«Наши друзья – деревья»

  • Занимательные материалы
  • Презентации учебные
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Сценарий прогулки.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 60»

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий проведения интегрированной целевой прогулки в старшей группе детского сада.

«Наши друзья – деревья»

(Путешествие по экологической тропинке.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013 учебный год

Путешествие по экологической тропинке.

«Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (старшая группа).

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.

Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.

Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.

Коммуникативные-обогащать словарный запас детей. Учить детей рассказывать стихи проникновенно,  с необходимыми эмоциями.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Предварительная работа:

- Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне

- Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»

Материалы и оборудование:

- Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка

- Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.

- Семена сосны в коробочке

- Ноутбук с работающей программой MS PowerPoint

- Презентация в 33 слайдах в формате Microsoft PowerPoint. Номер слайда указан в сценарии прогулки.

 

                                            Ход прогулки:

I.      Организационный момент. (1)

 Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель:

- Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.(2,3)

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

Ваш друг – старичок – Лесовичок.

- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)(4)

 

II. Основная часть.

 - Где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели) (5)

- Пойдемте туда.

(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку: (6)

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

(Дерево) (7)

- Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.

- Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.

(Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают) (8)

Игра «Эхо»

- Эхо лесное, спросить я могу?

- Ау, ау, ау (дети говорят)

- Куда это листья лесные пропали

- Опали, опали, опали…(дети говорят)

- Травы лесные, где вы? Не вижу…

- Ниже, ниже, ниже…(дети говорят)

- Цветы луговые, а вы что пропали?

- Завяли, завяли, завяли…(дети говорят)

- Птички-певички, давно ли вы пели?

- Они улетели, они улетели…(дети говорят)

- Лягушки и раки куда подевались?

- Они закопались, они закопались…(дети говорят)

- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.

- Мы шубки меняем, меняем, меняем…(дети говорят)

- Так что же случилось, мы тебя спросим?

- Пришла сюда осень, осень, осень…(дети говорят)

- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…

 

- Молодцы, много вы знаете об осени. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.

- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:

Русская красавица

Стоит на поляне

В желтой кофточке

В белом сарафане. (9)

(Береза) (10)

- Где растет береза на нашей экологической тропинке?

- Давайте к ней подойдем.

- Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

- Давайте обнимем её.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.(11)

- Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

- Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)

- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья). (12)

 

- Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх

 

- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?

БЕРЁЗА (13)

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Тянет ветки к солнцу,

Ждёт весной тепла.

Летом нарядилась

В платье шелестя,

В сережках распустилась,

Как невеста вся!

Осень подарила,

Золото листве,

Грустно говорила, -

Время уж к зиме.

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Спит зимой, ей снится,

Что опять весна.

- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой.

- Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна) (14,15)

- Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке)

- Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка» (16 – 21)

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

- Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).

(Под деревьями стоит корзинка )

- Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки) (22)

- Они одинаковые? (Нет, разные)

- Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)

- А с каких они деревьев?

- Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.

- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые) (23,24)

- А теперь я предлагаю поиграть с шишками.

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

- Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.

- А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками) (25)

- Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

- Какие хвоинки у сосны? ( Длинные, мягкие, светлые).

- А у ели? (Короткие, колючие, темные).

- Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной). (26,27)

- Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (15)

(Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.

Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).

- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. (28)

- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

- Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть? (29)

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)

- Что это? (Семена)

- Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)

- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)

- Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.

- Семена сосны так и называются – « крылатки».

Игра – инсценировка:

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

- Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?

Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.

   

 

 

Сосна. (30,31)

Что грустишь ты, сосенка,

На высоком склоне?

Что иголки сыплешь

Прямо мне в ладони?

Ничего, что лето быстро пролетело,

Золотая осень свою песню спела.

Улыбнись, не надо

Так грустить об этом?

Ты всегда красива

И зимой и летом.

Ели на опушке.

Ели на опушке –

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Появляется старичок – Лесовичок. (2)

- Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на экологической тропинке.

- Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?

Игра "Я - дерево"

Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)  (32)

- Ты сбрасываешь листья на зиму?

- Какие у тебя листья? (маленькие, большие)

- Какого они цвета осенью?

- Какого цвета у тебя ствол?

- Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)

- Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?

- Какие у тебя плоды?

 

- Вы очень много знаете о деревьях.

 

III Заключительная часть.

- А какую пользу приносят деревья людям?  (33) (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить)

IV Рефлексия деятельности.

- Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

V Итоговая часть.

-Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…

- Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его. (34,35)

Воспитатель:

- Ребята, и нам с вами пора возвращаться в детский сад.

 

Литература

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.

Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.