Коралловых рифов в Черном море нет, т.к. они живут при температуре воды не ниже +25 ?
· Течение Гольфстрим находится в Северной части Атлантического океана, проходит вдоль берегов Северной Америки.
· Скалистое дно –это не верно т. к. дно Черного моря увидеть нельзя, т. к. оно покрыто мощным слоем донных отложений
· На большую глубину опуститься он не мог т. к. на глубине 200м сероводород и жизни практически нет..
· “Густых зарослях морских саргассовых водорослей” –Саргассовы водоросли характерны для Саргассового моря у берегов С. Америки в Атлантическом океане. Это ареал распространения этих водорослей. (Можно спросить учащихся--Вспомните, кто первый встретился и описал это море и обитающие в нем водоросли)
· Морской омар- не обитает в Черном море, т.к. это теплолюбивое животное. (Можно попросить учащихся вспомнить распространение тепловых поясов на планете). И еще одна причина- в Черном море слой сероводорода, при котором невозможна жизнь.
· Рапана-не может быть хозяином местных вод т. к. этот моллюск был случайно завезен в Черное море на днищах судов из Японского моря и со временем размножился.
В заключение урока необходимо еще раз сконцентрировать внимание учащихся на величии России, как крупнейшей великой морской державы и попросить учащихся сделать вывод, что это дает России.
Домашнее задание: ответить на вопросы.
Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье ЮБК были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.
(Предполагаемые ответы)
Есть три объяснения
· Экология моря с каждым годом ухудшается, из-за сильного его загрязнения.
· Местное население уничтожает мидии, для ловли рыб, на сувениры. Да и туристы тоже срывают мидии с бун.
· В Черном море был завезен моллюск --рапана он уничтожает мидии, питается ими.
Как вы думаете, можно ли в городе Сочи или Ялте отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
(Предполагаемые ответы)
- Нельзя предложить туристам глубоководную экскурсию в Черном море, хотя глубина Черного моря это позволяет, т.к. она более 2000м. Но жизнь в море имеется только на глубине 200м, а далее находится сероводород и нет никакой жизни и человек не может туда спуститься. Там могут жить лишь некоторые виды серобактерий. Дно покрыто сплошным черным илом и мне кажется ничего интересного (для туристов) в этом нет.
Почему мы не видим, что Черное море замерзает?
(Предполагаемые ответы)
Я считаю, что Черное море не замерзает по двум причинам:
–Потому, что оно очень теплое, зимой температура воды в его центральной части 6-8?, а у побережья выше.
–Черное море соленое, (у берегов г. Сочи-17‰, г. Одесса-14‰, у берегов Турции-19‰,) а температура замерзания воды тем ниже, чем выше соленость, и вода в Черном море может превратиться в лед лишь при температуре—1 градус, а у берегов г. Сочи температура воды -1? никогда не бывает.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.