Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 60»
Сценарий проведения интегрированной целевой прогулки в старшей группе детского сада.
«Наши друзья – деревья»
(Путешествие по экологической тропинке.)
2012-2013 учебный год
Путешествие по экологической тропинке.
«Наши друзья – деревья»
Целевая прогулка (старшая группа).
Программные задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
Коммуникативные-обогащать словарный запас детей. Учить детей рассказывать стихи проникновенно, с необходимыми эмоциями.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Предварительная работа:
- Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
- Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»
Материалы и оборудование:
- Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка
- Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
- Семена сосны в коробочке
- Ноутбук с работающей программой MS PowerPoint
- Презентация в 33 слайдах в формате Microsoft PowerPoint. Номер слайда указан в сценарии прогулки.
Ход прогулки:
I. Организационный момент. (1)
Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.(2,3)
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг – старичок – Лесовичок.
- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)(4)
II. Основная часть.
- Где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели) (5)
- Пойдемте туда.
(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)
- «Отгадайте загадку: (6)
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(Дерево) (7)
- Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.
- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.
(Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают) (8)
Игра «Эхо»
- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау (дети говорят)
- Куда это листья лесные пропали
- Опали, опали, опали…(дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже…(дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали?
- Завяли, завяли, завяли…(дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели…(дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались…(дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем…(дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень…(дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…
- Молодцы, много вы знаете об осени. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.
- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (9)
(Береза) (10)
- Где растет береза на нашей экологической тропинке?
- Давайте к ней подойдем.
- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
- Давайте обнимем её.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.(11)
- Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья). (12)
- Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
БЕРЁЗА (13)
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.
- Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна) (14,15)
- Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке)
- Добраться до них нам будет нелегко.
Игра «Тропинка» (16 – 21)
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
- Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).
(Под деревьями стоит корзинка )
- Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки) (22)
- Они одинаковые? (Нет, разные)
- Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)
- А с каких они деревьев?
- Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.
(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые) (23,24)
- А теперь я предлагаю поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку»
Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
- Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.
- А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками) (25)
- Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.
- Какие хвоинки у сосны? ( Длинные, мягкие, светлые).
- А у ели? (Короткие, колючие, темные).
- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной). (26,27)
- Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (15)
(Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.
Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. (28)
- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть? (29)
(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)
- Что это? (Семена)
- Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
- Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
- Семена сосны так и называются – « крылатки».
Игра – инсценировка:
Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
- Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?
Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.
Сосна. (30,31)
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом?
Ты всегда красива
И зимой и летом.
Ели на опушке.
Ели на опушке –
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Появляется старичок – Лесовичок. (2)
- Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на экологической тропинке.
- Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?
Игра "Я - дерево"
Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель) (32)
- Ты сбрасываешь листья на зиму?
- Какие у тебя листья? (маленькие, большие)
- Какого они цвета осенью?
- Какого цвета у тебя ствол?
- Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
- Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
- Какие у тебя плоды?
- Вы очень много знаете о деревьях.
III Заключительная часть.
- А какую пользу приносят деревья людям? (33) (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить)
IV Рефлексия деятельности.
- Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
V Итоговая часть.
-Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…
- Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его. (34,35)
Воспитатель:
- Ребята, и нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Литература
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96
О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.
Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».
А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»
И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.