Национально-региональный компонент на уроках
технологии
 Рюмина Л.П., учитель технологии высшей квалификационной категории,
МБОУ «СОШ№84», г.Казань
В последнее время в обществе, обострился интерес  к 
развитию человека в конкретной социокультурной и 
национальной среде. 
В сфере образования на региональном уровне формируются 
новые тенденции, отражающие, с одной стороны, 
закономерности мирового педагогического процесса, с 
другой - национально-региональные особенности, 
обусловленные историческими, демографическими, 
экономическими, этнокультурными факторами, 
менталитетом народа. 
Проблемы образования приобретают особую актуальность в 
полиэтническом, многоязычном Поволжском регионе. 
Схожесть материальной культуры и духовных ценностей, 
общность исторических судеб народов их обычаев и 
традиций, определили выбор определенных педагогических 
приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Национально-региональный стандарт дает учебным 
заведениям возможность определять содержание школьного
компонента и тем самым выразить их специфику и 
направленность, связь со своим районом, городом.
Концепция национально-региональных компонентов 
государственных образовательных стандартов среднего 
(полного) общего образования должны отражать природно-
экологическое, географо-демографическое, этническое, 
национальное, историческое своеобразие региона России;
Национально-региональный компонент (как отдельное 
понятие появилось в начале 90-х гг. ХХ в.) содержания 
образования обеспечивает особые потребности и интересы в 
области образования субъектов Российской Федерации и 
включает в себя ту часть содержания образования, в которой
отражены национальные и региональные особенности 
(родной язык и литература, история и география региона и 
т.п.). Вместе с тем, ряд образовательных областей и учебных 
предметов представлен как федеральным, так инационально-региональным компонентами (обществознание, 
естествознание, искусство, технология, физическая 
культура). При этом следует учесть, что региональный 
(национально-региональный) компонент является частью 
содержания образования не только дошкольного, общего 
(школьного) образования, но и начального, среднего и 
высшего профессионального образования.
Каждый из учителей сталкивался с внедрением национально-
регионального компонента в учебный процесс. Как это 
сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих 
регионов и федерального государства?
Один из способов – активное приобщение учащихся к 
этнической культуре, используя возможности национально-
регионального компонента на всех учебных дисциплинах.
Для современных школ характерна проблема 
поликультурного образования. За партами – смешанный 
состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети 
разных национальностей. Существующие разные стили 
жизни одинаково значимы и имеют право на существование. 
Изучение каждого из них способствует формированию 
основных ценностей общества. Несмотря на это, все они 
живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить 
нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не 
знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и 
живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к 
своей Отчизне. 
Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети, 
принадлежащие какой-либо национальности, не знают 
своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален 
и важен «национальный вопрос», формирование 
положительного отношения к собственной национальной 
культуре, воспитание культуры межнационального общения, 
умение понимать и принимать инокультуры других этносов.
При планировании на учебный год учителям необходимо  
учитывать  национально-региональный компонент. Его 
внедрение охватывает почти все предметы. Что входит в 
содержание краеведения? Это растения края; животные 
края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи народов.Например,  при составлении узора использовать 
национальный орнамент
Формировать общеучебные компетенции позволяют 
следующие виды деятельности: поддержка и умение 
направлять развитие личности учащихся, их творческий 
поиск, организовывать совместную работу учащихся, 
использование педагогики сотрудничества.
На сегодняшний день преобладают такие организационные
формы учебной работы: 
 увеличение самостоятельной, индивидуальной, 
групповой работы учащихся;
 отход от традиционного урока с преобладанием 
объяснительно-иллюстративного метода обучения; 
 увеличение объёма практических и лабораторных работ 
поискового и исследовательского характера;
 создание на уроках атмосферы творческого поиска и 
делового сотрудничества, приобретения навыков 
эффективного использования компьютеров и других 
средств информации;
 ведение справочников и архивов.
В результате осуществляется духовно-нравственное 
постижение мира, формируются ценностные ориентации, 
пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается 
любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-
творческое развитие учащихся начальной школы. 
Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем 
географические понятия – названия городов, посёлков, рек 
родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное 
значение, способствовали формированию правильных 
представлений о территории края, уже в начальной школе 
можно и нужно знакомить учащихся с географической или 
исторической картой. Они должны быть красочными, с 
крупными условными обозначениями и шрифтом, 
содержащими основные сведения, затрагиваемые при 
изучении темы. Очень хорошо в начальной школе 
использовать при работе с картой аппликации, когда плоскиеизображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут
перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.) 
это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней 
события и т.д. Использование фигур-аппликаций 
способствует установлению логических взаимосвязей, 
лучшему запоминанию «сухой» информации.
Важную роль в обучении всегда играли картины, 
иллюстрации, портреты знаменитых людей края. Они несут в
себе информацию, способствуют эмоциональному 
восприятию, учат видеть не только основное, но и 
второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого 
необходимы картины демонстрационного формата. 
Коллекции предметов материальной культуры позволяют 
«прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть 
реальные объекты, представляемые в воображении или 
виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили 
или служат эти предметы, как их использовали или 
используют. Предметы таких коллекций можно подержать в 
руках, они дают общее и конкретное представление об 
объектах материальной культуры.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными 
классами, мультимедийной техникой и появилась 
возможность использовать эту современную технику на 
уроке. Компьютер становится электронным посредником 
между учителем и учеником. Он позволяет 
интенсифицировать процесс обучения, делает его более 
ярким и наглядным, представляет возможность вести 
обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
С введением в учебный процесс новых компьютерных 
технологий, становится актуальной проблема накопления и 
использования цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в 
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, 
статистические и динамические модели, объекты 
виртуальной реальности и интерактивного моделирования, 
картографические материалы, звукозапись, символьныеобъекты и деловая графика, текстовые документы и иные 
учебные материалы, необходимые для организации учебного 
процесса.
Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный 
вариант учебного материала по краеведению, оснащать 
серией презентаций к урокам, которые помогают повысить 
интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах.
В  школе закладываются основы познавательного интереса к 
изучению родного края как окружающего ребёнка 
микромира. Поэтому нужно создавать условия для 
формирования нравственных чувств, этики, поведения через 
изучение родного края. 
Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. 
Например, смотреть на него глазами стороннего 
наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя 
не касается. Однако если относиться к этому месту как к 
своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно 
знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном 
процессе, приобщая к этому детей.