Национально- региональный компонент
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Национально- региональный компонент

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
docx
технология
5 кл—8 кл
19.01.2017
Национально- региональный компонент
Публикация является частью публикации:
Национально-региональный компонент.docx
Национально-региональный компонент на уроках технологии Рюмина Л.П., учитель технологии высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ№84», г.Казань В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Проблемы образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном Поволжском регионе. Схожесть материальной культуры и духовных ценностей, общность исторических судеб народов их обычаев и традиций, определили выбор определенных педагогических приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе. Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом. Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования должны отражать природно- экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие региона России; Национально-региональный компонент (как отдельное понятие появилось в начале 90-х гг. ХХ в.) содержания образования обеспечивает особые потребности и интересы в области образования субъектов Российской Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражены национальные и региональные особенности (родной язык и литература, история и география региона и т.п.). Вместе с тем, ряд образовательных областей и учебных предметов представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (обществознание, естествознание, искусство, технология, физическая культура). При этом следует учесть, что региональный (национально-региональный) компонент является частью содержания образования не только дошкольного, общего (школьного) образования, но и начального, среднего и высшего профессионального образования. Каждый из учителей сталкивался с внедрением национально- регионального компонента в учебный процесс. Как это сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих регионов и федерального государства? Один из способов – активное приобщение учащихся к этнической культуре, используя возможности национально- регионального компонента на всех учебных дисциплинах. Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами – смешанный состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне. Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети, принадлежащие какой-либо национальности, не знают своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален и важен «национальный вопрос», формирование положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитание культуры межнационального общения, умение понимать и принимать инокультуры других этносов. При планировании на учебный год учителям необходимо учитывать национально-региональный компонент. Его внедрение охватывает почти все предметы. Что входит в содержание краеведения? Это растения края; животные края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи народов. Например, при составлении узора использовать национальный орнамент Формировать общеучебные компетенции позволяют следующие виды деятельности: поддержка и умение направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск, организовывать совместную работу учащихся, использование педагогики сотрудничества. На сегодняшний день преобладают такие организационные формы учебной работы:  увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;  отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;  увеличение объёма практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера;  создание на уроках атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации;  ведение справочников и архивов. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно- творческое развитие учащихся начальной школы. Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой. Они должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом, содержащими основные сведения, затрагиваемые при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.) это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней события и т.д. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации. Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей края. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры. В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика. С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий, становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозапись, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах. В школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края. Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент

Национально- региональный компонент
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей