Сегодня мы поговорим о том, что такое наставничество и кто же такой наставник.
Наставничество – это методика, в которой основными действующими лицами являются наставник и ученик.
Главная особенность наставничества в том, что между наставником и учеником всегда выстраиваются РАВНЫЕ отношения, в которых они имеют РАВНЫЕ возможности влиять на процесс совместной работы.
Важно! Наставник не берёт на себя задачи ученика и не работает за него.
Наставник предлагает обучающемуся ИНСТРУМЕНТЫ для того, чтобы тот воплотил в жизнь СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ способ решения задачи. После чего наставник вместе с обучающимся анализирует выбранный способ решения и полученные результаты. Наставник не предлагает готовых путей решения, не навязывает план работы “сверху вниз”. Его основная задача - сформировать такую среду, в которой обучающийся развивает свои гибкие компетенции и прикладные навыки, необходимые ему для реализации своего замысла. Собственным примером наставник демонстрирует, как нужно
работать в ситуации НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, когда, к примеру, результат может получиться совершенно неожиданным, потому что окружающая среда сильно изменилась во время работы над проектом.
Кроме того, наставник выступает в роли посредника, является СВЯЗУЮЩИМ ЗВЕНОМ между командой учеников и заказчиком. Наставник также прорабатывает СЦЕНАРИИ ситуаций успеха и неуспеха, организует РЕФЛЕКСИЮ способа деятельности. Разберём подробно, в чём смысл каждого из этих направлений деятельности наставника.
Формирование экспертного поля.
Внешняя оценка проектной деятельности учеников (когда мы говорим «внешняя», мы имеем виду оценку не со стороны того педагога, который работал с командой, а обратную связь от экспертов в этой области, практиков) – крайне важная часть работы.
Она дает возможность сформировать более полное видение проекта, его целей и результатов, получить комментарий от более опытных и погруженных в тематику экспертов, а также развивает у обучающихся навыки публичной защиты собственного проекта.
Поскольку сама по себе учебная деятельность никак не связана с реальной практикой, то отношение экспертов к результатам учебной деятельности детей зачастую снисходительно-пренебрежительное. Для того, чтобы получить максимально содержательную экспертную оценку, нужно преодолеть это отношение. Каким образом? За счёт чего?
Во-первых, за счёт вовлечения учеников в решение актуальных задач с дальнейшей реализацией задуманных решений.
Во-вторых, за счёт формирования ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕНИЯ команд с реальными экспертами по тематике проекта. Ну и конечно, путём представления результатов проектов на конкурсах, детско-взрослых конференциях, экспертных слушаниях и так далее. Если подобных событий в регионе нет, наставник должен самостоятельно привлекать экспертов, разрабатывать и реализовывать сценарии выставок, конференций и других мероприятий, которые помогут создать экспертное сообщество.
При планировании общения команды учащихся с экспертами наставник должен сформировать правильное понимание позиции эксперта в образовательном проекте. Эксперт должен соблюдать баланс между критикой, объективными замечаниями и пониманием, что у проекта есть образовательная составляющая. Эксперту следует отличать
результат работы над проектом от личных качеств каждого участника проекта. Однако сами ученики часто не могут отделить себя от результатов собственной деятельности. Резкие, пусть даже справедливые замечания эксперта по отношению к результату их работы учащиеся воспринимают как указание на их личностные недостатки. Вместо того, чтобы относиться к недочётам как к зонам роста, возможности что-то усовершенствовать в проекте, обучающиеся воспринимают их на свой счёт - как личный неуспех. Вместо восприятия в ключе “нам есть куда расти”, они воспринимают это как критику – “мы неудачники”.
Чтобы избежать неверного толкования критики эксперта, наставник обязан предварительно подготовить эксперта. Объяснить, как дети воспринимают критику, какова его – наставника – роль в общении эксперта с командой. Также наставник должен подготовить к общению с экспертом и самих учеников. Для этого нужно объяснить, что эксперт – это деловая позиция, и ее могут занимать разные люди. Что личные качества эксперта важно отличать от его комментариев к работе. Что экспертизу можно осуществлять только в том, в чём ты профессионально компетентен, поэтому не по всем вопросам комментарии эксперта нужно воспринимать как экспертизу.Если эксперт не способен ДОСТУПНО сформулировать свои комментарии и замечания, наставнику не следует вовлекать эксперта в прямое общение с проектной командой. Наставник должен передать позицию эксперта самостоятельно. Переводить с профессионального языка на популярный, доступный обучающимся, – это прямая обязанность наставника.
Связь «команда – заказчик»
Как и в случае с экспертом, наставник должен выступать промежуточным звеном между командой образовательного проекта и реальным заказчиком. Обычно реальный заказчик ограничивает профессиональную проектную команду в сроках исполнения заказа. Но работа ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ проектной команды – с момента получения заказа до момента получения продукта – занимает на порядок больше времени.
