Национально-региональный компонент на уроках
технологии
Рюмина Л.П., учитель технологии высшей квалификационной категории,
МБОУ «СОШ№84», г.Казань
В последнее время в обществе, обострился интерес к
развитию человека в конкретной социокультурной и
национальной среде.
В сфере образования на региональном уровне формируются
новые тенденции, отражающие, с одной стороны,
закономерности мирового педагогического процесса, с
другой - национально-региональные особенности,
обусловленные историческими, демографическими,
экономическими, этнокультурными факторами,
менталитетом народа.
Проблемы образования приобретают особую актуальность в
полиэтническом, многоязычном Поволжском регионе.
Схожесть материальной культуры и духовных ценностей,
общность исторических судеб народов их обычаев и
традиций, определили выбор определенных педагогических
приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Национально-региональный стандарт дает учебным
заведениям возможность определять содержание школьного
компонента и тем самым выразить их специфику и
направленность, связь со своим районом, городом.
Концепция национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов среднего
(полного) общего образования должны отражать природно-
экологическое, географо-демографическое, этническое,
национальное, историческое своеобразие региона России;
Национально-региональный компонент (как отдельное
понятие появилось в начале 90-х гг. ХХ в.) содержания
образования обеспечивает особые потребности и интересы в
области образования субъектов Российской Федерации и
включает в себя ту часть содержания образования, в которой
отражены национальные и региональные особенности
(родной язык и литература, история и география региона и
т.п.). Вместе с тем, ряд образовательных областей и учебных
предметов представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (обществознание,
естествознание, искусство, технология, физическая
культура). При этом следует учесть, что региональный
(национально-региональный) компонент является частью
содержания образования не только дошкольного, общего
(школьного) образования, но и начального, среднего и
высшего профессионального образования.
Каждый из учителей сталкивался с внедрением национально-
регионального компонента в учебный процесс. Как это
сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих
регионов и федерального государства?
Один из способов – активное приобщение учащихся к
этнической культуре, используя возможности национально-
регионального компонента на всех учебных дисциплинах.
Для современных школ характерна проблема
поликультурного образования. За партами – смешанный
состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети
разных национальностей. Существующие разные стили
жизни одинаково значимы и имеют право на существование.
Изучение каждого из них способствует формированию
основных ценностей общества. Несмотря на это, все они
живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить
нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не
знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и
живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к
своей Отчизне.
Я бы отметила еще одну проблему. Сейчас дети,
принадлежащие какой-либо национальности, не знают
своего родного языка, традиций, обычаев. Поэтому актуален
и важен «национальный вопрос», формирование
положительного отношения к собственной национальной
культуре, воспитание культуры межнационального общения,
умение понимать и принимать инокультуры других этносов.
При планировании на учебный год учителям необходимо
учитывать национально-региональный компонент. Его
внедрение охватывает почти все предметы. Что входит в
содержание краеведения? Это растения края; животные
края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи народов. Например, при составлении узора использовать
национальный орнамент
Формировать общеучебные компетенции позволяют
следующие виды деятельности: поддержка и умение
направлять развитие личности учащихся, их творческий
поиск, организовывать совместную работу учащихся,
использование педагогики сотрудничества.
На сегодняшний день преобладают такие организационные
формы учебной работы:
увеличение самостоятельной, индивидуальной,
групповой работы учащихся;
отход от традиционного урока с преобладанием
объяснительно-иллюстративного метода обучения;
увеличение объёма практических и лабораторных работ
поискового и исследовательского характера;
создание на уроках атмосферы творческого поиска и
делового сотрудничества, приобретения навыков
эффективного использования компьютеров и других
средств информации;
ведение справочников и архивов.
В результате осуществляется духовно-нравственное
постижение мира, формируются ценностные ориентации,
пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается
любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-
творческое развитие учащихся начальной школы.
Представляя краеведческий материал, мы часто упоминаем
географические понятия – названия городов, посёлков, рек
родного края. Чтобы эти сведения имели конкретное
значение, способствовали формированию правильных
представлений о территории края, уже в начальной школе
можно и нужно знакомить учащихся с географической или
исторической картой. Они должны быть красочными, с
крупными условными обозначениями и шрифтом,
содержащими основные сведения, затрагиваемые при
изучении темы. Очень хорошо в начальной школе
использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут
перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.)
это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней
события и т.д. Использование фигур-аппликаций
способствует установлению логических взаимосвязей,
лучшему запоминанию «сухой» информации.
Важную роль в обучении всегда играли картины,
иллюстрации, портреты знаменитых людей края. Они несут в
себе информацию, способствуют эмоциональному
восприятию, учат видеть не только основное, но и
второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого
необходимы картины демонстрационного формата.
Коллекции предметов материальной культуры позволяют
«прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть
реальные объекты, представляемые в воображении или
виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили
или служат эти предметы, как их использовали или
используют. Предметы таких коллекций можно подержать в
руках, они дают общее и конкретное представление об
объектах материальной культуры.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными
классами, мультимедийной техникой и появилась
возможность использовать эту современную технику на
уроке. Компьютер становится электронным посредником
между учителем и учеником. Он позволяет
интенсифицировать процесс обучения, делает его более
ярким и наглядным, представляет возможность вести
обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
С введением в учебный процесс новых компьютерных
технологий, становится актуальной проблема накопления и
использования цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты,
статистические и динамические модели, объекты
виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
картографические материалы, звукозапись, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные
учебные материалы, необходимые для организации учебного
процесса.
Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный
вариант учебного материала по краеведению, оснащать
серией презентаций к урокам, которые помогают повысить
интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах.
В школе закладываются основы познавательного интереса к
изучению родного края как окружающего ребёнка
микромира. Поэтому нужно создавать условия для
формирования нравственных чувств, этики, поведения через
изучение родного края.
Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь.
Например, смотреть на него глазами стороннего
наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя
не касается. Однако если относиться к этому месту как к
своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно
знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном
процессе, приобщая к этому детей.
Национально- региональный компонент
Национально- региональный компонент
Национально- региональный компонент
Национально- региональный компонент
Национально- региональный компонент
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.