Основная цель обучающихся – это освоение проектной технологии на материале заказа. Обычно заказчик не готов жертвовать эффективностью своей деятельности и отдавать заказ команде, которая, вероятно, не уложится в сроки. Следовательно, наставник обязан найти такие задачи, которые, при невыполнении в срок, не повлекут проблем для заказчика и для команды проекта. Такие второстепенные для заказчика задачи можно находить через прямое общение с ним, через посещение площадок работы заказчика. Порой сам заказчик может даже не сознавать, что такая задача существует, или не заострять на ней внимание, так как не считает ее приоритетной. Наставник должен выявить такую задачу, после чего рассказать о ней ученикам на понятным им языке. По завершении проектной работы наставник собирает полученные командой продукты и результаты и представляет их заказчику.
Выстраивание сценариев успеха и неуспеха.
Рассмотрим два диаметрально противоположных случая. Первый – «звёздный ученик». Он отлично справляется с заданиями «вызубрить, представить перед публикой, сказать то, что надо». Он верит, что успех в школьной среде гарантирует полный успех во всём. Второй – это ученик, лишённый поддержки в школьной среде. «Бездарь», не
способный зазубрить; мучающий педагогов вопросами почему и зачем; не способный выразить чужое мнение как своё. Обе модели поведения нужно изменять, так как ни одна из них не соответствует реальному успеху в учебе и, тем более, в проекте.
«Звёздный ученик», столкнувшись с нестандартной задачей, испытает глубокое разочарование в обучении либо сломается из-за невозможности вызубрить необходимый материал. Ученик из второй модели при столкновении с реальностью не рискнет попробовать, так как штамп «бездарь» сохранится на протяжении долгих лет, приведёт за собой потерю мотивации и низкую самооценку.
В первом случае при реальном погружении в деятельность ученик испытывает стресс из-за того, что привычные модели поведения не срабатывают, зазубренной информации недостаточно, понимания нет, а его требуют. Именно поэтому так важно, чтобы наставник обсуждал с этим учеником возможные причины неуспеха. Во втором случае приходится подталкивать ученика к представлению собственных идей и реализации собственных вариантов решения задач. Удивление от того, что «неуспешный» школьник вдруг становится успешен в проектной деятельности, бывает, порой, очень велико. В таком случае наставник должен формировать спокойное отношение обучающегося к оцениванию, критике.
Выстраивать сценарии ситуаций успеха и неуспеха и обсуждать их с проектной командой нужно и при ее подготовке к участию во внешних событиях: различных олимпиадах, конкурсах, например, таких как: “Кванториада” и “Олимпиада НТИ”, проектные смены “ЮниКвант” и «Тихоокеанские проектные школы».
Диагностика развития обучающегося
Школьная реальность такова: оценка результатов каждого ученика до сих пор строится на общих требованиях к прохождению курса, правила выставления оценок едины, учащиеся сравниваются друг с другом. Индивидуальное развитие оценивается лишь единичными педагогами, на свой страх и риск: ведь для проверяющих нет разницы между
«неудом» за 5 ошибок в контрольной или «неудом» за 25 ошибок. Поэтому реально ОЦЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РОСТ такого обучающегося при помощи диагностических линеек школы не получится. Для наставника же приоритетом является именно оценка индивидуального роста обучающегося.
Наставник выстраивает индивидуальные траектории развития детей в рамках командной деятельности. Увидеть сильные стороны каждого участника проекта, увидеть способ развития его слабых сторон за счёт ВОВЛЕЧЕНИЯ ученика в решение общей задачи с выделением зоны ПЕРСОНАЛЬНОЙ ответственности – вот задача наставника.
Формирование условий для рефлексии деятельности
О рефлексии мы будем с вами говорить в отдельном фрагменте курса. Здесь кратко отмечу, что проанализировать способ работы возможно через ОСМЫСЛЕНИЕ собственной индивидуальной и групповой деятельности. Для этого нужно выделить способ деятельности, путь, благодаря которому удалось или не удалось достичь успеха. Так, рефлексия главным образом нацелена на анализ того, как получены результаты деятельности. И эту аналитику, проводимую совместно с командой, должен организовывать наставник.
В заключение хочется отметить, что формируемое образовательное пространство способствует развитию как компетенций Учеников, так и компетенций Наставника.
Это так, потому что описанный нами процесс обучения – двусторонний. Если у наставника отсутствует ценность развития, то никакого развития ОБУЧАЮЩИХСЯ не будет. Поэтому важнейшей характеристикой наставника является постоянный поиск путей саморазвития. Имитировать это невозможно. Никакие «обязательные курсы» не заменят реального интереса. У имитаторов очень быстро закончится ресурс для того, чтобы сопровождать и поддерживать учащихся на нелегком пути проектной деятельности. А сама деятельность выродится и станет повторять существующие, давно завершённые практики. Будет сто тысяча первый случай создания «умной теплицы», миллиардный случай «лего- робота» без реального ответа на вопрос о его значимости, о значимости активностей по его созданию для обучающихся и самого наставника.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.